double arrow
ЛЕКЦИЯ 45

Выводы

1. После Второй мировой войны Франция попыталась вернуть себе колониаль­ную власть в Индокитае, но ей пришлось столкнуться с сильным национали­стическим движением, которое возглавили коммунисты Вьетнама. Долгая война завершилась в 1954 г.: согласно решению Женевской конференции, Франция покидала Вьетнам, Лаос и Камбоджу; Вьетнам делился на два госу­дарства по 17-й параллели. Это казалось временной мерой, так как предпо­лагалось проведение в 1956 г. всеобщих выборов, которые и должны были при­вести к объединению.

2. Начиная с 1960 г. США стали стремительно скатываться к участию в граж­данском конфликте во Вьетнаме: численность американских войск быстро возрастала и достигла к концу 1967 г. 550 тыс. человек. В 1965 г. начались бомбардировки Северного Вьетнама, но конца войны не было видно. С 1969 г. происходило постепенное сокращение американских войск, но масштабы во­енных действий возрастали; с 1970 г. война перекинулась на территорию со­седних стран Камбоджи и Лаоса; целью США было пресечение помощи с се­вера.

3. Движение протеста американской общественности принесло свои плоды — правительство подписало в 1973 г. Парижские соглашения о прекращении войны, а американский Конгресс запретил расходование средств на помощь Южному Вьетнаму и Камбодже. Лишившись помощи США, режим в Сайго­не рухнул в апреле 1975 г.; левые силы пришли к власти также в соседних Ла­осе и Камбодже.

4. После объединения Вьетнам стал ведущим государством в регионе. В 1978 г. он бросил вызов Китаю, свергнув в Камбодже прокитайский режим Пол По­та, и наладил союзнические отношения с СССР. Однако следование в фарва­тере политики СССР вело к росту неэффективности экономики; сказалось и постепенное сокращение советской помощи Вьетнаму.




5. В 1990-е гг. Вьетнам изменил политический курс, начав реформы по «китай­скому образцу». Это в считанные годы преобразовало страну, экономика стала успешно развиваться, повысилось благосостояние населения. Возрос международный престиж Вьетнама, были выведены войска из Камбоджи, урегулированы спорные вопросы с Китаем и США. Вьетнам вступил в члены АСЕАН.


Страны Восточной Азии (1945-2000)

I. Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд в годы «холодной войны»

Великобритания обосновалась в Южной части Малаккского полуост­рова и в северной части острова Борнео еще к началу XX в. С 1941 г. эта территория была оккупирована японцами, но после окончания Второй мировой войны англичане вознамерились восстановить здесь свой контроль, чему способствовало владение мощной военно-мор­ской базой на острове Сингапур.



Но главная проблема была этнической: на самом полуострове ма­лайцы составляли половину населения (в основном сельское), а ки­тайцы — 37% (городское), они же занимали ведущие позиции в биз­несе. С учетом населения Сингапура китайцы составляли 43% жителей, а малайцы — 40%. Поэтому когда в 1946 г. англичане пред­ложили создать Малайский союз, разрешив приобретать права граж­данства китайскому населению, малайцы выступили против.

В феврале 1948 г. англичане создали Малайскую федерацию,ис­ключив из состава государства Сингапур и ограничив возможности получения китайцами гражданских прав. Малайским султанам были предоставлены большие полномочия. Тогда же британские владения на острове Борнео — Саравак и Сабах — были объявлены колониями, а третья территория — Бруней — стала английским протекторатом.

В июне 1948 г. в Малайеначалось восстание китайцев, которое про­исходило под коммунистическими лозунгами. В стране введено чрезвы­чайное положение; восстание затянулось на долгие 12 лет, для его по­давления потребовались огромные усилия. В частности, англичане впервые использовали тактику создания специальных охраняемых по­селений, чтобы оградить местное население от партизан. Эта политика особенно активно стала проводиться с 1952 г. и дала свои результаты.

Одновременно английские власти предприняли меры для сплоче­ния малайской, китайской и индийской общин. Это позволило 31 ав-i-уста 1957г. провозгласить независимость Малайи.Управление страной стало передаваться поочередно в руки малайских султанов. Малайя за­ключила с Англией соглашение об обороне, но стремилась держаться и стороне от блоков. Она так и не стала членом СЕНТО, в 1962 г. отка­залась разместить на своей территории английские войска, которые могли быть переброшены в Таиланд для отражения внешней агрессии.

Сингапурстал полностью независимымот Англии в 1959 г.Он стре­мился к тесным связям с Малайей, но там не проявили особого энту­зиазма, опасаясь, что китайцы окажутся в большинстве.

В 1963 г.образовалась Федерация Малайзия:в ее состав вошли Малайя, Сингапур, Саравак и Сабах. Третья территория на острове Борнео — Бруней — отказалась вступить в федерацию. В соответствии с Конституцией страна состоит из нескольких штатов, часть из которых управляется наследными правителями, часть — назначаемыми губернаторами. Они и образуют Совет правителей, который из своего состава избирает на 5 лет Верховного главу Малайзии.

Образование Малайзии вызвало неприятие соседней Индонезии, лидер которой, президент Сукарно, сам рассчитывал на присоедине­ние всего острова Борнео. Стала проводиться политика «противосто­яния Малайзии» со стороны Индонезии. Малайзия обратилась за во­енной поддержкой к Англии и Австралии, конфликтная ситуация сохранялась вплоть до свержения Сукарно в 1965 г.

9 августа 1965 г. премьер-министр Малайзии Тулку Абдул Рахманвынудил Сингапур выйти из состава государства.Под руководством своего премьер-министра Ли Куан-ЮСингапур успешно развивал экономику, увеличив доход на душу населения к 1975 г. в 3 раза по сравнению с 1965 г. и тем самым доказав свою экономическую жизнеспособность. В Сингапуре большинство населениясоставляют китайцы. Ли Куан Ю находился на посту премьер-министра Сингапура вплоть до 1990 г.

В самой же Малайзии проблема взаимоотношений между двумя об­щинами (малайцами и китайцами) оставалась неразрешимой: в 1969 г. там произошли крупные беспорядки. Однако начиная с 1970 г. наблю­дался бурный экономический подъем, который позволил повысить благосостояние малайцев, не прибегая к перераспределению эконо­мических благ китайской общины.

Даже мировые потрясения середины 1970-х гг. не смогли остано­вить экономический прогрессМалайзии. Новый премьер-министр(с 1970 г.) ТунАбдул Разакпопытался примирить этносы. К началу 1970-х гг. ему удалось объединить все влиятельные партии в межобщинный союз — Национальный фронт, в который вошли крупней­шие партии малайской, китайской и индийской общин. Изменилась и прозападная ориентация во внешней политике. Т.А. Разак взял курс на неприсоединение, совершил визиты в КНР и СССР, после 1975 г. выступил за принятие Вьетнама в АСЕАН.

Индонезия— гигантская страна в Юго-Восточной Азии и по числен­ности населения (свыше 200 млн. человек), и по территории (свыше 13 600 островов), и по ископаемым ресурсам, среди которых главное богатство составляет нефть. В конце XIX в. она стала колонией Нидер­ландов, а в годы Второй мировой войны была оккупирована Японией.

Националистическое движение во главе с доктором Сукарнопро­возгласило независимую Республику Индонезиюсразу же после осво­бождения страны от японской оккупации английскими войсками. Когда голландские войска прибыли в Индонезию, надеясь восстано­вить там колониальный режим, они столкнулись с совершенно иной ситуацией. В ноябре 1946 г. Нидерланды подписали соглашение, по которому признали де-факто существование Индонезийской респуб­лики. Но вскоре начались конфликты. С июля 1947 г. Нидерланды проводят в Индонезии полицейские акции, вопрос передан в ООН.

В 1949 г. под давлением международной общественности независимость Индонезии была признана Нидерландами при двух условиях: 1) заключения союза с Голландией, 2) сохранения под голландским контролем западной части острова Новая Гвинея (Западного Ириана).

Для президента Сукарноважнейшей задачей внутренней политикистало укрепление единства страны.В 1950 г. федерация из 7 штатов бы­ла преобразована в унитарное государство; впредь всякие попытки к сепаратизму на местах безжалостно подавлялись силой. Во внешней политикеИндонезия склонялась к движению неприсоединения.В 1955 г. именно в Бандунге проведена конференция неприсоединив­шихся стран, это была попытка создать противовес Манильскому пакту 1954 г. — прозападному союзу во главе с США.

К 1958 г. Сукарно удалось укрепить режим личной власти, ослабив влияние парламента. Он начинает править как истинный диктатор.

В стратегические планы Сукарно, вероятно, входило постепенное распространение контроля Индонезии над острове Новая Гвинея (он вынудил голландцев оставить Западный Ириан в 1962 г.), а также на Малайю, Сингапур и северную часть острова Борнео. Вот почему Ин­донезия крайне неприязненно отнеслась к созданию в 1963 г. Федера­ции Малайзия. Начались демонстративная конфронтация, демарши в ООН и на разного рода международных форумах.

Экономические трудности, усугубившиеся в результате повальной национализации и развития государственного сектора, Сукарно пы­тался объяснить, прибегнув к бурной антиимпериалистической рито­рике и эффективным жестам.(В 1959 г. он провозгласил режим «на­правленной демократии», стал поощрять сближение с СССР и КНР, а также с Коммунистической партией Индонезии во главе с К.Н. Айди-том. Коммунисты пользовались особым влиянием в среде китайской общины, что вызывало озабоченность армейских генералов. Страну бу­доражили слухи о тяжелой болезни Сукарно.

В сентябре 1965 г.,получив ложное сообщение о его кончине, ли­деры компартии решились на путч,во время которого 6 генералов бы­ли убиты, но остальным удалось бежать из страны. В их числе был ко­мандир элитной дивизии «Силиванги», которая и подавила мятеж, возглавлявшийся начальником личной охраны Сукарно полковни­ком Ун Тунгом.

После этого начались массовые репрессиипротив коммунистов, во время которых погибли около 1 млн. человек, произошли нападения на представителей китайской общины. Сам Сукарно был фактически отстранен от власти, вышел в отставку. Он скончался в 1970 г.

Его преемник, генерал Т.Н. Дж. Сухарто,сумел консолидировать общество, хотя ему и пришлось содержать в заключении длительное время несколько тысяч человек, в том числе лидеров компартии: Аиди-та, Лукмана, Сукеманаи др. Сухарто изменил экономический курс стра­ны,стал поощрять рыночные отношения и иностранные инвестиции в страну, сделал ставку на разработку нефти и других полезных иско­паемых. В результате ежегодные темпы роста экономики в 1970-е гг. достигли 10%.

Крупнейшей проблемой для Сухарто стал исламский сепаратизм, особенно на острове Суматра. Мусульманская организация «Нахдал-тул Улама» достигла численности 20 млн. человек. Так на повестку дня встал исламский фактор.






Сейчас читают про: