double arrow

В.В. Пукириев


Пукирев происходил из тульских крестьян. Мальчиком он работал подручным у иконописца. Художественное образование получил в Московском училище Живописи и ваяния (1849-1855), был учеником Зарянко. Он унаследовал от учителя любовь к ювелирной выписанности деталей, умение передать предмет в его материальной конкретности.

В 1859 году Пукирев был приглашен на должность преподавателя Училища, в связи с чем Е.Я. Васильев, который вел там рисунок, писал: «Г-н Пукирев один из всех бывших здесь учеников твердо владеет рисунком и способен преподавать свои познания».

Картина «Неравный брак» (1862, ГТГ), как и «Воспитанница» Неврева, отражает особое внимание демократов-шестидесятников к бесправию и униженности женщины. Тема тяжелой женской доли была одной из важных в русской литературе и живописи тех лет. Названная картина автобиографична, глубоко прочувствована художником, Гиляровский в книге «Москва и москвичи» писал о героях произведения Пукирева: «Этот старый важный чиновник - живое лицо, невеста рядом с ним - портрет невесты В.В. Пукирева и стоящий со скрещенными руками - это сам В.В. Пукирев, как живой». Художник изображает кульминационный момент в развитии события. Рука невесты и рука священника, протягивающего ей кольцо, - это смысловой и композиционный ключ картины. Внимание художника сосредоточено на раскрытии переживаний действующих лиц. Драматический конфликт, выраженный в центральных фигурах, развит в остальных персонажах.

Каждый из образов портретен в своей основе, но портретные черты не выступают на первый план: все лица объединены определенным сюжетным действием, и оно является главным. Впоследствии этот прием будет широко использоваться русскими художниками, способствуя углублению психологической характеристики их героев. Лежащая целиком в плане обличительного искусства начала 60-х годов, эта картина в то же время необычна для того времени; фигуры написаны почти в натуральную величину. Большим размером Пукирев как бы утверждал значительность произведения на современную тему. Художник дает поколенное изображение, концентрируя внимание на выразительности лиц. Это стремление к психологизму станет характерной тенденцией развития русского искусства, начиная с середины 60-х годов.

Пукирев использует академические приемы композиционного построения (группировку главных действующих лиц по законам классической пирамиды, выделение их светом и т.д.), наполняя их живым содержанием, подчиняя целям раскрытия характеров и переживаний героев. Воспринятое от Зарянко умение «передавать видимое до осязательности, до обмана» (слова Зарянко) придает достоверность изображению. Правда, в живописи этой картины есть известная сухость. Не избежал художник и некоторой доли мелодраматизма. Однако в целом произведение очень жизненно. «Неравный брак»... много крови испортил не одному генералу», - вспоминал Репин. Академия художеств присудила ее автору звание профессора по живописи народных сцен. Стасов расценивал это как «прорвание прежних плотин, полное признание законности... тех произведений, которые до тех пор должны были пробираться робко, бочком и с извинениями, точно какая-нибудь незаконная контрабанда...»

В последующие годы Пукирев исполнил ряд небольших картин, рассказывающих о жизни пореформенной России: «В мастерской художника» (1865), «Потрава» (1870), «Строение железной дороги» (1871), «Сбор недоимок» (1873), «Прием приданого по росписи» (1873) и другие.

Своими немногочисленными произведениями, и в первую очередь «Неравным браком», Пукирев, подобно Перову, Невреву и другим художникам демократического направления, утверждал новые пути в искусстве - картину на современную тему, раскрывающую социальный смысл жизненных явлений.

То же можно видеть и в картинах Иллариона Михайловича Прянишникова (1840 - 1894).


Сейчас читают про: