III. Война


ОТ ПЁРЛ-ХАРБОР А ДО ВЫСАДКИ ВОЙСК В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ




Выступление президента Ф. Д. Рузвельта перед конгрессом
(8 декабря 1941 г.)

контроля и господства над Тихим океаном и странами Юго-Восточной
Азии. Столкновение экономических, торговых и политических интересов
между Японией и США привело к вооруженному конфликту. Японская
атака на Пёрл-Харбор показала ошибочность расчетов американского
руководства и положила конец нейтралитету США.

8 декабря в 12 час. 30 мин. Рузвельт выступил на заседании обеих
палат конгресса. В глубоком молчании сенаторы и члены палаты пред-
ставителей заслушали речь президента. Сообщив о трагедии, постигшей
американский флот в Пёрл-Харборе, и крупных американских потерях,
он назвал день нападения японцев на Гавайи датой, «которая войдет в
историю как символ позора»8. Президент потребовал объявить Японии
войну. Конгресс единодушно его поддержал. Политика «умиротворения»
агрессора дорого обошлась Соединенным Штатам. По образному выраже-
нию сенатора У. Брукса, «изоляционизм затонул в Пёрл-Харборе»9.

С нападением Японии на Гавайи и страны Юго-Восточной Азии по-
жар войны охватил новые огромные водные пространства и еще болеe
значительную часть суши. В орбиту военных действий были дополни-
тельно втянуты десятки государств. Вслед за США войну Японии объ-
явили Великобритания и ее доминионы, Китай, большинство стран Ла-

8 Шервуд Р. Указ. соч., т. 1, с. 676.

9 Congressional Record, vol. 88, pt 3, p. 3637.


тинской Америки. Германия и Италия 11 декабря декларировали состоя-
ние войны с США, которые в тот же день вступили в войну с этими

странами «оси».

Конфликт принял поистине глобальный характер. Фронт антифашист-
ской борьбы расширился. Возросли его силы, наметилось более четкое

их размежевание.

Вступление США в войну поставило перед администрацией ряд не-
отложных задач в области внешней политики, которые определялись бы-
стро изменившейся международной и военно-политической обстановкой.
Усилия американской внешней политики были направлены на создание
благоприятных условий для ведения войны с фашистским блоком, при-
обретение союзников и переложение по возможности на их плечи тягот

борьбы.

Особое внимание в Вашингтоне уделяли позиции Советского Союза в
связи с тихоокеанской войной. Государственный секретарь К. Хэлл
11 декабря при встрече с послом СССР в США М. М. Литвиновым, ко-
торый только что прибыл в Вашингтон, поставил вопрос о желательности
использования советских аэродромов на Дальнем Востоке10. Хэлл выска-
зывал не только свое мнение: эту идею отстаивали и некоторые предста-
вители военного министерства. Командующий вооруженными силами
США на Дальнем Востоке генерал Макартур 10 декабря направил по
этому вопросу специальную телеграмму в Вашингтон11. Советское пра-
вительство отклонило подобное предложение, сознавая, к каким опасным
последствиям оно могло привести, а именно к обострению советско-япон-
ских отношений и втягиванию СССР в войну на два фронта.

США предприняли также шаги для выяснения позиций других го-
сударств. Совещания представителей ряда стран, проведенные в Чунцине
и Сингапуре, мало что дали. Тем большее значение приобретали отноше-
ния с Англией, проявлявшей заинтересованность в упрочении отношений
с Вашингтоном. Как только эфир принес весть о нападении Японии на
Пёрл-Харбор, Черчилль немедленно позвонил Рузвельту и услышал при-
ятные для себя слова: «...теперь мы все находимся в одной лодке» 12.
Была достигнута договоренность о встрече. 12 декабря Черчилль в со-
провождении большого числа советников и помощников поспешно отпра-
вился на конференцию в Вашингтон для выработки совместного англо-
американского стратегического плана ведения войны. Продолжалась она
три недели — с 22 декабря 1941 г. по 14 января 1942 г.

Английская делегация провела большую подготовку, разработала по-
дробный вариант британской стратегии затяжной, «периферийной» вой-
ны. Составленные Черчиллем планы не предусматривали активных бое-
вых действий союзников против Германии в 1942 г. Основную борьбу на
Европейском континенте, по мысли премьер-министра Великобритании,
должна была вести Советская Армия, которая развернула под Москвой
крупное контрнаступление, имевшее большое международное, военное и
политическое значение.

Московская битва продолжалась с 30 сентября 1941 г. по 20 апреля
1942 г. Враг потерял 11 танковых, 4 моторизованные и 23 пехотные ди-
визий. То было первое крупное поражение фашистской Германии во вто-

l0 The Memoirs of Cordell Hull: Vol. 1, 2. N. Y., 1964, vol. 2, p. 1111—1112.

11 MacArthur D. Reminiscences. N. Y., 1964, p. 122.

12 Шервуд Р. Указ. соч., т. 1, с. 669.



III. ВОЙНА


ОТ ПЁРЛ-ХАРБОРА ДО ВЫСАДКИ ВОЙСК В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ




рой мировой войне. Это сражение похоронило гитлеровский план «мол-
ниеносной войны», развеяло миф о «непобедимости» германской армии.
Вермахту, отметил Черчилль в меморандуме, предстояло выдержать кро-
вопролитные зимние бои. Великобритания и США, с удовлетворением за-
метил он, не будут принимать в этом участия, кроме отправки Советско-
му Союзу обещанных материалов 13. Этим, по существу, была определена
стратегическая линия обоих западных союзников в отношении СССР,
стремившихся переложить основную тяжесть ведения войны с Германией
на плечи советского народа.

Идея ослабления Советского государства в процессе его единоборства
с рейхом, а также мирового господства США и Англии, которую развивал
Черчилль 14, находила сторонников в реакционных кругах США. Говоря
о целях участия США в войне, специальный советник корпорации «Дже-
нерал моторз» заявил 21 сентября 1941 г.: «Англосаксы должны управ-
лять миром» 15. Гегемонистские замыслы оказывали, как свидетельство-
вали события, растущее влияние на военную стратегию и политику Ва-
шингтона.

В конце 1941 г. в Лондоне были всерьез озабочены тем, как бы США
не сосредоточили главные вооруженные силы на Тихоокеанском театре
военных действий. Поэтому британская дипломатия в вашингтонских пе-
реговорах ставила задачу не допустить пересмотра заранее согласован-
ных с США стратегических планов, предусматривающих разгром сначала
Германии, а потом Японии. Черчилль, выступая на первом пленарном
заседании с изложением британской концепции ведения войны, подчерк-
нул, что Германия является главным противником и ее разгром — ключ
к победе. «Не тратьте слов,— сказал президент Черчиллю,— нам все это
известно не хуже, чем вам. Дело в том, что мы можем разбить Японию
и все же проиграть войну, однако невероятно, чтобы, разгромив Герма-
нию, мы не смогли затем добить Японию» 16. Следовательно, опасения
англичан были необоснованными. На конференции был подтвержден
принцип: сначала Европа, затем Тихий океан. Уместно при этом заме-
тить, что в действительности западные союзники поступили вопреки это-
му принципу.

Встретив взаимопонимание в этом вопросе, Черчилль и его началь-
ники штабов изложили британскую стратегию войны против нацистского
рейха. Они говорили о важности окружения Германии, создания вокруг
нее кольца, завоевания господства на море и в воздухе. Замыкание, стя-
гивание кольца вокруг Германии намечались по линии Архангельск —
Черное море, северное побережье Средиземного моря и западное побе-
режье Европы. В этом гигантском периметре наиболее слабым звеном,
по мнению англичан, являлось североафриканское побережье, где они и
предлагали предпринять в 1942 г. наступательную операцию 17. Амери-
канцы не оспаривали идею окружения Германии, но считали стратеги-
чески целесообразным сосредоточить силы на Британских островах и раз-
вернуть наступление в Западной Европе. Таких взглядов во время кон-

13 Churchill W. The Second World War: Vol. 1—6. L., 1949—1954, vol 3, p 574.

14 Ibid., p. 574.

15 Current History, 1942, July, p. 328—331.

16 Hatch A. Franklin D. Roosevelt. An Informal Biography. N. Y., 1947, p. 298.

17 Мэтлофф М., Снелл Э. Стратегическое планирование в коалиционной войне, 1941—
1942. М., 1955, с. 118—119, 209.


ференции придерживались, в частности, военный министр Г. Стимсон,
начальник штаба армии генерал Дж. Маршалл, генералы Г. Арнольд
и Д. Эйзенхауэр.

Военное министерство США еще накануне конференции изучило
вопрос о высадке десанта в Северной Африке. Штаб армии не без осно-
ваний обращал внимание на крайне невыгодные условия для операции
в Северной Африке (небольшое число портов, слабо развитая сеть ком-
муникаций—железных и шоссейных дорог). И главное — операция в
Северной Африке отдалена от Германии, «дорога и бесполезна» и лишь
«косвенно содействовала бы делу разгрома нацистов» 18. Развивая эти
взгляды, старший советник Маршалла генерал Эмбик выступил на кон-
ференции с возражением против английских планов военных действий в
Северной Африке и Средиземноморье. Предложение англичан, говорил он,
основано скорее на политических, а не на военных соображениях, и при-
нятие его окажется «ошибкой первостепенной важности» 19.

Между тем президент Рузвельт высказал пожелание, чтобы американ-
ские войска приняли участие «в активных боевых операциях где-либо по
ту сторону Атлантического океана» 20. Начальникам штабов и оператив-
ному управлению было дано указание: изучить возможности проведения
операции в Северной Африке. В ходе обсуждения было решено продол-
жить изучение и подготовку к этой операции, отложив проведение ее
до выхода из критического положения на Тихом океане 21.

Рассмотрению тяжелой для союзников военной ситуации в Азии и
на Тихом океане, обсуждению стратегического курса войны против Япо-
нии на конференции было уделено значительное внимание. Японские
агрессоры развивали активное наступление. 25 декабря они захватили
Гонконг, а 2 января — столицу Филиппин Манилу; высадили десанты
на о-вах Борнео и Целебесе; начали массированные воздушные налеты
на Рангун и Рабаул. Американо-английские войска оказались не подго-
товленными к ведению военных действий, и в частности к обороне: они
были малочисленны, распылены, недостаточно вооружены; у союзников
не было плана согласованных действий. Неся серьезные потери, они от-
ступали. В Вашингтон и Лондон поступали отчаянные телеграммы, взы-
вавшие о помощи: присылать в первую очередь самолеты. Особенно на-
стойчив в требованиях был генерал Макартур.

Участники вашингтонских переговоров обещали направить ему под-
крепление и рекомендовали продержаться на Филиппинах как можно
дольше. Было решено сосредоточить усилия на том, чтобы сдержать на-
тиск японцев, обеспечить безопасность Австралии, Нбвой Зеландии и
Индии, оказать помощь Китаю. Тем временем США предполагали вос-
становить боевые силы флота, построить корабли, сохранив передовые
базы и морские коммуникации в Тихом океане. По предложению амери-
канской стороны было создано объединенное командование вооруженны-
ми силами союзников в юго-западной части Тихого океана и на юго-
востоке Азии, возглавленное английским адмиралом Уэйвеллом.

Для разработки планов ведения войны, координации и согласования
операций был создан Объединенный комитет начальников штабов США

18 Там же, с. 123.

19 Там же, с. 124.

20 Там же.

21 Там же, с. 140, 203.


 

III. ВОИНА

и Англии с местонахождением в Вашингтоне. Выработанные комитетом
рекомендации должны были представляться на утверждение президента
и премьер-министра. Был образован Совет по распределению вооружения
и ряд других объединенных советов.

Конференция глав правительств США и Великобритании явилась
важным этапом на пути развития американо-английских союзнических
связей. На ней были одобрены основы совместной стратегии войны. Вме-
сте с тем союзники не торопились использовать возможности, которые
появились в связи с разгромом немецко-фашистских войск под Москвой,
для нанесения решительного удара противнику в Западной Европе.

На конференции обсуждались и политические вопросы. При активном
участии президента США был подготовлен документ, получивший назва-
ние Декларации Объединенных Наций. 1 января 1942 г. ее подписали
26 государств. Правительства СССР, США, Великобритании и других
стран, поставивших свою подпись, обязывались употребить все ресурсы,
военные и экономические, против членов Тройственного пакта и присо-
единившихся к нему государств. Страны — участницы Декларации тор-
жественно провозгласили свое намерение сотрудничать друг с другом и
не заключать перемирия или мира с общими врагами22. Декларация
имела большое значение в укреплении союза государств и народов.

Сразу после завершения Вашингтонской конференции по инициативе-
США в Рио-де-Жанейро было созвано консультативное совещание мини-
стров иностранных дел латиноамериканских государств. На совещании
(15—28 января 1942 г.) обсуждались вопросы, связанные со вступлением
латиноамериканских государств в войну. США ставили целью добиться
принятия совместного с этими странами заявления о разрыве дипломати-
ческих отношений с державами «оси», рассмотреть вопросы о повышении
роли Западного полушария в международных отношениях, размещении
войск США на базах стран Латинской Америки, а также проблемы во-
енного и экономического сотрудничества 23.

Бразилия активно выступила в поддержку США. К ней присоедини-
лись другие государства. Аргентина заявила, что не порвет отношений
с державами «оси». Конференция приняла ряд резолюций, в том числе
в пользу разрыва латиноамериканскими странами дипломатических от-
ношений с державами «оси», прекращения прямых и косвенных торго-
вых и финансовых отношений между странами Западного полушария и
участниками Тройственного пакта. США приложили энергичные усилия
для того, чтобы была одобрена резолюция «О производстве и обмене
стратегическими материалами», которая предусматривала поставки стра-
нами Латинской Америки стратегического сырья и материалов для США.
Таким путем определенному контролю Соединенных Штатов подчинялось
промышленное развитие этих стран, они превращались в поставщиков
сырья для военной промышленности США.

Участники совещания приняли резолюции о создании Чрезвычайного
консультативного комитета по политической обороне и Межамерикан-
ского совета обороны. Этим создавались благоприятные условия для ока-
зания Вашингтоном политического и военного влияния на страны Ла-

22 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Документы
и материалы: Т. 1—3. М., 1946—1947, т. 1, с. 170—171.

23 Подробнее см.: ЯнчукИ. И. Политика США в Латинской Америке (1939—1945).
М., 1975, с. 160—174


ОТ ПЁРЛ-ХАРБОРА ДО ВЫСАДКИ ВОЙСК В СЕВЕРHOЙ АФРИКЕ 349

тинской Америки. Решающую роль в учреждении Межамериканского
совета обороны сыграли США. Не случайно военный министр Стимсон
многозначительно заявил: «Создание Совета — это не просто начало сов-
местной обороны полушария, это начало новой политики» 24.

Внешнеполитическая деятельность США в Латинской Америке за-
метно возросла. Усилились их экономические позиции в этом регионе.
Латинская Америка стала важным источником снабжения США страте-
гическими материалами. Всего за годы войны они ввозили оттуда 83%
меди, 56,4% олова, 49,4% вольфрама, 70,7% ванадия, 67,4% ртути,
48,8% слюды. Бразилия поставляла Соединенным Штатам железную
руду, Венесуэла — нефть. Американские компании получали из Латин-
ской Америки каучук, бокситы, висмут, сурьму, хинин, мышьяк и т. д.25

С помощью Экспортно-импортного банка правительство США контро-
лировало всю кредитную политику латиноамериканских стран. Под пред-
логом обороны оно развернуло строительство своих военных и военно-
морских баз в ряде этих стран, установило контроль над стратегически
важными коммуникациями26. Во многих странах появились военные
миссии США. Латиноамериканцы снабжались вооружением из США. Все
большее их число направлялось для обучения в военные училища и ака-
демии США. В целом политика США была направлена на подчинение
экономики Латинской Америки и создание в будущем под их эгидой
военно-политического блока стран Западного полушария.

Наряду с обсуждением внешнеполитических проблем внимание адми-
нистрации было сосредоточено на решении неотложных важных социаль-
ных и политических проблем. Первостепенное значение, разумеется, име-
ла реорганизация экономики и подчинение ее военным целям.

2. Перестройка экономики

Весть о разгроме Тихоокеанского флота США в Пёрл-Харборе по-
трясла страну. В умонастроении американцев произошел резкий перелом,
исчезли нейтралистские иллюзии, многие стали записываться доброволь-
цами в армию и флот. В первых рядах были рабочие. В штаб-квартиры
АФТ и КПП поступали многочисленные письма от рабочих, резолюции
профсоюзных собраний. В них выражались желание и готовность вести
борьбу с агрессорами, всемерно содействовать укреплению военной мощи
страны и мобилизации ее ресурсов на войну 27.

15 декабря исполнительный комитет АФТ принял резолюцию об от-
казе от забастовок. Два дня: спустя состоялась конференция представи-
телей федерации, обсудившая вопрос о задачах тред-юнионов в связи со
вступлением США в войну. Так поступили и руководители Конгресса
производственных профсоюзов. Тогда же по инициативе президента Руз-
вельта в Вашингтоне встретились представители промышленности, проф-
союзов и администрации, чтобы договориться на время войны о «мире

24 Цит. по: История дипломатии: Т. 1—5. М., 1959—1979, т. 4, с. 601.

25 Янчук И. И. Указ. соч., с. 177—178.

26 Seals С. Pan America. Boston, 1940, p. 432, 439, 446. См. также: Пономарева Н. Б.у
Смирнова И. А.
Система баз США в годы второй мировой войны.— Вопр. истории,
1984; № 6.

27 История рабочего движения в США в новейшее время: В 2-х т. М., 1970—1971,
т. 2, с. 71; Сивачев Н. В. Рабочая политика правительства США в годы второй
мировой войны. М., 1974, с. 87—88.



III. ВОЙНА


ОТ ПЁРЛ-ХАРБОРА ДО ВЫСАДКИ ВОЙСК В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ




в промышленности», о формах и методах урегулирования трудовых отно-
шений.

Конференция продолжалась с 17 по 23 декабря. Представители дело-
вого мира стремились оговорить наиболее выгодные условия для пред-
принимателей, требовали отказа рабочих от забастовок. Руководители
тред-юнионов согласились зафиксировать этот отказ, но предложили соз-
дать военное управление по урегулированию трудовых отношений в со-
ставе представителей администрации и равного числа представителей от
профсоюзов и предпринимателей. Между участниками конференции было
достигнуто соглашение, в котором говорилось, что рабочие не станут при-
бегать к забастовкам, а возникающие конфликты будут разрешаться
мирным путем. Для этого президент должен сформировать военное уп-
равление труда28. Предприниматели были довольны исходом конферен-
ции, предусматривавшей сохранение «мира в промышленности». Перед
ними вырисовывалась радужная перспектива бума в экономике, находив-
шейся в течение длительного периода в состоянии кризисов и депрессии.

Фермерские организации, занимавшие долгое время изоляционистские
позиции, также заявили о поддержке правительства в вопросе о войне.
9 декабря на ежегодном съезде Американской федерации фермерских
бюро президент Эдвард О'Нил отметил, что фермеры понимают свою от-
ветственность и сознают, что продовольствие является оружием войны 29.
На следующий день председатель исполкома «Нэшнл грейндж» Фрэд
Фристоун сказал: «Грэйндж и все фермерство выполнят свой долг» 30.
Национальный фермерский союз занял такую же позицию.

Компартия призвала народ объединить все силы на борьбу против
держав «оси». Многие коммунисты вступили в армию и флот для того,
чтобы с оружием в руках сражаться против агрессоров. Между демокра-
тической и республиканской партиями была достигнута договоренность
о прекращении межпартийных разногласий на время войны. Представи-
телями делового мира и общественными организациями были разработа-
ны мероприятия по мобилизации рабочих и всех членов профсоюзов на
повышение производства вооружения и обеспечения фронта всем необ-
ходимым.

Таким образом, в стране создались более благоприятные условия для
ведения войны. Американский народ выразил готовность активно участ-
вовать в борьбе против агрессоров, что усиливало антифашистский ха-
рактер войны.

Со вступлением США в войну был взят курс на форсированное созда-
ние военной экономики, увеличение армии, флота и авиации. В стране
была объявлена всеобщая мобилизация. В течение года военное мини-
стерство предусматривало довести численность армии до 5,4 млн.31 Ее
надлежало вооружить и обучить. 6 января 1942 г. в послании конгрессу
президент провозгласил «Программу победы», рассчитанную на значи-
тельный рост военного производства. В 1942 г. промышленность страны
должна была произвести 60 тыс. самолетов, 45 тыс. танков, 20 тыс. зе-
нитных орудий, 500 тыс. пулеметов, 720 тыс. авиационных бомб, постро-

28 Подробнее см.: Сивачев Н. В. Рабочая политика правительства США..., с. 90—93.

29 New York Times, 1941, Dec. 10.

30 Ibid., Dec. 11

31 Мэтлофф M., Снелл Э. Указ. соч., с. 447.


ить торговых судов общим тоннажем 8 млн.32 Хотя намеченные цифры
не были достигнуты, уровень военного производства США в 1942 г. за-
метно превысил показатели 1941 г.33

Провозгласив обширную программу по переводу экономики на воен-
ное производство, правительство Рузвельта встало на путь военно-госу-
дарственного регулирования и контроля. И в прошлом США прибегали
к государственному регулированию. Известно, что в 1917 г. президент

B. Вильсон создал специальное Управление военной промышленности,
которое было наделено полномочиями контроля над распределением воен-
ных материалов и промышленных изделий, установления квот в области
найма рабочей силы и цен производства34.

В 30-е годы США, столкнувшись с глубоким экономическим кризи-
сом, также встали на путь государственного регулирования. Около
100 различных министерств и агентств, комиссий и комитетов, а также
управлений осуществляли комплекс экономических и антикризисных
мероприятий35.

После вступления США в войну государственное регулирование, к ко-
торому правящий класс, как отмечено, прибегал еще во время войны
1914—1918 гг. и в 30-е годы, приняло невиданно широкий размах. Оно
преследовало совершенно определенные классовые цели: в максимальной
степени сосредоточить в руках государства экономический, научный и
технический потенциалы, использовав его в интересах крупного капита-
ла; обеспечить гарантированные прибыли и сверхприбыли монополиям,
предельно ускорить на выгодных для них условиях создание военно-хо-
зяйственной машины для удовлетворения нужд войны. Война ускори-
ла процесс слияния монополий с государственным аппаратом.

Было создано более 20 управлений по различным вопросам регулиро-
вания экономики и социальных отношений. Британский посол в Вашинг-
тоне Э. Галифакс в конфиденциальном обзоре за 1942 г. отмечал, что
руководители этих управлений, наделенные огромными полномочиями,
действуют независимо от кабинета министров и не подчиняются кон-
грессу, что они установили полный контроль над промышленностью36.

Ведущее место в системе государственно-монополистического регули-
рования заняло Управление военного производства (УВП). Возглавил его
вице-президент крупнейшей торговой компании Дональд Нелсон. В совет
УВП были включены военный министр, министры военно-морского фло-
та и сельского хозяйства, глава Реконструктивной финансовой корпора-
ции, президент «Дженерал моторз», руководитель комиссии по рабочей
силе, глава по установлению цен Л. Гендерсон, представитель КПП

C. Хиллмэн и др. Это управление представляло собой как бы сверхмини-
стерство, которое состояло из 30 отраслевых отделов, имело свои филиа-
лы сначала в 13 крупных промышленных центрах, а позже во всех шта-
тах. Через год численность его сотрудников достигла 22 400, оно заняло
14 зданий в столице.

32 Шервуд Р. Указ. соч., т. 2, с. 53.

33 История второй мировой войны, 1939—1945, т. 4, с. 441.

34 США: государство и экономика. М., 1976, с. 32—33.

35 Федорович В. А. Американский капитализм и государственное хозяйствование.
М., 1979, с. 34.

36 Confidential Dispatches. Analyses of America by the British Ambassador, 1939—
1945/Ed. by Th. E. Hachey. Evanston, 1974, p. 54



III. ВОЙНА


ОТ ПИРЛ-ХАРБОРА ДО ВЫСАДКИ ВОЙСК В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ




В компетенцию УВП входило размещение военных контрактов и ор-
ганизация военного производства, вопросы взаимоотношений труда и ка-
питала, обеспечение предприятий рабочей силой, контроль за выполне-
нием правительственных заказов. Оно ведало строительством новых заво-
дов, переводом гражданских предприятий на военное производство,
распределением ресурсов для нужд промышленности. Под жесткий цент-
рализованный контроль УВП была поставлена, по существу, вся хозяй-
ственная деятельность государства, связанная с военными заказами.

Между монополиями развернулась ожесточенная конкурентная борь-
ба за выгодные контракты. В первую очередь военные заказы предостав-
лялись крупным корпорациям, представители которых заняли ведущие
посты в УВП. Они нередко получали от государства символическую
оплату — всего в 1 долл., основное же жалованье наряду с дивидендами
им выплачивали компании; в середине 1942 г. таких «однодолларовых»
сотрудников насчитывалось в УВП 57537. Получая выгодные военные
заказы, монополии привлекали для их исполнения большое количество
средних и мелких предприятий в качестве субпоставщиков, подчиняя их
своим интересам.

В рамках процесса концентрации производства и капитала приме-
нялась кооперация предприятий. Вот характерный пример. Автомобиль-
ная компания «Крайслер», производившая танки, получила в 1942 г.
военных заказов на сумму 2 млрд. долл. Для их выполнения она при-
влекла 8079 субпоставщиков, которые были разбросаны в 859 городах и
расположены в 39 штатах. Для производства бомбардировщиков «летаю-
щая крепость» фирма «Боинг» организовала кооперацию 195 заводов.
Авиакомпания «Дуглас» имела 22 собственных завода и 300 субпостав-
щиков, находящихся в 11 штатах38.

К середине 1942 г. Управление военного производства издало 250 раз-
личных предписаний, направленных на сокращение производства основ-
ных потребительских товаров и увеличение продукции для нужд войны.
Важные отрасли промышленности — автомобильная, самолето- и судо-
строительная, металлургическая, энергетическая и химическая — пере-
ключались на удовлетворение потребностей вооруженных сил. В 1942 г.
развернулось широкое строительство предприятий прямого военного назна-
чения. Финансирование взяло на себя в значительной степени государ-
ство, которое заключало контракты с корпорациями на чрезвычайно
льготных для них условиях. На эти цели было выделено 17,2 млрд. долл.

Рабочий класс США, заинтересованный в борьбе против фашизма,
поддерживал мероприятия правительства; он выступал за наращивание
темпов и объема военной продукции. Усилия трудящихся были направ-
лены на расширение военного производства, мобилизацию военных ре-
сурсов государства. Рабочие и профсоюзы развернули кампанию за
7-дневную рабочую неделю. Профсоюзы КПП на съезде решили создать
комитеты борьбы за обеспечение победы на предприятиях. К концу
1942 г. их насчитывалось 1900; они представляли 3750 человек, или
почти 25 % рабочих промышленности39. Тред-юнионы воздерживались от
проведения забастовок. Предприниматели и правительство, которые все-

37 Розенфелъд Я. С. Промышленность Соединенных Штатов Америки и война. М.,
1946, с. 147.

38 Там же, с. 70—71, 193.

39 Labor Fact Book. N. Y., 1943, vol. 6, p. 88.


ми средствами добивались установления и поддержания «классового
мира» в промышленности, повышения производительности труда, увели-
чения выпуска продукции и роста прибылей, старались использовать
готовность рабочих пойти на определенные жертвы во имя победы над
врагом человечества — фашизмом.

Для урегулирования трудовых конфликтов президентом Рузвельтом
было сформировано военное Управление труда (УТ) во главе с У. Дэви-
сом, куда вошли по четыре представителя от профсоюзов и промышлен-
бости. Одновременно были созданы рабоче-предпринимательские комите-
ты, численность которых к концу войны возросла до 5 тыс.40 Мини-
стерство труда активно содействовало пресечению стачек. В общем в той
или иной степени трудовыми отношениями занимались 13 постоянных и
чрезвычайных административных органов41. Сам президент проявлял к
этому вопросу повышенный интерес. Он часто встречался с лидерами
ведущих профсоюзов, лично принимал участие в урегулировании трудо-
вых конфликтов. Осенью 1942 г. число рабочих в военной промышленно-
сти достигло 15 млн. Резко сократилась безработица, к концу года соста-
вив 1,7 млн. человек.

Администрация установила контроль над ценами и заработной платой.
27 апреля президент обратился с посланием к конгрессу, предложив ста-
билизировать заработную плату, установить «потолок» цен на товары и
повысить налоги. На следующий день глава Управления по контролю
над ценами Л. Гендерсон издал распоряжение о «потолке» розничных
цен. 7 сентября президент обратился к конгрессу и потребовал в реши-
тельной форме принятия закона о стабилизации стоимости жизни.
2 октября 1942 г. конгресс одобрил закон об экономической стабилиза-
ции. Рузвельт его подписал, и акт немедленно вступил в силу. Для его
проведения было создано во главе с Дж. Бирнсом Управление экономи-
ческой стабилизации. Ему поручалось установить контроль над ценами
и заработной платой якобы для того, чтобы не допускать роста стоимости
жизни.

На практике закон об экономической стабилизации, предусматривав-
ший замораживание заработной платы на уровне, достигнутом к 15 сен-
тября 1942 г., и стабилизацию цен, тяжелым бременем лег на трудовое
население, ибо рост цен на товары продолжался и увеличивалась, следо-
вательно, стоимость жизни. Рабочие оказались в трудных условиях, так
как предприниматели отказывались, ссылаясь на закон, удовлетворять их
справедливые требования о повышении заработной платы.

Экономические трудности трудящихся усугублялись еще и тем, что в
октябре конгресс одобрил законопроект, повышавший подоходный и другие
налоги. Проходившие в ноябре съезды АФТ, КПП и ряда других отрасле-
вых союзов отразили растущее недовольство рабочих экономической поли-
тикой правительства. Участники съездов подвергли острой критике рабо-
ту государственных органов по регулированию заработной платы.

Таким образом, в США наступил новый этап в развитии государ-
ственно-монополистического капитализма. Крупные корпорации непосред-
ственно овладели рычагами исполнительной власти государства. Предста-
вителями «большого бизнеса» укомплектовывался государственный аппа-
рат, все его важные ключевые звенья. Военно-промышленный бум принес

40 Ray back J. A History of American Labor. N. Y., 1966, p. 374.

41 Сивачев Н. В. Рабочая политика правительства США..., с. 116.



III. ВОЙНА


ОТ ПЁРЛ-ХАРБОРА ДО ВЫСАДКИ ВОЙСК В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ




огромные доходы корпорациям. Прибыли составили после вычета налогов
9,4 млрд. долл.42

Рабочий класс США стремился внести свой вклад в общую борьбу
против фашизма. За 1942 г. в США было произведено около 25 тыс.
военных и 23 тыс. гражданских самолетов, 24 тыс. танков, 14,4 тыс. зе-
нитных орудий, 597 торговых судов типа «Либерти» и 62 танкера.
К концу 1942 г. США располагали громадным торговым флотом грузо-
подъемностью 16,8 млн. т. Значительны были достижения и в области
строительства военно-морского флота. В строй вступило 128 боевых кораб-
лей, 6902 десантных и более тысячи небольших судов43.

Серьезные изменения произошли и в сельском хозяйстве, которое
долгие годы находилось в состоянии застоя и кризиса. С войной возрос
спрос на сельскохозяйственные продукты. Наступило оживление, а затем
подъем сельского хозяйства, который сопровождался быстрой его меха-
низацией.

Рост деловой активности, связанный с переводом экономики страны
на военные рельсы, сопровождался развертыванием вооруженных сил и
решением вопросов ведения вийны, ее стратегии.

3. Проблема второго фронта

Целью США в начальный период их участия в войне было обеспече-
ние благоприятных условий как внутри страны, так и вне ее для нара-
щивания военно-экономической мощи. Для этого, по мнению официаль-
ного Вашингтона, нужно было, во-первых, постараться удерживать в со-
стоянии войны в Европе Советский Союз, а в Азии — Китай и, во-вторых,
отражать на Тихом океане натиск Японии, защищать основные морские
коммуникации и ключевые позиции в этом регионе, воспрепятствовать
продвижению японцев в направлении Австралии и Новой Зеландии.
В начале марта 1942 г. Рузвельт дал указание усилить оборону этих
стран.

Командующим юго-западного района Тихоокеанского театра военных
действий был назначен генерал Д. Макартур, а главнокомандующим
Тихоокеанским флотом стал адмирал Ч. Нимиц. В Китай прибыл в фев-
рале генерал Дж. Стилуэлл, заняв должность начальника штаба гоминь-
дановских войск. На него была возложена задача усилить китайское со-
противление японской агрессии.

Быстрое продвижение японских вооруженных сил в Юго-Восточной
Азии и на Тихом океане вновь поставило на повестку дня вопрос, какой
театр военных действий следует считать главным: Европу или Тихий
океан. Выявились две точки зрения. Представители военно-морского фло-
та отдавали предпочтение Тихоокеанскому театру военных действий,
а командование сухопутных сил подчеркивало первостепенное значение
Европейского театра. «Мы должны,—писал генерал Эйзенхауэр,—вместе
с англичанами немедленно разработать план военных действий в северо-
западной Европе». Он считал необходимым сосредоточение войск на Бри-
танских островах, рассматривая их как «единственный плацдарм, откуда

42 Labor Fact Book. N. Y., 1949, vol. 9, p. 18.

43 История второй мировой войны, 1939—1945, т. 5, с. 56; Industrial Mobilization for
War. History of the War Production Board and Predecessor Agencies, 1940—1945.
Wash., 1947, vol. 1, p. 541.


возможны эффективные наземные и воздушные операции против Герма-
нии» 44.

16 марта Объединенный комитет начальников штабов также пришел
к заключению, что для США целесообразнее приступить к накоплению
американских войск на Британских островах45. Подобных же взглядов
придерживалась и объединенная комиссия стратегического планирования,
которая считала, что Западная Европа — единственное место, где можно
организовать наступление, одновременно использовать основную массу
вооруженных сил Англии и США против Германии.

25 марта Эйзенхауэр представил генералу Маршаллу меморандум,
в котором говорилось, что главной целью наступления должна быть Гер-
мания и нужно ее атаковать на западе Европы46. В тот же день прези-
дент дал указание разработать план вторжения в Европу. 1 апреля доку-
мент, известный в литературе как «меморандум Маршалла», лежал на
столе Рузвельта. В нем определялось направление главного удара союз-
ников.

Для вторжения на побережье Западной Европы к 1 апреля 1943 г.
намечалось сосредоточить на Британских островах 48 дивизий и 5800 са-
молетов. Проведение операции предполагалось весной 1943 г.47 В сен-
тябре или октябре 1942 г. планировалось осуществить ограниченное втор-
жение союзников силами 6—8 дивизий в Западную Европу, если внезап-
но создастся критическая ситуация на советско-германском фронте и
оборона Германии в Западной Европе окажется сильно подорванной48.
Президент Рузвельт одобрил этот меморандум и направил Гопкинса и
Маршалла в Лондон для согласования с британским правительством.

8 апреля представители США прибыли в Англию. В течение недели
они вели переговоры с британскими начальниками штабов, неоднократно
встречались с Черчиллем, членами его кабинета. Переговоры происходи-
ли в напряженной для западных союзников международной обстановке
в Европе. Американский и английский народы ожидали и требовали от
своих правительств активизации военных действий. Отнюдь не случайно
Рузвельт при отправке своих представителей в Англию 3 апреля довери-
тельно телеграфировал Черчиллю, что народы настаивают на открытии
фронта в Европе. «Ваш и мой народы,— говорилось в телеграмме,— тре-
буют создания второго фронта, чтобы снять бремя с русских. Наши на-
роды не могут не видеть, что русские убивают немцев, а также уничто-
жают вражеского снаряжения больше, чем США и Великобритания,
вместе взятые» 49.

Мрачные вести продолжали поступать и с Дальнего Востока. Японцы
неудержимо наступали. Они заняли Филиппины, а также Малайю, Бир-
му, Гонконг и Голландскую Ост-Индию. О-ва Гуам и Уэйк попали под
их контроль. Пала британская военно-морская крепость Сингапур, где
капитулировали 70 тыс. англичан. В первых числах апреля эскадра адми-
рала Нагумо появилась в Индийском океане. Японские самолеты подверг-
ли бомбардировке британскую военно-морскую базу в Коломбо, затем по-

44 Мэтлофф М., Снелл Э. Указ. соч., с. 186.
45 Там же, с. 189.

46 Там же, с. 211—212.

47 Там же, с. 215.

48 Там же, с. 216.

49 Feis H. Churchill, Roosevelt, Stalin. The War They Waged and the Peace They
Sought. Princeton, 1970, p. 40, 58.



III. ВОЙНА


ОТ ПЁРЛ-ХАРБОРА ДО ВЫСАДКИ ВОЙСК В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ




топили два тяжелых крейсера — «Дорчестер» и «Корнуол». Вскоре
авиация адмирала Нагумо атаковала военно-морскую базу Тринкомали
на Цейлоне, одновременно были уничтожены авианосец «Гермес» и со-
провождавший его эсминец.

Практически Япония установила безраздельное господство над всей
Юго-Восточной Азией, овладев богатейшими месторождениями нефти,,
олова и почти всеми мировыми ресурсами естественного каучука. Она
оккупировала огромную территорию с населением в 120 млн.

На первом заседании в Лондоне Маршалл изложил американский
план военных действий в Европе. Черчилль же сосредоточил внимание
не на Европе, а на Юго-Восточной Азии; он говорил о капитуляции
Сингапура, о нарастании напряженности в Индии и важности защиты
Среднего Востока. Первоочередной задачей, утверждал премьер, являлось
принятие срочных мер для обороны Среднего Востока. Такие же взгля-
ды развивали и его начальники штабов.

Английское правительство ожидало нового наступления вермахта на
советско-германском фронте. 7 марта Черчилль писал Рузвельту: «Все
предвещает возобновление весной в громадных масштабах германского
наступления в России...»50. В переговорах с американцами англичане
охотно поддержали их предложение о подготовке к высадке англо-амери-
канских войск в Западной Европе весной 1943 г., но выдвигали множе-
ство оговорок по поводу проведения ограниченной операции вторжения
в Северную Францию в 1942 г.

Между тем весной 1942 г. США и Великобритания располагали зна-
чительными вооруженными силами. Сухопутная британская армия на-
считывала 54 пехотные дивизии и 19 отдельных пехотных бригадг
12 бронетанковых дивизий и 9 отдельных бронетанковых бригад. Воен-
но-воздушные силы имели 4857 самолетов. Большая часть сухопутных и
военно-воздушных сил располагалась на Британских островах: 27 пехот-
ных дивизий, 16 пехотных бригад, 6 бронетанковых дивизий и 9 отдель-
ных бронетанковых бригад, 303 авиационные эскадрильи. Британский
флот состоял из 13 линейных кораблей, 20 авианосцев, 60 крейсеров,
свыше 200 эскадренных и эскортных миноносцев и 70 подводных лодок.
Сухопутные силы США насчитывали 2661 тыс. человек (42 дивизии).
Основная их часть находилась на территории США. За океаном было-
476 тыс. человек (17,9% общей численности армии) 51. Американский
военно-морской флот был самым сильным в мире: 17 линейных кораблей,
8 авианосцев, 40 крейсеров, 178 эскадренных миноносцев и 114 подвод-
ных лодок52.

Располагая необходимыми силами, руководители США и Великобри-
тании воздерживались от их использования. Это находилось в соответ-
ствии со «стратегией выжидания», занятой в отношении войны на совет-
ско-германском фронте. Англичане не намеревались подвергаться опас-
ности высадкой войск на западном побережье Европы в 1942 г. По их
мнению, это было преждевременно. Американское командование рассчи-
тывало выдвинуть англичан на первый план и возложить на них ответ-
ственность за проведение операции. В личном меморандуме президенту

50 Churchill W. The Second World War, vol. 4, p. 293.

51 История второй мировой войны, 1939—1945, т. 5, с. 23, 24.

52 Silvestone P. United States Warships of World War II. L., 1965, p. 518—592, 625; Fi-
nal Official Report by Fleet Admiral Ernest King. Wash., 1946, p. 56—60, 97.


Маршалл писал, что «проведение операции в 1942 г. зависит прежде
всего от английских войск, а не от наших» 53.

В Лондоне разгадали намерения американцев и не собирались пред-
принимать каких-либо военных акций. Разногласия были налицо. В то же
время, опасаясь усиления в США позиции сторонников активизации
Тихоокеанского театра военных действий, Черчилль предпочел на словах
согласиться с предлагаемым американцами планом. На заключительном
заседании он подчеркнул важность применения стратегической аксио-
мы — концентрации основных сил на решающем направлении против
главного противника. В итоге были одобрены предложения США, но с
рядом оговорок касательно вторжения войск союзников на европейское
побережье в 1942 г.

Маршалл и Гопкинс были удовлетворены и немедленно телеграфиро-
вали об этом решении в Вашингтон. Между тем президент Рузвельт при-
держивался иного мнения. 21 апреля 1942 г. он сказал послу СССР
М. М. Литвинову, что миссия Маршалла и Гопкинса в Лондон «была
неудачной»54. Англичане намерены отложить открытие второго фронта
в Западной Европе до 1943 г. 29 апреля британский военный кабинет,
заслушав доклад Черчилля о военном положении, принял решение: Анг-
лия не может быть связана твердым обязательством провести операции
по захвату плацдарма на Европейском континенте в 1942 г.55

Рузвельт в беседе с Маршаллом 3 мая высказался в принципе за
подготовку к операции «Болеро» и сосредоточение войск на Британских
островах. «Нужно все время помнить, что русские армии,— отметил пре-
зидент,— уничтожают больше живой силы и техники армий государств
оси, чем все 25 союзных стран, вместе взятые» 56.

Обстановка на советско-германском фронте в то время настоятельно
требовала активных мер со стороны США и Англии. Советские войска
оставили Керченский полуостров и потерпели поражение под Харьковом.
Германское командование вело последние приготовления к широкому
наступлению на Кавказ. 20 мая в Лондон прибыл нарком иностранных
дел СССР В. М. Молотов.

Наряду с заключением договора между Советским Союзом и Англией
о союзе в войне против гитлеровской Германии состоялся обмен мнения-
ми по вопросу открытия второго фронта в Западной Европе в 1942 г.
Глава советской делегации заявил, что это вопрос не только военный,
но и политический и его должны решать государственные деятели.
Известно, что Гитлер готовит наступление, летом предстоят огромные
по масштабам и важности бои, следовало бы отвлечь силы вермахта
путем вторжения войск союзников на западное побережье. Английское
правительство уклонилось от конкретных обязательств относительно сро-
ков вторжения войск союзников на Европейский континент. Черчилль и
Иден пытались доказывать, насколько это рискованно и трудно, ссылаясь
на отсутствие транспортных средств.

После этого Молотов вылетел в Вашингтон 57.В ходе переговоров

53 Мэтлофф М., Снелл Э. Указ. соч., с. 255.

54 Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны 1941—
1945.- Документы и материалы: В 2-х т. М., 1984, т. 1, 1941—1943, с. 164, 166.

55 Ватлер Дж., Гуайер Дж. Большая стратегия. Июнь 1941 — август 1942. М., 1967,
с. 443.

56 Мэтлофф М., Снелл Э. Указ. соч., с. 256, 258.

57 История дипломатии, т. 4, с. 264.



III. ВОЙНА


ОТ ПЁРЛ-ХАРБОРА ДО ВЫСАДКИ ВОЙСК В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ




Рузвельт заявил, что «американское правительство стремится и надеется
на создание второго фронта в 1942 году» 58. Генерал Маршалл признал
готовность армии к участию в выполнении такой задачи. Это нашло от-
ражение и в тексте совместного американо-советского коммюнике о пере-
говорах, в котором сказано, что «была достигнута полная договоренность
в отношении неотложных задач по созданию второго фронта в Европе
в 1942 году»59. Было заключено также соглашение о принципах, при-
менимых к взаимной помощи и ведению войны против агрессии60.

Решение об открытии второго фронта в 1942 г. было встречено с
одобрением многими общественными организациями США. Руководите-
ли ряда тред-юнионов сообщали, что рабочие приветствуют опубликован-
ное коммюнике о переговорах представителей СССР и США и сделают
все необходимое для претворения его в жизнь61.

9 июня Молотов возвратился в Лондон, встретился с Черчиллем
и вновь поставил вопрос об открытии второго фронта. Британское пра-
вительство вынуждено было согласиться на включение в коммюнике, как
это уже сделала американская администрация, формулировки, что «меж-
ду обеими странами была достигнута полная договоренность в отношении
неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 г.»62.
Но премьер-министр Великобритании поспешил при этом вручить памят-
ную записку наркому иностранных дел СССР о том, что осуществление
этой операции зависит от многих обстоятельств, поэтому англичане не
дают твердого обещания. Ознакомившись с содержанием этой записки,
посол И. М. Майский, как отмечено в его воспоминаниях, пришел к выво-
ду: «Ну, значит, никакого второго фронта в 1942 г. Черчилль открывать
не будет» 63.

Тем временем война вступала в один из решающих моментов. Гитле-
ровское командование, сконцентрировав 90 дивизий на южном участке
советско-германского фронта, предприняло наступление в направлении
Кавказа и Сталинграда. Развернулось крупное сражение. Немецко-фа-
шистским дивизиям удалось прорвать оборону и устремиться в южном
направлении. В Вашингтоне и Лондоне внимательно следили за ходом
единоборства. В беседе с министром финансов Г. Моргентау президент
в июне сказал: «В целом ответ на вопрос — выиграем мы войну или
проиграем — зависит от русских. Если русские смогут продержаться это
лето и будут сковывать в боях три с половиной миллиона немцев, то мы
определенно сможем одержать победу» 64.

Американские и английские начальники штабов при встрече в Вашинг-
тоне в июне поставили разработку военных действий в зависимость от
исхода летней кампании на Восточном фронте. В военных кругах США
и Англии шли дискуссии о стратегии войны и главных ее направлениях.

Именно тогда советская дипломатия предприняла важный шаг.
19 июня В. М. Молотов заявил американскому послу У. Стэндли о заин-

58 Советско-американские отношения..., т. 1, с. 192.

59 Там же, с. 203.

60 Подробнее см.: Борисов А. Ю. СССР и США: союзники в годы войны, 1941—1945.
М., 1983, с. 94—99.

61 Правда, 1942, 17 июня.

62 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 1, с. 247*

63 Майский И. М. Воспоминания советского посла: Война, 1939—1943. М.. 1965, с. 260.

64 Blum J. M. From «The Morgenthau Diaries»: Vol. 1—3. Boston, 1959—1967, vol. 3,
p. 84—85; Мэтлофф М., Снелл Э. Указ. соч., с. 276.


тересованности Советского правительства в выполнении союзниками до-
говоренности об открытии второго фронта в Европе в 1942 г. Находясь
под впечатлением этой беседы, посол США телеграфировал Рузвельту
и Хэллу, что, если союзниками не будет предпринято вторжение на Евро-
пейский континент, советские люди «будут не только обмануты в своей
вере в искренность наших намерений и желаний предпринять согласован-
ные действия — делу Объединенных Наций будет нанесен ущерб, не под-
дающийся оценке».

Понимая серьезность сражений на русских южных равнинах и их
возможные опасные последствия, в Вашингтоне было решено направить
в Лондон делегацию для консультации с английскими представителями
по вопросам ведения войны. Такая миссия была возложена на генерала
Маршалла, адмирала Кинга и Гопкинса. Президент вручил им инструк-
цию, где выражалось беспокойство за исход битвы на советско-герман-
ском фронте и предлагалось изучить совместно с английскими начальни-
ками штабов возможность проведения операции «Следжхэмер» — втор-
жения войск союзников на континент через Ла-Манш в 1942 г.
Осуществление ее необходимо и важно, отмечалось в инструкции, имен-
но «в этом году, когда силы Германии скованы в России и обстановка
наиболее благоприятна...» 66. По прибытии в Лондон представители США
в соответствии с инструкцией изложили начальникам штабов свои взгля-
ды. Они выступили за проведение плана «Следжхэмер» в 1942 г. Основ-
ные силы должна была поставить Англия. Представители Великобрита-
нии решительно высказались против. Переговоры зашли в тупик.

23 июля И. В. Сталин направил послание Черчиллю, отметив, что во-
прос о втором фронте принимает несерьезный характер и «Советское
правительство не может примириться с откладыванием организации вто-
рого фронта в Европе на 1943 г.»67. Глава английского правительства
был недоволен и раздражен посланием. В эти же дни посол М. М. Лит-
винов беседовал с Рузвельтом. Президент, к удивлению посла, больше вел
разговор об операции в Северной Африке, а не в Европе. Советский по-
сол поэтому информировал Москву о том, что Рузвельт полон сомне-
ний о высадке американо-английских войск во Францию, ссылаясь на
мнение морских и военных специалистов. Он больше обеспокоен судьбой
Египта и Среднего Востока. Из беседы с президентом у посла сложилось
впечатление: «вопрос о втором фронте не может быть сдвинут с места» 68.
Раскрывая подлинные цели политики США и Англии, Литвинов писал
в Москву: «Советский Союз должен быть, по их расчетам, ослаблен на-
столько, чтобы он не мог говорить слишком громко при заключении
мира» 69.

Учитывая отрицательную позицию англичан в отношении открытия
второго фронта в Европе в 1942 г., Гопкинс обратился к Рузвельту
с просьбой дать указание, как действовать дальше. Из Вашингтона по-
следовала телеграмма: найти какие-либо другие наземные операции.

65 Foreign Relations of the United States, Diplomatic Papers, 1942: Vol. 1—7. Wash.,
1960—1963, vol. 3, p. 598. (Далее: FRUS).

66 Мэтлофф М., Снелл Э. Указ. соч., с. 446.

67 Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и
премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны
1941—1945 гг.: В 2-х т. М., 1976, т. 1, с. 69.

68 Советско-американские отношения..., т. 1, с. 221.

69 Земское И. Н. Проблемы открытия второго фронта. М., 1980, с. 204.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: