Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Апостольская проповедь на русских землях[1]




Уроки для учеников 4-го класса воскресной школы.

История Христианской Церкви.

Хлеб в русском фольклоре

Хлеб всегда играл огромную роль в жизни русского человека, поэтому в нашем фольклоре всегда было множество пословиц, поговорок, примет, песен, связанных с ним. Не случайно в сборниках народного творчества произведениям о хлебе зачастую отводится целый раздел.

Во все времена люди отдавали дань важности хлеба в своей жизни, считали его даром Божьим и практически живым существом. Про него говорили: «Хлеб всему голова», «Любая пища приедается, хлеб никогда», «Хлеб везде хорош – и у нас и за морем», «Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска». Хлеб никогда не выбрасывали – из зачерствевших корок сушили сухари, крошки сметали со стола и отдавали птицам или животным.

На Руси существовало множество примет, связанных с хлебом. Так, считалось, что хлеб всегда нужно отрезать ровно, тогда жизнь у человека будет спокойная и гладкая. Хлеб всегда клали коркой вверх и ненадрезанной стороной в сторону двери, никогда не оставляли в каравае нож – все это делалось для того, чтобы хлеб всегда водился в доме, а домочадцы были здоровы.

Каравай хлеба всегда был символом семьи (именно отсюда пошло выражение «отрезанный ломоть» - человек, который навсегда покинул отчий дом и оторвался от близких родственников). Поэтому когда при выпечке хлеба он отслаивался или разламывался, это считалось предвестником раздора в семье или дальней поездки одного из ее членов.

И напоследок вспомним еще одну народную мудрость: «Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить». Действительно, все в жизни проходит и меняется, но такие извечные и простые ценности, как хлеб, всегда остаются с нами.

(Для облегчения поиска темы пользуйтесь опцией «схема документа»)

Христианская вера распространялась в преде­лах России с первого века по Рождестве Христо­вом. Провозвестником Евангелия здесь явился святой апостол Андрей Первозванный (†62). О его проповеди и истории раннего христианства на юге России свидетельствуют письменные источники, подтверждаемые археологическими данными.

Евсевий, епископ Кесарийский (†340), ссыла­ясь на учителя Церкви Оригена (†254), в своей «Церковной истории» (кн. 3, гл.1) пишет: «Свя­тые Апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею — Скифия, Иоанну — Асия...»[2].

О проповеди святого апостола Андрея Перво­званного у скифов говорят также церковные писатели: святой Ипполит, епископ Римский (†202), священномученик Дорофей, епископ Тирский (†362), Софроний Палестинский (†390), святой Епифаний, епископ Кипрский (†403), и святой Евхерий Лионский (†449). Таким обра­зом, по свидетельству ранних церковных писате­лей, Скифия[3] — это жребий и место апостоль­ского благовестия святого Андрея Первозванно­го.




В ряду древних свидетельств характерно сооб­щение иерусалимского иеромонаха Епифания (нач. IX в.), который прошел по следам апо­стола Андрея все побережье Черного моря и всюду, от Синопа до Феодосии и Херсонеса, слы­шал местные предания о проповеди Первозван­ного апостола, видел церкви, кресты, иконы свя­того Андрея и другие реликвии, указывавшие на его апостольский подвиг, собрал и записал имена учеников апостола — первых епископов основан­ных им Церквей. Любимым городом святого апостола Андрея стал Херсонес. Там был состав­лен «Алфавитарь» апостолу Андрею (т. е. канон с алфавитным акростихом), о котором известно лишь из древнеславянского перевода «Сказания» иеромонаха Епифания [4]

Сведения о проповеди святого апостола Анд­рея на Черноморском побережье попали из некоего источника, возможно из «Сказания» Епифания, в русский летописный свод, создан­ный в начале XII века, — «Повесть временных лет». Заканчивая описание пути «из варяг в гре­ки», который проходил через Русскую землю и соединял Балтийское море с Черным, состави­тель летописи далее говорит: «А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как говорят, свя­той Андрей, брат Петра»[5].

Разумеется, святой апостол Андрей Перво­званный проповедовал не только в Скифии и скифам. Византийский писатель Никита Пафлагонянин (†873) в «Слове похвальном апостолу Андрею» говорит: «Ты, достойный всего моего почтения, Андрей, получив в удел север, с ревно­стью обошел иверов (грузины), савроматов[6], тавров[7] и ски­фов[8] и протек (прошел) все области и города, прилежащие с севера и юга Понту Евксинскому»[9]. И далее, в другом месте, продолжает: «Обняв благовестием все страны севера и всю прибрежную часть Понта[10] в силе слова, мудрости и разума, в силе знамений и чудес, везде поставив для верующих жертвенники, священников и иерархов, он приблизился к оной славной Виза­нтии»[11].



Впоследствии почитание святого апостола Андрея явилось основой церковного единства Руси и Византии[12]. В письме императора Михаила VII Дуки (1072 — 1077) князю Всеволоду (в Кре­щении Андрей), сыну Ярослава Мудрого, идея единства была сформулирована в следующих словах: «Духовные книги достоверные и истории научают меня, что наши государства оба имеют некий источник и корень, что одни и те же само­видцы Божественного таинства и его вест­ники провозгласили в них слово Евангелия»[13].

Во второй половине XI в. на Руси уже известны храмы в честь святого апостола Андрея 5 Первозванного, а в «Повести временных лет» записано сказание о посещении Руси апостолом Андреем: «Когда Андрей учил в Синопе и при­был в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуни устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и приплыл в устье днепровское, и оттуда отпра­вился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взошел на горы эти, благо­словил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород»[14].

На месте, где стоял над Днепром апостол Анд­рей и где он поставил на горе в благословение Русской земле святой Животворящий Крест, была воздвигнута впоследствии церковь Воздви­жения Честного Креста Господня. Она находи­лась вблизи нынешней Андреевской церкви в Киеве.

Затем, по свидетельству «Степенной книги», восходящему к древним новгородским предани­ям, апостол пришел в землю словен, «где ныне Новгород, проповедовал здесь слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в седа Грузино, где есть ныне церковь святого Андрея»[15].

В русской историографии отношение к досто­верности летописного сказания о посещении Киева и Новгорода святым апостолом Андреем Первозванным различное, но все историки схо­дятся на том, что апостол Андрей несомненно проповедовал в пределах России — древней Ски­фии или Северном Причерноморье. «Если и положены были святым Андреем в странах киев­ских и новгородских какие-либо начатки хри­стианства, — пишет церковный историк митро­полит Московский Макарий, — то они существо­вали очень недолго... И святого Апостола Анд­рея отнюдь нельзя считать непосредственным основателем Русской Церкви... Эту Церковь Первозванный только издали благословил в духе пророческом, утвердив на горах Киевских святой Крест — ее незыблемую опору»[16]. Исто­рик Русской Православной Церкви И. И. Малышевский в работе «Сказание о посещении рус­ской страны святым апостолом Андреем» при­шел к такому выводу: «Есть основание для приз­нания исторической истиной, что святой апостол Андрей Первозванный проповедовал по Черно­му, или Понтийскому, морю, „еже слывет Рус­ское море". Он проповедовал и эллинам здешней Скифии, и скифам, коренным жителям страны... Среди племен этого скифского мира могли быть и славяне, предки той или другой ветви последу­ющих русских славян. Славянская Русь, ставшая христианской через многие века после апосто­лов, может, однако же, иметь утешение назы­вать своим апостолом святого Андрея Первоз­ванного, как апостола побережий того Черного моря, „еже от древних лет слывет Русское море"»[17].

Таким образом, благовестническими трудами святого апостола Андрея Первозванного было положено основание Церкви Христовой в горо­дах Северного Причерноморья, или в Скифии. Слушать проповедь Первозванного — ученика Спасителя могли представители всего разно­язычного населения: греки, скифы, сарматы, славяне. Археологические раскопки последних десятилетий помогли открыть в Херсонесе и Танаисе древние «сионские горницы» — подзем­ные храмы первых христиан, возможно относя­щиеся ко времени апостола Андрея [18].

В первом веке по Рождестве Христовом был еще один источник, откуда славянские народы черпали учение Спасителя. Апостол Павел (†67), проповедуя веру Христову в Иллирии, обра­щался и к славянским племенам, жившим здесь. Святой апостол от 70 Андроник (†I в.), родственник и ученик Апостола Павла, был постав­лен епископом в Паннонию, где также обитали славянские племена. Предание об апостольских трудах святого Павла и святого Андроника сохранялись в народной памяти многие века.

Дух Святой, действовавший через апостоль­ское благовестие, призывал в Церковь вчераш­них язычников, и, таким образом, при ближай­ших учениках и преемниках святого апостола Андрея Первозванного катакомбы Тавриды полны были христиан, из «мрачных пропастей земли» устремляющихся в Небесное Царство. Святой священномученик Климент Римский был сослан в Крым императором Траяном в конце I столетия по Рождестве Христовом, и он уже тогда обрел в каменоломнях Херсонеса две тысячи верующих и сам до кончины своей (†101) устроил и наставил в учении 75 церквей-общин, продолжая апостольское делание апостола Анд­рея. В III—IV вв. здесь уже существовало несколько епархий: Скифская (в низовьях Дуная), Боспорская и Херсонесская в Крыму, Готфская.

Продолжателями проповеди апостола Андрея Первозванного в Северном Причерноморье были выдающиеся иерархи. На I Вселенском Соборе в 325 г. в Никее присутствовали святите­ли: Боспорский Кадм, Херсонесский Филипп и Феофил Готфский.

На IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 г. ставился вопрос об автокефалии Херсонесской Церкви. Русская Православная Церковь благого­вейно творит память о деяниях святых отцов IV Вселенского Собора (18 мая). В VII Вселенском Соборе в 787 г. участвовали святители Стефан Исповедник, архиепископ Сурожский, и препо­добный Иоанн, епископ Готфский.

Подвигом исповедничества в пределах на­шей страны и Церкви прославились, кроме священномученика Климента Римского, святые мученики Инна, Пинна, Римма (нач. II в.)[19], священномученики Херсонесские — епископы Василий, Ефрем, Евгений, Агафодор, Елпидий, Еферий, Капитон (300— 325 гг.)[20], святой мученик Емилиан — славянин (†363), священномученик Мартин Исповедник †655) и преподобный Максим Исповедник (†662).

Церковные писатели учитель Церкви Тертуллиан 240), отцы Церкви святитель Афанасий Великий †373), святитель Иоанн Златоуст (†407), блаженный Иероним Стридонский (†420) называют Скифию, или Сарматию, в числе стран, где очень рано распространилось хри­стианство. «Гунны изучают Псалтирь, и холода Скифии пылают жаром веры»,— сообщает в одном из писем блаженный Иероним[21]. Святитель Иоанн Златоуст в «Беседе, сказанной в церкви в честь святого апостола Павла» свиде­тельствует: «...и скифы, и савроматы... и посе­лившиеся у самых окраин Вселенной, переводя Священное Писание каждый на свой язык, фило­софствуют об этих словесах»[22].

Великий водный путь, по которому следовал апостол Андрей Первозванный, известный позже как путь «из варяг в греки», имел большое значение для распространения христианства среди восточнославянских племен — прежде всего у словен, кривичей и полян, главными городами которых были Новгород, Смоленск и Киев. Южные восточнославянские племена — уличи и тиверцы — обитали между нижним Дне­стром и нижним Дунаем — по соседству с хри­стианской греческой колонией Тирас и Скиф­ской епархией. В VI в., по свидетельству Прокопия, епископа Кесарийского (VI в.), уличи и тиверцы совместно с дунайскими славянами совершали набеги на Византию, служили в виза­нтийских войсках. Однако в тот период хри­стианство еще не могло прочно утвердиться среди восточнославянских племен. Одной из существенных причин этого явилось великое переселение народов, когда неисчислимые орды азиатских кочевников (гуннов, аваров и других) хлынули одна за другой через южную Россию в Европу, уничтожая следы христианства там, где оно распространилось.

Наиболее благоприятное время для проповеди Евангелия среди восточнославянских племен наступило в IX в., когда эти племена объедини­лись, образовав единое Древнерусское государ­ство с центром в Киеве, когда окрепли связи Киевской Руси с другими государствами, осо­бенно с Византией.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 626; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8668 - | 8205 - или читать все...

Читайте также:

  1. III. Жизнь и творчество русских писателей XVIII века 1. Индивидуальные жизненные и творческие судьбы
  2. Алфавитный указатель русских названий растений
  3. Английские же суффиксы рассматриваемой группы характеризуются малой продуктивностью, что составляет отличительную черту этой группы суффиксов от русских
  4. АПОСТОЛЬСКАЯ ПРОПОВЕДЬ В ЗАКАВКАЗЬЕ
  5. Апреля— День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242)
  6. Архитектура. Развитие архитектуры Урала было тесно связано с хозяйственным освоением края. Основным видом жилища русских поселенцев в XV—XVII вв. были дома северного типа:
  7. Билет 6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в ХГУ-ХУ вв
  8. Борьба белорусских крестьян в середине XVII–XVIII вв
  9. Борьба белорусских партий и организаций за выбор пути развития Беларуси. Установление советской власти в Беларуси
  10. БОРЬБА ЗА ЗЕМЛЮ НА ПРАВОБЕРЕЖНОЙ УКРАИНЕ С 1863 ПО 1914 ГОД»: НОВАЯ КНИГА ОБ УКРАИНСКО-ПОЛЬСКО-РУССКИХ ОТНОШЕНИЯХ
  11. Борьба России за возвращение Древнерусских земель при первых Романовых


 

3.233.221.149 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.