double arrow

Мировоззрение китайцев

Китай - страна традиций. Именно благодаря им эта страна достаточно быстро восстанавливалась от последствий междоусобных войн, набегов чужеземных завоевателей, крестьянских восстаний и других потрясений. Поклонение предкам, уважение к прошлому - основные ценности срединного государства. Любые перемены, новшества, изменения китайцы воспринимали негативно, стараясь поддерживать старинные устои, воспроизводить былые нормы и обычаи.

В стране существовала жесткая иерархия. Во главе находился правитель (ван), власть которого была ничем не ограничена, вся земля в стране считалась его землей. В «Книге песен» можно найти такие строки:

«Широко кругом простирается небо вдали,

Но нету под небом ни пяди не царской земли» [12, с. 280].

Кстати, весной сам император выезжал в поле, где в присутствии свиты и подданных в торжественной обстановке делал первую борозду.

Правителю подчинялись высшие сановники, князья, правители уделов (чжухоу). Чуть ниже по социальной лестнице стояли главы кланов (дафу), они были доверенными лицами царя и его военноначальников в дальних районах. Им подчинялись главы больших семей (ши), управлявшие хозяйством, наконец, основная масса народа - простолюдины. Причем, все, стоящие ниже, начиная от правителей уезда и заканчивая простыми людьми, считались слугами царя. Их положение, образ жизни, привычки, даже питание существенно отличались, но были строго регламентированы. Простолюдинам, например, предписывалось питаться только овощами, главам больших семей полагалась еще и рыба, главы кланов могли есть и свинину, правители уездов, князья дополняли свой стол говядиной, а «Ван кушал свинину, баранину, бычатину» [13, с. 100]. От ранга чиновника зависели и размеры и убранство жилища. Чиновник третьего ранга мог иметь дом с пятью опорами по фасаду, достигнув высшего ранга, сановник мог построить широкие ворота с тремя стойками.

В Древнем Китае, начиная с периода Суй (581-618 гг.), одежду желтого цвета разрешалось носить только императорам, простые люди должны были ходить в синем и черном, а белый цвет был цветом траура. Простые люди носили украшения из железа и меди, а высшие сословия - предпочитали золото, серебро, нефрит, бронзу.

Образованные люди, которые хотели стать государственными чиновниками, специально учились и сдавали экзамены, чтобы занять ту или иную должность. Ханьский император У-ди открыл университет, где студенты изучали труды Конфуция. Как правило, это были выходцы из семей богатых людей, но государственный экзамен на должность чиновника мог держать кто угодно. Иногда учебу кандидату оплачивала вся деревня.

Чиновники контролировали все сферы жизни. Районный, который занимал низшую ступеньку многоуровневой системе управления, отвечал, тем не менее, за соблюдение закона и порядка, вел учет населения, регистрировал рождение и смерть, браки и собственность, проводил надзор за школами, следил за ходом выполнения строительных проектов и осуществлял правосудие. На суде заслушивались доказательства, выводы следствия, свидетельские показания. Если суд считал их достаточными для признания подсудимого виновным, то его призывали сознаться добровольно. В противном случае применяли пытки. Казнь могла быть быстрой и «легкой», а за тяжелые преступления медленной и мучительной (в этом отношении люди весьма изобретательны, надо сказать). Правительственные чиновники-цензоры расследовали случаи произвола и злоупотребления властью. Они так же не должны были молчать, если император плохо выполнял свои обязанности.

Цари и императоры считались сыновьями неба, получившими свою власть свыше. Они выполняли религиозные обряды (жреческого сословия не было) и имели возможность общаться с высшими духами земли и неба (там так же существовала иерархическая система). Воля Царя - это воля неба и одновременно народа, но народ обычно близорук и не понимает задач, стоящих перед ним, только ван выражает и осуществляет истинные цели народа. Подданные хотели видеть правителя мудрым, трудолюбивым, пекущимся об их благе, т.е. защитником. Впрочем, против «плохих» и слабых владык незазорным было поднять восстание. Считалось, что посылая на людей землетрясения, засухи, голод и наводнение, боги выражали неудовольствие правителем и лишали его покровительства. Тогда власть у него оставалось только забрать и передать другому.

Женщины в социальном плане стояли ниже, но если умирал император, его супруга становилась старшей в стране по положению и могла править. Интересно, что У Цзэтянь (пришедшая к власти после смерти Гао-Цзуна в эпоху Тан (618-906 гг. н.э.)) считала себя единственной полноправной императрицей, наделенной властью по воле небес. При ней должности высших сановников получали не фавориты из знатных семей, а чиновники, выдержавшие трудный экзамен.

Характерными чертами мировоззрения и психологии являлись не только боязнь перемен, уважение к традициям, но и культ прошлого, почитание старших по положению и возрасту. И к начальникам, и к предкам относились с пиететом. Старики занимали особое положение: их земная жизнь подходила к концу, они постепенно шаг за шагом становились ближе к миру мертвых. Однако смерть не отделяла их от потомков. Становясь духом, т.е. «шэном», человек нуждался в кормлении, он продолжал существовать в ином виде. За заслуги перед императором духи предков особо отличившихся людей могли получить более высокий чин, награды. Мятежники рисковали не только своей репутацией, судьбой, жизнью, но жизнью близких людей и благополучием предков - последних можно было посмертно разжаловать, лишить чинов и кормления (т.е. жертв), обречь на кошмарное существование голодных духов. «Поистине <…> духи умерших не могут обойтись без еды и питья, без одежды и даже денег, вот почему они постоянно голодные и испытывающие жажду, а то и находясь на грани «истощения», все время блуждают в надежде отыскать яств и вина» [14, с. 245]. Для китайской мысли весьма показательным было представление о цикличном развитии всего сущего: космоса, природы, человека. Лао-цзы, например, утверждал: «Как ни расцветай, придется вернуться к своему пределу». Эта мысль перекликается с библейским утверждением «Все возвращается на круги своя».

Важным и существенным было понятие о центре, середине, т.е. об особом идеальном месте, которое равноудалено от границ мира, находясь в покое, тем не менее, порождает движение. Это движение тем энергичней и сильнее, чем дальше на периферию. Мир не сотворен, он сам порождает себя и изменяется по собственным законам. Все устроено наилучшим образом, поэтому любой поступок, любое вмешательство человека только нарушают гармонию Вселенной. Следовательно, оптимальное поведение людей - это невмешательство, недеяние - У - вэй. Однако У-вэй - это не бездействие, а слияние с миром, существование по его законам, отказ от самочинных деяний, которые только нарушают естественный ход событий и приводят к страданиям и беспокойству. Все должно идти своим чередом, как заведено от начала времен.

Такой подход предопределяет и отношение к прогрессу, точнее отрицание такового. Лучшее уже было, мы от более совершенного и естественного переходим к несовершенному и искусственному. Самое разумное поэтому - воссоздание, воспроизведение прошедшего. Ориентиром должно быть не «завтра», а «вчера».

Весьма показательным был интерес китайцев к социальной сфере, проблемам общества, а также человека. Следует указать на антропоцентризм китайской философии, хотя такое же повышенное внимание свойственно и другим системам, к примеру, греческой (вспомним Протагора: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»). Начало жизни относили не к рождению, но к зачатию; тело было тесно связано с душой, после смерти человек становился духом, но нуждался в еде и питье. Охарактеризовать бытие людей можно с помощью понятий «цзин», «ци», «шэнь».

«Цзин» - это семя, то, из чего зарождается и из чего состоит физическое тело. «Цзин» представляет собой воспроизводящую, сексуальную энергию, существующую в двух видах. Первая получена от родителей, является наследственной и предопределяет продолжительность жизни, физические параметры и т.д. (семя Прежнего Неба). Вторая - то, что накопил сам человек в течение жизни (семя Последующего Неба).

«Ци» - жизненная сила, пронизывающая весь мир. Она бывает грубо-ве-щественной, из нее формируются материальные вещи; психотелесной - порождающей растения; и тонкой - создающей собственную душу с ее переживаниями и страстями. С утра эта энергия чистая и легкая, к вечеру она загрязняется и тяжелеет. Знаменитая система дыхательных упражнений - цигун - как раз регулирует очистку и правильную регуляцию энергии «ци», чтобы она правильно (равномерно) поступала во все органы тела и человек не болел.

«Шэнь» - это духовная энергия. Сущностью каждого индивида являлось сердце, которое руководило работой всех органов, мыслями, желанием и было нравственным законом, определяющим судьбу. Совершенствование человека мыслилось как процесс последовательного очищения семени («цзин») до состояния энергии («ци») и энергии до состояния духовности («шэнь»), после чего подвижник приобретал способность «вернуться к пустоте», оживляющей все сущее, а значит, постичь и принять весь мир, встретиться с вечным.

Китайцы полагали, что человек должен быть здоровым, счастливым и жить долго. Здоровье зависело не только от физических данных, но и от духа. Поэтому каждый обязан был заботиться о самосовершенствовании и укреплять свой организм, сохраняя равновесие духа и контроль над эмоциями. Долголетие достигалось также проживанием в Китае (это ведь центр мира) и употреблением лекарственных препаратов. Предполагалось также гармоничное отношение с окружающим миром и с обществом (последнее обеспечивалось законопослушностью, тактичными отношениями с другими людьми, уважением к старшим по возрасту и чину).

Человек рассматривался как «самое одухотворенное из всех существ», «семя мировых стихий», «посредник между духом и землей», а значит, как «сердце мироздания». Поэтому человеческий удел - постоянная работа над собой, постоянное моральное усилие, возвращение к первоначальной «срединности». Жизненный идеал в китайской традиции - это «середина и постоянство», «срединный путь», который предполагает преемственность просветленного духа. Китайцы старались получать радость и извлекать урок из каждого дела, из каждого события. Мудрец должен был «заключить в свои объятья всю тьму вещей», т.е. постичь природу мира и механизмы его развития.

Человек в Китае осмыслялся и как телесное существо, и как «лицо», обладающее определенным социальным статусом. Это второе качество было не врожденным, а приобретенным, его можно было потерять помимо своей воли. Поэтому этика предписывала готовность признать свое несовершенство и даже взять на себя вину за проступки тех, от кого зависит признание «лица» данного человека. Таким образом, добродетелями являлись скромность и бескорыстие. Существовала формула благородного поведения - «все доброе предписать другим, все дурное взять на себя», даже императоры издавали «покаянные» эдикты, в которых брали на себя вину за стихийные бедствия.

Беспристрастность, преодоление субъективности позволяли сохранять целостное видение ситуации, прозревать «корни событий», любая победа оказывалась плодом духовного совершенствования и имела моральные оправдания. Побеждал тот, кто сумел больше уступить. [9, с. 198]. Парадоксально, но самоуничижение возвышало человека в глазах других; действительно, только сильный и достойный мог критически относиться к себе и быть снисходительным к другим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: