Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. Положение Индии к концу Первой мировой войны




Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны

Вклад Индии в победу метрополии

Большая часть Индии была британской колонией, остальная часть — около 600 княжеств — имела с Англией двусторонние договоры и так­же входила в состав Британской империи. Индия приняла участие в войне на ее стороне и внесла существенный вклад в победу Антанты. Полтора миллиона индийцев (главным образом, сикхи и гуркхи) не­посредственно участвовали в боевых действиях британской армии и понесли немалые потери. Сотни тысяч мирных граждан были моби­лизованы для работ в прифронтовой полосе.

Индия была поставщиком огромного количества продовольствия и сельскохозяйственного сырья, несмотря на собственные социальные бедствия (как известно, только от голода в годы войны погибло около 13 млн. человек). Среди населения проводился сбор пожертвований на военные нужды. Англия получила от Индии заем в 150 млн. ф. ст., из Индии шли поставки товаров на общую сумму в 200 млн. ф. ст.

Английские власти были заинтересованы в экономическом по­тенциале своей колонии и сняли всякие ограничения на развитие промышленности и банков. За годы войны индийское предприни­мательство заметно укрепилось и потеснило англичан. Крупные предприниматели из числа индийцев развивали металлургическую промышленность, строили гидроэлектростанции, создавали соб­ственные банковские учреждения. Еще накануне войны в Индии произошло возрождение ручного ткачества. В этой отрасли перера­батывалось значительно больше хлопчатобумажной пряжи, чем на фабриках, и были заняты 45 млн. человек.

Расширялись и инвестиции английского капитала в Индии — анг­лийские банки все более охотно вкладывали деньги в экономику стра­ны. Все это создавало новые предпосылки для подъема антиколони­ального движения.

Национальное движение в 1918 г.

Еще в 1835 г. генерал-губернатор Маколей начал в Индии реформу об­разования с целью подготовки кадров колониальной администрации из самих индийцев.

Во второй половине XIX в. в Индии открылось немало универси­тетов, где обучение велось на английском языке и по английским программам. Кроме того, дети из семей зажиточных брахманов име­ли возможность получить блестящее образование в лучших универ­ситетах Англии — Кембридже и Оксфорде. Знакомство с достижени­ями европейской цивилизации оказало огромное влияние на индийских интеллектуалов. Хотя число интеллектуалов в целом бы­ло незначительным, их роль в политике и общественной жизни была определяющей.

Именно из этой среды вышли известные индийские просветители Рам Мохан Рой, Свами Вивекананда, Даянда Сарасвати. Тот факт, что Индия потеряла свободу, они считали естественным проявлени­ем закона кармы, объясняли существованием архаичных обычаев (сати, ранних браков, кастовой дискриминации и т. д.) и предлагали различные пути выхода из этого положения. Среди простых индий­цев распространился комплекс неполноценности, преклонения пе­ред англичанами, которых считали представителями законной влас­ти в Индии.




Крупнейшей организацией стал созданный еще в 1885 г. Индий­ский национальный конгресс (ИНК). В то время он еще не был поли­тической партией, а лишь представлял интересы интеллектуальной элиты. Деятельность его сводилась к выступлениям в индийской прессе и к проведению ежегодных конгрессов, где принимались анти­колониальные резолюции и откуда направлялись петиции англий­ским властям. Каких-либо массовых организаций, внутренней струк­туры, координирующих работу органов, в ИНК не было. Правда, в самом конце XIX в. в ИНК выделилась радикальная фракция Б. Тилака, который пытался организовать массовые акции в Махараштре, занимая крайне националистические позиции, но широкой поддерж­ки его деятельность не получила.

В 1906 г. при активной поддержке англичан в Индии была создана еще одна организация — Мусульманская лига. Эта организация ори­ентировалась на образованную часть мусульман, ставила своей целью сплотить мусульманскую общину (еще до войны в Индии было введе­но голосование по куриям, т. е. по религиозному принципу). Англий­ские колониальные власти уделяли подчеркнуто большое внимание Мусульманской лиге и стремились представить себя защитниками интересов индийских мусульман. Накануне и в годы Первой мировой войны ИНК и Мусульманская лига зачастую выступали совместно.



В XX в. в Индии были созданы Законодательные советы — Всеиндийский и провинциальные. С момента их создания постоянно ста­вился вопрос о расширении их полномочий и выборности. По закону 1909 г. избиралась половина депутатов Всеиндийского законодатель­ного совета, в провинциальные Законодательные советы избиралось большинство. В годы войны в Индии широкое распространение по­лучили идеи свараджа (самоуправления). В 1916 г. создается Лига го­мруля — организация, в которой принимали участие и англичане; возглавляла ее А. Безант.

В том же 1916 г. сторонники Б. Тилака вновь вошли в ИНК. Тогда, на съезде ИНК в Лакхнау, с партией Мусульманская лига было дости­гнуто соглашение о единстве действий. С тех пор стали проводиться совместные съезды (сессии) ИНК и Лиги.

В 1915г. председателем Мусульманской лиги избирается выдаю­щийся деятель Мухаммед Али Джинна.Был принят новый Устав этой организации, в котором ее целью провозглашалось самоуправление Индии в рамках Британской империи. Это создавало предпосылки для совместных действий двух ведущих национальных политических орга­низаций. Все ожидали, что Англия предоставит Индии право на само­управление, отблагодарив таким образом за вклад в победу в Первой мировой войне.

Ответ английских властей на чаяния индийцев

В июле 1918 г. был опубликован проект закона «Об управлении Ин­дией». Он получил известность как реформа Монтегю—Челмсфорда (все законы, касавшиеся Индии, имели в названии две фамилии — вице-короля и министра по делам Индии в английском правительст­ве, т. е. лиц, напрямую причастных к его разработке). Ожидавшегося самоуправления для Индии не последовало, правда, кое-какие уступ­ки были сделаны. Расширялось выборное большинство в Законодательных собраниях провинций, снижался имущественный ценз, что позволило увеличить число избирателей в три раза.

Но самое главное — индийцам разрешалось занимать посты, прав­да, второстепенные (здравоохранение, просвещение и т. п.), в Испол­нительных советах (правительствах) при вице-короле и в провинциях. Английские власти сохранили за собой право вето на все акты Зако­нодательных собраний и право их роспуска по своему усмотрению.

Часть лидеров ИНК были склонны согласиться даже на такой ва­риант, например Банерджи в Бенгалии намерения Англии одобрил, он основал Либеральную федерацию, выйдя из состава Конгресса. Но в целом ИНК на своем ежегодном конгрессе в Бомбее в августе 1918 г. отверг проект Монтегю—Челмсфорда. Однако что-либо противопо­ставить английским властям не смог. Закон «Об управлении Индией» был принят парламентом в 1919 г.

19 марта 1919 г. в Индии были введены в действие законы Роулет-та. Они должны были заменить законы военного времени, которые могли действовать после окончания войны не более шести месяцев. Согласно законам Роулетта, административные власти в Индии полу­чили право на разгон митингов и демонстраций протеста, отменялся суд присяжных по политическим делам, вводилось право на аресты и ссылки без суда, запрещались любые организации и органы прессы, устанавливалась строгая цензура. Разумеется, подобные меры не мог­ли стать популярными в Индии, но англичане надеялись на отсут­ствие действенной тактики у ИНК, его организационную слабость. В самом деле, что мог противопоставить Конгресс, кроме заявлений протеста. Но ситуация к тому времени изменилась.

II. Первый этап движения сатьяграхи (1919—1920)

Начало политической деятельности М.К. Ганди

Во время Первой мировой войны в Индию вернулся Мохандас Карамчанд Ганди.Уже тогда он имел мировую известность благодаря своей деятельности в Южной Африке. Там он защищал интересы ин­дийской общины и разработал тактику сатьяграхи — ненасильствен­ной борьбы за независимость в форме несотрудничества и граждан­ского неповиновения.

Вернувшись в Индию в 1915 г., М.К. Ганди поселился у себя на ро­дине, недалеко от г. Ахмадабада. Там, в местечке Сабармати, он основал ашрам, куда стекались ученики не только со всей Индии, но и из других стран. М.К. Ганди учил их принципам сатьяграхи: участник борьбы ни в коем случае не должен прибегать к насилию и уклонять­ся от наказания. В борьбе за сварадж он разрабатывал свои методы до­стижения главной цели.

Прежде всего, это бойкоты английских властей: администрации, юридической системы, школ и учебных заведений, должностей и по­четных званий, английских товаров; в качестве чрезвычайной меры предлагалось даже объявить бойкот налогам. М.К. Ганди призывал иг­норировать английские учреждения и в случае необходимости обра­щаться к традиционным панчаятам — выборным органам в каждом населенном пункте и в кастах.

Одновременно преследовалась и другая цель — свадеши (свое про­изводство): необходимо было постепенно вытеснить англичан из на­циональной экономики. Особое значение М.К. Ганди придавал про­паганде традиционных индийских тканей (кхади), изготовлявшихся кустарным способом.

Тактика сатьяграхи учитывала особенности национальной психо­логии и мировосприятия, прежде всего — идеи кармы. М.К. Ганди не­однократно обращал внимание на то, что достижение Индией свобо­ды невозможно без ликвидации пережитков архаичной социальной структуры и вредных обычаев. Необходимо было также пресечь рас­пространение негативного влияния западной цивилизации (алкого­лизм, наркомания, проституция и т. п.).

6 апреля 1919 г. по всей Индии по призыву М.К. Ганди начался хартал (в знак протеста против законов Роулетта). Успех этой акции был неожиданно велик: повсеместно закрывались лавки, прекращали ра­боту базары, замирала деловая активность. Власти оказались бессиль­ны. Однако 13 апреля произошли трагические события в городе Ам­ритсаре (провинция Пенджаб). Там, на площади Джалианвалла Баг, полиция открыла огонь по участникам митинга; в итоге свыше тыся­чи человек были убиты, около 2 тыс. ранены. Известия о бойне в Пен­джабе вскоре достигли разных концов Индии, и население стало пере­ходить к насильственным актам борьбы против англичан. М.К- Ганди призвал прекратить хартал.

Движение халифатистов и позиция ИНК

В годы Первой мировой войны индийские мусульмане фактически оказались в состоянии войны со своим религиозным вождем — турецким султаном, который носил титул халифа — главы мусульман-сун­нитов всего мира. Это омрачило отношения Мусульманской лиги с английскими властями в Индии.

Англичане неоднократно заверяли лидеров мусульманской общи­ны, что халифат в любом случае будет сохранен как религиозный ин­ститут. Однако уже в 1919 г. на этот счет возникли серьезные сомне­ния, так как события вокруг Турции развивались помимо воли английского правительства. Поэтому в Индии с конца 1919 г. развер­нулось движение в поддержку халифата. М.К. Ганди, сознавая всю важность этого вопроса для индийских мусульман, призвал всех ин­дийцев поддержать это требование.

Начался период небывалого единения мусульман и индусов: прово­дились совместные собрания, мусульмане активно вступали в ИНК, видные индуисты выступали в мечетях. 6 декабря 1919 г. на сессии ИНК в Амритсаре присутствовал лидер Мусульманской лиги М. Али Джинна и известные руководители Халифатистского комитета братья Мухаммад и Шаукат Али.

В апреле 1920 г. М.К. Ганди предложил Халифатистскому комите­ту свою программу гражданского неповиновения. Тактика сатьяграхи была принята с энтузиазмом, М.К. Ганди был даже избран председа­телем Халифатистского комитета. Начались его поездки по стране, связанные с подготовкой массовой кампании.

Кампания сатьяграхи началась 1 августа 1920 г. Официально ИНК в ней не участвовал, она проводилось под лозунгами халифа-тистов. Но размах был огромен. Всю страну охватил бойкот англий­ских товаров и различных учреждений. В нем участвовали как му­сульмане, так и индусы, а английские власти ничего не могли этому противопоставить. Ведь участники сатьяграхи не прибегали к наси­лию, тем самым и власти лишались повода подавлять движение с по­мощью силы.

Принятие ИНК программы и тактики М.К. Ганди

Лидерам Индийского национального конгресса — а это были пред­ставители элиты индийского общества: преуспевающие адвокаты, юристы, видные деятели колониальной администрации, люди, полу­чившие английское образование и воспитание, — нелегко было ре­шиться принять на вооружение тактику сатьяграхи. Объявив бойкот английским товарам, они отказывались от привычного стандарта жизни: бойкотируя сферу администрации, юстицию и учебные заведения, они тем самым лишали себя заработка, а своих детей — воз­можности в будущем занять достойное место в обществе.

Многие известные деятели Конгресса были выходцами из высших, наиболее почитаемых каст, и для них согласиться на такое снижение статуса было крайне трудно. Сам же М.К. Ганди принадлежал к доста­точно скромной касте сельских ростовщиков — бания. И в то время многие задавались вопросом: так ли уж эффективна на деле его такти­ка? Только грандиозный успех кампании халифатистов развеял все сомнения — упорствовать далее было уже невозможно.

В ИНК обсуждались успехи сатьяграхи. В 1920 г. были проведены две сессии: в сентябре — в Калькутте и в декабре — в Нагпуре. На них были приняты исторические решения: одобрена тактика сатьяграхи, политическая программа М.К. Ганди и новый Устав ИНК. Партия ста­новилась массовой, уже в конце 1920 г. в ее рядах насчитывалось 10 млн. человек. Создавалась организационная структура, провинциальные ор­ганизации, а также координирующие органы: отныне во главе ИНК стоял Рабочий комитет.

Сам М.К. Ганди оказался не только блестящим лидером харизма­тического толка (известно, что он оказывал гипнотическое воздей­ствие на аудиторию, сотни тысяч людей заряжались его энергией на грандиозных митингах), но и прекрасным организатором. Он все продумывал и просчитывал заранее, делая малозаметную, кропотли­вую, но исключительно важную работу. Так, М.К. Ганди организовал сбор денежных средств в Фонд Б. Тилака (умершего в 1920 г.), этот фонд и стал основой финансовой системы ИНК, функционировав­шей образцово: деньги всегда находились в обороте, и конфисковать их английским властям было невозможно — денег никогда не было в наличии.

Организации ИНК проводили большую работу на местах по созда­нию панчаятов (органов самоуправления), в сельской местности воз­никали крестьянские комитеты — сабхи, которые защищали права арендаторов, велась пропаганда кхади. Активизировалось движение рабочих в городах: за 1920 г. произошло 200 забастовок, а в мае 1920 г. был создан Всеиндийский Конгресс профсоюзов (ВКП). В январе 1921 г. в ИНК был создан специальный комитет для установления контактов с профсоюзным движением.

М.К. Ганди был убежден, что ИНК станет действенной политиче­ской организацией, если каждодневно заниматься текущей работой, обращать внимание на нужды простых людей, сохраняя и демонстри­руя тем самым массовый характер партии.

III. Второй этап кампании (1921—1922)

Ослабление индо-мусулъманского единства в августе 1921 г.

К сожалению, период единства двух религиозных общин был непро­должительным, хотя М.К. Ганди, братья Али, Азад и другие лидеры мусульманской общины в своих поездках по стране призывали воз­держиваться от всего, что могло оскорбить чувства верующих. Летом 1921 г. в Индии довольно мирно прошел мусульманский праздник Бакрид, хотя раньше именно во время этого праздника происходили кровавые столкновения на религиозной почве в связи с забоем коров мусульманами.

Когда в 1921 г. религиозные авторитеты в Индии обратились к еди­новерцам с фетвой (письменным распоряжением, имеющим для му­сульман силу закона), в которой содержался призыв бороться с ко­лониальными властями вплоть до сохранения халифата, англичане запретили этот документ. Тогда М.К. Ганди обратился ко всем индий­цам, в том числе и индусам, с призывом открыто нарушить этот за­прет и требовать от властей наказания по закону, т. е. тюремного за­ключения. Сотни тысяч людей приходили в комиссариаты полиции, зачитывали текст фетвы и требовали арестовать их. Таким образом, английские власти провоцировались на массовые аресты. В условиях Индии проводить многочисленные аресты среди населения практи­чески невозможно. Англичане оказались в затруднительном положе­нии. Здесь необходимо учитывать такую тонкость: на Востоке власть, отдающая распоряжения и не добивающаяся их выполнения, за та­ковую не считается — таков менталитет населения. Впоследствии М.К. Ганди не раз прибегал к такой форме сатьяграхи — он считал необходимым разрушить ореол законности власти англичан в глазах индийцев.

Ущерб индо-мусульманскому единству нанесли волнения, про­изошедшие в августе 1921 г. на Малабарском берегу (близ Мадраса, восточное побережье, юг). Там вспыхнуло восстание мопла. Крестья­не-мусульмане народности малаяли выступили против землевладель­цев-индусов. Это был конфликт на социальной почве (известно, что купцы-мопла в волнениях не участвовали), но он приобрел характер религиозной резни. Сведения о событиях на юге страны достигли других районов Индии, что привело к религиозным погромам. ИНК и лично М.К. Ганди все эти эксцессы осудили. Ганди даже пытался выехать в район восстания мопла, чтобы разрядить обстановку, но власти этому воспротивились. События на Малабарском берегу на­несли урон единству двух общин.

К тому же в халифатистском движении наблюдался явный спад, так как вопрос о халифате все более утрачивал актуальность из-за со­бытий в самой Турции, где дело шло к провозглашению республики. Таким образом, сплачивавший дотоле две общины вопрос сам по себе терял значение, а внутренние противоречия, подогреваемые эмоцио­нальными всплесками, проявлялись все резче.

Новый подъем движения в связи с визитом принца Уэльского

С осени 1921 г. в Индии распространились слухи о предстоящем визи­те принца Уэльского — наследника английского престола, т. е. пред­ставителя короны. ИНК решил объявить бойкот официальным тор­жествам по этому поводу. Лидеры Конгресса понимали, что оскорбление короны во время визита в Индию повлияет на обще­ственное мнение в самой Англии, так как создаст нелестное представ­ление о политике английского правительства и, возможно, отразится на исходе предстоявших вскоре в Англии парламентских выборов. М.К. Ганди даже обратился с личным посланием к принцу, в котором заверил его в своих лучших чувствах, но в то же время подчеркнул, что дело приняло политический характер. В Индии начался массовый бойкот английских учреждений, продолжался бойкот английских то­варов.

17 ноября 1921 г., в день приезда принца Уэльского в Индию, в порту Бомбей состоялись демонстрации протеста, в городе началась 4-дневная забастовка. В тот же день в Бомбее произошли столкнове­ния между протестовавшими против визита и парсами, попытавши­мися устроить гостю пышный прием.

Английские власти обвинили в провокации беспорядков моло­дежную организацию Конгресса «Сева дал», которая была создана как раз накануне визита высокого гостя с целью поддерживать по­рядок при проведении массовых мероприятий. Английские власти ввели запрет на деятельность «Сева дал», чем не преминул восполь­зоваться М.К. Ганди. Он призвал всех индийцев, независимо от воз­раста, вступать в молодежную организацию ИНК и требовать от вла­стей наказания по закону.

Во всей Индии тысячи людей устремились в полицейские участки с требованием арестовать их, так как они являются членами запре­щенной организации. Списки членов «Сева дал» публиковались в газетах и также доставлялись в полицию. Англичане снова оказались бессильными что-либо сделать.

Колониальные власти предлагали М.К. Ганди компромисс: кампа­ния сатьяграхи прекращается, а по завершении визита принца Уэльского с ИНК начнутся переговоры. Но Ганди был непреклонен. Кампания сатьяграхи продолжалась, Индия бурлила, а английские власти ничего не могли поделать.

Сатьяграха в феврале 1922 г. и ее исход

В декабре 1921 г. сессия ИНК в Ахмадабаде приняла решение: кампа­нию продолжать вплоть до достижения свараджа и восстановления халифата. Было решено перейти к высшей форме сатьяграхи — объ­явить бойкот налогам. Руководителем предстоящей сатьяграхи был объявлен М.К. Ганди. Он получил право единолично решать, когда и к какой форме переходить, когда приостановить кампанию.

1 февраля 1922 г.М.К. Ганди потребовал от вице-короля Ридинга немедленно освободить всех заключенных, снять запрет с «Сева дал» и начать переговоры о предоставлении Индии самоуправления. В противном случае он угрожал перейти к бойкоту налогов. Вице-ко­роль ответил массовыми арестами, тем более что на сей раз основания были, поскольку отказ от уплаты налогов — тяжкое преступление,

Кампания началась с большим энтузиазмом. Хотя многие видные деятели ИНК были арестованы, сам Ганди оставался на свободе. Дея­тельность колониальных властей, казалось, была полностью парали­зована. К тому времени было арестовано уже 10 тыс. активистов ИНК, но отказ от уплаты налогов не прекращался.

4 февраля 1922 г.в деревушке Чаура-Чаурипроизошел прискорб­ный инцидент: крестьяне сожгли забаррикадировавшихся в участке полицейских. Это было явное нарушение основного принципа сатья­грахи — ненасилия (ахимсы). Ганди отдал распоряжение дальнейшую кампанию прекратить. Лидеры ИНК находились в то время в тюрьмах и весть о прекращении борьбы встретили с недоверием. Многие в то время осуждали Ганди за принятое решение, но впоследствии призна­ли, что Ганди оказался прав.

Это был первый насильственный акт,но он мог оказаться далеко не единственным. Сама идея сатьяграхи как ненасильственной формы борьбы была бы скомпрометирована, а англичане получили бы повод подавить движение силой. Ганди прекрасно чувствовал настроения масс и понимал, что напряжение прошедших лет не прошло бесследно, терпение народа уже на исходе и может последовать срыв с не­предсказуемыми последствиями.

Чтобы сохранить влияние на массы, Ганди представил в ИНК свою Конструктивную программу, в которой он, в частности, предлагал: про­должить вербовку в ИНК, пропаганду кхади, сбор средств в фонд Тилака, организовывать на селе панчаяты, отделы социального обслужи­вания (оказание помощи неимущим, при несчастных случаях и т. п.); призывал создавать национальные школы, бороться с неприкасаемос­тью и дискриминацией низших каст, с алкоголизмом. Но дух участни­ков движения оказался подорванным, люди тысячами выходили из ИНК. Вскоре был арестован и осужден на 6 лет и сам М.К. Ганди. Антиколониальная борьба явно пошла на убыль.

К тому же вопрос о халифате окончательно потерял прежнее зна­чение, единство индусов и мусульман ослабло. Более того, повсемест­но начались столкновения на религиозной почве, погромы. Усили­лись экстремистские организации в обеих общинах. Так, в Синде активизировалась деятельность индуистской «Хинди Махасабхи», ко­торая пыталась насильственно обращать в индуизм местное мусуль­манское население. В конце 1921 г. М.А. Джинна вышел из ИНК. Со­вместное проведение сессий Мусульманской лиги и ИНК отошло в прошлое.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 5726; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8181 - | 7869 - или читать все...

Читайте также:

 

54.161.118.57 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.