Рим и Русь

Формальное разделение церквей в 1054 году[32].

Параллельно, в это же время происходит самый тяжелый и огромный по своему объему, значению и последствиям раскол. Этот раскол разделил Церковь на Восточную и Западную, на Кафолическую и Католическую, и с этого времени «католик» становится словом нарицательным[33].

С первых веков христианства Восточ­ная и Западная Церковь всегда считали себя «единой, святой, соборной и апостольской» Церковью и даже сейчас признают друг друга апостольски-преемственными и владеющими благодатными средствами спа­сения. Однако тот факт, что с 1045 года межу Восточной и Западной Церковью возникает раскол, ставит перед нами вопрос, а можем ли мы и теперь, признавая их таинства и священнодействия, прибегать к их молитвенному ходатайству и участвовать в их богослужениях, и считать раскол только политическим разногласием между собой двух глав: римского и константинопольского патриархов, тем более что это разногласие было преодолено в 1964 на II Ватиканском соборе?[34]

Нужно сказать, что этому разделению предшествовали многие и богословские и политические споры. Изначально по первенству чести первой в диптихе стояла церковь Иерусалимская, возглавляемая ап. Иаковом. После разрушения Иерусалима в 78г. христианской эры Иерусалимская Церковь временно перестала существовать и на первое место стала выдвигаться Римская община и авторитет ее епископа. Основываясь на центральном положении Рима, как имперского города, и на происхождении кафедры от первоверховных апостолов, Римский епископ уже с третьего века начинает высказываться о своем главенствующем положении в Церкви, в чем были с ним не согласны епископы восточных провинций Римской империи, основываясь на положениях Апостольских правил, в которых в частности 34-е правило говорит: " Епископам всякого народа подобает знать первого из них и признавать его, как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его согласия: каждому делать только то, что касается его епархии и мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего не творит без согласия всех. Так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святой Дух ". В этом правиле отчетливо выражен принцип соборности. Поэтому и все решения, относящиеся к Церкви также решались соборно: то ли на поместных (относящихся к данной области), то ли на Вселенских (если это касалось всей Церкви). Тем не менее, исторические обстоятельства складывались так, что влияние Римского епископа продол­жало расти. Этому способствовало нашествие варваров в конце IV столетия и переселение народов Европы. Волны варваров двигались по древнерим­ским провинциям, смывая все следы христианства. Среди вновь образую­щихся государств Рим выступает в качестве носителя апостольской веры и предания. Возвышению авторитета Римского епископа способствовали и религиозные волнения с IV по VIII столетия в Византийской империи, когда Римские епископы выступали защитниками Православия. Так постепенно у Римских епископов стало возрастать убеждение, что они призваны руководить жизнью всего христианского мира. Новым толчком укреплению деспотических претензий Римских епископов явился в 4-ом столетии декрет императора Грациана, признавший в лице Римского папы "судию всех епископов". Уже в V столетии папа Иннокентий объявил, что "ничего нельзя решать — без сношения с Римской кафедрой и, особенно в делах веры, все епископы должны обращаться к Апостолу Петру," т.е. к Римскому епископу. В VII в. папа Агафон потребовал, чтобы все постановления Римской Церкви принимались всей Церковью, как правило, утвержденное словами Апостола Петра. В VIII в. папа Стефан писал: " Я — Петр апостол, по воле Божественного милосердия званный Христом, Сыном Бога Живого, поставлен Его властью быть просветителем всего мира ".

Эти все возрастающие претензии пап сначала не принимались серьезно восточными епископами и не разделяли Церковь. Всех связывало единство Веры, Таинств и сознания принадлежности к Единой Апостольской Церкви. Но, к несчастью христианского мира, это единство было разбито Римскими епископами в XI и последующих веках искажениями и нововведениями в области вероучительной (догматической) и канонической (церковных законов). Отчуждение Римской Церкви начало углубляться введением ими новых догматов, сначала об исхождении Святого Духа "и от Сына", с внесением этих слов в Символ веры, потом — о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о чистилище, о сверхдолжных заслугах, о папе, как наместнике Христа, главе всей Церкви и светских государств, о непогрешимости Римского епископа в делах веры. Одним словом, стало искажаться самое учение о природе Церкви. "Папа" — отец, этот титул носили Римские и Александрийские епископы.

Все возрастающие претензии на главенство Римского епископа и введение учения об исхождении Святого Духа привели к разделению Церквей на Восточно-Греческую и на Западно-Римскую (или католическую). Официальной датой разделения считается 1054 г., когда кардинал Гумберт положил на престол святой Софии в Константинополе папское послание, предававшее проклятию всех несогласных с Римской церковью.

Этому разделению способствовали и захватнические войны, когда в начале XI в. в Европе норманны[35] покорили Британию, Францию, а на юге Италии основали своё герцогство. Рим и Константинополь, чтобы дать отпор решили объединить усилия. Император Константин IX Мономах пообещал папе Льву уступить некоторые южно-итальянские епархии. Договор скрыли от патр. Михаила Керуллария, но он, узнав про это, решительно запротестовал[36]. Он отлучил от причастия Аргироса, командующего греческими войсками в Италии за пролатинскую пропаганду. По его поручению арх. Лев Охридский пишет критический трактат о латинских обрядах (об опресноках, посте в субботу, целибате, пении Аллилуия на Пасху, удавленине и пр.) как бы предостерегая греков не связываться со зловерными латинянами. Монах Никита Стифат тоже написал несколько анти-латинских трактатов[37]. Папа Лев IX не ожидал таких нападок и тоже написал трактат, где обрядовые вопросы счёл малозначительными, заостряя внимание на примате папы: " никто не может оспаривать того, что как крюком удерживается дверь, так и Петром и его приемником определяется устройство и порядок в Церкви. И как крюк водит и отводит дверь, сам оставаясь неподвижным, так и Петр и его преемники имеют право свободно произносить суд о всякой Церкви, и никто отнюдь не должен возмущать или колебать их состояния. Ибо высшая кафедра ни от кого не судится "[38]. Как доказательство этому папа приводит "Дар Константина"[39] и в закл. называет Константинопольскую церковь грешной, скандальной и заблудшей, которую Римская церковь лишь по снисхождению оставила возле себя. Дальнейшая переписка уже ничего не могла изменить.

Летом легаты - кардинал Гумберт, еп. Пётр Амарфитанский и кардинал - диакон Фридрих Патарантский прибыли в столицу и были приглашены на обед. Чтобы сгладить конфликт, император в угоду гостям дал им "на съедение" Никиту Стифата. Тот принёс покаяние, сжёг свои труды[40] и формально мир был восстановлен. Керулларий же молча принял папское послание, не удостоив легатов никакими почестями[41]. Они 5 недель ждали его аудиенции и не дождавшись 16 июля 1054 г., в субботу, 15 июля, когда под сводами Великой Церкви толпился молящийся народ, во время богослужения, папские легаты, разделяя толпу, прошли к самому алтарю[42] положили на престол храма св. Софии буллу[43] (письменное отлучение) патриарха и его единомышленников. И выйдя из церкви, отрясли прах, восклицая по-евангельски: “Видит Бог и судит.” Греков обвиняли во многих заблуждениях и в изъятии Filioque из Символа веры. Легаты рассчитывали на поддержку императора[44], но поднялось народное восстание и они едва спасли свои жизни. Перед патриархом и народом царь оправдывал свою лояльность к легатам тем, что якобы переводчики смягчили нападки латинян в грамоте, и он не ожидал от них такой коварности. Переводчикам вырвали языки и сослали.

20 июля состоялся "домашний" собор из 12 митрополитов и 7 епископов, на котором легаты были отлучены, о чём в окружном послании были извещены все Вост. патриархи.

Когда всё это происходило, папа Лев IX умер и кафедра долго пустовала. При встрече в 1065 г. папы Павла VI и патр. Афинагора одним из поводов снятия взаимных анафем стала именно смерть папы Льва на момент экскоммуникационных (отлучительных) действий легатов. Папа умер, и хотя они об этом тогда не знали, они автоматически лишались своих полномочий, а значит, отлучение было недействительно.

Раскол 1054 г. тогда не расценивался как абсолютный. Все считали, что это частные дела Рима и Константинополя, не касающиеся других поместных церквей. Об этом свидетельствуют династические браки на Руси. Русские княжны выходили замуж за латинских принцев, что было бы невозможным при тотальном разрыве церквей. Хронографы XII в. на периферии Запада вообще никак не зафиксировали схизму.

В усугублении разрыва сыграли роль крестовые походы, особенно IV-й, когда в 1204 г. жертвой стала Византия[45]. Здесь 60 лет просуществовала латинская империя. Обида за поруганные святыни смешалась с отторжением всего чужого и это никак не способствовало единству. Прот. Иоанн Меендорф пишет: "Ужас разделения в том, что мы в течение веков не встречаем страданий от разделения,... а наоборот, удовлетворение,... желание найти всё больше тёмных сторон в лагере противника".

Прот. А. Шмеман: "Можно упрекать греков в мелочности и частичной утрате вселенского сознания, но всё это ещё не может разделить Церковь по существу. Папизм же сам отлучает от себя всех несогласных с ним, и именно папство является настоящей причиной разделения Церкви. Что бы не делали греки, папы всё равно отлучили бы от себя Восток".

С XIV века начался религиозный и нравственный упадок папства. Его власть становится все более светской с ее интригами, пышностью и алчностью к земным богатствам. Большинство народонаселения начало стонать под деспотическим гнетом представителей папского двора. Немецкий историк говорит: " Духовенство относится с презрением к изучению Богословия, пренебрегает Евангелием и сочинениями святых отцов, оно молчит о вере, благочестии и других добродетелях, оно не говорит о заслугах Спасителя и Его чудесах... И таким людям поручают высшие посты Церкви, называя их пастырями душ! "

Результаты вскоре сказались. В начале XVI столетия родился в Германии Протестантизм — протест против злоупотреблений Римского епископа, и, в частности — преступной инквизиции и продажи индульгенций (отпущения грехов за денежную мзду). Протестантизм же, отвергнув все католическое, отверг вместе с этим и Священное Предание, а с ним и традицию понимания Священного Писания. И, толкуя Слово Божье на свой вкус и лад, протестантизм неизбежно распался на множество сект, выделяя каждая понравившуюся в Писании мысль и отвергая не понравившуюся[46].

(дополнительный материал)

Для нас важно рассмотреть, каковы были взаимоотношения между Русью и Римом на протяжении истории. Уже на заре крещения Руси (в конце X столетия) Римский папа послал в Корсунь посольство, чтобы отклонить князя Владимира от союза с Православной Византией. С той целью посылались посольства в Киев. Папа пытался влиять через королей Польши и Чехии, а также старался использовать княжеские междоусобицы. При нашествии татар на Россию, папы направляют на нее оружие шведов, меченосцев и венгров. Потерпев неудачи на поле брани при князе Александре Невском, папа предлагает свою помощь против татар. Получив ответ: "Не в силе Бог, а в правде," — папа отвечает вооруженными наступлениями в XIII веке, и снова — в смутное время в 1605- 1612 гг.

Наступательная позиция Рима в отношении Православия не прерывалась на всем протяжении истории России. Польша была объявлена папой "миссионерской территорией", где основным методом миссионерства являлось насилие. В нашем столетии с 1919 г. до 1929 г. римо-католики отняли у православных 43% храмов. С первой четверти нашего столетия новым органом обращения православных в католичество явился "Восточный обряд" — уния.

Католические прелаты с ожесточением утверждали, что "Господь выметает железной метлой православный Восток для того, чтобы воцарилась единая католическая церковь". В 1926 и 1928 годах восточно-католический представитель ездил в Москву, чтобы налаживать унию с обновленческой церковью и связь с марксистским интернационалом. Иезуит Швайгель утверждал, что большевики прекрасно подготовили почву католическим миссионерам, а благочестие и страдания русского народа служат залогом успеха проповеди унии. Факты свидетельствуют о том, что агрессивное отношение Ватикана к Православию не оставлено и по сей день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: