double arrow

III. Война


ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ II ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ




генерал Эйзенхауэр, по эффективности своих действий они временами
были эквивалентны 15 дивизиям 16.

Неудержимое и быстро нараставшее наступление советских войск в
Белоруссии, а также потеря оккупантами значительной части француз-
ской территории вынудили в конце августа верховное командование вер-
махта отвести войска из Франции к границам Германии и занять оборо-
ну по «линии Зигфрида». 2 сентября экспедиционные силы союзников

Американские войска в освобожденном патриотами Париже

(август 1944 г.)

пересекли западную границу Бельгии и в последующие два дня заняли.
Брюссель и Антверпен. 7 сентября американские войска вышли на
р. Маас, а через три дня вступили в г. Люксембург.

Гитлеровские войска отходили, не оказывая сильного сопротивления.
Моральный дух их заметно падал. Они несли потери, сдавались в плен.
У немецкого командования остались на этом направлении всего 100 тан-
ков и 570 самолетов. У союзников же было 2 тыс. танков и 14 тыс. само-
летов. Они добились полного господства в воздухе и подавляющего пре-
восходства в живой силе и боевой технике. Союзное командование наме-
рено было преодолеть «линию Зигфрида», захватить переправы через Рейн,
нанести удары по Руру и Саару, разгромить основные силы противника,,
вторгнуться на германскую территорию и овладеть как можно быстрее
центральной частью Германии. 15 сентября Эйзенхауэр писал Монтгоме-
ри: главной целью является Берлин, необходимо сосредоточить все силы
и ресурсы «на быстром осуществлении удара в направлении на Бер--

16 История второй мировой войны, 1939—1945, т. 9, с. 265.


лин» 17- Однако эти планы были нарушены. На бельгийско-голландской
границе немецко-фашистские дивизии оказали организованное сопротив-
ление. Наступление союзников замедлилось. Английская армия перешла
к обороне в районе Арнема.

На центральном участке фронта 21 октября 1-я американская армия,
вторгшись на территорию Германии, овладела Ахеном. В середине ноября
на южном крыле фронта американским и французским дивизиям удалось
освободить Эльзас и Лотарингию, овладеть г. Страсбургом и выйти к
германской границе, где развернулись напряженные бои. В начале де-
кабря союзное командование, встретив нараставшее противодействие со
-стороны соединений вермахта, прекратило наступление, чтобы основа-
тельнее подготовиться к прорыву «линии Зигфрида».

Осенью 1944 г. германское командование решило предпринять контр-
наступление в районе Арденн в целях овладения Антверпеном. 16 сен-
тября Гитлер сообщил об этом своим приближенным. Для этой операции
нацистское командование выделило 21 дивизию, 800 самолетов, 900 тан-
ков и штурмовых орудий 18. Руководство было возложено на фельдмар-
шала Рундштедта. Операция готовилась в большой секретности. Фактору
внезапности придавалось особое значение.

16 декабря на американские позиции обрушились ураганный артил-
лерийский огонь и самолеты-снаряды Фау-1. Союзное командование ока-
залось в замешательстве. Паника охватила солдат. Дерзко и целеустрем-
ленно действовала 6-я ударная армия генерала Дитриха; ей велено было
прорвать оборону американцев и быстро продвигаться к р. Маас. Про-
рвав линию обороны, немецкие танки устремились на запад. У г. Бастонь
гитлеровцы встретили сопротивление со стороны американцев. Тем не
менее командование союзников опасалось, что германские войска могут
развернуть наступление в направлении Ла-Манша и разрезать фронт со-
юзников.

19 декабря в Вердене Эйзенхауэр провел совещание с командующими
армиями, на котором приняли решение о контрнаступлении. Для этого
срочно были переброшены 1-я и 9-я американские армии. Развернулись
упорные бои. 7 января Эйзенхауэр доносил в Вашингтон об упорном со-
противлении противника и просил прислать в Западную Европу допол-
нительные контингенты войск. Напряженность может быть снята, под-
черкивал Эйзенхауэр, если советские войска предпримут крупное на-
ступление 19.

Черчилль прибыл в Версаль 3 января 1945 г. для ознакомления с
обстановкой. Состоялся обмен мнениями с Эйзенхауэром и де Голлем.
6 января британский премьер направил личное послание И. В. Сталину,
в котором писал: на Западе идут тяжелые бои, положение тревожное;
можно ли рассчитывать на крупное русское наступление на фронте
Вислы. Ответ последовал незамедлительно: советское командование ре-
шило начать «широкие наступательные действия против немцев по всему
Центральному фронту не позже второй половины января» 20.

17 Hobbs J. Dear General. Eisenhower's Wartime Letters to Marshall. Baltimore; Lon-
don, 1971, p. 179.

18 Подробнее см.: История второй мировой воины,. 1939—1945, т. У, с.271-276.

20 Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и



III. ВОЙНА


ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ




12 января Советская Армия перешла в наступление. Войска 3-го Бе-
лорусского фронта нанесли удар по восточно-прусской группировке..
На следующий день воины 2-го Белорусского фронта также развернули
мощное наступление с плацдармов на р. Нарев. А соединения 1-го Бело-
русского фронта, освободив Варшаву, устремились в направлении Позна-
ни. Командование группы армий «Центр» оказывало ожесточенное со-
противление, но оно было сломлено. Советские войска, прорвав оборону,
приступили к разгрому немецко-фашистских войск.

Все возраставший натиск и стремительный прорыв советских войск
юго-западнее Кенигсберга побудили гитлеровское командование начать
срочно перебрасывать силы с Запада на Восток и пересмотреть планы
операций на Западном фронте. В результате положение американо-анг-
лийских войск облегчилось. 14 января Эйзенхауэр телеграфировал на-
чальнику Генерального штаба Советских Вооруженных Сил: новость о
наступлении Советской Армии воспринята союзными армиями на Западе
с энтузиазмом. А два дня спустя Черчилль заявил членам британского
правительства, что на Восточном фронте развернулось великолепное на-
ступление русской армии по всему фронту — от Балтики до Будапешта.
Наступление Советской Армии приближало фашистскую Германию к
катастрофе. 16 января Гитлер провел совещание, на котором обсуждалось
положение страны. Генерал Гудериан заявил, что с военной точки зре-
ния война проиграна, и высказался за немедленное прекращение боевых
операций на Западе и концентрацию всех сил против наступающих совет-
ских соединений. Несколько дней спустя министр экономики Шпеер так-
же предложил Гитлеру резко сократить численность войск на Западе и
перебросить их на Восток 21. 27 января Шпеер вручил ему меморандум
за подписью 300 немецких промышленников и банкиров, где отмечалось,
что «война в области экономики и вооружений кончена...»22. Министр
финансов Шверин фон Крозиг также направил письмо Гитлеру, подчер-
кивая безнадежность ситуации; в качестве выхода предлагалось устано-
вить контакты с западными странами.

17 января Гитлер продиктовал Риббентропу основные положения
«мирных предложений» Западу. Через день после некоторых уточнений
они были представлены как «меморандум Риббентропа» и одобрены фю-
рером. Здесь повторялся миф «о советской угрозе» для европейской ци-
вилизации.

«Меморандум Риббентропа» был отправлен в германские посольства
в Берне, Стокгольме, Дублине, Лиссабоне и Мадриде для передачи бри-
танским дипломатам. Через неделю в столицы этих государств были на-
правлены наиболее опытные дипломаты для установления контактов с
официальными представителями Великобритании. Но «мирный» зондаж
гитлеровской дипломатии провалился.

20 января главнокомандующий союзными армиями генерал Эйзен-
хауэр предложил план разгрома гитлеровской группировки и выхода в
центральные районы Германии. Замысел операции состоял в уничтоже-
нии вражеских армий в междуречье Мааса и Рейна с выходом к послед-
премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны
1941—1945 гг.: В 2-х т. М., 1976, т. 1, с. 348—349.

21 См.: Розанов Г. Агония нацистской дипломатии.— Междунар. жизнь, 1981, № 3,
с. 99.

22 Там же.


немy широким фронтом; затем предполагалось создать плацдармы на
правом берегу Рейна в целях дальнейшего продвижения в глубь Герма-
нии окружения и уничтожения группировки в районе Рура и наступле-
ния в направлении Эльбы, имея в виду овладение Берлином.

Этот план был обсужден 30 января Объединенным комитетом началь-
ников штабов. Он вызвал серьезные возражения со стороны англичан,
которые предложили предпринять наступление на северном участке За-
падного фронта — прямо на Берлин. Три дня продолжались дебаты.
И все же был одобрен американский план.

Таким образом, к 1945 г. вооруженные силы союзников изгнали не-
мецко-фашистские войска с территории Франции, Бельгии, Люксембурга
и части Нидерландов. Они вышли к границам Германии.

На Тихоокеанском театре флот США вел наступательные бои. В на-
чале 1944 г. американское командование поставило задачу овладеть юж-
ной частью Марианских островов. С марта по июнь шла подготовка к
этой операции. Производились налеты на о-ва Трук и Западные Каро-
линские острова. С 30 марта по 1 апреля авианосцы с успехом атаковали
(Крупную японскую базу в Палау, нанеся ей серьезные повреждения.
Там располагался штаб главнокомандующего объединенным флотом ад-
мирала Кога, который заявил о решимости любой ценой удерживать
линию Марианские острова — Палау. Адмирал приказал срочно перебро-
сить большинство истребителей с Марианских островов для обороны
базы. Сам же он вылетел в Давас для руководства операцией, но в пути

погиб.

В конце апреля был утвержден оперативный план оккупации Мариан-
ских островов. Сосредоточив более трех дивизий, 15 июня американские
экспедиционные части высадились на о-ве Сайпан. К 9 июля американ-
цам удалось сломить организованное сопротивление японского гарнизона,
состоявшего из 3 тыс. человек, поддержанных артиллерией и танками,
и овладеть островом, потеряв при этом в боях 3500 человек 23.

Потеря о-ва Сайпан оказала влияние на военное положение Япо-
нии. Премьер-министр Тодзио объявил: «Япония очутилась перед лицом
небывало большого национального кризиса» 24. 18 июля кабинет Тодзио
пал. Главной причиной его отставки' было все же не падение Сайпана,
хотя и оно имело определенное значение, а ухудшение общей военной
и политической обстановки в Японии, кризис ее политики, рост недо-
вольства народа в стране, бесперспективность ведения войны в Европе

Германией.

19 июня эскадра японских авианосцев атаковала в районе Филиппин
58-е оперативное соединение США, следовавшее в направлении о-ва Гу-
ам. В воздушном бою японцы потеряли 402 самолета. Два авианосца
были потоплены подводными лодками. На следующий день японский
флот подвергался беспрерывным атакам, во время которых были потоп-
лены еще один авианосец, танкер и повреждены четыре легких авианос-
ца, линейный корабль, тяжелый крейсер и танкер. Этот удар был для
японского командования совершенно неожиданным. К середине 1944 г.
соотношение морских сил на Тихом океане оценивалось как 3: 1 в поль-
зу США. В воздухе американцам принадлежало абсолютное господство.

23 Нимиц Ч., Поттер Э. Война на море, 1939—1945. М., 1965, с. 392.
24 Кампании войны на Тихом океане. М., 1956, с. 274.



III. ВОЙНА


ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ




Бои за о-в Гуам начались 21 июля. В операции участвовали 56 тыс.
человек. Высадке десанта предшествовала мощная артиллерийская под-
готовка и воздушная бомбардировка. Японская артиллерия была уничто-
жена. К 10 августа противник прекратил организованное сопротивление,
потеряв 11 тыс. убитыми, в то время как американцы — около 1400 уби-
тыми и пропавшими без вести. Операция по захвату о-ва Тиниан про-
должалась девять дней — с 24 июля по 1 августа. Сопротивление япон-
цев было незначительным. Американцы потеряли 300 человек, а япон-
цы — 550025. Одновременно американские авианосцы атаковали и к
сентябрю захватили о-ва Палау, Улити, Сорол. В сентябре эти острова
оказались в руках американцев. Оккупация Маршалловых и Марианских
островов улучшила стратегические позиции США в центральной части
Тихого океана.

Операции американских сил на Тихом океане в первой половине
1944 г. создали угрозу для Филиппинских островов. В Токио был раз-
работан план их обороны. Однако события развивались неблагоприятно»
для Японии. Американские авианосные соединения начали наносить по-
следовательные удары по ключевым позициям противника: о-вам Окина-
ва, Лусон, а затем и по о-ву Тайвань. В воздушных боях японцы поте-
ряли 650 самолетов. 20 октября американцы высадились на о-ве Лейте,
куда спешно перебрасывались главные силы японского флота.

Район боевых операций простирался на 600 миль с севера на юг.
В боях у Филиппин участвовали крупные морские силы с обеих сторон.
Японский флот состоял из 4 авианосцев, 7 линейных кораблей, 19 крей-
серов, 33 эскадренных миноносцев и 2 линейных кораблей-авианосцев.
На авианосцах было 116 самолетов, а в районе Лусона находилось около
600 самолетов берегового базирования. Силы американцев включали
12 быстроходных и 18 эскортных авианосцев, 12 линейных кораблей.,
20 крейсеров и 104 эскадренных и эскортных миноносца. Число самоле-
тов авианосного базирования составляло 1280 26.

Адмирал Нимиц приказал адмиралу Хэлси прикрывать и поддержи-
вать американские силы в юго-западной части Тихого океана, готовя-
щиеся к вторжению на Филиппинские острова, обеспечить воздушные и
морские коммуникации в центральной части Тихого океана, а при воз-
можности нанести решающий удар по главным силам японского флота
в целях его уничтожения.

23 октября подводные лодки США обнаружили главные силы япон-
ского флота (5 линейных кораблей, 12 крейсеров и 15 эскадренных мино-
носцев), продвигавшегося из Сингапура. Командовал эскадрой вице-ад-
мирал Курита. Второй отряд в составе 2 линкоров, тяжелого крейсера:
и 4 эсминцев под командованием вице-адмирала Нисимура продвигался
через море и пролив Суригао. Семь кораблей под командованием вице-
адмирала Симы держали курс на юго-восток через море Сулу.

Американская разведка и командование внимательно следили за про-
движением японских соединений, замысел которых еще не был разгадан.
Подводные лодки США сначала атаковали флот вице-адмирала Куриты,
выведя из строя 2 тяжелых крейсера. Однако армада продолжала идти
заданным курсом, ведя воздушные бои. В то же время силы вице-адми-
ралов Нисимуры и Симы без помех двигались в северном направлении

25 Там же, с. 271.

26 Шерман Ф. С. Американские авианосцы в войне на Тихом океане. М., 1956, с. 220.


по морю Сулу к проливу Суригао. Между ними не было ни связи,
ни координации действий. Флот Нисимуры в 22 часа вошел в пролив и
продолжил движение.

Американцы, приготовившись к атаке и заняв выгодные позиции,
ожидали его. Под покровом темноты японское соединение спокойно про-
двигалось. И вдруг в 3 часа ночи американцы атаковали ничего не подо-
зревавшую японскую армаду. Развернулся ожесточенный бой. Перевес
был на стороне американцев. Несколько торпед попали во флагманский
корабль Нисимуры. Раздался мощный взрыв, и линкор пошел ко дну.
Японская эскадра продолжала продвигаться на север. Она подверглась
новым атакам. Третья, самая мощная, превратилась, по словам амери-
канского вице-адмирала Ф. С. Шермана, «в избиение» 27. Разгромленный
флот Нисимуры стал поспешно отступать.

Еще горели некоторые японские корабли, когда в пролив вошел флот
вице-адмирала Симы. Увидев клубы дыма и горящие корабли, он,
не вступая в бой, отдал приказ: немедленно отходить обратно на юг,
дабы не попасть в ловушку, как это случилось с эскадрой Нисимуры.
Однако события продолжали развиваться быстро и неожиданно. Когда
все находились под впечатлением только что закончившегося боя, аме-
риканский контр-адмирал С. А. Ф. Спрэг получил донесение о прибли-
жении крупной японской армады. Откуда она появилась, никто не мог
объяснить. Силы же Спрэга были малыми. Адмирал обратился за сроч-
ной помощью, но ее не было, а корабли подвергались решительной ата-
ке. Развернулся неравный бой.

25 октября утром американская разведка обнаружила эскадру Одзавы,
который имел приказ выманить 3-й флот американского адмирала Хэлси
из залива Лейте и нанести ему удар. Однако американцы атаковали эс-
кадру противника. Флот Куриты также был атакован. 3-й и 7-й флоты
США активно действовали. Воздушные атаки, бомбы и торпеды обруши-
лись на японские корабли. Последние оборонялись, неся потери, и тонули
один за другим.

Сражение около Филиппин, продолжавшееся с 23 по 26 октября, за-
вершилось поражением японцев, которые потеряли 3 линейных корабля,
4 авианосца, 10 крейсеров и 9 эсминцев. Потери американцев были не-
значительными 28. В конце октября и в ноябре 1944 г. авиация 3-го аме-
риканского флота уничтожила в районе о-вов Лусон и Лейте еще около-
700 японских самолетов, потопила 3 крейсера, 10 эсминцев и большое
количество транспортов 29.

Бои осенью 1944 г. между американскими и японскими военно-мор-
скими силами в Филиппинском море привели к серьезному ослаблению
п подрыву мощи флота Японии. Стратегическая инициатива окончательно
перешла в руки американского командования.

2. Обстановка в стране

В 1944 г. общий объем промышленного производства США превысил
довоенный более чем в 2 раза, выпуск важнейших видов промышленной
продукции поддерживался на высоком уровне. Основные промышленные

27 Там же, с. 231.

28 Кампании войны на Тихом океане, с. 360—361.
29 Нимиц Ч., Поттер Э. Указ. соч., с. 427.



III. ВОЙНА


ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ II ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ




мощности использовались для выпуска вооружения: за год было произве-
дено 96,3 тыс. самолетов, 35,2 тыс. орудий всех видов, 20,5 тыс. танков
и самоходно-артиллерийских установок, большое количество других видов
боевой техники 30.

Со второй половины 1944 г. наметилось постепенное сокращение воен-
ного производства, что отразилось на ряде отраслей — алюминиевой, судо-
строительной и др. Упор переносился на увеличение выпуска лишь от-
дельных, наиболее важных видов боевой техники — сверхдальних бом-
бардировщиков, танков, реактивных снарядов для военно-морских сил
и пр. К числу особо ответственных были отнесены работы по созданию
ядерного оружия. Ими занимались главным образом финансовые группы
Дюпона, Моргана и Меллона. С октября 1944 г. началось изготовление
атомной бомбы.

Монополии продолжали наживаться на войне, их прибыли в 1944 г.
составили 11,7 млрд. долл.31

Военно-государственное регулирование усилило позиции крупнейших
корпораций, получавших самые выгодные заказы. На долю 100 корпора-
ций пришлось около 67% общей стоимости контрактов. За годы войны
только «Дженерал моторз» получила военных заказов на 12 млрд. долл.32
«Армия и флот,— отмечал глава Управления военного производства
Д. Нельсон,— предпочитали размещать заказы среди крупных промыш-
ленников». Pосло недовольство мелких и средних предпринимателей;
они подняли «бунт», протестуя против разорявшей их системы распре-
деления заказов, сырья и материалов. Их тревога достигла, по словам
Нельсона, «панических размеров» 34. В этом управлении был даже орга-
низован специальный отдел мелких предприятий, занимавшийся распре-
делением заказов между ними. Аналогичная комиссия была создана и в
конгрессе.

Сельское хозяйство также переживало подъем. Его продукция увели-
чилась на 40% по сравнению с довоенным периодом. Расширились по-
севные площади. Урожайность, а также поголовье скота повысились на
20%, чему способствовали электрификация и механизация труда. Цены
на сельскохозяйственные продукты возросли вдвое; благодаря этому ум-
ножились доходы крупных фермерских хозяйств. Усилился процесс кон-
центрации производства. Зажиточные фермеры сосредоточили в своих
руках 57% всей фермерской земли и 75% товарной продукции. Мелкие
фермеры разорялись, многие из них превращались в арендаторов.

Общая занятость в стране достигла 54 млн.35. Более 17,5млн. аме-
риканцев работали непосредственно на войну. Только в авиапромышлен-
ности в конце 1944 г. было занято около 2 млн. человек. В отдельных
отраслях промышленности — судостроении, литейном производстве, тек-
стильной и швейной промышленности — ощущалась даже нехватка ква-
лифицированных рабочих. Предприниматели усиливали интенсификацию

30 История второй мировой войны, 1939—1945, т. 9, с. 435—437.

31 Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1957. Wash., I960, p. 580.

32 Adams W., Gray H. Monopoly in America. The Government as Promoter. N. Y., 1955,
p. 102.

33 Nelson D. Arsenal of Democracy: The Story of American War Production. N. Y.,
1946, p. 177.

34 Ibid., p. 222—223.

35История второй мировой войны. 1939—1945, т. 9, с. 438.


труда повышали нормы выработки, нарушали условия коллективных
договоров, практиковали сверхурочные работы.

Правительство проводило политику замораживания заработной платы
и роста налогов. В середине 1944 г. Национальный военный совет труда
опубликовал данные о заработной плате. Они показывали, что 2/3 про-
мышленных рабочих получали к началу этого года заработную плату,
которая не превышала 70% официального прожиточного минимума сред-
ней рабочей семьи36. Возросли налоги, выплачиваемые трудящимися.
С 1941/42 по 1944/45 бюджетный год общая сумма налоговых поступле-
ний увеличилась с 13 млрд. долл. до 43,8 млрд. Был повышен подоход-
ный налог. Косвенные налоги выросли с 3,1 млрд. долл. в 1941 г. до
6 млрд. в 1944 г.37

Американские рабочие самоотверженно трудились во имя пооеды над
гитлеризмом — нередко по 60—70 часов в неделю. Резко увеличился
удельный вес женщин на производстве: их число в 1944 г. превысило
18 млн., составив более трети рабочей силы; только в авиационной про-
мышленности работало около полумиллиона. В металлообрабатывающей
химической и резиновой промышленности число женщин увеличилось по
сравнению с 1940 г. более чем в 4,5 раза. К концу 1944 г. почти
3 млн. женщин состояли в профсоюзах.

Увеличилось и число негров-рабочих. Только в обрабатывающей про-
мышленности их насчитывалось до 1250 тыс. На автомобильных и авиа-
ционных заводах работали 120 тыс. негров, на судоверфях — 190 тыс.,
на заводах электроаппаратуры и электрооборудования — 100 тыс.38

В 1944 г. продолжало развиваться забастовочное движение: число ста-
чек составило 5 тыс., а число их участников — 2120 тыс.39 Конфликты
возникали вследствие нарушения коллективных договоров предпринима-
телями, которые, как отмечает Ф. Фонер, «пытались извлечь выгоды из
патриотизма рабочих» 40.

Однако в целом забастовки носили эпизодический характер. Рабочие,
как правило, воздерживались от участия в них, проявляя солидарность
с народами других стран антигитлеровской коалиции. Съезд КПП, в ко-
тором приняли участие 503 делегата от 38 национальных и межнацио-
нальных союзов и оргкомитетов, проходил с 20 по 24 ноября 1944 г. в
Чикаго. Он подтвердил прежнюю договоренность об отказе рабочих от
стачек при возникновении трудовых конфликтов. Съезд единодушно при-
нял резолюцию в пользу полной ликвидации нацизма и японского ми-
литаризма.

Партийно-политическая борьба в 1944 г. развивалась под знаком под-
готовки к президентским выборам41. В июне в Чикаго состоялся съезд
республиканской партии. Губернаторы штатов Нью-Йорк и Огайо Т. Дьюи
и Дж. Брикер были выдвинуты соответственно кандидатами на посты
президента и вице-президента. Съезд выразил беспокойство по поводу

36 Labor Fact Book. N. Y., 1945, vol. 7, p. 134.

37 Альтер А. Б. Буржуазная политическая экономия США. М., 1961, с. 147.

38 Бойер Р. О., Морейс Г. М. Нерассказанная история рабочего движения в США.
М., 1957, с. 542—543.

39 Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1957, p. 99.
40 Foner Ph. S. The Fur and Leather Workers Union. Newark, 1950, p. 618.

41 Подробнее см.: Маныкин А. С. Двухпартийная система в годы участия США во-
второй мировой войне.— В кн.: Политические партии США в новейшее время. М.,
1982, с. 94—129.



III. ВОЙНА


ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ




усиления вмешательства государства в экономическую жизнь страны,
возможного роста безработицы по мере приближения конца войны и
свертывания военного производства. Его участники говорили о желатель-
ности установления благоприятной конъюнктуры для фермеров после
войны. В предвыборной платформе содержались предложения против дис-
криминации негров, за расширение их гражданских прав. Критика демо-
кратов ограничивалась главным образом внутриполитическими вопросами,
проблемы внешней политики намеренно не затрагивались.

Съезд демократической партии открылся в Чикаго 19 июля 1944 г.
Кандидатура Рузвельта без дискуссий была одобрена для избрания его
президентом на четвертый срок. Дебаты развернулись при выдвижении
кандидатуры вице-президента. Претендентов было много42. Рузвельт
высоко ценил Г. Уоллеса, его поддерживали профсоюзы КПП, но против
были лидеры АФТ, влиятельная группировка в партийном аппарате де-
мократической партии и мощная консервативная группа представителей
крупного капитала. Претендовавший на пост кандидата в вице-президен-
ты глава Управления военной мобилизации Дж. Бирнс был решительно
отвергнут профсоюзами. В конечном счете съездом была одобрена канди-
датура сенатора Г. Трумэна (штат Миссури). Самодовольный сенатор в
специальном поезде отправился в лекционное турне по стране. Ознако-
мившись с его выступлениями, Рузвельт телеграфировал: «Остановите его
от продолжения всех этих ужасно глупых выступлений» 43.

Предвыборная платформа демократической партии содержала призыв
продолжить борьбу за победу в войне и обеспечение мира на основе со-
хранения союза между США, СССР, Великобританией, Францией и Ки-
таем. В центр программы были поставлены внутренние проблемы, однако
позиция партии, основные положения ее платформы были сформулирова-
ны в нарочито неопределенной форме 44.

Большое внимание было уделено предстоящей реконверсии — перево-
ду экономики страны на мирные рельсы. Начавшееся сокращение воен-
ного производства грозило, как это сознавал правящий класс, социаль-
ными осложнениями. Руководители тред-юнионов не скрывали опасений
того, что свертывание военных заказов вызовет рост безработицы. Учи-
тывая политическую ситуацию, демократическая партия обещала обеспе-
чение полной занятости рабочей силы и максимальное использование
производственных мощностей в мирных условиях.

Профсоюзы настаивали на обсуждении конгрессом законопроекта се-
натора Килгора, предлагавшего создать центральный правительственный
орган для разрешения проблем, связанных с сокращением военных зака-
зов, переходом на мирное производство, обеспечением пособий по безра-
ботице, организацией обучения и переквалификации рабочих. Президент
АФТ Грин призвал конгресс принять быстрее законопроект Килгора;
в противном случае США могут оказаться совершенно не подготовлен-
ными к миру. С прекращением военных заказов, закрытием многих фаб-
рик и заводов, заявил он, могут возникнуть экономическая паника, мас-
совая безработица, хаос. Вице-председатель союза рабочих автомобиль-
ной промышленности Франкенштейн опубликовал в «Нью-Йорк таймc»

42 Борисов А. Ю. СССР и США: союзники в годы войны, 1941—1945. М., 1983, с. 230—
231.

43 Allen R. S., Shannon W. V. The Truman-Merry-Go-Round. N. Y., 1950, p. 14.
44 Маныкин А. С. Указ. соч., с. 126—127.


письмо, где говорилось о глубоком беспокойстве рабочих в связи с от-
сутствием планов реконверсии.

Различные комитеты конгресса занялись обсуждением вопроса о рас-
пределении правительственного имущества, стоимость которого достигла
огромной суммы — до 100 млрд. долл. Оно включало государственные за-
воды, излишки вооружения, пароходы, самолеты, металлы, минералы и
другие товары, накопленные для военных нужд. Сенатский подкомитет
по делам мелких предприятий выражал обоснованное беспокойство по
поводу того, что распределение этой правительственной собственности
заберут в свои руки крупные корпорации, а это еще более усилит их по-
зиции в экономической жизни страны.

Еще в декабре 1942 г. в специальном приложении к журналу «Фор-
чун» был опубликован доклад под названием «Соединенные Штаты в но-
вом мире. Внутренняя экономика». В докладе провозглашалась програм-
ма развития «демократического капитализма», предусматривающая та-
кие меры, как ликвидация безработицы, расширение прав профсоюзов и
системы социального страхования. В послании конгрессу 7 января 1943 г.
президент обещал обеспечить после войны полную занятость. В соответ-
ствии с этой программой Управление по планированию национальных
ресурсов в 1943 г. опубликовало доклад «Новый билль о правах». В до-
кументе говорилось о мероприятиях по обеспечению свободы предприни-
мательства, регулированию экономики, улучшению организации промыш-
ленности, повышению потребительского спроса.

В предвыборной платформе демократов значительное место отводилось
вопросам, связанным с так называемым «экономическим биллем о пра-
вах», о котором говорилось в послании Рузвельта конгрессу 11 января
1944 г. Билль обещал американскому народу различные социально-эко-
номические блага, и прежде всего «полную занятость» 45. Эта широко-
вещательная программа, разумеется, не была реализована. В целях пре-
дотвращения недовольства со стороны демобилизованных конгресс в
1944 г. принял закон об обеспечении ветеранов войны — «Солдатский
билль о правах». Закон предусматривал выдачу пособия в размере
20 долл. в неделю в случае безработицы, предоставление кредита до
4 тыс. долл. на приобретение дома, а также льготные условия для полу-
чения образования в высших учебных заведениях 46.

Профсоюзы и рабочие, понимая политическое значение президентских
выборов в условиях войны, приняли в них активное участие. Еще 7 июля
1943 г. исполком КПП создал Комитет политических действий (КПД).
Возглавил его С. Хиллмэн. Комитет ставил перед собой задачу объеди-
нить широкие слои населения в поддержку демократической партии в
период президентской выборной кампании47. Комитет открыл 14 бюро в
крупнейших промышленных центрах страны. Они проводили собрания
избирателей, выносили резолюции с требованием успешного завершения
войны, в пользу переизбрания Рузвельта. Хиллмэн заявил, что 14 млн.
рабочих, организованных в профсоюзы КПП, АФТ и братства железно-
дорожников, будут голосовать за Рузвельта.

В июле 1944 г. 80 видных общественных деятелей создали Националь-

45 Congressional Record, vol. 90, pt 1, p. 55—57; Бойер Р. О., Морейс Г. М. Указ. соч..

с 547.

48 Schlesinger A., Jr. The Rise of Modern America, 1865—1951. N. Y., 1954, p. 434
47 Labor Fact Book, vol. 7, p. 51, 59, 61.



III. ВОЙНА


ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ




ный гражданский комитет политических действий с целью способствовать
переизбранию Рузвельта. Часть республиканцев на Дальнем Западе вы-
ступила в его поддержку. Учитывая настроения американской общест-
венности, рост авторитета СССР среди населения страны, Рузвельт напо-
минал избирателям, что именно он установил дипломатические отноше-
ния с СССР и гордится этим, находясь в союзе с храбрым советским
народом в борьбе против общего врага 48.

Энергичная кампания, предпринятая в штатах и городах, поддержка
ее со стороны многих других организаций вызвали беспокойство в опре-
деленных консервативных кругах. 13 конгрессменов-республиканцев изда-
ли в разгар предвыборной кампании листовку тиражом в 3 млн. экземп-
ляров. Пытаясь дискредитировать президента, ослабить его популярность
и запугать избирателей, авторы этого «документа» писали, что «красный
призрак коммунизма бродит по стране с востока на запад, с севера на
юг» 49. Комиссия Дайса квалифицировала действия КПД как «коммуни-
стический заговор». Президент решительно отверг попытки запугать из-
бирателей «красной опасностью». Он заявил, что подобные приемы не
новы и не введут в заблуждение демократические силы.

Значительное внимание Рузвельт уделил критике прошлого изоляцио-
нистского курса республиканцев. Во время поездки по стране он говорил
о том, что американские финансисты вложили 2,5 млрд. долл. в промыш-
ленность нацистской Германии, в чем немалую роль сыграли и лидеры
республиканской партии.

4 ноября 1944 г. Рузвельт одержал победу. Он добился успеха в
36 штатах. За него проголосовали 26 млн. избирателей и 432 выборщика.
Дьюи получил 22 млн. голосов и 99 выборщиков, собрав большинство»
голосов только в 12 штатах. Он потерпел поражение даже в штате Нью-
Йорк, где был губернатором, а также в штате Иллинойс, в котором до
войны преобладали изоляционистские настроения, и даже в штате Пен-
сильвания, считавшемся цитаделью республиканцев. Однако фермеры
Среднего Запада голосовали за республиканцев.

Переизбрание Рузвельта на четвертый срок определялось в значи-
тельной степени активностью рабочих. Демократическая партия одержа-
ла серьезную победу и на выборах в конгресс, завоевав большинство в
палате представителей и в сенате. Президентские выборы показали стрем-
ление американского народа к победе над общим врагом, к сотрудниче-
ству с другими государствами в установлении послевоенного мираг
к поддержанию дружественных отношений с СССР.

Под руководством Национального совета американо-советской дружбы
15 ноября 1944 г. в Нью-Йорке в Мэдисон-сквер гарден состоялся митинг,
посвященный 11-й годовщине установления дипломатических отношений
между США и СССР. Такой же митинг был организован в Чикаго. Всего
20 городов страны стали местом проведения митингов; на них давалась
высокая оценка американо-советскому сотрудничеству и подчеркивалась
важность его укрепления в интересах быстрой победы и установления
длительного мира.

Деловые круги США выступали за экономическое сотрудничество с
СССР. В а преле 1944 г. междепартаментский комитет по Советскому

48 The Public Papers and Addresses of Franklin D. Roosevelt: 1933 vol.— 1945 vol. N. Y.,

1938—1950, 1944—1945 vol., p. 324.
49 Бойер Р. О., Морейс Г. М. Указ. соч., с. 547.


Союзу подготовил доклад о перспективах советско-американской торгов-
ли Министерство финансов США разработало план закупок советского
сырья при предоставлении кредита в 5 млрд. долл. на 30 лет. Летом
1944 г. председатель Торговой палаты США Э. Джонстон посетил Москву
для обсуждения проблем послевоенной советско-американской торговли.
Глава Советского правительства выразил готовность разместить в США
«миллиардные заказы» 50.

В сентябре 1944 г. журнал «Лайф» опубликовал большую статью
председателя Торговой палаты США Джонстона о поездке в Советский
Союз, где он находился в течение шести недель. Встретившись со мно-
гими советскими руководителями и посетив Урал, Сибирь, союзные рес-
публики Средней Азии, многие предприятия, он пришел к заключению,
что между США и СССР, несмотря на различие общественно-политиче-
ских систем, вполне возможно сотрудничество и взаимопонимание. Этим
странам, подчеркивал он, необходимо после войны всемерно расширять
торговлю. «...Если через границы переправляются товары, то почти ни-
когда,— отметил Джонстон,— не возникает необходимости переправлять
через них солдат. Но для того чтобы торговать, мы должны доверять

ДРУГ ДРУГУ».

15 октября 1943 г. И. В. Сталин заявил председателю Управления
военного производства США Д. Нельсону, что Советский Союз представ-
ляет собой большой рынок для США; после войны ему потребуются мно-
гие виды товаров и оборудования для восстановления народного хозяй-
ства. СССР может гарантировать Соединенным Штатам заказы на 10 тыс.
паровозов, 50 тыс. железнодорожных вагонов и платформ, 30 тыс. км
рельсов, паровых и гидравлических турбин 51.

Успехи антифашистской коалиции на фронтах, решающие битвы на со-
ветско-германском фронте, наступательные операции американской ар-
мии в Европе и на Тихом океане свидетельствовали о приближении кон-
ца войны. Вопросы послевоенного устройства мира и занятие домини-
рующих в нем позиций приобретали все большее значение. Интерес к
этим проблемам заметно возрос в Вашингтоне.

3. Экспансионистские устремления США

В 1944 г. США усилили внешнеполитическую активность во всех ре-
гионах мира. В октябре 1944 г. крупный банкир Б. Барух заявил: «Бла-
годаря могуществу своих вооруженных сил, своему превосходству в об-
ласти экономики, своим ресурсам и моральной силе, вытекающей из
американского образа жизни, Америка в состоянии утвердить свое руко-
водство над миром» 52.

Известный публицист У. Липпман в книге «Военные цели США»,
изданной в 1944 г., касаясь экспансионистских планов американского им-
периализма, писал, что после войны США явятся «единственным лиде-
ром» Атлантического содружества, «центром западного мира, главным

50 Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны 1941—
1945. Документы и материалы: В 2-х т. М., 1984, т. 2, с. 143; СССР — США: эконо-
мические отношения. Проблемы и возможности. М., 1976, с. 93.

51 Советско-американские отношения..., т. 1, с. 383.

52 New York Herald Tribune, 1944, Oct. 18; Иноземцев Н. Внешняя политика СШАв
эпоху империализма. М., 1960, с. 69.



III. ВОЙНА


ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ




фактором международного порядка», под их эгидой объединится 41 госу-
дарство 53.

Исключительное внимание уделялось Латинской Америке. В январе
1944 г. Рузвельт дал указание госдепартаменту и Комитету начальников
штабов приступить к переговорам с этими странами о приобретении
военных и военно-морских баз, о стандартизации вооружения всех армий
континента, о подготовке для них американскими инструкторами офице-
ров 54. Переговоры поручалось вести военным миссиям США с учетом,
как говорилось в инструкции, политического положения в каждой стране,
национальных ресурсов, численности и состояния вооруженных сил, от-
ношения страны к США. Заместитель государственного секретаря
Э. Стеттиниус в циркулярном письме предписал дипломатическим пред-
ставителям США в латиноамериканских государствах договориться с
ними о военном сотрудничестве на послевоенные годы, усилив вооружен-
ные силы США в Западном полушарии. В сентябре руководитель отдела
американских республик госдепартамента представил меморандум заме-
стителю госсекретаря Б. Лонгу об усовершенствовании межамериканской
системы в военном отношении55.

Вскоре после этого начались двусторонние военно-штабные перегово-
ры между США и латиноамериканскими странами. Первой была Брази-
лия. США предложили заключить соглашение о предоставлении Вашинг-
тону военных баз в портах Белене, Сан-Луисе, Форталезе, Ресифи на
25 лет. Президент Бразилии Ж. Варгас назвал этот проект «практически
военным союзом» и выразил готовность принять американские предложе-
ния. Однако руководство ВВС Бразилии, учитывая настроения общест-
венности, выступило против этого соглашения. Оно настаивало на вклю-
чении в договор пункта о том, что американские войска будут дислоци-
рованы в стране временно 56.

На Кубе американцы предполагали сохранить и после войны свои
базы в Сант-Анфино-де-лос-Баньос и Сан-Хулиане, но общественность
страны выразила решительный протест. Переговоры с Эквадором завер-
шились подписанием соглашения о предоставлении США после войны
баз на Галапагосских островах и в Салинасе. Однако народ воспротивился
этому, и правительство вынуждено было отказаться от своего решения.
Когда к власти в Эквадоре пришло правительство Веласко Ибарры, оно
дало согласие на сохранение военной базы на Галапагосских островах на
любой срок после войны. Администрация Рузвельта предложила арендо-
вать эти острова на 99 лет за 20 млн. долл., но Национальное собрание
Эквадора в конце декабря 1944 г. отвергло это предложение ".

Важное место в стратегии США занимал вопрос о включении Канады
в «систему безопасности» Западного полушария. В августе 1940 г.
в Огденсберге было заключено соглашение о создании Постоянного объе-
диненного совета обороны двух стран, который внес рекомендации об
использовании Соединенными Штатами Америки военно-экономиче-

53 Lippman W. U. S. War Aims. Boston, 1944, p. 65, 71, 86, 141, 170.

54 Foreign Relations of the United States, Diplomatic Papers, 1944: Vol. 1—7. Wash.,
1956—1967, vol. 7, p. 109, 110, 546—547, 557 (Далее: FRUS).

55 Ibid, p. 108-109, 118.
56 Ibid., p. 124, 557—559.

57 Подробнее см.: Янчук И. И. Политика США в Латинской Америке, 1939—1945. М.,
1975, с. 215—216.


ского потенциала Канады. Вскоре Ньюфаундленд превратился в амери-
канскую базу. Были созданы военно-воздушные базы в Вест-Индии. «Буду-
щее развитие Канады,— заявил премьер-министр М. Кинг,— скорее
всего, пойдет по пути традиционных связей с Европой» 58.

Большой интерес проявляли США и в отношении Ближнего и Сред-
него Востока. Здесь американские компании, используя военную обста-
новку, пытались потеснить Англию и усилить свое влияние. Особенно
напряженный характер приобрела борьба за нефть, в частности иранскую.
В начале 1942 г. американский посланник сообщил из Тегерана в госде-
партамент, что Великобритания не в состоянии поставлять Ирану про-
мышленные и продовольственные товары и этим следует воспользовать-
ся Соединенным Штатам. Вскоре в Иран были отправлены 17 тыс. т
американской пшеницы. Затем в Тегеран прибыла весьма представитель-
ная финансовая миссия, возглавляемая Артуром Мильспо. Он занял
должность генерального администратора финансов Ирана, вскоре уста-
новив полный контроль над финансами страны59.

Затем прибыли еще две миссии: одна во главе с генералом Ридли —
для обучения и реорганизации иранской армии, другая — для реоргани-
зации жандармерии. Кроме того, правительство США направило в Иран
экономических и политических советников. В общей сложности их на-
считывалось около 4 тыс., помимо американских войск (30 тыс. солдат
и офицеров). Представители нефтяных компаний вступили в переговоры
с иранским правительством относительно разработки нефтяных место-
рождений. 15 ноября 1943 г. посланник США в Тегеране Дрейфус ин-
формировал госдепартамент: «Правительство Ирана намерено сдавать в
концессию (американцам.—Авт.) нефтяные ресурсы на тех же условиях,
что и англичанам» 60. Летом 1944 г. «Стандард вакуум компани» заклю-
чила ряд соглашений о получении нефтяных концессий. В районе Аба-
дана США построили аэродром.

На Иран была распространена система ленд-лиза, для чего в
1942 г. туда направили соответствующую миссию. Военно-морской ми-
нистр США Ф. Нокс писал президенту, что «госдепартамент должен
подумать об использовании нефтяных богатств в Иране, о защите же
того, что мы завоюем, будет заботиться военно-морской флот США»".
Таким образом, американская дипломатия добилась согласия на нефтя-
ные концессии и получение территорий для строительства военных баз
в Иране. «Наша помощь Ирану,— говорилось в одном из документов
госдепартамента,— должна сыграть важную роль в послевоенном устрой-
стве мира» 62.

В январе 1943 г. США заключили с правительством Египта соглаше-
ние о пребывании американских войск на египетской территории и по-
ставили вопрос о строительстве там военно-воздушных баз. В июне 1944 г.
американский поверенный в делах в Египте Джекобе информировал гос-
департамент, что египетское правительство согласно на строительство

58 Цит. по: Chamberlin W. Canada Today and Tomorrow. Boston, 1943, p. 52—53.

59 Попов М. В. Американский империализм в Иране в годы второй мировой войны. М., 1956.
60 FRUS, Diplomatic Papers, 1944, vol. 3, p. 486—487; Bryson Th. American Diplomatic Relations with the Middle East, 1784—1795: A Survey. Metuchen (N. J.), 1977, p. 120.

61 FRUS, Diplomatic Papers, 1942: Vol. 1—7. Wash., 1960—1963, vol. 4, p. 343, 756.

62 FRUS, Diplomatic Papers, 1943: Vol. 1—6. Wash., 1963—1965, vol. 2, p. 643, 644, 646.



III. ВОИНА


ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ




военных баз, но при условии, что США будут сотрудничать с Великобри-
танией. Однако США стремились к единоличному контролю над базами.
Дальнейшие переговоры столкнулись с серьезными трудностями. Лондон
не желал уступать своих позиций. Тем временем США приступили к
составлению проектов для строительства на территории Египта сети
аэродромов и нефтепровода, имеющего, по мнению госдепартамента, стра-
тегическое значение для снабжения топливом американских баз на Сре-
диземном море.

26 ноября 1943 г. последовало заявление госдепартамента о том, что
США обязаны позаботиться о безопасности Сирии и Ливана, для чего не-
обходимо создать там свои опорные пункты63. Объектом экспансионист-
ских устремлений США стала и Эфиопия. 18 июня 1943 г. Рузвельт на-
правил императору Эфиопии письмо, предложив содействие в укрепле-
нии обороны. Вскоре начались переговоры о расширении экономических
связей между двумя государствами. В декабре 1944 г. госдепартамент дал
указание посланнику в Аддис-Абебе начать переговоры о строительстве
базы США на территории Эфиопии64.

В октябре 1941 г. в регионе были образованы две американские воен-
ные миссии: североафриканская — в Каире и иракская —в Багдаде. В их
задачу входило не только инспектирование поставок по ленд-лизу, но и
организация строительства промышленных объектов, портов, коммуника-
ций и т. д.

Особое значение придавали в Вашингтоне Саудовской Аравии. В мар-
те 1942 г. туда прибыла специальная миссия, в состав которой были
включены представители нефтяных компаний. Обеспокоенная британская
дипломатия сопротивлялась проникновению американского капитала в
эту страну65. 8 января 1943 г. государственный секретарь предложил
Рузвельту распространить систему ленд-лиза на Саудовскую Аравию. При
этом он писал: «Наша армия нуждается здесь в опорных пунктах. Если
мы окажем помощь по ленд-лизу, то легко получим территорию для
баз» 66. Посланник США в Египте Кэрк отмечал в донесении в Вашинг-
тон, что, по его мнению, американские поставки по ленд-лизу могут
быстро оторвать арабов от Лондона67.

В феврале 1944 г. нефтяные компании США предоставили Саудовской
Аравии помощь на льготных условиях и начали переговоры о нефтяных
концессиях. Летом 1944 г. США потребовали территорию для строитель-
ства военного аэродрома. В ответ на возражения английской стороны
американский посол по указанию государственного секретаря заявил
Черчиллю, что США заинтересованы в увеличении добычи нефти, строи-
тельстве аэродрома, развитии воздушных и морских коммуникаций и
потому не могут согласиться с позицией англичан.

В декабре 1944 г. госдепартамент советовал президенту увеличить
поставки товаров Саудовской Аравии, располагающей огромными нефтя-
ными ресурсами. Американские компании должны закрепиться в этой

63 Подробнее см.: Солонцов 3. М. Политика военно-морской экспансии США в годы
второй мировой войны. М., 1977, с. 81—82.

64 FRUS, Diplomatic Papers, 1942, vol. 4, p. 678; 1943, vol. 4, p. 73—75, 91.

65 Подробнее см.: Туганова О. Э. Политика США и Англии на Ближнем и Среднем Востоке. М., 1960; Солонцов 3. М. Указ. соч., с. 64—125.
66 Documents on American Foreign Relations: Vol. 1—29. Boston, 1939—1972, vol. 5, 1941—1942, p. 582—583.
67 FRUS, Diplomatic Papers, 1943, vol. 4, p. 679, 683, 695.


стране. Военные ведомства, подчеркивалось в меморандуме госдепарта-
мента, настоятельно требуют строительства в Саудовской Аравии опор-
ных стратегических пунктов и получения для себя особых привилегий 68.
Адмирал Леги, начальник штаба при президенте США, отмечал, что США
делают все возможное, чтобы получить доступ к нефти в Саудовской
Аравии69. Со своей стороны и министр военно-морского флота Форре-
стол в письме в госдепартамент от 11 декабря 1944 г. подчеркивал ис-
ключительное значение нефтяных богатств Ближнего и Среднего Востока
для американских компаний и предлагал действовать в этом районе бо-
лее настойчиво и активно. «От того, сколько у нас нефти, какие у нас
корабли и сколько их, какие базы и где они расположены, какие у нас
соглашения и договоры с другими странами и народами, где и как рас-
положены наши вооруженные силы, зависит степень влияния США на
международной арене»,— заявил он 70.

Начиная с 1944 г. американская печать уделяет все большее внима-
ние Саудовской Аравии и Кувейту. Была создана специальная комиссия
в госдепартаменте для ведения с Англией переговоров по ближневосточ-
ным вопросам. 8 августа 1944 г. было подписано англо-американское
еефтяное соглашение о равных концессионных возможностях71. Подпи-
санию этого документа предшествовала напряженная дипломатическая
борьба, которая продолжалась и в последующие годы. Лондон сумел сор-
вать планы США и не допустить вступления этого соглашения в силу.

США предпринимали активные экспансионистские акции и на Тихом
океане. Изгнание японцев с островов сопровождалось созданием там
американцами военных баз. Адмирал Нимиц, говоря о стратегической
важности для США баз на Тихом океане, замечал, что морская мощь
включает в себя не только ударные соединения кораблей и самолетов,
различные виды оружия и военной техники, но и военно-морские базы,
при этом, чем дальше они от США, «тем надежнее военно-морская мощь
страны»72. Для изучения вопроса о строительстве военно-морских баз
на Тихом океане и в Атлантике конгресс сформировал специальную
комиссию, которая единодушно выступила за создание мощной и раз-
ветвленной системы базирования. Члены комиссии предложили построить
400 военно-морских и военно-воздушных баз, что должно было иметь для
США «исключительно важное стратегическое значение» 73.

Американские военно-морские базы начали сооружаться в Австралии,
Новой Зеландии, на многих тихоокеанских островах. Только вокруг
Австралии было решено построить 10 военных баз74. Созданию системы
базирования в Тихом океане в официальных кругах Вашингтона прида-
валось особое значение. Эти вопросы активно обсуждались в госдепарта-
менте и военных ведомствах. 15 марта 1943 г. Объединенным комитетом

68 Ibid., p. 757—758, 760.

69 Leahy W. I was There. N. Y., 1950, p. 184.

70 FRUS, Diplomatic Papers, 1944, vol. 3, p. 756—757.

71 Stoff B. The Anglo-American Oil Agreement and the Business.— History Review, 1981, vol. 55, N 1, p. 59—74.

72 Congressional Record, vol. 92, p. A 1601—1602.

73 Building the Navy's Bases in World War II: Vol. 1, 2. Wash., 1947, vol. 1, p. Ill,
28; Vol. 2, p. 279.

74 Weller G. Bases Overseas. An American Trusteeship in Power. N. Y., 1944, p. 262, 272, 274, 392.



III. ВОЙНА


ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ




начальников штабов были выработаны рекомендации о развертывании
строительства военно-морских и военно-воздушных баз к западу от Га-
вайских островов. Неделю спустя этот комитет разработал широкую
программу действий оккупационных властей на тихоокеанских островах,
рассматривая их прежде всего с точки зрения образования на них сис-
темы военных баз. О-ва Мидуэй и Уэйк, подчеркивалось в меморандуме,
должны стать мостом к Азиатскому материку, а Гуам — крепостью в
океане.

Летом 1943 г. военно-морское министерство наметило широкую прог-
рамму строительства военных баз на Тихом океане. Было предложено
аннексировать все мандатные острова Японии75. Выступая в начале
января 1944 г. в конгрессе, министр военно-морского флота У. Нокс зая-
вил: «Вопрос о заморских базах и их укреплении входит в общую систе-
му будущей стратегии. С созданием тихоокеанских военных баз США
смогут проводить глобальную стратегию» 76. 9 марта в сенатской комис-
сии по иностранным делам он же настойчиво доказывал необходимость
сохранения Соединенными Штатами после войны Каролинских, Маршал-
ловых и Марианских островов, которые, по его словам, должны быть
переданы Соединенным Штатам как доминирующей морской державе на
Тихом океане. Такого же мнения придерживался и адмирал Леги. 11 мар-
та он писал государственному секретарю К. Хэллу: «Японские подмандат-
ные острова следует поставить под полный контроль США. Будущее
этих островов не должно быть предметом каких-либо дискуссий» ".

Объединенный комитет начальников штабов обратил внимание аме-
риканской делегации, отправлявшейся на конференцию в Думбартон-Окс,
на особую заинтересованность США в Японских островах. Министр
военно-морского флота Дж. Форрестол предупредил главу делегации
Э. Стеттиниуса, чтобы вопрос о тихоокеанских островах с представителя-
ми других государств не обсуждался78. Мнение военных кругов разде-
лялось и в конгрессе. Лидер республиканской партии К. Келлад заявил:
«Тихий океан должен стать американским озером» 79. В августе 1944 г.
сенатор-дeмократ Маккелар внес проект резолюции, в которой предлага-
лось «приобрести все острова на Тихом океане, в том числе острова
Тайвань и Рюкю» 80. Адмирал Э. Кинг решительно настаивал на установ-
лении контроля США над тихоокеанскими островами; они должны быть,
подчеркивал он, превращены в американские военные базы81.

Говоря об экспансионистских устремлениях США и создании системы
базирования, американский военный специалист Дж. Веллер отмечал, что
«каждая заморская база сама по себе включает элементы стратегии и
политики, здесь трудно разграничить, где политика, а где стратегия» 82.
Сенатор А. Ванденберг также утверждал, что «в послевоенном мире

75 Louis W. Imperialism at Bay. Oxford, 1977, p. 260—264.

76 Building the Navy's Bases in World War II, vol. 2, p. 163.

77 FRUS, Diplomatic Papers, 1944, vol. 1, p. 1204.

78 Ibid., p. 699—700.

79 Kellad C. The Zones of Safety Plan, American War and Peace Aims.—The Seven-
teeth Annual Debate Handbook 1943—1944, p. 201.

80 New York Times, 1944, Aug. 15.

81 Pomeroy S. Pacific Outpost. American Strategy in Guam and Micronesia. Stanford,
1951, p. 169.

82 Weller G. Op. cit., p. 233.


Америка должна играть роль, полностью соответствующую ее весу»83.
После смерти Нокса его преемник Форрестол в уже упоминавшемся
письме, адресованном госдепартаменту, требовал, чтобы при заключении
международных соглашений учитывались военно-стратегические планы
США. «Военно-морской флот,—подчеркивал он,—будет всецело под-
держивать эту политику госдепартамента всеми своими средствами, всей

своей мощью» 84.

По мере приближения окончания войны в США усиливались призывы
к миру на американских условиях. «Мы должны настаивать на амери-
канском мире. Мы не должны соглашаться на меньшее»,— заявил
Макнейл, главный редактор газеты «Нью-Йорк тайме». Чаще стали
появляться высказывания о наступлении «века Америки». В официаль-
ных кругах США вопросы послевоенного устройства мира довольно
широко обсуждались. Разрабатывались экспансионистские планы. 13 ок-
тября 1944 г. Гопкинс заявил послу СССР А. А. Громыко: «Рузвельт
считает, что Соединенные Штаты не должны оставаться в стороне от
болee или менее важных событий, в каком бы уголке земного шара эти
события ни развивались» 85.

4. Планы послевоенного устройства мира

21 августа 1944 г. в Думбартон-Оксе, пригороде Вашингтона, состоя-
лось открытие конференции представителей США, СССР и Великобрита-
нии. Более месяца — до 28 сентября — на ней обсуждались вопросы
создания Организации Объединенных Наций, будущей ее структуры,
функций, целей, принципов деятельности, компетенции главных органов.
Советскую делегацию возглавлял посол в США А. А. Громыко, амери-
канскую — заместитель государственного секретаря Э. Стеттиниус, англий-
скую — заместитель министра иностранных дел А. Кадоган.

В официальных кругах США уже в течение ряда лет разрабатыва-
лись и обсуждались различные проекты структуры международной орга-
низации; главной их целью было обеспечение с ее помощью лидирующей
роли Вашингтона в послевоенном мире. Беседуя в мае 1944 г. с группой
сенаторов, государственный секретарь К. Хэлл откровенно признал, что,
если США откажутся от участия в создании или работах будущей орга-
низации, они не смогут добиться руководящего положения86.

Тогда же (в мае) США выразили готовность приступить совместно
с СССР и Великобританией к переговорам в Вашингтоне по вопросам,
связанным с созданием международной организации мира и безопасности.

В июле-августе правительства США, Великобритании и СССР
выступили с предложениями о целях и задачах этой организации, еe
составе и основных органах87. Эти документы обнаружили как совпаде-
ние точек зрения по ряду общих вопросов, так и наличие серьезных рас-

83 The Private Papers of Senator A. Vandenberg / Ed. by A. H. Vandenberg. Boston, 1952, p. 92.

84 FRUS,. Diplomatic Papers, 1944, vol. 3, p. 755—756.

85 Советско-американские отношения..., т. 2, с. 233.

86 The Memoirs of Cordell Hull: Vol. 1, 2. N. Y., 1948, vol. 2, p. 1661.

87 Конференция представителей СССР, США и Великобритании в Думбартон-Оксе 21 августа - 28 сентября 1944 г.: Сб. документов. М., 1978, с. 51-68, 73-99, 102-

106.



III. ВОЙНА


ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ




хождений. Главной целью международной организации безопасности, по
общему признанию, должно было стать поддержание мира и безопасно-
сти, принятие коллективных мер для предотвращения и устранения уг-
розы миру, пресечение актов агрессии, урегулирование мирными средст-
вами споров и конфликтов.

В решениях Думбартон-Окской конференции отмечалось, что созда-
ваемая организация должна быть основана на принципе суверенного
равенства всех государств. Были опреде


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: