Физика и космология Аристотеля

Материя.

Учение Аристотеля о четырех причинах.

1. Сущностная причина

2. Материальная причина

3. Деятельная причина

4. Целевая причина.

Причина Первый поставил вопрос
Материальная Милетская школа (Фалес и др.): вода, огонь, воздух и пр.
Движущая Анаксагор – Ум (Нус) Эмпедокл – борьба Любви и Вражды Гесиод – Эрос влекущий вещи друг к другу
Сущностная Платон– идея
Целевая Стагирит – первый указал все. Платон – благо, но Аристотель его критикует

Критика Платона: идеи удваивают сущности, не должно быть идей у вещей преходящих, Платон не объяснил через идеи существование движения, очень много идей и их иерархичность сложна.

«Третий человек» - идея причастности человека идее человека.

Сущность должна быть познаваема умом и существовать отдельно.

Варианты сущности:

· материя – не может, т.к. непознаваема

· вид,

· род, всеобщее – познаваемы, но не существуют самостоятельно.

· суть бытия вещи.

Источник существования мира – вид или суть бытия.

Конкретная вещь непознаваема, познаваемо то, что имеет степень общности.

Разные мысли Аристотеля: сущность вещи – сама вещь, сущность вещи – вид.

Вид – форма, придает видовое своеобразие вещам.

Сущность вещи мы можем понять, дав определение вещи (Адам обладал сущностным видением – давал имена)

· первая материя (материальное начало, пассивное, абсолютно лишенное формы, непознаваема, но ее существование познается умом, сближается с небытием)

· последняя материя (то, из чего состоит конкретная вещь)

Материя – принцип индивидуализации предметов в мире. Парадокс между бесформенностью и пассивностью и индивидуализацией. Фома Аквинский поправил: существовать – уже быть деятельностным началом, поэтому материя сотворена.

Материя – возможность. В действительности есть только сущность вещи, форма. «Возможность и действительность».

Энтелехия – переход из возможности в действительность благодаря третьей причине – движущей.

Движущая причина вытекает из самой формы тела. Целевая причина также существует в форме вещи.

Материя не может существовать без формы, а форма может мыслима без материи.

Форму мыслит разум. Разум – форма всех форм, чистая действительность, не содержащая в себе никакой возможности.

Труды: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика».

Физика – учение о природе, противоположность – искусство.

Источник движения для природы в самом себе, для искусства – в человеке.

Движение:

· в отношении сущности (возникновение и уничтожение)

· в отношении количества (увеличение и уменьшение)

· в отношении качества (превращение)

· в отношении места (пространственное движение).

Все движения сводятся к пространственному, сущностное – предмет для первой философии.

Движение в пространстве непрерывно, проблема непрерывности упирается в проблему бесконечности.

Бесконечности нет, т.к. не имеет формы, непознаваема, нет сущности, следовательно не существует.

Бесконечность актуальная невозможна, потенциальная возможна – идея бесконечного.

«Ахиллес и черепаха» - если делить отрезок до бесконечности, то будет и бесконечное время – решение апории.

«Стрела» - Зенон ошибся, отождествив пространство и место. И покой, и движение существуют в некотором времени, в «теперь» нет ни покоя, ни движения.

Время бесконечно (потенциально) в обе стороны, значит, и движение бесконечно.

Поскольку движение бесконечно, бесконечна и материя, т.к. они неразделимы. Даже если мир создан, то существовало сущностное возникновение, значит, до этого было движение.

Первично движение (небесных сфер), а не время.

Космология: Мир из 4-х элементов (вода, огонь, земля, воздух). Небесные сферы из эфира – он ни во что не превращается. Совершенное и вечное движение – по кругу, значит, небесные тела движутся по кругу. Птолемей предположил, что орбиты планет колеблются вокруг центров, которые – вокруг других центров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: