И.М. Прянишников

Прянишников родился в селе Тамошеве бывшей Калужской губернии в семье небогатого купца. В детстве его отправили в Москву «в люди», двенадцати лет ему удалось поступить в Московское училище живописи и ваяния. Затем он находился в услужении у чаеторговца Волкова и только с 1856 года стал заниматься в Училище систематически. Учителями Прянишникова были С.К. Зарянко, Е.Я. Васильев и Е.С. Сорокин. Большое влияние на него оказал Перов, старший товарищ по художественной школе, с которым он подружился в годы совместной жизни у Васильева.

Говоря о формировании Прянишникова как художника необходимо учитывать своеобразие общественно-политической и художественной жизни Москвы. Прянишников любил и знал Москву: «Где вы найдете в России такие типы... тут и Островский, и Гоголь, и Тургенев, и Толстой - все собрано воедино. Смотри и наблюдай за нашей... русской жизнью на каждом шагу… Для нас, русских жанристов, Москва - клад». Подобно Перову, Прянишников остро ощущал необходимость работать в области национального бытового жанра.

«Мальчик-коробейник» (1864, КМРИ) и «Чтение письма в овощной лавке» (1864, ПГ) - первые дошедшие до нас картины художника, в которых он выступил прямым продолжателем традиций Венецианова и Тропинина, Эти работы подкупают искренностью и теплотой изображения простых людей и окружающей их обстановки. Однако они еще не вполне самостоятельны и оригинальны, что сказывается и в типаже и в некоторой условности художественных приемов.

Творческое лицо художника определила картина «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865, ГТГ), принадлежащая к числу лучших произведений русского искусства 60-х годов. За нее Прянишников получил Большую серебряную медаль и звание классного художника третьей степени. Стасов справедливо называл ее капитальнейшей работой художника, отмечая, что «...в трагическом, щемящем выражении лежит главная могучая нота Прянишникова».

Решая тему трагедии «маленького человека», столь распространенную в русской литературе и изобразительном искусстве того времени, художник близок к реалистическому театру и драматургии Островского, что характерно для жанристов-москвичей 60-х годов. Вероятно, картина была написана под впечатлением пьесы «Шутники» и ее постановки в Малом театре осенью 1864 года. Но здесь правильнее говорить не столько о влиянии, сколько о тематической, идейной общности названной комедии и картины. Художник проявил большую самостоятельность в разработке темы, что свидетельствует о значительности его таланта.

В живых образах малозначительной, на первый взгляд, сцены Прянишников раскрыл явления, характерные для купеческой среды - грубое издевательство над слабым и бедным, калечащую людей власть денег. Художник избрал местом действия Гостиный двор - это средоточие торгового мира Москвы, где в наиболее обнаженной форме проявилось истинное лицо купечества.

Умение остро выразить сюжет сказалось уже в эскизе (ГТГ). И все же, если сравнить эскиз с картиной, станет ясно, какую большую работу проделал художник за сравнительно короткий срок. Там все образы намечены в самых общих чертах, имеют гротескный характер (изображен неряшливый старик чиновник, потешающий пьяной пляской купцов); колорит условен, выдержан в теплых коричневых тонах, не выявляет драматизма содержания. В картине Прянишников отказывается от гротеска. Образ чиновника настолько разработан, что его биография становится ясной с первого взгляда; медаль за двадцать лет беспорочной службы, порыжевший от времени, но опрятный костюм старика, его седые, аккуратно подстриженные волосы свидетельствуют о том, что перед нами человек, честно трудившийся всю свою жизнь, и только беспросветная нужда заставляет его идти на унижение. Подобно режиссеру, точно и продуманно определяет художник значение каждого участника этой сцены, как бы демонстрируя перед зрителем все степени купеческой иерархии. Все это люди, измеряющие достоинство человека толщиной его кошелька. Для Прянишникова купечество связано с тем миром, который, по образным словам Стасова, «тяготит и давит свет». Подчеркивая тупость и жестокость этого мира, художник раскрывает социальную трагедию «маленького человека». В его произведениях каждая деталь говорит. Так, например, в картине «Чтение письма» икона была дана просто как деталь обстановки овощной лавки; в «Шутниках» та же деталь заиграла по-новому, заставляя острее понять ханжескую мораль купцов, которым показная набожность не мешает издеваться над бедняком.

Неглубокое пространство в «Шутниках» напоминает сценическую площадку, а распределение фигур подобно театральной мизансцене с тщательно продуманной «ролью» каждого действующего лица, вносящего дополнительную черточку в общую характеристику купеческих нравов, И в то же время сюжет картины производит впечатление подмеченного в жизни случая. Ее цветовой ключ найден на основе изучения натуры. Преобладают серые и черные холодные тона; теплится только лампада и алеют щеки купчихи. Холодные краски передают ощущение серого непогожего дня, подчеркивают драму бедного человека. Художник добился эмоциональной выразительности черного тона. Богатство оттенков в пределах локально понимаемого цвета, сознательное ограничение палитры двумя-тремя красками - таковы колористические особенности этой значительнейшей работы Прянишникова.

Хронологически «Шутники» близки к «Приезду гувернантки в купеческий дом» Перова. Оба произведения перекликаются с драматургией Островского. Однако сравнение этих картин убеждает в различии решения близкой темы Перовым и Прянишниковым. Перов пользуется здесь, как и в ранних своих вещах, методом едкой сатиры; с этим связана гиперболизация отрицательных образов, Прянишников раскрывает социальное зло, ничего не преувеличивая, показывая людей и события такими, как они есть. Оба метода себя оправдывают. И Перов, и Прянишников, запечатлевая «ужасы будничной прозы, более потрясающие, чем самые кошмарные сцены войны», с одинаковой силой возбуждали страстный протест против социальной несправедливости, Унижения и подавления человеческой личности.

Другие работы Прянишникова допередвижнического периода - «Любитель» (1867, ГРМ), «Швея» (1870, ГРМ), «Калики перехожие» (1870, ГТГ) - идейном и художественном отношении значительно уступают «Шутникам». Но именно за них он получил от Академии звание классного художника первой степени.

Творческому методу Прянишникова близок Алексей Лукич Юшанов (1840 - умер не ранее 1866 года).

Юшанов принадлежит к числу талантливых художников-москвичей. Он происходил из нижнеломовских мещан, ремесленников заштатного городка Тамбовской губернии. В 1860 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Сорокина, получил первые номера за картины «Игра в жмурки» и «Отдых переселенцев»; его рисунок 1863 года «Группа обнаженных натурщиков» был отмечен Академией художеств Малой серебряной медалью.

Над картиной «Проводы начальника» (1864, ГТГ), обличающей быт и нравы чиновничьей среды, художник начал работать в конце 1863 года. Юшанов обратился к теме, которая со времени гоголевского «Ревизора» прочно вошла в русскую литературу. В изобразительном искусстве она впервые в полный голос прозвучала у Федотова. Юшанов выступил в своем произведении продолжателем федотовской традиции.

Благодаря сценичности построения картины каждый персонаж легко воспринимается. В центре внимания - «важная особа», эта фигура освещена более ярко, к ней направлены взгляды и движения всех прочих участников изображенной сцены. Художник мастерски решает композицию, демонстрируя галерею чиновников; создает яркие типические образы. Выразительны фигуры отставного солдата и жандармского офицера. На втором плане в дверях среди прочих Юшанов изобразил нарядную молодую кормилицу с ребенком на руках. Облик ее привлекает моральной чистотой и здоровьем. Образ этот близок крестьянским персонажам Венецианова.

Колориту картины присущи мягкость и благородство красочных сочетаний: переход от тускло-малинового к светло-зеленому смягчается белым, белый цвет повторен в той или иной мере в одежде присутствующих. В живописной манере и выборе художественных средств здесь много общего с произведениями русских художников первой половины XIX века, в частности с картинами Венецианова и его ближайших последователей: построение комнаты в виде сценической площадки, использование мотива открытых дверей для углубления пространства, гладкая манера письма. Но в отличие от венециановцев Юшанов основное внимание уделяет моральной и социальной характеристике изображенных лиц. Активное восприятие жизни и юмор идут у него от Федотова. Главные достоинства картины - в ее большой жизненности, типичности и колоритности образов. В конкретном сюжете художник раскрывает социальный смысл взаимоотношений людей.

В плане характеристики определенной социальной среды была задумана и картина «Странник в купеческом доме» (в 1867 году на ту же тему написал картину Неврев). В 1866 году совет Училища утвердил ее эскиз и назначил художнику пособие. На этом обрываются сведения о жизни и творчестве Юшанова - тонкого мастера социально-бытовой картины.

Ярким примером обличительного социального жанра 60-х годов могут служить и произведения Леонида Ивановича Соломаткина (1837 - 1883), рисующие жизнь городской голытьбы, нищей деревни, уличных артистов.

Соломаткин родился и вырос на Украине, был чумаком; служа у торговца, побывал во многих городах России. Начал свое художественное образование в Московском училище живописи и ваяния (1855 - 1860), там получил крепкую реалистическую основу для последующего творчества. В 1861 году поступил в Академию художеств, но занимался не систематически; не выдержав казенной рутины, Соломаткин в 1866 году ушел из Академии, Он любил и изучал картины «малых голландцев», особенно А. Остаде и Броувера; влияние их искусства сказалось на его произведениях. Соломаткин прожил всю жизнь в нищете, среди так называемых подонков общества. Эти люди стали героями его картин. Работал он много и быстро. Острая наблюдательность и блестящая зрительная память позволяли ему обходиться без предварительных этюдов.

Картины Соломаткина производят впечатление подсмотренных в жизни сценок, им присуще большое колористическое и композиционное разнообразие. От юмора до гротеска, едкой сатиры на современность - таковы методы показа художником уродливых сторон жизни.

Одна из первых его картин - «Именины дьячка» (1862, ГТГ) - исполнена добродушного юмора в обрисовке провинциального быта. По характеру образов, пониманию интерьера, колориту эта работа близка еще живописи середины 50-х годов.

В картине 1864 года «В погребке» (ГТГ) раскрывается трагедия семьи бедняков, остро передана бесприютность и униженность уличных музыкантов - старика и девочки, развлекающих полупьяного городового. Изображенная ситуация напоминает акварель П.М. Шмелькова «В ресторане». Композиция картины очень сценична, активно выявляет ее содержание. Тусклые краски, передающие холодный полумрак подвала, заставляют сильнее почувствовать трагизм судьбы бродячих музыкантов.

Одна из лучших работ Соломаткина - «Славильщики - городовые», отмеченная в 1864 году Большой серебряной медалью и впоследствии неоднократно им повторенная (вариант 1867, ГРМ; вариант 1872, ГТГ). Это живая сценка из жизни Замоскворечья. Художник высмеивает невежество, показную набожность, пьянство и тупость. Городовые, согласно традиции, пришли в купеческий дом «славить Христа» и, стоя, как истуканы, надрываясь, орут во все горло. «В каждой подробности комнаты, лицах, позах столько комизма и разнообразной правды: нельзя от всей души не радоваться на этот чудесный свежий отпрыск федотовской школы», - писал об этой картине Стасов. Благодаря композиционному приему, типичному для художников-шестидесятников и сочетающему жизненную естественность и своеобразную демонстрацию героев перед зрителем, характеристика каждого из участников сцены ясна и наглядна.

В изображенных Соломаткиным сценах ощущаются гоголевские зримый миру смех и невидимые миру слезы.

Художник часто рисует страшный для бездомных бедняков город («Фонарщик», местонахождение неизвестно, из бывшего собрания Бурцева), людей голодных и оборванных («Питейный дом», «У деревенского кабака. Ночная сцена», обе - 1870-е годы, ГТГ). Для него характерны доведенная до крайности гротескность образов, острота ситуации. Это отличает его картины от произведений большинства живописцев середины 60-х годов.

Соломаткин обладал обостренным чувством цвета. Колорит его работ всегда эмоционален, служит одним из главнейших средств раскрытия содержания произведения. Яркий и многоцветный в изображении народной толпы - «Продавец икон», «Уличная сцена», напряженный и суровый в таких картинах, как «В погребке», «Препровождение арестованных», он всюду сохраняет благородное единство тона; по большей части в нем преобладают теплые оттенки.

Некоторые картины Соломаткина - откровенный примитив, почти лубок. Художник намеренно нарушает анатомическую правильность фигур, гротескно заостряет образы, чтобы выразительнее показать уродство и мерзость окружающей действительности.

Произведения Соломаткина, вскрывавшие язвы современной жизни, в какой-то мере ассоциируются с рассказами Н. Успенского и Слепцова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: