double arrow

III. «Исламский фундаментализм» в конце XX в



II. «Исламский социализм» в странах Востока

В фарватере советской внешней политики в 1960-е гг. следовали Еги­пет и Алжир,в 1970-е — Ирак, Сирия и Ливия,в 1980-е — Народная Демократическая Республика Йемен и Афганистан.

Причины этого крылись не только в советской экономической и военной помощи. Идеология марксистского варианта социализмаво многом близка идеям ислама:в принципе отвергаются рыночная экономика и политическая демократия. Если политические структуры в этих странах полностью соответствовали советской модели, то в эко­номике все же допускалась мелкая частная собственность и рыночные отношения, разумеется, под жестким контролем государства. Это поз­воляло в некоторой степени компенсировать неэффективность госу­дарственного сектора.

Режимы в этих странах складывались в рамках восточных тради­ций, но говорить о природной жизнеспособности такой власти нельзя. Необходимо учитывать и фактор внешней помощи СССР, и нефтедол­лары, и даже ту помощь, которую оказывали Сирии богатые арабские страны. Если все это исключить, то экономическая неэффективность режимов становится очевидной. Это особенно наглядно продемонст­рировал пример Афганистана, где режим полностью держался благо­даря огромной советской помощи, которая подорвала в конце концов ресурсы и самого СССР.




Отход от ориентации на СССР начался уже к началу 1970-х гг. (Египет и Алжир), продолжился в 1970-е гг. (Сирия, Ирак и Ливия) и завершился в 1980-е гг. (НДРЙ и Афганистан) с крушением марк­систского эксперимента в СССР Египет и Алжир полностью порвали с «социализмом», в Ираке и Сирии заговорили о «национальном со­циализме».

А вот лидер Ливии Муамар Каддафи вообще сделал уклон в сторо­ну ислама, провозгласив своеобразную форму государства — Джама-херию; если отбросить камуфляж, там по-прежнему сохраняется дик­таторский, деспотический режим власти.

Южный Йемен в 1990-е гг. вошел в состав ЙАР, а из Афганистана выведены советские войска еще в 1989 г. Таким образом, прекрати­лись попытки объединения ислама с «социализмом» — явление, кото­рое следует связывать прежде всего с периодом «холодной войны» в международных отношениях.

Фундаментализм— реакция отторжения чуждых идей в традиционных обществах. Она происходит, когда затрагиваются основы цивилиза­ции. Именно тогда раздаются призывы вернуться к истокам, к само­бытности, к изначальной чистоте собственных традиций.



В принципе, фундаментализм свойствен не только исламу; в част­ности, в Индии в последние годы оживились коммуналистские силы, которые добиваются возврата к первоначальным ценностям индуиз­ма. Однако ныне все чаще используют термин «исламский фундамен­тализм», предрекают даже, что в XXI в. он станет главной проблемой международных отношений.

Исламский фундаментализм связывают не только с террористиче­ской деятельностью весьма опасных группировок и организаций. Подразумевается, что сам ислам предполагает насилие и неприятие чуждых идей. Это, конечно же, не так. На протяжении веков в ислам проникали идеи Запада, которые породили соответствующие интел­лектуальные движения. Им и пытаются противостоять фундамента­листские контрдвижения, которые нередко скатываются к ксенофо­бии и насилию. Поэтому главное сопротивление фундаментализм встречает именно в регионе ислама, со стороны слоев, вкусивших от заимствования западных идей.

Еще в XIX в. зародился панисламизм— движение, ставившее своей целью противодействие западному влиянию на ислам и стремившее­ся к объединению мусульман всего мира. Его основателем был Джа-маль ад-Дин аль-Афгани.

В 1928 г.в египетском городе Исмаилия шейхом Хасаном аль-Буннабыла создана организация «Братья-мусульмане». Вней сочетались черты религиозной секты и политической партии. Своей целью организа­ция ставила объединение всех мусульман в единое государство, где конституцией должен быть Коран, а правовой системой — Шариат.

Хасан аль-Бунна проповедовал терпение к иноверцам, но не всем его последователям удавалось соблюдать это правило: для достижения «святой цели» нередко допускалось использование любых средств, [итлоть до террора. «Братья-мусульмане», первоначально действовав­шие только в Египте, постепенно распространили свою политичес­кую деятельность и на другие исламские страны.

После окончания Второй мировой войны «Братья-мусульмане» активно включились в борьбу против присутствия в Египте англий­ских войск, заодно уничтожая и «предателей» из числа египетских по­литических деятелей. В 1948 г. они убили премьер-министра Нукраши-пашу, после чего основатель организации Хасан аль-Бунна был казнен в 1949 г., а организация разогнана.

Но это лишь подтолкнуло радикальные силы к новым действиям. С конца 1951 г. «Братья-мусульмане» развернули партизанскую войну против английских войск в зоне Суэцкого канала. Они также поддер­жали движение, приведшее к власти в 1952 г. М. Нагиба и ГА. Насера. Убедившись, что Г.А. Насер не является сторонником «исламской го­сударственности», «Братья-мусульмане» устроили на него покуше­ние, за что подверглись жестким репрессиям: тысячи членов органи­зации были заключены в тюрьмы, сама же организация запрещена и ее штаб-квартира перенесена в 1950 г. в Саудовскую Аравию.

Там организация получила мощную поддержку со стороны вахха­битов и превратилась в мировую организацию, имеющую ныне свои филиалы и ячейки во всех мусульманских государствах и даже в среде мусульманской диаспоры в странах Европы и Америки.

К тому времени процесс заимствования элементов европейской модели развития в странах ислама зашел достаточно далеко. Еще до Второй мировой войны в результате реформ Мустафы Кемаля в Тур­ции утвердился принцип лаицизма, да и в других мусульманских стра­нах перемены происходили стремительно. В Египте президент Г.А. На­сер продолжал свою националистическую политику; в 1965 г. он казнил главного идеолога «Братьев-мусульман» Сейида Кутба.

Попытка короля Саудовской Аравии Фейсала в 1965 г. создать военно-политический союз мусульманских стран не увенчалась успе­хом, его инициативу поддержал лишь иранский шах. Позднее была со­здана Организация «Исламская конференция». По инициативе и в ос­новном на средства Саудовской Аравии при ней развивалась пропагандистская и финансовая инфраструктура, но в политический союз эта организация так и не превратилась. Большинство государств вошло в ее состав из прагматических соображений, в расчете на фи­нансовую помощь Саудовской Аравии.



Сейчас читают про: