Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

III. Международные конфликты в Африке в 1980-1990-е гг




II. Роль Китая в Африке

Долгое время КНР не проводила самостоятельной внешней полити­ки в Африке, хотя посольство в Египте было открыто китайцами еще в 1955 г. КНР установила дипломатические отношения с Суданом и Ганой в 1959 г., признала Фронт национального освобождения Ал­жира (ФНО) в 1958 г., предложила экономическую помощь Гвинее (26 млн. долл.) и Мали (19,5 млн. долл.) на выгодных условиях.

С обострением советско-китайских отношений китайская полити­ка активизировалась — возникло искушение вставлять палки в колеса СССР в Африке. Премьер-министр КНР Чжоу Энлай в 1963—1964 гг. совершил визиты в 10 африканских стран и сумел установить там оп­ределенные контакты.

КНР стремилась поддерживать разного рода повстанческие органи­зации в Африке, помогала в обучении партизан, провоцировала восста­ния. В бывшем Бельгийском Конго (Заире) в начале 1960-х гг. Китай поддерживал движение Антуана Гизенги, затем обучал партизан Пьера Мулеле.

В 1963 г. китайцы вмешались в волнения в Бурунди, где беженцы-тутси из соседней Руанды замыслили возвращение на родину. Пра­вительство Бурунди выслало китайскую дипломатическую миссию. Аналогичные события произошли и в бывшем французском Конго (Браззавиле), где китайцев обвинили в провоцировании военного пе­реворота в 1966 г.

«Культурная революция» в самом Китае привела к почти полному сворачиванию его деятельности в Африке: в 1966 г. были отозваны ки­тайские послы из 18 африканских стран.

Единственная страна, с которой у Китая сохранились теплые от­ношения, была Танзания. Китайцы начали устанавливать отноше­ния с этой страной после 1964 г. В 1965 г. Чжоу Энлай и Д. Ньерере обменялись визитами. Вскоре страны стали совместно вести строи­тельство железной дороги «Танзам» (Танзания—Замбия), чтобы об­легчить вывоз полезных ископаемых из Замбии, минуя португаль­скую колонию Мозамбик. Соглашения о начале строительства были подписаны в 1967 и в 1970 гг. Железная дорога «Танзам» протяженно­стью 2 тыс. км стала витриной Китая в Африке. На ее строительстве работали 15 тыс. рабочих из Китая, которые в ходе общения с афри­канцами поднимали престиж своей страны. Строительство велось под руководством китайцев и было закончено на 2 года раньше намечен­ных сроков.

Однако Китаю так и не удалось спровоцировать какие-либо рево­люционные волнения в Африке. КНР не могла соперничать даже с СССР в оказании экономической помощи африканским странам, а последние, нуждаясь в военной помощи, предпочитали обращаться к СССР. Очевидно, интерес Китая к Африке не был так уже велик, а поддержка разного рода партизанских движений осуществлялась слишком слабо.




Многие из конфликтов, разгоревшиеся в 1980-е гг., тянулись еще с 1970-х гг., когда они были закамуфлированы «политически» под про­тивостояние двух систем.

Так, в конце 1975 г.,когда Испания оставила свою колонию Риоде Оро,последнюю поделили между собой две страны: 2/3 достались Ма­рокко,1/3— Мавритании.Но возникла организация фронт ПОЛИСА-РИО,которая выступала за независимость этой территории. Она сумела заручиться поддержкой соседних стран — Алжира и Ливии; в 1976 г.была провозглашена Сахарская Арабская Демократическая Республика.

Началась долгая война, в которой ПОЛИСАРИО получил поддержку от СССР (через Алжир), а Марокко — от Франции и США.

Столкнувшись с неразрешимыми экономическими проблемами, Мавритания в 1979 г.отказалась от притязаний на свою часть Рио де Оро; эту территорию взяли под контроль марокканские войска. Однако война все больше заходила в тупик: Марокковынуждено бы­ло возвести огромный пограничный вал вдоль всей контролируемой территории, содержать 100-тысячную армию, нести ежедневно расхо­ды, составлявшие 750 тыс. долл.

В 1983 г. король Хасан II заключил с М. Каддафи соглашение, по ко­торому Ливияотказалась от поддержки фронта ПОЛИСАРИО в обмен на обещание Марокко не вмешиваться в дела Чада.Правда, в 1986 г. Хасан II вынужден был денонсировать договор с Ливией, поскольку он не устраивал правительство США.

В 1987 г. было достигнуто соглашение с Алжиром; финансовая поддержка ПОЛИСАРИО прекращена. Среди его лидеров произо­шел раскол. К тому времени весь политический камуфляж был сор­ван: противостояние Восток—Запад осталось позади и это создало условия для разрешения вооруженного конфликта в Западной Сахаре.К сожалению, пока не удается организовать референдум о самоопре­делении народа этой территории, но прежнего военного противосто­яния уже нет.



Другой крупный вооруженный конфликт начался в Чадееще во времена первого президента Француа Томбалбая.Ему в 1966 г.броси­ла вызов организация ФРОЛИНА,штаб-квартира которой находилась в Ливии.Благодаря военному вмешательству Франции, Ф. Томбалбаю удавалось сохранить власть, но в 1975 г. он был убит, а война продол­жалась.

Тем временем французы ушли, а среди лидеров ФРОЛИНА про­изошел раскол: образовались две группировкилидеров — Гукуни Уэддея и Хиссена Хабре.Первого поддержали ливийцы: в 1980 г.они совер­шили бросок в направлении столицы Чада Нджамены и помогли Г. Уэддею захватить власть. В благодарность за это Ливии была обеща­на полоса Ауза, богатая, как предполагалось, ураном.

Война продолжалась. В 1986 г. ливийцы отказали Г. Уэддею в под­держке, и в 1987 г. верх одержал X. Хабре. Но в 1990 г.Ливия оказала помощь соратнику Хабре Идрису Дуби,и он сверг своего шефа.

Нестабильная обстановка сохранялась в Чаде; ситуация ослож­нялась постоянным вмешательством извне: Ливия, Франция, США,

Израиль — все пытались как-то воздействовать на эту страну. Одна­ко острота военного противостояния в Чаде постепенно сошла на нет, а в полосе Ауза так и не был обнаружен уран. В 1989 г. спор меж­ду Чадом и Ливией в отношении полосы Ауза передан в Междуна­родный суд.

В Западной Африке в период гражданской войны, начавшейся в Либерии в 1990 г.и угрожавшей перекинуться на соседнюю республи­ку Сьерра-Леоне, 5 африканских государств создали объединенные вооруженные силы (ЭКОМОГ).Эти силы должны были положить ко­нец междоусобной борьбе; в Либерию был направлен 5-тысячный контингент, состоявший в основном из войск Нигерии и Ганы. С боль­шим трудом удалось в 1995 г. достичь соглашения о разграничении вла­сти в стране. Это была первая успешная попытка разрешения конфликта самими африканцамибез вмешательства других держав. Впрочем, еще в 1978 г. в Заире французские и бельгийские десантники были замене­ны смешанным контингентом войск Марокко, Сенегала, Берега Сло­новой Кости, Того и Габона.

В Восточной Африке поддержка СССР режима Менгисту Хайле Мариама вызвала кризис в соседней стране — Сомали.Засуха, голод и болезни ускорили распад государства, начавшийся в 1982 г. Между­народная помощь была хаотичной, нерегулярной, хотя в 1980-е гг. около 20 гуманитарных организаций вели работу в Сомали.

В 1991 г.был свергнут президент Сомали Сиад Барреи страна по­грузилась в хаос. В 1992 г. в Сомали, по решению Совета Безопасно­сти, направлены Силы ООН по поддержанию мира. К тому времени странауже распалась на враждующие кланы и требовалось разоружение сторон.

Операция ООНв Сомали обернулась крупным провалом, хотя кон­тингент вооруженных сил в 1993 г. достиг 26 тыс. человек, из них аме­риканцы составляли 8 тыс. Произошло несколько инцидентов, в ходе которых силы ООН понесли потери. В 1994 г. американский президент Б. Клинтон окончательно отозвал американцев из Сомали. 16 месяцев спустя силы ООН полностью покинули эту страну, оставив ее в том же положении, в котором она находилась в 1992 г.

Сейчас на территории бывшей Сомали существуют множество квазигосударств, опирающихся на поддержку своих соседей: Сомали-ленд, Пунтленд и др. 25 августа 2000г. избран «временный президент» Абдулкасим Салад Хасан, который провозгласил курс на возрождение единого Сомалийского государства. Пример этой страны служит пре­достережением мировому сообществу и показывает, как далеко может зайти процесс деградации в Африке.

В ЭфиопииМенгисту Хайле Мариам безуспешно вел борьбу с Эри-трейским фронтом, одновременно пытаясь совладать с восстаниями внутри страны. С приходом в СССР М.С. Горбачева на пост Генераль­ного секретаря ЦК КПСС советская помощь стала быстро сокра­щаться. В 1989 г. начались переговоры с Эритрейским фронтом при посредничестве бывшего президента США Д. Картера.

В 1991 г. Менгисту был свергнут, а Эритрея в мае 1993 г.стала не­зависимым государством. Правда, вскоре участились пограничные конфликты между Эфиопией и Эритреей,которые переросли в вой­ну 1998—2000 гг. Несомненным итогом этой войны стало возрожде­ние сепаратистских настроений у племени афар, стремящегося к со­зданию своего государства на территориях Эритреи, части Эфиопии и Джибути. Таким образом, территориальные проблемы здесь пере­плетаются с проблемами сепаратизма, что ныне затрагивает многие государства в Африке.

На протяжении 1980-х гг. в Мозамбикешла настоящая война, причем ЮАР поддерживала в ней антиправительственные силы Мо-замбикского национального сопротивления (МНС). В 1984 г. был за­ключен договор в Нкомати, по которому Южная Африка обещала прекратить помощь МНС в ответ на прекращение помощи Мозам­бика АНК. Но помощь МНС продолжалась; продолжалась и война в Мозамбике.

В войну было втянуто и соседнее государство — Зимбабве:МНС объявил ему войну в 1986 г., поскольку правительство Зимбабве сфор­мировало специальный отряд особого назначения для защиты от пар­тизан МНС. Таким образом, военные действия перекинулись и на восточную провинцию Зимбабве — Маникаленд.

В 1986 г. президент Самора Машел погиб в авиационной катастро­фе и новым президентом Мозамбика стал Жаоким Чиссано.Ему уда­лось в 1990 г. склонить Южную Африку к соглашению. Затем ООНбыло предпринято посредничество; в Мозамбик прибыли междуна­родные наблюдатели. В октябре 1992 г. заключено соглашение о пре­кращении огня, а через 2 года состоялись выборы, в которых приняла участие и МНС.

В Мозамбике воцарился мир: стало расти промышленное произ­водство, в концу 1990-х гг. его темпы достигли 10% в год. Но в декаб­ре 1999 г. состоялись новые выборы, которые показали рост влияния МНС. Хотя ему и не удалось получить большинство голосов, но исход выборов усилил противостояние между ФРЕЛИМО, правящей пар­тией, и МНС, а особенно между их лидерами — Жоакимом Чиссано и Альфонсу Длакомой.

В настоящее время МНС сохраняет свои позиции в северной и цен­тральной части Мозамбика, но страна постепенно оправляется после долгой войны.

В Анголе в 1980-е гг. продолжалась гражданская война, причем США поддерживали УНИТА,оказывая Ж. Савимбизначительную по­мощь, а СССР — правительство, возглавляемое после смерти А. Нето в 1979 г. президентом Эдуардудуш Сантушем.В войну были вовлечены вооруженные силы и Кубы, и Южной Африки. В результате перегово­ров было заключено соглашение 1988 г. о взаимном выводе кубинских и южноафриканских войск.

В дальнейшем, в 1991 г., при посредничестве Португалии, США и СССР были подписаны Бисесские соглашения, которые позволили на определенное время приостановить гражданскую войну в Анголе. Еще в марте 1991 г. в Анголе принят закон о политических партиях. В стране создано около 100 партий; в Конституции закреплен прин­цип многопартийной демократии.

В сентябре 1992 г.под контролем ООН в Анголе проведены парла­ментские и президентские выборы: МПЛАполучила в парламенте 129 мест, УНИТА— 70. На президентских выборах Эдуарду душ Сан-туш получил 49,5% голосов, а Ж.Савимби — 40%; был необходим второй тур выборов. Но Савимби отказался признать результаты вы­боров и возобновил гражданскую войну. Лишь в октябре 1994 г. под­писано соглашение о прекращении гражданской войны и возобнов­лении мирных переговоров.

В апреле 1997 г.в Анголе было создано правительство Национально­го примирения,но в декабре 1998 г. Ж. Савимбиначал новую войну.На сей раз позицию УНИТА единогласно осудили ООН, ОАЕ, Евро­пейский парламент и даже бывший союзник — США.

Правительство Анголы сумело добиться перелома в военных дей­ствиях, организовав контрнаступление во второй половине 1999 г. Ре­шающие победы были одержаны правительством в сентябре 1999 г. — взяты базы УНИТА. В 2000 г. наступление продолжено, и в настоящее время под контролем правительства уже находится свыше 90% терри­тории страны.

Многие видные руководители УНИТА перешли на сторону прави­тельства. Покинули Ж. Савимби даже его дети, а сам он продолжает сопротивление, скрываясь в лесах. Но в любом случае наиболее ост­рая фаза военного конфликта в Анголе преодолена.

В 1990-е гг. военные действия велись на территории 15 африкан­ских государств. Особенно большие разрушения войны принесли на территории Анголы, Мозамбика, Эфиопии, Сомали, Чада, Либерии, Западной Сахары.Преодоление последствий войны, очевидно, потребу­ет многих десятилетий. Остается реальной И возможность рецидивов конфронтации. В настоящее время серьезный конфликт происходит в Заире,где противостоят друг другу армии Уганды, Бурунди, Анголы, Зимбабве, Намибии, Чада.

Обострились отношения Суданасо своими соседями — Эфиопией, Эритреей и Угандой,которых он обвиняет в провоцировании выступ­лений (с начала 1997 г.) сепаратистских сил на юге страны. Обостри­лись территориальные споры и в отношениях между Камеруноми Ни­герией, Экваториальной Гвинеейи Нигерией, Намибиейи Ботсваной.

Многие государства региона оказались вовлеченными в конфликт между народами тутси и хуту,проживающими в Руандеи Бурунди.Можно привести и другие примеры нестабильности, которую питают проявления религиозной нетерпимости, межплеменная рознь, сепа­ратистские тенденции, споры из-за территорий, амбициозные устремления африканских лидеров.

Но следует отметить и некоторые позитивные тенденциипоследних лет. С окончанием «холодной войны» ожесточенность большинства вооруженных конфликтов пошла на убыль, так как исчезла заинтере­сованность великих держав в их сохранении.

Это подтверждает опыт урегулирования конфликтов в Анголе, Ли­берии, Мозамбике, Чаде. Удалось мирным путем разрешить террито­риальный спор между Ливией и Чадом из-за полосы Аузу, урегулиро­вать споры между Нигерией и Камеруном, Намибией и Ботсваной. Все большую роль в урегулировании конфликтов играют межнацио­нальные воинские подразделения самих африканских стран, как это произошло, например, в Либерии, где используются силы ЭКОМОГ.

В настоящее время стоит вопрос о создании межафриканских миро­творческих сил.США, например, уже подготовили по батальону во­оруженных сил из Сенегала и Уганды; сейчас готовятся батальоны из Ганы, Малави, Мали, Туниса и Эфиопии.

Может значительно снизить уровень военного противостояния и сокращение военных расходов. В среднем африканские страны тра­тят на военные нужды более 15 млрд. долл. в год, причем крупные военные бюджеты часто имеют страны, нестабильные в экономиче­ском и политическом отношениях. 12 стран Африки расходуют на военные цели более 5% ВНП, а некоторые (Ангола, Марокко, Кабо-Верде) — даже 12% ВНП, что в несколько раз выше, чем показатели стран — членов НАТО.

Содержание одного африканского солдата обходится в сумму, выделяемую на лечение, социальное обеспечение и просвещение 364 гражданских лиц. Огромные военные расходы не только создают угрозу международных конфликтов, но и поглощают и без того огра­ниченные ресурсы Африки.

В заключение, подводя итоги фактически 40-летнему независимо­му развитию Африки, следует отметить так называемый афропесси-мизм — разочарование результатами независимости. Несмотря на не­которые положительные тенденции последних лет (возобновившийся экономический рост, уменьшение числа международных конфлик­тов), в настоящее время всерьез обсуждаются разные варианты воз­рождения попечительско-мандатной системы.

Очевидно, что многие из африканских проблем вызваны отнюдь не колониализмом, а связаны со слабым государственным управлени­ем, некомпетентным и коррумпированным. Во многих африканских государствах все общественные структуры ныне развалились, приме­ром чему может служить ситуация в Сомали. Поэтому многие специ­алисты ставят ныне вопрос о воссоздании системы опеки, на сей раз по линии Организации Объединенных Наций, под контролем Совета Безопасности. Существуют различные варианты предложений: от со­здания основ государственного управления до обеспечения внутрен­ней безопасности, контроля над обращением валюты и экономикой.

Но есть и другие взгляды; их выражает, в частности, нынешний президент ЮАР Табо Мбеки, автор концепции «африканского Рен-нессанса»: он видит свидетельства возрождения континента. В 2000 г. в Ломе (столице Того) подписан пакт о создании Африканского сою­за — эта организация должна заменить со временем ОАЕ. В настоя­щий момент предпринимаются усилия для создания АС (Африкан­ского союза). В 2002 г. он создан; председателем Африканского союза избран Табо Мбеки, президент ЮАР. Организация Африканского единства, столь много сделавшая для завоевания независимости аф­риканскими государствами, перестала существовать. Будет ли какая польза от этого, покажет будущее.

В любом случае Африка оказалась в чрезвычайной ситуации: там самый низкий в мире доход на душу населения, самая высокая дет­ская смертность, устрашающие темпы распространения СПИДа, без­работица. Поэтому Африка нуждается в чрезвычайной международ­ной помощи.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 2302; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8298 - | 7922 - или читать все...

Читайте также:

 

35.175.191.150 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.