Эпоха раннего средневековья на Урале

В IX-XV вв. дифференциация экономического и социального развития народов Урала становится особенно очевидной.

Древним коми-пермякам принадлежат археологические памятники родановской археологической культуры (IX-XV вв. н.э.). Они занимают верхнее течение р.Камы с притоками, от Чусовского оз. на сев. до р. Чусовой на юге. Территориально граница археологической культуры совпадает с границами Перми Великой XIV в. (по житию Стефана Пермского).Названа по Роданову городищу на правом берегу р.Камы, в Юсьвинском районе Пермского края. Была выделена М.В. Талицким как культура предков коми-пермяков. В дальнейшем была исследована В.А. Обориным, Р.Д. Голдиной, А.М. Белавиным, А.Ф. Мельничуком, Г.П.Головчанским и др. Представлена более чем 400 памятниками, и является одной из наиболее изученных археологических культур Прикамья. В ее пределах выделяются восемь групп памятников – племенных вариантов (зюздинская, гайнская, косинская, верхнекамская, чердынско-язьвинская, иньвенская, обвинская, чусовская). Внутри этих вариантов выявлены небольшие компактные группы, вероятно – территории соседских общин.

В родановской культуре выделены два этапа развития: лаврятский (сер. IX – нач. XII вв.) и рождественский (сер. XII – XV вв.). Наиболее изученными являются Анюшкар (р.Иньва), Городищенское (р.Усолка), Пыскорское (р.Кама), Рождественское (р.Обва), Искорское (р.Колва) городища, Агафоновский, Аверинский, Огурдинский могильники (р.Кама), Редикорский могильник (р.Колва), Рождественский могильник (р.Обва). На Искорском городище исследовано святилище в виде круглой глинобитной площадки со столбовой постройкой в центре, остатки костров и костей животных, принесенных в жертву. На Пыскорском городище выделено скопление жертвенных ям, содержащих ритуально испорченные металлические вещи. Хозяйство родановской культуры – комплексное, с ведущей ролью пашенного земледелия. В северных районах преобладало подсечное земледелие. Отмечены следы зарождения паровой системы. Нахождение в сфере интересов Волжской Булгарии и Русских земель стимулировало развитие пушной охоты. Возросла роль сетевого рыболовства. Металлургия, металлообработка и ювелирное дело превращаются в ремесло. С XI в. на р.Боровой зарождается солеварение. Обработка дерева, кости, кожи, гончарство остаются на уровне домашнего производства. Этническими признаками родановской археологической культуры являются глиняная посуда (круглодонная с примесью раковины, с гребенчато-шнуровым орнаментом на лаврятском этапе и с уплощенным дном и гребенчатокружковым орнаментом на рождественском этапе), типы жилищ, типы украшений женского костюма (коньковые, биякорьковые, коробчатые шумящие подвески и подвески с изображением головы медведя), культовые предметы (зооморфная и антропоморфная металлическая пластика). Племена родановцев вели обмен с предками коми-зырян (Вымская археологическая культура), удмуртов (Чепецкая археологическая культура), уграми (население лесного Зауралья), предками башкир. С XI в. появляются торговые фактории волжских булгар. С XI-XIII вв. с севера начинает проникать славянское население. Булгарское (в большей степени) и славянское влияние фиксируется в динамике проникновения и распространения булгарских и славянских вещей (керамическая посуда, украшения, предметы христианского культа и др.).

Следы имущественного неравенства прослеживаются в погребениях X-XV вв. (Огурдинский, Рождественский, Гуринский и др. могильники). Появляется небольшое число богатых погребений, в которых обнаруживаются предметы роскоши и привозное оружие. Об имущественной дифференциации свидетельствуют также клады вещей, и частые находки замков на родановских памятниках.

В XIV-XV вв. на основе союза родановских племен связанных общностью экономики, языка и культуры, начала складываться коми-пермяцкая народность. Это длительный процесс, и он завершился уже в рамках Русского многонационального государства.

В области религиозных верований предков коми-пермяков в этот период происходит процесс смены местных культов общими. Главным богом пантеона языческих богов до принятия христианства становится Ен – бог огня. В XIII-XV вв. начинается постепенное проникновение на Урал русской языческой традиции. Взаимодействие и синтез разноэтнических религиозных систем привел к тому, что в настоящее время довольно сложно реконструировать собственно коми-пермяцкие языческие представления. Давно известно, что славянский Перун занимает особое место в коми-пермяцкой мифологии и религиозной практике. В этнографических наблюдениях отмечаются случаи поклонения Перуну или рудименты былого поклонения (в том числе в районе с.Пянтег, где была обнаружена его медная фигурка), археологические находки молота и булавы (с.Пянтег, урочище Модгорт на р.Лупье) интерпретируются как предметы культа Перуна, привнесенные на Урал, культурный герой Перя-богатырь выступает как борец против христианства под именами Перын, Пераон и даже Перун. По мнению Л.С.Грибовой, и одно из немногих известных нам коми-пермяцких божеств – Войпель, на самом деле носит имя Войпер, что переводится как Северный Пер[ун].

Этой трактовке противоречат изображения Войпеля как четырехликой женщины. Однако, это изображение противоречит и трактовке Войпеля как «Северного Уха», и как «Покровителя Севера». К сожалению, пласты древней культуры предков коми, к которым восходит четырехликая женщина, вероятно, навсегда утеряны для исследователей. Параллели с более древним культовым литьем, в котором встречается изображение многоликой богини, указывают на возможность реального существования такого образа, но не дают основания связывать его с Войпелем. Ни в коем разе не связывая образ Войпеля и Перуна напрямую (для этого на наш взгляд недостаточно оснований), тем не менее не можем не подчеркнуть наличие некоторых общих черт в обрядовой составляющей их культов. Это и поклонение священному дереву (березе или ели – дуб не растет на Урале), и знаменитые быкобои, и ритуальная стрельба охотников в священное дерево (стрела – символ Перуна, в то же время явный фаллический символ; ритуальные стрельбы можно объяснить магией плодородия). Способность Войпеля ограждать от нападения врагов можно интерпретировать как менее агрессивное проявление функции военного покровителя.

Перун вписывается в ритуально-религиозную картину мира предков коми-пермяков, он близок и узнаваем. Религиозная толерантность, свойственная язычеству, позволяет безболезненно перенять бога сильного народа (каковым, несомненно, в представлении предков коми-пермяков выступали славяне) и включить его в собственную религиозно-мифологическую картину – в образе бога или в образе культурного героя.

В северной и северо-восточной части Урала проживали племена угорского происхождения, фигурирующие в русских источниках под этнонимом «югра». С XIV в. из общей массы угорских племен источники выделяют племена остяков и вогулов

Манси (вогулы или вогуличи) обитали на западном склоне Уральских гор по среднему течению Вишеры, Яйвы и Косьвы, в бассейне Чусовой и на восточном склоне по рекам Ляле, Сосьве, лозьве, пелывму, Тагилу, Нейве и до р. Пышмы на юге. К приходу русских у манси преобладало охотничье-рыболовное хозяйство, они занимались также оленеводством. В качестве ездового животного использовалась собака. Южные манси были знакомы с земледелием. Металлургия еще не развилась в ремесло. К приходу русских манси сохраняли племенное деление, племена делились на роды, во главе племен стояли вожди, которые в источниках часто называются князьями. Религиозная культура манси пока исследована слабо. Возможно, она находилась на этапе формирования политеистической языческой системы, с доминантой анимизма и тотемизма.

Ханты (остяки) жили на восточном Урале по рекам Сосьве, Ляпину, около Аятского озера, по Оби, Конде, Пелыму, Нейве. Хозяйство их было построено на охоте, скотоводстве и рыболовстве. Было известно хантам и мотыжное земледелие, не получившее, однако, сильного распространения. Также, как и манси, они жили родовым строем, часть хантов входила в состав западноуральского суперсоюза племен, возглавлявшимся «большим князем Югорским».

При определении границ обитания хантов возникает объективная трудность, связанная с двояким использованием в русских письменных источниках термина «остяк». В поздней письменной традиции он теряет этническую привязку, и используется для обозначения любых нехристианских языческих народов. Отсюда частые ошибки, приводящие, к примеру, к тому, что территория современного г.Перми рассматривается как место обитания угорских хантов.

Древним удмуртам принадлежат археологические памятники чепецкой культуры (по р.Чепце). В хозяйстве удмуртов несколько раньше, чкем у коми-пермяков, ведущую роль заняло земледелие пашенного типа. Кроме земледелия развивалось скотоводство, охота и рыбная ловля. Выделяется ремесло. Развивалась металлургия.

Ядром объединительного процесса удмуртских племен стал бассейн р.Чепцы. Образование удмуртской народности закончилось уже в рамках Российского государства, однако этот процесс начался задолго до включения территорий удмуртских племен в его состав.

Южная часть удмуртских земель попала под влияние Булгарского государства и была обложена данью. Удмуртское население расселялось на восток и на юг, к Каме. Заселяя новые территории, оно ассимилировало часть булгар, что сказалось на своеобразии культуры южных удмуртов.

До прихода русских башкиры жили на западном склоне Южного Урала по рекам Белой и Уфе, Ику, Деме, Мензеле; в горной части Урала и в степи пр р.Уралу, Таналыку, Кызилу; на севере – по рекам Пиреве, Бую, Бири; на восточном склоне – по рекам Исети и Синаре.

В X-XII вв. башкиры сохраняли племенное деление. Сохранялась племенная и родовая собственность на землю. Возникло и развивалось патриархальное рабство, ему на смену приходило рабство классическое. По письменным источникам прослеживается торговля рабами в Булгарию и города Средней Азии. Основным занятием башкирских племен было кочевое скотоводство, охота, бортничество и рыболовство. В X-XIII вв. часть башкирских племен была подчинена Волжской Булгарии, следствием чего было распространение ислама среди башкир. Башкиры складывались из разноэтнических групп, но к Х в. были в основном ассимилированы пришедшим из степей Приаралья тюркоязычным населением. К 1236 г., после разгрома Булгарии, татаро-монголы захватили Башкирию и включили ее в состав Золотой Орды. Башкиры были обложены ясаком, который должны были платить мехами и данью в виде десятой части стад. В XIII-XV вв. у башкир начала развиваться собственность на кочевья. Появилась кочевая община, образованная выходцами из разных родов. Начинает складывается аристократическая иерархия.

В XV в. после распада Золотой Орды значительная часть Башкирии вошла в состав Ногайской Орды и Сибирского ханства. Западные башкиры признали свою зависимость от Казанского ханства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: