Обзор основных отступлений РКЦ в области догматики, сакраментологии, обрядов и церковных установлений

Иезуит Вильгельм де Фрис в своей работе "Православие и Католичество" отстаивает идею, что различия между этими конфессиями зачастую преувеличены в силу того, что Откровение было принято всеми одинаково, но изложено по разному в соответствии с менталитетом и традициями конкретного региона. На его взгляд Православие и Католичество не противоречат друг другу, а разнообразят христианство и обоюдно взаимодополняются.

Что касается к.-л. обрядов, - с де Фрисом можно согласиться, но относительно некоторых догматических вопросов тут можно поспорить. Рассмотрим для этого аномалии католической догматики:

1. Учение о первородном грехе. Первородный грех состоит в том, что Адам виноват в ослушании запрета, в результате чего он лишился сверхъестественной благодати Божией, которая как узда удерживала плоть в повиновении духу поддерживая равновесие между высшими и низшими стремлениями в Адаме. Вина за ослушание ложится и на всех его потомков.

2. Сотериология [48]. Ансельм Кентерберрийский излагает догмат искупления следуя крайнему юридизму: Адам согрешил и оскорбил этим Бога. "наказание за грех-смерть"Тяжесть греха зависит от того, кому нанесено оскорбление. Оскорблён Бог и поэтому удовлетворить оскорбление (satisfactio) не может никакое человеческое всесожжение и жертвоприношение, а только Сын Божий. Бог посылает единородного Сына, Который вместо нас несёт наказание, страдает и умирает на Голгофе. Божественная правда удовлетворена, мы искуплены и оправданы. Как видим нет и слова о повреждённости человеческой природы, которую Христос воспринял и исцелил в Самом Себе.

3. Учение о благодати. Согласно томизму, благодать тварна и является вспомогательной силой в деле духовного восхождения человека.

4. Filioque. Св. Дух исходит от Отца и Сына как от единого начала (ab utroque). Ферраро-Флорентийский собор осуждает непринятие этого учения как ересь.

5. Учение о загробной участи и индульгенциях.

6. Мариологические [49] догматы: О непорочном зачатии (Пий IX, 1850 г.) и добровольной смерти и вознесении Б.М. (Пий XII, 1954 г.)

7. Экклезиологические [50] догматы о примате Римского первосвященника над Вселенской Церковью и о его безошибочности в вопросах веры и морали когда он говорит с кафедры-"ex cathedra".

В области таинств РКЦ заблуждается в следующем:прежде всего следует сказать, что какое-либо священнодействие совершается силой полномочий священника, как например в Евхаристии в момент пресуществления Св. Даров. Этих полномочий достаточно и призывание св. Духа излишне. Этим и объясняется отсутствие эпиклезы в римской мессе. Со Св. Дарами происходит именно пресуществление (transsubstantiatio), т. е. они становятся Телом и Кровью Христа не энергийно, как в Православии, а сущностно. Далее, в Евхаристии используется пресный хлеб и миряне причащаются под обоими видами лишь в некоторых случаях.

- При крещении со стороны крещаемого не должно быть противления, и тогда при наличии правильно рукоположенного священника и материи таинства - оно считается действительным. Католические миссионеры в Гане (Зап. Африка) совершали ритуальные омовения вместе с местными язычниками и в момент их погружения в воду произносили формулу крещения. Такое крещение признавалось действительным. Св. Кирилл Иерусалимский однако писал:

"Ты можешь быть крещённым от человек, но в то же время можешь быть некрещённым от Бога".

- Миропомазание совершается не сразу после крещения, а позже и расценивается как подтверждение своей веры (confirmatio). До II Ватиканского собора таинство совершал только епископ.

- Брак заключают сами брачующиеся, священник лишь свидетель. До Тридентского собора брак при свидетелях, но без священника считался законным. Брак абсолютно нерасторжим и если всё же происходит развод, брак признаётся как не существовавший.

-Елеосвящение до II Ватиканского собора применялось только к умирающим и называлось "последнее помазание".

-Таинство священства (consecratio) может совершаться сразу над многими клириками. После II Ватиканского собора дьякона могут иметь жён и не принимать сан пресвитера, а священники и епископы дают обет безбрачия.

К искажениям церковных установлений можно отнести появление института кардиналов, а также особенности поста. Евхаристический пост может длиться не менее часа. В длительные посты позволяется вкушать яйца и молочные продукты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: