double arrow

III. ВОЙНА 1 страница


ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ




Крымская конференция

(4—11 февраля 1945 г.)

дустрии Германии и за сохранение ее промышленного потенциала102.
Получив меморандумы Хэлла и Стимсона, содержавшие требование от-
казаться от «плана Моргентау», президент Рузвельт счел их аргументы
убедительными. Соглашение было дезавуировано.

Конференция показала разные позиции ее участников по послевоен-
ному устройству Германии; выявила серьезные расхождения в подходе
их к решению германской проблемы. В Вашингтоне и Лондоне и после
Квебека продолжали интенсивно ее изучать. В октябре Черчилль посе-
тил Москву, где у него состоялся обмен мнениями с советскими руково-
дителями по многим вопросам мировой политики. Вскоре главы трех
правительств — Сталин, Рузвельт и Черчилль — встретились в Ялте.
Крымская конференция продолжалась с 4 по 11 февраля 1945 г.

К этому времени советские войска продвинулись на берлинском на-
правлении до 500 км, вышли к р. Одер, заняли Силезию и готовились
нанести сокрушительный удар — приступить к штурму Берлина. Англо-
американское командование, оправившись от контрудара германских
дивизий в Арденнах, готовилось к наступлению на Рур, а на итальянском
участке фронта — на север — в направлении Рима.

На Тихоокеанском театре военных действий боевые операции пере-

102 Подробнее см.: Коновалов А. И. Квебекская конференция.— США — экономика,

политика, идеология, 1981, № 11; Он же. Позиция США по германскому вопросу

на Квебекской конференции в сентябре 1944 г.— В кн.: Американский ежегодник,

1981. М., 1981, с. 187—208.


местились из центральной и юго-западной части Тихого океана в Южно-
Китайское море, непосредственно к берегам Японии. Японские войска
вынуждены были отступать и в Бирме. Необходимо, однако, заметить,
что японское командование располагало более чем 5 млн. солдат и пла-
нировало оказывать упорное и длительное сопротивление союзникам как
на территории собственно Японии, так и на Азиатском материке. Поэто-
му в «Памятке», составленной правительственными ведомствами США
для Рузвельта накануне конференции в Ялте, говорилось: «Мы отчаянно
нуждаемся в Советском Союзе для войны с Японией по завершении вой-
ны в Европе» 103. И президент США имел твердое намерение добиться
в Ялте письменного обязательства Советского Союза о вступлении его в
войну на Дальнем Востоке 104.

По пути в Крым руководители США и Англии 2 февраля встретились
на о-ве Мальта. Они обсудили план дальнейших операций англо-амери-
канских войск в Западной Европе. Черчилль настаивал на развертывании
широкого наступления на северном участке Западного фронта и быстрей-
шем занятии Берлина. Он придавал исключительно большое значение
тому, чтобы именно английские войска первыми захватили германскую
столицу. Американские военные придерживались иной точки зрения.
В результате был одобрен компромиссный план. Основной удар преду-
сматривалось нанести на северном участке Западного фронта, а проведе-
ние остальных операций — по усмотрению Эйзенхауэра.

Крымская (Ялтинская) конференция началась с рассмотрения поло-
жения на фронтах. Накануне ее открытия Советская Армия находилась
в 60 км от Берлина, захватила ряд плацдармов на р. Одер. Войска за-
падных союзников были в 500 км от столицы рейха. Представители воен-
ных штабов СССР, США и Англии обсудили вопросы, касающиеся ко-
ординации ударов по врагу с востока и запада. Были согласованы воен-
ные планы, достигнута договоренность о взаимодействии авиации. Все
это способствовало быстрейшему окончанию войны. Затем главы трех
правительств большое внимание уделили проблемам послевоенного
устройства Германии, которые до этого являлись предметом длительного
•обсуждения в Европейской консультативной комиссии (ЕКК).

Еще 25 января 1944 г. представитель США Д. Вайнант предложил
не ограничивать срок оккупации Германии. Английский представитель
У. Стрэнг, поддержанный Вайпантом, предложил создать комиссию для
изучения вопроса расчленении Германии. Представитель СССР в ЕКК
Ф. Т. Гусев говорил о необходимости быстрее разгромить фашистскую
Германию, освободить народы Европы от гитлеровской тирании и под-
готовить условия для превращения Германии в миролюбивое и демокра-
тическое государство и подчеркивал в связи с этим важность уничтоже-
ния фашистской армии, авиации, флота, соединений и частей СС, СА,
гестапо. Задача состоит в том, подчеркивал советский представитель, что-
бы «сломить и разбить всю военную машину германского государст-
ва» 105. ЕКК разработала документы о безоговорочной капитуляции Гер-
мании, об управлении «Большим Берлином», положения о Контрольном
Совете в Германии. Все они были представлены на рассмотрение глав
трех правительств в Ялте.

103 Яковлев Н. Н. Франклин Рузвельт..., с. 487.

104 История дипломатии: Т. 1—5. М., 1959—1979, т. 4, с, 552.

105 Там же, с. 557.


 
 

III. война


ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ




На конференции были согласованы и одобрены основные принципы
политики в отношении Германии, предусматривалось «уничтожение гер-
манского милитаризма и нацизма и создание гарантии в том, что Герма-
ния никогда больше не будет в состоянии нарушать мир всего мира»106.
Было решено разоружить и распустить все германские вооруженные
силы, уничтожить генеральный штаб, ликвидировать военную промыш-
ленность, придерживаться принципов демилитаризации, денацификации и
демократизации Германии.

Американская и английская делегации предложили включить в по-
вестку дня конференции вопрос о будущем устройстве Германии.
5 февраля на заседании глав правительств И. В. Сталин поинтересовал-
ся, как обстоит дело с предложениями о расчленении Германии. Рузвельт
и Черчилль высказались за раздробление Германии. При этом британ-
ский премьер внес существенные изменения в свои планы. Он предложил
создать «большое германское государство на юге, столица которого могла
бы находиться в Вене». Он много говорил о Руре и Сааре, об отделении
Пруссии от Германии и ее раздроблении 107.

Президент США заметил, что намечаемые зоны оккупации, возмож-
но, станут «первым шагом к расчленению Германии», и он предложил
включить в условия капитуляции ее расчленение. Черчилль высказал по-
желание попытаться внести слова «расчленение Германии» в статью
12 условий безоговорочной ее капитуляции. В результате дальнейшего
обсуждения было принято решение сделать это и создать комиссию в
составе представителей трех держав для продолжения изучения проблем
Германии108. 26 марта советский представитель в этой комиссии
Ф. Т. Гусев направил А. Идену письмо, в котором отмечалось, что Совет-
ское правительство понимает решение Крымской конференции о расчле-
нении Германии не как обязательный план ее раздела, а как возможную
перспективу для нажима на нее, если другие средства окажутся недоста-
точными 109.

На конференции был положительно решен вопрос о предоставлении
Франции зоны оккупации в Германии, об участии ее представителя в
Контрольном Совете. С ноября 1944 г. Франция принимала участие в
работе ЕКК.

Была установлена общая сумма репараций с Германии —
20 млрд. долл., из них для Советского Союза — 10 млрд. Взимание ре-
параций предлагалось преимущественно в натуре.

Участники конференции продолжили рассмотрение вопросов, связан-
ных с созданием Организации Объединенных Наций. Была достигнута
договоренность о месте и сроке созыва учредительной конференции
ООН. Главы правительств согласовали также порядок голосования в
Совете Безопасности — был утвержден принцип единогласия постоянных
членов Совета при принятии важнейших решений.

Одобрена была «Декларация об освобожденной Европе», подтверждав-

106 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Документы и материалы: Т. 1—3. М., 1946—1947, т. 3, с. 102—103.

107 Крымская конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Ве-
ликобритания, 4 - 11 Февраля 1945 г.: Сб. документов. М., 1979, с. 66.

108 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР
c иностpанными государствами: Вып. 1—37. М., 1922—1982, вып. 11, с. 76—77.
109 История дипломатии, т. 4, с. 563.


шая необходимость сохранить единство трех великих держав в решении
важнейших проблем, связанных с освобождением народов от гитлеровской
оккупации и установлением в них демократических порядков по собствен-
ному выбору народов110.

«Декларация об освобожденной Европе» явилась выдающимся доку-
ментом конференции. Она отвечала антифашистским, освободительным
целям войны. В ней получили подтверждение приверженность трех
держав демократическим принципам, их намерение согласовывать поли-
тику в деле помощи народам, освобожденным от фашистской Германии.
В декларации подчеркивалась необходимость предоставить народам пра-
во «создать демократические учреждения по их собственному выбору»
в сотрудничестве с другими миролюбивыми нациями, избирать собствен-
ный путь экономического и социального развития, строить свои добросо-
седские отношения на основе взаимного уважения, невмешательства,
взаимопонимания, т. е. принципов мирного сосуществования.

Рузвельт и Черчилль, как опытные государственные и политические
деятели, вынуждены были поставить свои подписи под этим историческим
документом, учитывая реальность международной обстановки и настрое-
ние народов Европы и мировой общественности. Не считая целесообраз-
ным до конца раскрывать свои карты, они не решились настаивать на
создании некоего союзнического совета безопасности для Европы или
верховной комиссии, которая, по их замыслу, должна была содействовать
восстановлению в освобождаемых странах порядков, существовавших там
до второй мировой войны. Советской дипломатии удалось отклонить эти
планы союзников и оградить тем самым освобожденные страны от непо-
средственного вмешательства в их внутренние дела.

Как и на Тегеранской конференции, большое внимание было уделено
польскому вопросу. Предметом острых дискуссий в Ялте явились грани-
цы польского государства и состав правительства возрожденной Польши.
Черчилль высказался за то, чтобы польское государство было располо-
жено на территории между «линией Керзона» и линией р. Одер111.
Рузвельт не высказывал принципиальных возражений. Идея британского
премьера активно обсуждалась. Было выдвинуто много вариантов. В част-
ности, представлено и обсуждено 10 различных проектов по польскому
вопросу.

Советский Союз неизменно выступал за воссоздание Польши как
сильного, независимого, демократического государства, установление
границы по «линии Керзона» и сформирование дружественного в отно-
шении СССР правительства. Однако лондонское эмигрантское правитель-
ство, состоявшее из реакционных деятелей, настроенных крайне антисо-
ветски, выступало против предложений СССР. Оно встало на путь пре-
дательства интересов польской нации, проведения политических диверсий,
антисоветских интриг и провокаций против Союза ССР. В результате в
1943 г. между СССР и эмигрантским правительством были прерваны дип-
ломатические отношения. С другой стороны, польский народ активно вел
национально-освободительную борьбу за возрождение независимого госу-

110 Крымская конференция..., с. 186—187.

111 Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США ж
Великобритании, 28 ноября — 1 декабря 1943 г. М., 1978, с. 167—168; Береж-
koв В. М.
Ялтинские решения к их противники.— США — экономика, политика,
идеология. 1985, № 2, с. 54—60.



III. ВОЙНА


ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ




дарства. Польский комитет национального освобождения выступал за
демократическое переустройство общества, призвал к ликвидации поме-
щичьего землевладения, проведению аграрной реформы, провозгласил
основой внешней политики союз и дружбу с Советским Союзом. Расчеты
эмигрантского правительства в Лондоне на восстановление буржуазного
строя в Польше терпели провал. Их народ отверг.

Но правительства США и Великобритании оказывали сильный нажим
на Советский Союз, добиваясь согласия на возвращение эмигрантского
правительства в Польшу, признания его власти в освобожденных Совет-
ской Армией районах Польши. Американская дипломатия, так же как
и британская, проявляла в этом вопросе большую активность. Действуя
по инструкциям Вашингтона, посол А. Гарриман при каждом визите в
Кремль постоянно возвращался к польской проблеме. В беседе с коррес-
пондентом газеты «Нью-Йорк таймc» У. Лоуренсом, касаясь восточных
границ польского государства, он сказал, что «линия Керзона» больше
всего соответствует этнографическому разделу. Затем заметил, что эмиг-
рантские деятели в Лондоне возлагают большие надежды на американ-
цев и англичан, от них польские аристократы ожидают восстановления
прежних, довоенных порядков в Польше. «Они органически подозритель-
ны к Советскому Союзу и ненавидят коммунизм... Они думают, что един-
ственное будущее для Польши состоит в том, чтобы Великобритания и
Соединенные Штаты вступили в войну против России, в защиту Поль-
ши» 112. Когда на Крымской конференции стали обсуждать польскую
проблему, Рузвельт высказался за «линию Керзона» и выразил надежду,'
что «Польша будет в самых дружественных отношениях с Советским
Союзом» 113. Его поддержал У. Черчилль 114.

Но это вовсе не означало отсутствия разногласий между участниками
по вопросу о составе польского правительства. Главы американской и
английской делегаций отрицательно относились к Временному польскому
правительству, которое они отказывались признать, и пытались навязать
полякам угодное западным державам правительство путем включения в
него скомпрометировавших себя польских политических деятелей из-за
границы.

В ходе дискуссии было достигнуто соглашение. В итоговом документе
говорилось: восточная граница Польши будет проходить вдоль «линии
Керзона», польское государство получит приращения территории на се-
вере и на западе; временное правительство должно быть реорганизовано
на более широкой демократической основе 115.

По предложению СССР участники конференции договорились об
ускорении образования единого югославского правительства. Было реко-
мендовано маршалу Тито и доктору Шубашичу немедленно образовать
Временное объединенное правительство.

Конференция приняла важные решения по дальневосточным вопро-
сам. Было подписано соглашение о вступлении СССР в войну против
Японии не позднее трех месяцев после поражения Германии; в нем пре-
дусматривались сохранение существующего статуса Монгольской Народ-

112 Harriman A., Abel E. Special Envoy to Churchill and Stalin, 1941—1945. N. Y., 1975,
p. 290—291.

113Крымская конференция..., с. 97—98.

114Там же, с. 98—99.

115Там же, с. 218, 220.


ной Республики, восстановление принадлежавших России прав, нару-
шенных вероломным нападением Японии в 1904 г., и передача Совет-
скому Союзу Курильских островов. В объявлении СССР войны Японии
были особенно заинтересованы США и Англия. По мнению ряда экс-
пертов, планируемое вторжение американско-английских войск на терри-
торию Японии могло потребовать около 1 млн. человеческих жизней 116.
Американские генералы опасались, что в критический момент основные
силы Кваптупской армии могли быть возвращены из Маньчжурии в

Японию 117.

Подписание соглашения о вступлении СССР в войну на Дальнем
Востоке после завершения разгрома Германии означало ускорение раз-
грома японского милитаризма, ликвидацию очага войны, помощь наро-
дам Азии в их освободительной борьбе против японских оккупантов,
за национальную независимость и суверенитет.

Крымская конференция заняла важное место в истории международ-
ных отношений в годы второй мировой войны. В принятых ею решениях
содержалась программа демократического послевоенного устройства мира.
При обсуждении ряда вопросов между участниками выявлялись расхож-
дения и вспыхивали острые споры. Тем не менее в целом конференции
был присущ реальный и разумный подход к решению важнейших вопро-
сов мировой политики. Работа конференции была проникнута духом со-
трудничества, стремлением ее участников к принятию взаимоприемлемых

решений.

Выступая 1 марта 1945 г., президент Рузвельт, оценивая ход перего-
воров и их результаты, заявил: «Никогда в истории не было еще случая,
чтобы главные союзники проявили такое единство не только в целях
войны, но и во взглядах на мир» 118. В той же речи президент назвал
принятое участниками конференции решение по польскому вопросу «вы-
дающимся примером совместной акции трех главных союзных держав
в освобожденных районах», а говоря о будущей международной органи-
зации, отметил, что ее создание «должно положить конец системе одно-
сторонних действий, замкнутых союзов, сфер влияния, политике равно-
весия сил, всем другим средствам, которые... всегда терпели неудачу» 119.

С большим вниманием в конгрессе было выслушано выступление пре-
зидента о результатах работы и решениях Ялтинской конференции. Кон-
гресс единодушно их одобрил. Пресса опубликовала восторженные откли-
ки о конференции.

Государственный секретарь Э. Стеттиниус, говоря о работе конферен-
ции, констатировал, что в ходе переговоров «Советский Союз... пошел
на большее число уступок, нежели Соединенные Штаты и Великобрита-
ния». Главными результатами конференции в Ялте были соглашения,
«ускорившие конец войны и в огромной степени уменьшившие американ-
ские потери», а также то, что эта конференция «сделала возможным
создание Организации Объединенных Наций» 120. Ближайший советник

116 Churchill W. The Second World War: Vol. 1—6. L., 1949—1954, vol. 6, p. 552; United States Relations with China. Wash., 1949, p. VIII.
117 United States Relations with China, p. 115.

118 Foreign Affairs, 1955, July, p. 617.

119 Ilarriman V. A. America and Russia in a Changing World. A Half Century of Personal Observation. Garden City (N. Y.), 1971, p. 35.

120 Stettinius E. R. Roosevelt and Russia. The Yalta Conference. N. Y., 1949, p. 295, 306.



III. ВОЙНА



и личный друг президента США Гарри Гопкинс говорил: «Русские дока-
зали, что могут быть мудрыми и дальновидными, и у президента, как и
у всех нас, не было никакого сомнения, что мы можем жить с ними,
сотрудничать...» 121.

Ялтинские соглашения не раз подвергались нападкам со стороны за-
падной историографии. Некоторые пытаются утверждать, что на конфе-
ренции Советскому Союзу удалось навязать Соединенным Штатам и
Англии свои условия вследствие болезни Рузвельта и ослабления бри-
танских позиций. Другие распространяют версию, что ялтинские решения
были приемлемы, но их в послевоенные годы нарушил Советский Союз.
Подобные утверждения можно услышать и от официальных лиц — прези-
дента США Р. Рейгана, вице-президента Дж. Буша. В Бонне, Париже,
других западноевропейских столицах делаются заявления, что ялтинские
решения якобы означают «раскол» Европы и от них надо отказаться.
За всеми этими рассуждениями скрываются намерения и замыслы запад-
ных политиков и идеологов ликвидировать социалистический строй в
восточноевропейских государствах. В действительности никакой проблемы
раскола Европы не существует, а речь идет о возможности или невоз-
можности мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества
государств двух различных социально-экономических систем.

Жизненность решений Ялтинской конференции подтверждена всем
ходом событий в послевоенные годы. Они и ныне выполняют свое пред-
назначение, служат источником современного международного права, на-
дежной основой отношений между государствами не только в Европе,
но и на Дальнем Востоке.

121 Adams H. Harry Hopkins. A Biography. N. Y., 1977, p. 380.


Глава шестнадцатая
Завершающий этап войны

1. Экономические и политические
проблемы

В первом полугодии 1945 г. общий уровень американской экономики
продолжал оставаться высоким. Было выработано электроэнергии
139,9 млрд. кВт-ч, добыто каменного угля 293,3 млн. т, нефти —
117,5 млн. т, железной руды — 44,9 млн. т, выплавлено стали —
39,1 млн. т, чугуна — 26,9 млн. т, алюминия —270,8 тыс. т. Значителен
был удельный вес производства вооружения и военной техники, хотя уже
наметилась тенденция к сокращению его общего объема. В первой поло-
вине 1945 г. было произведено 30,2 тыс. орудий, 11,3 тыс. танков и САУ,
38,4 тыс. самолетов, 92 военных корабля \ 80 компаний были заняты
строительством торгового флота. К концу 1944 г. американский торговый
флот превысил британский в 2,5 раза 2.

Хотя в условиях военной конъюнктуры номинальные заработки рабо-
чих повышались, реальная заработная плата существенно отставала от
роста цен. Поэтому рабочие продолжали борьбу против наступления мо-
нополий. В первом полугодии 1945 г. произошло 2310 стачек с числом
участников 1250 тыс. рабочих и служащих. Весной бастовали горняки
на шахтах в Пенсильвании, Алабаме, Западной Виргинии, требуя повы-
шения заработной платы3. Стачками был охвачен Детройт. В мае в
борьбу включились более 200 тыс. моряков торгового флота, которые по-
требовали сохранения заработной платы военных лет, выплаты премиаль-
ных пособий при увольнении. Профсоюзы чаще стали выдвигать лозунг
«Нет договора — нет работы».

Рабочее движение могло бы принять более широкий размах, если бы
не кампания за «классовый мир» в промышленности. Были созданы так
называемые советы рабочих и предпринимателей во главе с представи-
телем монополий Т. Квином. К концу 1944 г. их число достигло 4881.
Способствуя определенному росту военного производства и урегулирова-
нию трудовых конфликтов, эти советы усиливали реформистские иллюзии
в рабочем классе. 28 марта 1945 г. представители АФТ и КПП подписали
с представителями промышленников соглашение об отказе от забастовок
и на послевоенное время.

Реформистские настроения, вообще сильные в американском рабочем
движении, получили к концу войны еще большее распространение, что
отразилось на деятельности Компартии США, которой пришлось выдер-

1 История второй мировой войны, 1939—1945: В 12-ти т. М., 1973—1982, т. 10, с. 421,

424:

2 Розенфельд Я. С. Промышленность Соединенных Штатов Америки и война. М.,
3 1946, с. 223-226. История рабочего движения в США в новейтое время: В 2-х т. М., 1970—1971, т. 2, с 106.



III. ВОЙНА


ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП ВОЙНЫ




жать тяжелые испытания по вине правооппортунистической группы
Э. Браудера. Кризис в партии не был случайным явлением. Он был свя-
зан с усилением влияния буржуазной идеологии в рабочем движении.
Лозунг «национального единства», отказ профсоюзов от стачек создали
благоприятные условия для пропаганды идеологами буржуазии «мира»
и «сотрудничества».

Немалую роль сыграл и субъективный фактор. На протяжении мно-
гих лет коммунисты подвергались преследованиям и репрессиям.
27 марта 1941 г. Э. Браудер был арестован и приговорен к 4 годам тю-
ремного заключения как руководитель Компартии. В мае 1942 г. по ука-
занию Рузвельта он был освобожден. В сентябре 1942 г. Браудер опуб-
ликовал брошюру, в которой изложил свои оппортунистические взгляды,,
призвав к сотрудничеству классов не только в годы войны, но и после
ее окончания. В октябре 1943 г. при активном участии Браудера и под
его давлением Лига коммунистической молодежи приняла решение само-
распуститься и создать новую организацию — «Американская молодежь
за демократию».

12 декабря 1943 г. Браудер, выступая в г. Бриджпорт (штат Коннек-
тикут) с речью о решениях Тегеранской конференции трех держав, при-
зывал к проведению политики «классового сотрудничества», а в январе
1944 г. на пленуме Национального комитета Компартии отстаивал лозунг
«национального единства», уверяя, будто классовые и партийно-полити-
ческие различия не имеют значения4. В речи на митинге в Мэдисон-
сквер гарден 10 января Браудер высказался за реорганизацию Компар-
тии. У. Фостер выступил 20 января в Национальном комитете партии и
решительно осудил вредные, опасные действия Браудера. На пленуме
Национального комитета 8 февраля Фостер вновь подверг резкой критике
его взгляды, указав па неправильное понимание им лозунга «националь-
ное единство». Фостер охарактеризовал линию Браудера как оппортуни-
стическую и капитулянтскую. Однако многие члены Национального ко-
митета не поддержали Фостера. Гэс Холл, Генри Уинстон и другие нахо-
дились в армии. Создалось тяжелое положение. 20 мая 1944 г. на
XII съезде Компартии, в котором приняли участие 400 делегатов, Брау-
дер, поддержанный большинством, предложил распустить партию и соз-
дать вместо нее Коммунистическую политическую ассоциацию. В резуль-
тате Компартия была ликвидирована. Созданная ассоциация приняла
декларацию и устав в духе буржуазного демократизма.

Некоторые ветераны Компартии, осознав пагубность принятого на
XII съезде решения, развернули борьбу против оппортунизма Браудера
и его сторонников, за восстаповление Компартии. Большую роль в этой
связи сыграло письмо Жака Дюкло, одного из видных руководителей
Французской компартии, опубликованное в апрельском номере теорети-
ческого органа ФКП журнала «Кайе де коммюнизм» за 1945 г. В письме
были подвергнуты резкой критике взгляды и действия Браудера, показа-
но неправильное понимание и толкование им лозунга «национальное
единство», полное забвение теории классовой борьбы. Выступая за дли-
тельный «классовый мир» в США, за установление гармонии между тру-

4 Communist, 1944, Jan., p. 8; Вехи боевой истории: 60 лет Коммунистической пар-
тии США. М., 1983, с. 164—169.


дом и капиталом, Браудер и его сторонники, отмечалось в письме, вста-
ли на путь ревизии основных положений марксизма 5.

20 мая 1945 г. статья Жака Дюкло обсуждалась на заседании полити-
ческого комитета ассоциации. Ревизионистская линия Браудера и его
сторонников получила осуждение, было принято решение о восстановле-
нии Компартии. 24 мая 1945 г. «Дейли уоркер» перепечатала письмо
Ж. Дюкло. 26 июля в Нью-Йорке состоялся XIII съезд Компартии. В до-
кладе У. Фостер проанализировал создавшееся в партии положение,
вскрыл причины, приведшие к роспуску партии, подверг критике ан-
тимарксистские взгляды Браудера. Его поддержали Ю. Деннис, Б. Дэвис,
Э. Флинн, Дж. Форд, Дж. Грин, Р. Томсон, Дж. Вильямсон и др. Съезд
осудил браудеризм как оппортунистическое и ревизионистское течение и
единодушно принял решение о восстановлении Компартии США. Пред-
седателем был избран У. Фостер, Генеральным секретарем — Ю. Деннис.
Политический кризис Компартии ослабил ее влияние в рабочем и проф-
союзном движении, в частности в профсоюзах КПП, которые были идей-
но дезорганизованы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: