double arrow

Тема 2. Линогравюра состав и свойства линолеума. Шлифовка. Перенос рисунка с эскиза. Резцы и материалы по их изготовлению


Лекционно-практическое занятие.

Графика по содержанию и назначению подразделяется на станковую (произведения, имеющие самостоятельную значимость), книжную и журнально-газетную (иллюстрации и декоративные работы), плакатную (агитационно-массовое искусство) и прикладную (художественно-промышленная продукция бытового назначения – этикетки, марки, конверты, грамоты и т.д.).

Русский гравер В. Фалилеев (1879-1950), один из основателей русской цветной линогравюры, впервые использовал для гравирования наряду с деревянной доской линолеум. В этой технике в начале 20в. начали работать И. Павлов, В. Замирайло, Д. Митрохин, Н. Шевердяев, В. Розанова. К этому же времени относятся первые пробы по линолеуму Н. Гончаровой, Л. Поповой, М. Ларионова, А. Экстер.

Техника гравирования на линолеуме, не смотря на то, что требует огромной концентрации внимания, мастерства и точности расчета, осваивается довольно быстро. Процесс печати захватывает, оттиск зачаровывает своей неожиданностью и побуждает к творчеству.

Линолеум (от лат.linum – лен, полотно и oleam – масло) – полимерный рулонный материал для покрытия полов. Промышленное производство линолеума началось с 1864г. в Великобритании. Первоначально его получали на тканевой (джутовой) основе из растительных масел (льняного, подсолнечного, тунгового), пробковой муки и других составляющих. Это так называемый грифталевый линолеум. Постепенно грифталевый линолеум уступил место поливинилохлоридному, алкидному, нитроцеллюлозному и резиновому (релину).




Линолеум для гравирования выбирается в соответствии с размером эскиза рисунка, выполненного на бумаге. На линолеуме большей тощины (2,5-5 мм) работать удобнее.

Перед гравированием необходимо тщательно отшлифовать линолеум пемзой, обильно поливая водой. От тщательной шлифовки зависит качество печати, так как не устраненные царапины могут дать лишние белые штрихи, что не желательно в тонко нарезанных гравюрах. После шлифовки поверхность обрабатывается наждачной бумагой с целью устранения едва видимых царапин и неровностей. Затем шлифованная поверхность покрывается тонким слоем темперных белил и просушивается. Теперь поверхность готова для перевода рисунка с кальки.

Краска. Для печати линогравюр используют типографскую или литографскую краску. Можно масляную из тюбика, предварительно обезжирив ее. Для печати пригодна краска любого цвета, но чаще используют темные цвета: черный, коричневый, синий. Можно печатать, как на белой, так и на цветной бумаге в зависимости от композиционного решения. Хорошо сочетаются красный с желтым цветом, красный с зеленым, синий с серым цветом.

Бумага для печати гравюр. Лучшей бумагой для черно-белой и цветной гравюры являются специальные сорта китайской бумаги. Она вырабатывается с примесью шелковой пыли. Такая бумага позволяет идеально впечатать каждый штрих гравюры, сохраняя качество вырезанной линии. В практике печати гравюр используют обычно мягкие сорта бумаги с малой проклееннностью типа газетной или писчебумажной формата А4, А3 фирмы IQ Allround (Венгрия). Определить степень проклеенности бумаги очень просто: для этого нужно смочить палец водой и приложить к листу бумаги – влага быстро впитается.



Кроме того понадобятся:

· валик для накатки краски;

· основание для раскатки краски;

· косточка, предназначенная для притирания бумаги при печати вручную;

· воск, для того чтобы облегчить скольжение косточки по бумаге и устранить шероховатости на ее поверхности;

· полотняные тряпки для смывания краски как с самой поверхности гравюры, так и с поверхности для раскатывания краски;

· бензин или специальныйрастворитель для смывания краски, с досок и валиков;

· шпатель, нож, мастихин для размешивания, смешивания и снятия излишков краски;

· штихеля – инструменты для гравирования на линолеуме, пластике, по дереву, картону и другим материалам;

В первом квадрате нарезаются несколько линий – сначала на одинаковом расстоянии друг от друга, затем, постепенно увеличивая это расстояние до максимальной разреженности.

Задание 1. На небольшом куске линолеума разместить четыре квадрата. Все рисуется на кальке и в зеркальном положении переносится на доску. Это упражнение предусматривает освоение градаций светотени при работе резцом.



Во втором квадрате режутся перекрещивающиеся и волнистые линии.

В третьем – овладение техникой нажима на резец, от степени нажима зависит толщина штриха и его постепенное сужение.

В четвертом квадрате режутся круговые и овальные линии, поворачивая доску.







Сейчас читают про: