Становление философии Древнего Китая

Как и многие другие философские системы, китайская мысль пыталась дать ответ на вопрос, как возник мир и что он представляет, каково положение человека в космосе. В мифах процесс мироустройства описывался так: «В то время, когда земля и небо еще не отделились друг от друга, Вселенная представляла сплошной хаос и по форме напоминала огромное куриное яйцо. В нем зародился наш первопредок Паньгу. Он вырос и заснул, тяжело дыша, в этом огромном яйце. Прошло восемнадцать тысяч лет, прежде чем он проснулся. Приоткрыл глаза, чтобы осмотреться, но увы! - ничего не увидел: вокруг него был сплошной и липкий мрак, и сердце его наполнилось тоской…». Паньгу расколол яйцо, и «все легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю <…> После того как Паньгу отделил небо от земли, он, опасаясь, что они вновь соединятся, уперся ногами в землю и подпер головою небо. Так он и стоял, изменяясь вместе с ними… Прошло еще восемнадцать тысяч лет - небо поднялось очень высоко, земля стала очень толстой, а тело Паньгу выросло необычайно. Как высочайший столб стоял великан между небом и землей, не позволяя им вновь превратиться в хаос. Так стоял он, один-одинешенек, поддерживая небо и упираясь в землю, и не заметил за этой тяжелой работой, как прошли целые эпохи. Наконец, небо и земля стали достаточно прочными, и Паньгу мог более не опасаться, что они соединятся вновь, - ему ведь тоже надо было отдохнуть. В конце концов, он, подобно всем людям, упал и умер. Вздох, вырвавшийся из его уст, сделался ветром и облаками, голос - громом, левый глаз - солнцем, правый - луной, туловище с руками и ногами - четырьмя сторонами света и пятью знаменитыми горами, кровь - реками, жилы - дорогами, плоть - почвой, волосы на голове и усы - звездами на небосклоне, кожа и волосы на теле - травами, цветами и деревьями, зубы, кости, костный мозг и т.п. - блестящими металлами, крепкими камнями, сверкающим жемчугом и яшмой, и даже пот, выступивший на его теле, превратился в капли дождя и росу. Одним словом, Паньгу, умирая, всего себя отдал тому, чтобы этот новый мир был богатым и прекрасным <…>. Люди произошли из паразитов, ползавших по телу Паньгу, когда он лежал на смертном одре, а ветер развеял их повсюду» [15, с. 34-35]. Эта версия возвеличивает Паньгу, но ущемляет человеческую гордость, поэтому в более позднее время возникли рассказы, что люди были созданы небесными божествами. Что же касается императора, то он был сыном неба, поэтому его происхождение эти версии не рассматривают.

Таким образом, мир возник самостоятельно, источник его появления и развития - в нем самом; разделение земли и неба позволило появиться пустоте, заполненной впоследствии «тьмой вещей». Человек, исходя из этого, обязан познать волю неба и следовать ей; однако необходимо помнить, что надеяться нужно на себя, т.к. судьба каждого из нас творится нами же. Поэтому человек должен полностью нести ответственность за свои деяния.

Развитие мира регулировалось двумя противоположными началами. Небо, солнце, свет, сухость, активность, вершина ассоциировались с мужским началом - Ян; луна, темнота, влажность, низменность - с пассивным женским началом - Инь. Они взаимодополняли и обуславливали друг друга. «Все вещества носят в себе Инь и Ян, наполнены ци и образуют гармонию», - говорится в одном из трактатов. То есть, постоянно соединяясь и переходя друг в друга, эти принципы поддерживают порядок во вселенной. Мир представлен пятью началами: водой, огнем, деревом, металлом и землей. Свойство воды - быть мокрой и течь вниз, огня - гореть и подниматься вверх, дерева - поддаваться сгибанию и разгибанию, металла - подчиняться внешнему воздействию и изменяться, земли - принимать посев и давать урожай. Выделяют пять явлений природы: дождь, солнечное сияние, жару, холод и ветер. Причем указывается на зависимость между ними и прозорливостью, достойной поведения правителя, порядком в стране и мудростью главы государства. Тогда как «распущенность правителя символизируют непрекращающиеся дожди; ошибки - непрекращающееся солнечное сияние; ленность - непрекращающейся жарой, его неосмотрительная торопливость символизируется непрекращающимся холодом; глупость - непрекращающимся ветром» [13, с. 108].

Постепенно в рамках философии стало зарождаться представление о Дао (пути), безличном мировом законе, которому подчиняются природа и люди, поведение и мышление, им определяется естественный ход событий (Дао иногда сопоставляют с Логосом Гераклита). Это начало порождает «тьму вещей», бездействует, но тем самым делает все; Дао вечно, безымянно, пусто и неисчерпаемо. Познать Дао - постичь закон природы и соответствовать ему.

Количество направлений в ранний период развития философии было столь велико, что сами древние китайцы говорили о существовании «ста школ». Были попытки классифицировать эти направления. Наиболее известная из классификаций принадлежит «отцу истории» Сыма Цяню (145 или 135-86 гг. до н.э.). Он выделил шесть основных течений в древнекитайской философии: школа Инь-ян (рассматривала проявления в природе и взаимодействия инь и ян, являлась натурфилософией); конфуцианство (изучало нравственно-этические и политические проблемы); моизм (занимался политическими и социальными вопросами); школа имен (анализировала связь между понятиями и обозначаемыми ими объектами); легизм (интересовался законами развития общества и способами управления людьми); даосизм (вникал в природу и сущность Дао и Дэ и их проявлений в природе и обществе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: