double arrow

III. Специфические проблемы стран Тропической Африки

В Африке проживает около 500 этнических групп, каждая из которых имеет свой язык. Когда европейцы делили Африку, создавая свои ко­лониальные империи, они не обращали внимания на этническое многообразие. Но с обретением независимости бывшими колониями выяс­нилось, что в рамках новых независимых государств проживают раз­личные народности, отношения между которыми в силу разных при­чин складывались напряженно.

Более того, некоторые крупные народы оказались разделенными государственными границами, что могло бы привести к территори­альным спорам и конфликтам. Поэтому Организация Африканского Единства (ОАЕ) в 1964 г. приняла решение утвердить границы, остав­шиеся от колониальных времен. Этот принцип был признан всеми правительствами африканских стран, но межэтнические конфликты тем не менее, разгораются постоянно.

Если в сельской местности население в основном моноэтнично, то африканские города, наоборот, стали привлекать представителей раз­ных народов и племен. Выходцы из деревень селились в городах зем­лячески, т. е. племенными коллективами, образуя из «своих» соответ­ствующие городские кварталы. Они оказывали поддержку политикам и военным родом из тех же мест и племен, что зачастую провоцирова­ло внутренние конфликты.

За всеми внутренними конфликтами в Африке так или иначе сто­ит именно межплеменная рознь — трибализм, хотя внешне это может быть оформлено как «политические интересы». Так было, например, в Анголе, где длительное время шла борьба между властями Луанды (ориентировавшимися на социализм и СССР) и Жонасом Савимби, лидером УНИТА (ориентировавшимся на капитализм и поддержку Запада). Если присмотреться повнимательнее, за этим противостоя­нием можно увидеть именно межплеменные конфликты.

Став независимыми, африканские государства представляли со­бой такое многообразие языков, этнических групп, религиозных ве­рований и культур, что мало походили на монолитные государствен­ные формирования, которыми выглядели на политической карте.

Типичным для Африки примером межплеменного конфликта яв­ляется бывшее Бельгийское Конго (Заир). Сразу же после провозгла­шения независимости в I960 г. там начались беспорядки, вызванные соперничеством политиков, опиравшихся на различные племена и на­родности.

Когда в 1964 г., казалось бы, было покончено с попытками отделе­ния богатой провинции Катанга, возникли проблемы в других райо­нах страны, в частности, произошел мятеж Пьера Мулеле в Восточ­ной провинции, который был подавлен в 1966 г. диктатором Мобуту.

Но уже в 1967, г. в Катанге вновь была предпринята попытка отде­литься. То же произошло через 10 лет, в 1977 г., когда в той же провинции восстала народность балунда, объявив о создании Фронта нацио­нального освобождения Конго. Этот конфликт вызвал международ­ное вмешательство, в том числе были введены и контингенты войск Марокко, Сенегала, Берега Слоновой Кости, Того и Габона.

Но это не могло устранить главной причины — страна все больше погружалась в хаос, экономика и инфраструктура разваливались, госу­дарственные сферы охвачены коррупцией, жизненный уровень населе­ния беспрерывно падал, губернаторы провинций фактически стали не­зависимыми; средняя продолжительность жизни сократилась до 40 лет.

В мае 1997 г. Мобуту был наконец свергнут в результате восстания. Во главе страны встал Лоран-Дезире Кабила, личный друг П. Лумумбы и Э. Че Гевары. Ему оказали поддержку соседние государства — Уганда, Руанда, Бурунди. Но в июле 1998 г. Кабила поссорился с представите­лями народа тутси, проживающим на Востоке Конго, среди которого было много беженцев из этих стран.

В августе 1998 г. против режима Кабилы начался мятеж, поддер­жанный Угандой, Руандой и Бурунди, которые направили в Конго свои войска. На помощь правительству пришли Ангола, Зимбабве, Намибия, Чад и другие страны.

Так началась эта африканская война, которая тянется до сих пор. Почти половину территории Конго ныне контролируют мятежники. По некоторым данным, от военных действий уже погибли свыше 1 млн. 700 тыс. человек.

Проблема взаимоотношений между тутси и хуту давняя. Более высокорослые тутси всегда считали себя и более аристократичными. В Бурунди после выборов 1993 г. господство тутси было свергнуто, но началась резня народа хуту. В следующем 1994 г. тутси двинулись из соседней Уганды в Руанду и устроили резню хуту, по некоторым дан­ным, погибли около 1 млн. человек. В настоящий момент тутси по-прежнему правят в Руанде и Бурунди и угнетают хуту.

В 2001 г. ситуация осложнились еще больше: в январе убит сам гла­ва режима Л.-Д. Кабила; власть перешла к его сыну Джозефу Кабиле, командующему сухопутными войсками. Пока конца войне не видно, всякие попытки заключить перемирие кончаются неудачей. В 2002 г. Зимбабве объявила о выводе своих войск. Но в мае того же 2002 г. обо­стрилась ситуация на востоке страны в связи с активизацией так на­зываемой Патриотической армиии Руанды. Недавно СБ ООН про­длил мандат международных сил до 30 июня 2003 г. (МООНДРК).

Не менее трагичной стала и судьба Нигерии, самой многонаселен­ной страны в Африке. Бывшая британская колония представляла со­бой смешение различных народов, религий и культур. На Севере проживали два народа — фулани и хауса, между которыми существовал давний конфликт; на Западе — народ йоруба; в южной части в основ­ном проживали ибо — люди очень энергичные.

С начала XX в. ибо стали заселять и Север, и Запад. После провоз­глашения независимости в 1960 г. уроженец Северной Нигерии занял пост премьер-министра, представитель народа ибо — пост президен­та, а лидер Западной Нигерии — вождь Обафеми Аволово — сформи­ровал оппозицию в парламенте.

Но вскоре такой расклад изменился: союз Севера и народа ибо распался; Аволово был смещен вождем Акинтолой, который стал склоняться к союзу с Севером. С января 1966 г. в столице Нигерии Ла­госе прошла череда государственных переворотов, в результате кото­рых власть захватил полковник Якубу Говон, уроженец Севера и хри­стианин. Он начал осуществлять некоторую либерализацию режима, собрал в Лагосе конференцию представителей всех народов Нигерии.

В мае 1967 г. губернатор Восточной Нигерии Одумегву Оджукву объявил о создании независимого государства народа ибо -- Биафры. Началась долгая Гражданская война, в ходе которой погибли многие сотни тысяч мирных жителей. Федеральная армия Нигерии, числен­ность которой возросла до 220 тыс., постепенно брала верх, но кон­фликт затянулся до 1970 г. СССР и Великобритания поддерживали правительство Нигерии, Франция и некоторые африканские государ­ства — Биафру. В январе 1970 г. Биафра капитулировала.

Вскоре, казалось бы, наступили благодатные времена, поскольку Нигерия входила в шестерку мировых производителей нефти. После повышения мировых цен на нефть странами ОПЕК в 1973 г. темпы экономического роста в Нигерии достигли 7% в год. Но в 1980-е гг. по­следовал резкий спад, доходы на душу населения сократились в 4 раза. Это повлекло за собой обострение внутриполитической ситуации, Яку­бу Говон был свергнут уже в 1975 г. В настоящее время в стране беспре­рывно происходят государственные перевороты, что отражает сложную этническую структуру общества.

Почти все африканские государства стали республиками, а в качест­ве национальных языков утверждены языки бывших метрополий. Это произошло ввиду сложной этнической структуры стран, иначе любой вождь, став королем, сразу же восстановил бы против себя все прочие племена и народы. Кроме того, во всех африканских государствах есть парламенты, через которые демократическим путем должны прояв­ляться интересы различных народов и племен. Политические партии в Африке складывались в основном по этнически-племенному прин­ципу. В этом — специфика общественных связей: любой человек, сделавший карьеру, должен был окружать себя родственниками и сопле­менниками, которые составляли его политическую опору.

Казалось бы, парламентская демократия соответствует этническо­му многообразию Африки, тем более что представители элиты хорошо знакомы с историей парламентских традиций в Европе. Внешне в аф­риканских странах присутствовали все атрибуты демократии: выборы, президенты, конституции, гарантирующие населению демократичес­кие свободы. Но на деле все обстояло иначе: почти повсеместно ут­верждались однопартийные режимы, значительная часть этнических групп отстранялась от власти, или им предлагалась лишь небольшая доля формального участия. Во всяком случае почти везде оппозиция низводилась до уровня зависимого младшего партнера.

Это предопределило частую смену власти в африканских странах, постоянные политические кризисы. Единственным хорошо органи­зованным государственным институтом в Африке является армия. Она вынуждена постоянно вмешиваться в политическую жизнь, регу­лярно устраивая военные перевороты.

Первый успешный государственный переворот произошел в Того в 1963 г., когда был убит президент Сильванус Олимпио. Затем после­довали аналогичные события в бывшем французском Конго, Бенине, Габоне, Заире, Верхней Вольте, Гане — до 1968 г. в Черной Африке произошли 64 военных переворота.

В конце 1960-х гг. ситуация усугубилась — лишь одна Дагомея (Бенин) пережила 6 переворотов; на них просто перестали обращать внимание. В 1970-е гг. военные перевороты были в Африке главным средством смены власти. Выборы же никакой роли не играли; как говорили на Западе, в Африке они проводились по принципу: «Один человек — один голос — один раз».

Поскольку длительное время сохранять военный режим практиче­ски невозможно, через определенное время армия передает власть гражданским лицам или организует выборы, где побеждает ее ставлен­ник. Через несколько лет ситуация вновь повторяется — таковы реа­лии политической жизни в странах Африки. Даже когда военные не становились арбитром в конфликте политиков, парламентская демо­кратия западного типа сворачивалась уже через несколько лет. При­мерно в тридцати самых бедных государствах мира в Африке была вве­дена однопартийная система, а президенты обладали фактически аб­солютной властью.

В Африке утвердился авторитарный стиль правления; несколько такого рода руководителей находились у власти в течение почти трех десятков лет, вплоть до 1990 г.: Мобуту — в Конго, Уфуэ Буаньи — в Кот-д'Ивуаре, Хестинг Банда -— в Малави. Лишь в 1990-е гг. намети­лись некоторые перемены: в 1991 г. первые свободные президентские выборы проведены в Бенине; в Замбии в том же году президент Кен­нет Каунда, находившийся у власти в течение 27 лет, также не был из­бран на новый срок.

В политической жизни Африки уже в 1960-е гг. стали доминировать на­силие, мракобесие и тирания. В Бурунди два премьер-министра были убиты один за другим. Президент Бенина лично убил своего министра внутренних дел. В Народной Республике Конго по телевидению был по­казан труп высшего военного чина с заткнутым долларами ртом. В Эк­ваториальной Гвинее, где в 1968 г. президентом стал Франциско Масиас Нгуэма, началась настоящая резня: президент лично избил до смерти своего министра внешних сношений; так он поступал и отношении дру­гих подчиненных вплоть до своего свержения в августе 1979 г.

Еще более одиозный случай произошел в Центрально-Африкан­ской Республике. Командующий армией Бокасса в 1966 г. был провоз­глашен пожизненным президентом, а в 1977 г. он объявил себя импе­ратором, а страну — империей. По сему случаю в декабре 1977 г. была устроена пышная церемония коронации, на которой присутствовали 35 тыс. иностранных гостей. Шикарный трон в виде орла, корона, ук­рашенная 2 тыс. бриллиантов, императорские регалии и пр. — все это обошлось стране в одну пятую часть ее годового дохода.

Бокасса «прославился» безудержным насилием и самодурством: в 1979 г. он лично участвовал в убийствах 80 детей, ударил император­ским скипетром по голове личного посланника президента Франции. Только после вмешательства французских войск он был свергнут 9 сентября 1979 г. Диктатор получил политическое убежище в Береге Слоновой Кости, но был заочно обвинен в каннибализме, убийствах, махинациях с золотом и бриллиантами.

Во многих африканских странах распространены колдовство и свя­занные с этим ритуалы. В Уганде, например, некоторые народы с му­сульманского Севера пили кровь своих жертв и съедали их печень, многие калечили тела своих врагов, отправляя таким образом религи­озные ритуалы. Времена правления угандийского диктатора Иди Ами­на и поныне вспоминаются с ужасом. Еще до предоставления незави­симости Уганде в 1963 г. он приобрел репутацию крайне жестокого че­ловека, был замешан в многочисленных убийствах и пытках людей. Но британские колониальные власти не стали судить одного из немно­гих черных офицеров. При президенте Мильтоне Оботе Амин посте­пенно выдвинулся как главнокомандующий армией. Выходец с Севе­ра, Амин еще в 16-летнем возрасте принял ислам. Впоследствии он установил связи с ливийским президентом Каддафи и руководителями палестинских организаций.

В 1971 г. Амин сверг Оботе и установил свою власть в Уганде. Му­сульмане составляли лишь 5% населения страны, но тем не менее Амин, опираясь на поддержку ливийцев и палестинцев, установил настоящую диктатуру. Его режим стоил жизни 300 тыс. угандийцев, Амин уничтожал всех недовольных, лично расправился с нескольки­ми министрами.

Многие бежали из страны уже в 1971 г., так что суть происходяще­го была известна миру. Амин был ритуальным каннибалом; известно, что он убил свою жену, расчленил ее труп и затем съел его. По совету одного шамана он убил сына и съел его сердце. Доказано, что он имел коллекцию иллюстраций из руководства по анатомии и хранил специально подобранные человеческие органы в холодильнике. Амин лично расправился с высшими полицейскими чинами, рассле­довавшими его преступления. Главным орудием в его руках стала ор­ганизация под названием Государственный исследовательский центр (ГИЦ), где работали советники из Ливии и палестинцы. Она была цен­тром пыток и расправ с недовольными или подозреваемыми в проти­водействии диктатору.

Поражает тот факт, что, даже когда о преступлениях Амина в Уган­де уже было широко известно, он пользовался широкой международ­ной поддержкой, и прежде всего в Африке. В ОАЕ вообще никто не критиковал Амина вплоть до 1978 г., когда он напал на соседнюю страну — Танзанию. Мало того, в 1975 г. он был избран председателем ОАЕ и в этом качестве выступал на Генеральной Ассамблее ООН 1 ок­тября 1975 г., после чего в его честь был устроен обед видными лица­ми. Амин был свергнут 4 марта 1979 г. танзанийской армией, нашел убежище у Каддафи в Ливии. Но насилие в Уганде отнюдь не прекра­тилось.

Серьезную угрозу представляют и другие проблемы, в частности, крайне остро стоит проблема СПИДа. В некоторых странах Тропи­ческой Африки им поражена значительная часть населения. Специ­алисты говорят о так называемом «поясе СПИДа», куда относят та­кие страны, как Замбия, Мозамбик, Ботсвана, Свазиленд, Намибия. Периодически возникают нехватки продовольствия и голод в Эфио­пии, Сомали, Судане, Анголе, Заире и в других странах.

Проблемой Африки остается и расизм, но не в плане дискриминации черных белыми. В той или иной форме все африканские государства проводили расовую политику. Арабские страны еще в 1950—1960-е гг. изгнали евреев со своей территории или загнали оставшихся в гетто.

Танзания в 1960-е гг. изгоняла арабов или лишила оставшихся равных прав. В 1970-е гг. из Восточной Африки началось изгнание выходцев из Азии, даже в Кении они были дискриминированы в 1982 г. Боль­шинство африканских стран с негритянским населением после полу­чения независимости осуществляли дискриминацию белого мень­шинства на уровне государственной политики, исключение состави­ли лишь две страны: Кения и Берег Слоновой Кости.

С начала 2000 г. в Зимбабве начались нападения на белых фермеров, правительство объявило, что около 3 тыс. фермерских хозяйств будет передано бедным черным крестьянам, но были захвачены и многие фермы, которые экспроприации не подлежали. Сейчас власти ничего не могут поделать с этими насильственными захватами. Фермеры по­дали судебные иски на президента Р. Мугабе, но столкновения на фермах продолжаются, льется кровь. В стране воцарился хаос. Эконо­мика переживает кризис, США угрожают экономическим бойкотом, а президент Р. Мугабе тем не менее выиграл новые президентские выборы (в марте 2002 г.). В августе 2002 г. он отправил в отставку пра­вительство, свалив на него вину за постигший страну политический и экономический кризис.

Получили распространение концепции типа негритюда, подчер­кивающее расовое превосходство негритянских народов. В разных странах их лидеры пытаются превозносить самобытность африкан­цев, разрабатывают доктрины, доказывающие эту самобытность. Так, в Заире диктатор Мобуту разработал доктрину мобутизма, отно­ся к чисто африканским ценностям, например, однопартийные ре­жимы, обожествление власти президента. Он распорядился изменить на африканские все географические названия в стране, запретил все христианские имена. Даже свое имя он сменил на Мобуту Сесе Секо Куку Игбенду Ва За Банга, что в переводе означает «Петух, который не оставляет ни одну курицу без внимания». С аналогичными пропо­ведями выступают ныне и многие другие руководители африканских государств.

Что касается Южной Африки, где велик процент белого населе­ния, то там ныне сохраняется баланс между интересами разных групп, благодаря чему и гарантировано экономическое развитие. Впрочем, в будущем все может измениться, учитывая огромную разницу в дохо­дах. То, что подобное может произойти, доказывают события 2000 г. в Зимбабве, бывшей Южной Родезии, где началось бегство из страны европейского населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: