double arrow

В.М. Якоби


К наиболее прогрессивным явлениям русского искусства рубежа 50-60-х годов относится лучшая картина Валерия Ивановича Якоби (1834 - 1902) - «Привал арестантов» (1861, ГТГ). Она перекликается с обличительными жанрами Перова, относящимися к началу 60-х годов. Ею Якоби вводит новую тему в русскую живопись - тему тюрем и гонения революционеров.

Якоби поступил в Академию художеств в 1857 году, до того прослужив всю Крымскую войну добровольцем в Симбирском ополчении. В первой же работе - «Разносчик фруктов» (1858, ГТГ) - обнаружился интерес художника к социальной характеристике человека. Это превратило академическую штудию (художественный класс и натурщик в роли торговца фруктами) в картину, дающую типический образ торгаша.

В картине «Светлый праздник нищего» (1860, ГРМ; работа отмечена Малой золотой медалью) изображена сцена в бедной крестьянской избе. Произведение проникнуто горячим сочувствием к судьбе старика нищего, но назойливая подробность деталей отвлекает внимание от переживаний людей и лиц. Этот недостаток преодолен в «Привале арестантов».

Над ней Якоби начал работать в 1860 году. В эскизе, утвержденном академическим советом, художник ограничился разработкой первого плана, трезвым рассказом об остановке на отдых ссыльных. Отдельные группы были объединены еще несколько механически. Композиция имела статичный характер. В дальнейшем он уточняет и обогащает первоначальный замысел в плане психологической разработки сюжета. Драматизм ситуации, характерный для искусства 60-х годов, усиливает социальное звучание темы: смерть политического арестанта в дороге показана как явление обычное и повседневное и потому особенно трагическое.

В основу произведения легли юношеские впечатления: каторжан многочисленными партиями гнали по тракту, пролегавшему близ дома Якоби. Ряд персонажей художник писал с натуры.

Основное внимание Якоби концентрирует на группе около умершего арестанта и следовавших за ним по этапу родственников, сидящих у верстового столба. При этом художник использует традиционный академический прием, выделяя светом главных героев картины, группируя их в духе классических «пирамид». Ему удалось передать сложную гамму человеческих чувств: от отчаяния семьи, потерявшей человека, ради которого она отправилась в изнурительный путь, до равнодушия жандармского офицера, наклонившегося над умершим арестантом. Остальные ссыльные обрисованы суммарно, мрачными силуэтами. Контраст темного грозового неба и яркого света, прорывающегося сквозь плотный покров туч, преобладание серых и коричневых тонов усиливают драматизм сцены.

Картина «Привал арестантов», воспринятая в Академии как традиционное решение бытового жанра, дала Якоби право на заграничную командировку. За восемь лет (1861 - 1869), проведенных в Германии, Франции, Италии и других странах, он создал лишь одно значительное по теме произведение «9-е Термидора» («Террористы и умеренные», 1864, ГТГ).

По возвращении в Россию Якоби принял участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок, но уже в 1 872 году был исключен из него. Формальным поводом к исключению послужило непредставление картин на выставки. Суть же дела заключалась в том, что изменилось мировоззрение художника, идеалы передвижничества становились чужды ему. Явно реакционной была его роль как профессора Академии художеств, примкнувшего к лагерю противников П.П. Чистякова. В последние годы жизни Якоби работал преимущественно над историческими картинами, увлекаясь при этом деталями бытового порядка в ущерб идейному смыслу.

Якоби не был последовательным в творчестве. Но его картина «Привал арестантов» остается одним из наиболее смелых и новаторских по теме произведений своего времени. По художественным приемам она более традиционна: в ней есть элементы академической условности.

Вариантом, развитием той же темы была известная по описаниям современников картина М.И. Пескова (1834 - 1864) «Ссыльнопоселенец» («Сибирская сцена», 1863), она не сохранилась, как и большинство работ рано умершего художника, которого профессора и товарищи по учебе считали одним из наиболее одаренных.

Иное, более связанное с предшествующим этапом течение в реалистической бытовой живописи 60-х годов представляют произведения А.И. Морозова, А.М. Волкова, А.А. Попова, М.П. Клодта и некоторых других художников этого периода.

Живым примером органической связи с искусством первой половины XIX века является творчество Александра Ивановича Морозова (1835 - 1904), который выступил продолжателем традиций Венецианова. Творчество этого художника привлекает поэтическим изображением русской природы и народного быта.

Морозов, подготовленный отцом - учителем рисования, в 1852 году поступил в Академию художеств. Там он учился у А.Т. Маркова, давшего ему серьезные навыки в области рисунка и композиции.

Морозов участвовал в «бунте 14», был одним из активных членов Петербургской Артели художников. Еще в Академии он написал картину «Отдых на сенокосе», привлекшую внимание прогрессивной художественной критики. Картина эта известна в нескольких вариантах. В более раннем (1860, ГРМ) важнейшее место отведено пейзажу, глубоко национальному по характеру. Вариант 1861 года (ГТГ) интересен прежде всего верностью воспроизведения крестьянского быта. Главное внимание художник сосредоточил на фигурах крестьян. Они изображены крупным планом на фоне поля и ветхого сарая.


Сейчас читают про: