double arrow
III. ВОЙНА 4 страница

Представитель СССР генерал-лейтенант К. Н. Деревянко

подписывает акт о безоговорочной капитуляции Японии

(2 сентября 1945 г.)

на март следующего года намечалось вторжение на Токийскую равнину.
Союзники понимали, что армия императора будет отчаянно защищать
японскую землю. Черчилль высказывал мнение, что завоевание Япон-
ских островов привело бы к огромным жертвам со стороны американ-
цев и англичан. Начальники штабов США также считали, что японцы
будут стоять насмерть.

Для разгрома имевшихся у Японии крупных сухопутных сил необхо-
дима была могучая армия, богатая боевым опытом, такая, как Советская
Армия, которая нанесла поражение германскому вермахту. Поэтому пра-
вительства США и Великобритании придавали особое значение участию
СССР в войне против Японии. Летом 1945 г. генерал Маршалл указывал
на важность и необходимость вступления Советского Союза в войну на
Дальнем Востоке и изгнания японских войск с Азиатского материка.
Надо, чтобы этим «занялись русские», подчеркивал он55. Американское
правительство, свидетельствует Д. Ачесон, стремилось добиться скорей-
шего вступления Советского Союза в войну с Японией, чтобы предотвра-
тить возвращение Квантунской армии на родину в момент американо-
английского вторжения56.

55 История второй мировой войны, 1939—1945, т. 11, с. 461—462.

56 Там же, с. 174, 182.


Основные силы более 5-миллионной армии находились на территории
собственно Японии и в Китае. Квантунская армия дислоцировалась в
Маньчжурии, у советских границ. Войска были объединены в три фрон-
та численность их превышала 1 млн. человек; они имели 1215 танков,
6640 орудий и минометов, 1907 боевых самолетов. Вдоль государственной
границы были воздвигнуты мощные оборонительные укрепления.




8 августа Советское правительство, верное союзническому долгу,
объявило о вступлении в войну против Японии. Народы Азии и амери-
канская общественность приветствовали этот шаг Советского Союза.
В ночь на 9 августа Советские Вооруженные Силы во взаимодействии с
войсками Монгольской Народной Республики начали операции против
противника. Прорвав приграничные укрепленные районы, соединения
забайкальского и 1-го Дальневосточного фронтов разгромили японские
войска прикрытия и развернули наступление в глубь Маньчжурии. Япон-
ское командование не ожидало такого всесокрушающего удара.

9 августа на экстренном заседании Высшего совета по руководству
войной премьер-министр Судзуки заявил, что вступление Советского
Cоюза в войну поставило страну в безвыходное положение и дальней-
шее сопротивление бесполезно57. Министр иностранных дел Того ска-
зал: «Война становится все более безнадежной»58. На следующий день
правительство приняло условия Потсдамской декларации. 14 августа ка-
бинет министров документально оформил решение о капитуляции.
Однако Квантунская армия не прекратила боевых операций. Приказа



57 Там же, с. 238.

58 Цит. по: Брукс Л. За кулисами японской капитуляции. М., 1971 г., с. 67.



III. БОННА


ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП ВОЙНЫ




о прекращении сопротивления не последовало. Поэтому командование
Советской Армии 14 августа предложило японским вооруженными силам
прекратить военные действия, но это не было сделано, после чего на-
ступление советских войск продолжалось. Перед ними была поставлена
задача окружить и разгромить основные силы Квантунской армии на
Маньчжурской равнине. К концу августа воины Советской Армии, прой-
дя с боями до 1 тыс. км, вышли на Ляодунский полуостров.

Перед лицом неизбежного краха милитаристской Японии некоторые
высшие военные и политические деятели страны покончили самоубий-
ством, в том числе военный министр Анами, вице-адмирал Ониси, фельд-
маршал Сугияма, командующие 10, 11-м и 12-м фронтами, один из быв-
ших командующих Квантунской армией — генерал Хондзё, а также дру-
гие генералы и министры кабинета Судзуки.

2 сентября 1945 г. на борту американского линкора «Миссури» состоя-
лась церемония подписания акта о безоговорочной капитуляции Японии.
С японской стороны его подписали министр иностранных дел Сигемицу
и начальник генерального штаба японской армии Умэдзу. Затем постави-
ли подписи представители союзных наций: США, Китая, Великобритании,
СССР, Австралии, Канады, Франции, Голландии, Новой Зеландии.

На этом завершилась вторая мировая война, длившаяся пять лет и
унесшая миллионы человеческих жизней. Победа над фашизмом была
достигнута усилиями многих народов и государств. Велик и незабываем
прежде всего подвиг советского народа, который нанес врагу поражение,
разгромил главные силы вермахта, уничтожил три четверти его военной
техники, освободив народы Европы от фашистского порабощения, спас
мировую цивилизацию. СССР, верный союзническому долгу, сыграл ог-
ромную роль также в разгроме милитаризма Японии.

В достижение Победы во второй мировой войне большой вклад внесли
народы и армии США, Великобритании, Франции, Китая и других стран
антигитлеровской коалиции. Самоотверженно вели борьбу с фашистски-
ми агрессорами воинские соединения и партизаны Югославии, мужест-
венно сражались вместе с Советской Армией Войско Польское и Чехо-
словацкая армия. В летопись антифашистской борьбы войдут действия
патриотов Болгарии, Румынии, Албании, Венгрии, участников движения
Сопротивления. Против японского империализма вели борьбу китай-
ский народ, воины Монгольской Народной Республики, патриоты Вьет-
нама, Кореи, других стран Азии.

Война явилась одной из трагических и в то же время героических
страниц в мировой истории. Последствия ее имели всемирно-историческое
значение. Глубокие изменения произошли в экономической и политиче-
ской жизни США, в их позиции на мировой арене.

4. Итоги войны

Главным результатом второй мировой войны явилось поражение бло-
ка агрессоров — Германии, Италии и Японии. Значительно подорванны-
ми и ослабленными оказались позиции Франции и Великобритании.
В ряде стран Восточной Европы и Азии свершились социальные рево-
люции. В колониях развернулось широкое национально-освободительное
движение, приведшее к краху всей системы колониализма.

Советский народ в борьбе с фашизмом и милитаризмом понес огром-


ныe потери — 20 млн. человек; материальный ущерб страны составил
128 млрд. долл. Ни одно государство не вынесло бы столь тяжелых ис-
пытаний. Иными были результаты войны для США. Они потеряли около
400 тыс. убитыми. Монополип обогатились на войне, США стали ведущей
капиталистической державой мира.

Значительные перемены произошли в экономике и социальной струк-
туре американского государства. Ускорился процесс концентрации произ-
водства и капитала, захват крупнейшими монополиями ведущих позиций
в экономике и политике США. Компания «Юнайтед Стейтс стил», конт-
ролируемая Морганом, владела 40% производственной мощности сталели-
тейных заводов страны, на ее долю приходилось больше 50% добываемой
железной руды. Производство алюминия находилось в руках одного
треста, 90% никеля производила также только одна компания. Пять
компаний владели почти всей нефтяной промышленностью США; четыре
компании контролировали производство электрической энергии, три обла-
дали монополией в химической промышленности. Такое же положение
сложилось в области производства самолетов, электрического оборудования,
радиоаппаратуры, пассажирских вагонов. Одна компания владела 80% и
контролировала остальные 20% всей телефонной сети США; один трест
производил 50% всех сельскохозяйственных машин, двум компаниям при-
надлежала половина всей мясоконсервной промышленности.

Согласно данным доклада, представленного сенатским комитетом по
делам мелких предприятий, 100 монополиям были предоставлены военные
заказы на сумму 117 млрд. долл. Кроме того, 17,2 млрд. долл. государ-
ство израсходовало на строительство новых заводов59. Высокого уровня
достигла концентрация банковского капитала: 1% всех банков контроли-
ровал 99% всех денежных ресурсов США.

Война явилась важным этапом в развитии государственно-монополи-
стического капитализма в США. В гигантских масштабах происходило
сращивание силы монополий и силы государства, которое во все большей
степени подчинялось интересам «большого бизнеса». Крепли и развива-
лись узы «личной унии», связывающие ведущие корпорации и государ-
ственный аппарат. Шла колоссальная концентрация военно-экономиче-
ской мощи крупного капитала, агенты которого все шире участвовали в
правительстве и государственном аппарате, усиливалось их влияние на
внутреннюю и внешнюю политику США.

Изменились структура промышленности, размещение производитель-
ных сил. Бурными темпами развивалась промышленность в тихоокеан-
ских штатах. Появилось большое число новых заводов в Калифорнии,
богатой природными ресурсами — цветными металлами и нефтью и к
тому же отличающейся благоприятными климатическими условиями.

Резко возрос удельный вес США в экономике капиталистического
мира. К концу войны Соединенным Штатам принадлежало около 60%
мирового промышленного производства, около 61% морского торгового
флота и гражданской авиации. Они сосредоточили в своих руках пример-
но 80% золота и 60% серебра, принадлежащего капиталистическому
миру60. Заграничные инвестиции США составили 16,8 млрд. долл.
Серьезные перемены произошли и в сельском хозяйстве. Фермерское

59 Войер Р. О., Морейс Г. М. Нерассказанная история рабочего движения в США. М., 1957, с. 535.

60 Decohurst J. America's Needs and Resources. N. Y., 1955, p. 1081—1082.



III. ВОЙНА


ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП ВОЙНЫ




население страны в 1940—1945 гг. сократилось с 30 547 тыс. дo
22 295 тыс.61, удельный вес в общем населении страны снизился с 23
до 18%. Посевная площадь увеличилась за годы войны на 10%. Повы-
силась оснащенность сельского хозяйства механизмами: число тракторов
возросло более чем в 1,5 раза, зерновых комбайнов — почти в 2 раза.
Расширилось потребление минеральных удобрений, в частности за
1940—1944 гг. производство синтетического азота выросло на 65% 62.
Доходы сельского хозяйства увеличились с 5,4 млрд. долл. в 1940 г. до
13,7 млрд. в 1945 г. Поднялись прибыли крупных фермеров. Одновремен-
но ускорился процесс вытеснения и разорения мелких фермеров.

За годы войны США создали мощную военную промышленность, пре-
вратившись в крупную военную, военно-морскую и авиационную держа-
ву. Флот США занял первое место среди других морских держав. На
его строительство было израсходовано 90 млрд. долл., что составило
почти треть всех ассигнований на войну63. С июня 1940 по август
1945 г. США построили 34 эскадренных авианосца, 118 эскортных авиа-
носцев, 47 крейсеров всех классов, 370 эскадренных миноносцев, 507 эс-
кортных миноносцев, 1725 патрульных кораблей, 872 минных заградителя
и тральщика, 190 патрульных судов, а всего 3863 корабля водоизме-
щением свыше 3 млн. т 64. По боевой мощи флот США был равен фло-
там главных капиталистических стран, вместе взятых. Кроме того, США
имели более 6 тыс. торговых судов морского транспорта, развитие кото-
рого увеличилось почти в 10 раз 65, в вооруженных силах состояло 89 ар-
мейских дивизий. США владели к тому же монополией в области про-
изводства атомного оружия.

Война принесла монополиям США огромные доходы. Их прибыли со-
ставили после вычета налогов 52 млрд. долл. На производстве вооруже-
ния обогатились прежде всего военно-промышленные корпорации. Вмес-
те с тем борьба между монополистическими объединениями обострилась.
Углубились противоречия между общественным характером производства
и частным характером присвоения, между трудом и капиталом.

Центральной проблемой послевоенной экономики США явилось обес-
печение полной занятости населения. Остро встал вопрос об использова-
нии возможностей промышленности, особенно военной, обеспечении эко-
номики сырьем.

За годы войны возросла численность рабочего класса, в нем произош-
ли определенные структурные сдвиги, связанные с развитием новых от-
раслей производства. Число членов профсоюзов увеличилось почти в
2 раза, составив в 1945 г. 14 776 тыс., возросло влияние профсоюзов на
жизнь страны.

Рабочий класс внес наибольший вклад в победу над фашизмом. Ра-
бочие развернули «битву за производство» — увеличение производства
вооружения и военного снаряжения, согласились на увеличение продол-
жительности рабочей недели, отказались от проведения стачек. Усилия
трудящихся были направлены на повышение производительности труда.

61 Current History, 1945, Jan, p. 91.

62 Decohurst J. Op. cit, p. 702, 740, 802, 827, 1080.

63 Блокада и контрблокада, с. 417.

64 Военно-исторический журнал, 1963, № 10, с. 99.

65 The World Almanac and Book of Facts, 1946. N. Y., 1946, p. 122; 1947. N. Y., 1947,
p. 522.


Это определялось в значительной степени стремлением рабочих и проф-
союзов быстрее разгромить общего врага, освободительным характером
войны, которую вели государства антигитлеровской коалиции.

В ходе антифашистской борьбы определенное значение приобретал
идеологический фактор. Борьба против фашизма подводила народные
массы к осознанию и осуждению породившей его реакционной социаль-
ной системы. Все более действенной становилась притягательная сила
идей социального прогресса. Воздерживаясь от забастовок, рабочие толь-
ко в крайних случаях выступали против монополий. С 8 декабря 1941 г.
по 14 августа 1945 г. состоялась 14 731 забастовка с участием 6,7 млн.
человек. Главным требованием являлось повышение заработной платы и
обеспечение охраны труда. Последнее обстоятельство имело особое зна-
чение. С 1941 по 1945 г. в большинстве отраслей обрабатывающей и до-
бывающей промышленности погибли и получили увечья 11200 рабочих66.

Основная часть вооруженных сил состояла из рабочих. В армии на-
считывалось 3250 тыс. членов профсоюзов. В составе вооруженных сил
США было 920 тыс. негров (из них 8600 офицеров) и 284 тыс. жен-
щин 67. 15 тыс. американских коммунистов, находясь в составе воору-
женных сил, мужественно с оружием в руках сражались против держав
«оси». Более 1250 из них были удостоены наград с8.

Компартия активно выступала за повышение производительности тру-
да, увеличение выпуска вооружений, за быстрейшее открытие второго
фронта в Западной Европе, защищала жизненные интересы трудящихся.

Серьезные сдвиги в годы войны произошли в сознании американцев,
оказавшихся на фронтах войны. Единство целей сближало американских
солдат со всеми, кто сражался против общего врага. Ширились и креп-
ли симпатии к Советскому Союзу. Когда умолкла канонада на равнинах
Европы, генерал Стилуэлл, размышляя о сражениях на этом континенте,
признал в июне 1945 г., что в течение всей войны американцы видели,
что советский воин «вынес на себе всю тяжесть натиска немцев и раз-
бил их. Он превзошел все достижения русских солдат в прошлых вой-
нах, и все солдаты любой национальности горды тем, что они объеди-
нены с ним в этой войне. Весь цивилизованный мир должен особенно
ценить заслуги центральной фигуры в этой борьбе — русского солдата» ь9.

Движение солидарности с Советским Союзом в годы войны приобрело
массовый характер, что нашло наиболее наглядное проявление в широкой
кампании за открытие второго фронта в Западной Европе. Установились
более тесные связи и контакты между американскими и советскими
профсоюзами, между народами двух великих государств.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в условиях войны заметно проя-
вились и негативные тенденции в рабочем движении США. Усложнились
условия классовой борьбы. Представители делового мира использовали
Добровольный отказ рабочих от забастовок в своих корыстных интересах.
Они добились усиления контроля над профсоюзами. Средства массовой
информации — печать, радио — широко распространяли идеи «националь-

66 Сивачев Н. В., Язъков Е. Ф. Новейшая история США, 1917—1972. М., 1972, с. 158;

Бойер Р. О., Морейс Г. М. Указ. соч., с. 543.
67 The Negro Handbook / Ed. by F. Murray. N. Y., 1949. p. 242.

Foster W. Z. History of the Communist Party of the United States. N. Y., 1952, p. 409

68 Цит. по: Известия, 1945, 3 июня.



III. ВОИНА


ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП ВОЙНЫ




ного единства» и «классового мира», что, несомненно, оказывало опре-
деленное воздействие на рабочий класс и профсоюзы. Влияние правооп-
портунистических взглядов на некоторых руководителей Компартии при-
вело к тяжелым последствиям — политическому кризису в партии.

Усилились претензии правящих кругов США на мировое господство
их экспансионистские устремления. Американские монополии и прави-
тельство, полагая, что наступило благоприятное для них время, переходи-
ли к агрессивному курсу на международной арене. Составной частью это-
го курса являлись попытки создания широкой сети военных баз на
всех континентах и морях.

На межамериканской конференции по проблемам войны и мира, со-
стоявшейся в начале 1945 г. в Мексике с участием представителей всех
латиноамериканских государств, дипломатии США удалось создать воен-
ный союз: было решено сформировать в Вашингтоне межамериканский
штаб, в котором ведущее место принадлежало бы США. Вашингтон пред-
ложил принять «Экономическую хартию американских стран», содержав-
шую три положения: уничтожение всех тарифных барьеров; устранение
«экономического национализма», создание гарантий для иностранных
капиталовложений. Имелось в виду распространить принципы «равных
возможностей» и «открытых дверей» на все Западное полушарие, поста-
вив тем самым корпорации США в исключительно выгодные условия.

США настойчиво добивались удержания за собой построенных в годы
войны стратегических баз. В частности 92 базы были созданы в 16 стра-
нах Латинской Америки. На Тихом океане они построили 256, на Ат-
лантике — 228 баз. Всего США имели 484 базы для военно-морских сил
и морской авиации и 1933 — для армии и стратегической авиации70.
В послании конгрессу 1 июня 1945 г. Трумэн указывал, что Соединен-
ным Штатам следует, не жалея на это средств, активно развивать систе-
му военного базирования.

В августе 1945 г. подкомитет палаты представителей по военно-мор-
ским делам рекомендовал, опираясь на созданные на основных островах
Тихого океана базы, превратить этот регион, в зону безраздельного аме-
риканского господства 71. Помощник министра военно-морских сил США
С. Хенсел 5 сентября 1945 г. заявил, что США намерены «закрепить
за собой гигантское послевоенное кольцо военно-морских баз, охватываю-
щее Тихий океан, включая базы, ранее принадлежавшие Англии»72.
К этому следует добавить, что американские войска к концу войны дисло-
цировались во многих странах Европы.

Американский экспансионизм приобретал все более отчетливую ан-
тисоветскую направленность. На пути глобальной экспансии американского
империализма стояли Советский Союз и демократические силы всех
стран. Выдвинутая СССР программа послевоенного устройства мира по-
лучила поддержку со стороны широких народных масс.

Рост международного влияния СССР, народно-демократические рево-
люции в странах Восточной Европы и Азии, подъем национально-осво-
бодительного движения в колониальных и зависимых странах вызывали
ярость правящих кругов США и других капиталистических государств.

70 Марион Дж. Базы и империя. М., 1948, с. 67.

71 Study of Pacific. Bases: Report by Subcommittee of Pacific Bases of theCommittee

of Naval Affairs, August 6, 1945. Wash., 1945, p. 1010.

72 Марион Дж. Указ. соч., с. 27.


Peaкционные силы империализма добивались ужесточения курса в от

нoшении СССР. Администрация Трумэна внимательно прислушивалась k советам Черчилля, который в любом удобном случае призывал твердо пpотивостоять Советской стране, ее растущему авторитету. «В борьбе пpотив Гитлера,— писал он Трумэну,— народы России вызывали к себе oгpомное доброжелательство на Западе, и прежде всего в Соединенных Штатах» 73.

Консервативные круги Вашингтона стремились подорвать популяр-
ность Советского Союза в США, внушить американцам чувство страха
перед СССР, создать антисоветский климат как внутри страны, так и за
pyбежом. 12мая 1945 г. американское правительство прекратило постав-
ки по ленд-лизу в Советский Союз. Более того, военные руководители
США стали изучать возможности войны с СССР. Во время беседы, имев-
шей место в Берлине в том же месяце, командующие ВВС США и Вели-
кобритании генерал Г. Арнольд и главный маршал авиации Ч. Портал
согласились, что «следующий враг — Россия... Для успешного использо-
вания стратегической бомбардировочной авиации нам нужны базы, распо-
ложенные по всему миру, так, чтобы с них мы могли достичь любой
объект в России, который нам прикажут поразить» 74.

Таким образом, в те самые дни, когда народы праздновали победу
над фашистской Германией, консервативные силы США обсуждали свои
действия против Советского Союза. Либеральный журнал «Нейшн»
опубликовал 12 мая статью под названием «Антирусское подводное те-
чение», в которой правительство Трумэна обвинялось в «организации
антисоветского блока». Два дня спустя в органе КПП была опублико-
вана статья «Остановить третью мировую войну» 75. В июле вице-прези-
дент КПП С. Хиллмэн обратил внимание демократической общественно-
сти США на то, что американские реакционеры усиливают кампанию
против СССР, «злонамеренно сеют семена подозрения и недоверия к на-
шему великому союзнику. Они пытаются вычеркнуть из нашей памяти
бесценный и героический вклад России в нашу общую победу» 76.

На съезде КП США, состоявшемся в июле 1945 г., подчеркивалось
усиление экспансионистских устремлений американского империализма,
говорилось об активизации консервативных сил. Партия призвала народ
к борьбе против опасных планов Уолл-стрита, направленных на завоева-
ние мирового господства.

В политических и деловых кругах США отчетливо выявились две
тенденции по вопросу об отношении к СССР. Одна состояла в нагнетании
напряженности в советско-американских отношениях, подрыве основ и
принципов антигитлеровской коалиции, другая — в готовности поддержи-
вать и развивать сотрудничество между США и СССР в различных оо-
ластях, в том числе экономической и торговой. Касаясь перспектив
развития экономических отношений между США и СССР, руководитель
Управления военного производства Д. Нелсон писал: «В последующие
Два десятилетия Россия может стать нашим лучшим рынком, США —

73 Churchill W. The Second World War and an Epilogue on the Years 1945 to 1957.
L., 1964. p. 965.

74 Arnold G. The Global Mission. N. Y., 1949, p. 586—587.

75 CIO News, 1945, May 14.

76 Ibid., July 2.


46G


III. ВОЙНА


IV



лучшим рынком для России... Хороший торговец не стреляет в своих по-
купателей и даже не заикается о таких приемах в делах» 77.

Как трезвый и реальный политик, президент Рузвельт придавал боль-
шое значение налаживанию американо-советских отношений. Он высту-
пал за сотрудничество с СССР в годы войны и не раз высказывался за
продолжение и поддержание нормальных отношений с Советским Сою-
зом после ее окончания. Разрабатывая проблемы мира после войны,
президент задумывался о позиции США в отношении СССР.

Видя рост активности консервативных элементов против сотрудничест-
ва с Советским Союзом и понимая трудности и сложности послевоенных
проблем, Ф. Д. Рузвельт в январе 1945 г. в выступлении по радио го-
ворил: «Мир может быть достигнут и сохранен только единой решимо-
стью свободных и миролюбивых народов, которые хотят работать вместе,
хотят уважать и терпимо относиться друг к другу и пытаются понимать
мнение и настроения друг друга. В грядущем мире злоупотребление си-
лой, таящееся в самом термине „политика силы", не должно быть господ-
ствующим фактором международной жизни» 78.

Опасения Рузвельта вскоре подтвердились. Администрация Трумэна,
как показали последующие события, встала на путь проведения внешней
политики именно с «позиции силы».


Наука и культура

Глава семнадцатая
Просвещение и наука

1. Средняя школа

Послевоенное развитие американской экономики и особенно техники
способствовало ускорению практической, утилитарной направленности
системы образования, которая продолжала приспосабливаться к потреб-
ностям «американского образа жизни». Высокий уровень развития про-
мышленности, техники и технологии производства, появление новых от-
раслей индустрии оказывали все возрастающее воздействие на систему
образования. Изменения социально-экономической жизни общества также
предъявляли новые требования к школе. Предприниматели и корпорации
были заинтересованы в подготовке квалифицированных рабочих, которые
могли бы пользоваться техникой и обеспечить крупному капиталу полу-
чение наивысших прибылей. Отсюда возросло внимание к школе; целе-
направленный подход к обучению учащихся был проникнут практициз-
мом. Эта тенденция стала господствующей. На нужды школ затрачива-
лось значительно больше средств, чем в других капиталистических
странах.

В 1925/26 учебном году при населении страны в 117 млн. человек в
общественной начальной школе обучалось около 21 млн. школьников,
а в общественной средней — около 4 млн.1 К 1930 г. в 250 тыс. школ
страны насчитывался уже 31 млн. учеников, или 88% детей в возрасте
от 7 до 17 лет 2. Эти показатели были высокими по сравнению с други-
ми капиталистическими странами. Некоторые особенности системы на-
родного образования США, в том числе децентрализованный характер
управления школьным делом, положительно оценивала Н. К. Крупская,
но вместе с тем особенно подчеркивала, что в этой ведущей капитали-
стической стране «вся школа пропитана архибуржуазным, шовинистиче-
ским духом» 3.

Единой системы образования в США не было, каждый штат имел
свое школьное законодательство. Во многих штатах сохранилась старая



77 Nelson D. Op. cit., p, 425.

78 The Public Papers and Addresses of Franklin D. Roosevelt: 1933 vol.— 1945 vol. /
Ed. by S. I.Rosenman. N. Y., 1938—1950, 1944—1945 vol., p. 512—513.


1 The Journal of the National Education Association, 1927, vol. 17, N 7, p. 230.

2 Noble S. G. A History of American Education. N. Y., 1954, p. 330; Cremin L. A. The
Transformation of the School. N. Y., 1961.

3 Крупская Н. К. Педагогические соч.: В 11-ти т. М., 1958—1963, т. 2, с. 142.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА




система образования 8 + 4 (8-летний срок обучения в начальной школе и
4-летний — в средней). Однако начавшееся в 1909 г. движение за реор-
ганизацию системы образования ширилось. В некоторых штатах, осо-
бенно промышленных, появилась система 6 + 6. Все большее распростра-
нение получила система 6 + 3 + 3, которая предусматривала деление
средней школы (highschool) на младшую (junior) и старшую (senior)
ступени, каждая с 3-годичным сроком обучения. В младшем звене (12—
15 лет) наблюдался самый большой отсев учащихся из школы. Многие
американские семьи не располагали материальными возможностями для
того, чтобы дети завершали полное среднее образование.






Сейчас читают про: