Месопотамия в Старовавилонский период. 2. «Кирпичи вместо камней». Городов было несколько десятков. Особенно большим и знаменитым стал город Ур, раскопанный археологами. В третьем тысячелетии до н

Дополнительная информация

2. «Кирпичи вместо камней». Городов было несколько десятков. Особенно большим и знаменитым стал город Ур, раскопанный археологами. В третьем тысячелетии до н. э. он был окружён высокой кирпичной стеной с несколькими воротами и башнями. Узкие улицы, мощённые кирпичом или залитые горной смолой, вели к центру города, где возвышался храм-башня в виде ступенчатой пирамиды – зиккурáт.

Каждый этаж зиккурата имел свой цвет. В Уре нижний этаж был чёрным, следующий – красным, а третий – белым. Ещё выше находился сам храм, святилище бога. Он сверкал синей глазурью и позолотой. Цвета были не просто украшением, они изображали устройство Вселенной. Чёрный цвет символизировал подземное царство, красный – землю, а белый и синий с позолотой – небо и солнце.

Этажи не имели внутренних помещений и служили огромными пьедесталами храма. Сверху они были покрыты плодородной землёй, здесь были разбиты сады и цветники. В Уре хорошо сохранились два этажа зиккурата. Нижний этаж имеет высоту 15 метров, иначе говоря, он с пятиэтажный дом.

Этажи соединяются прямыми лестницами, ведущими на самый верх.

См.: Михайловский Ф. А. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД “Русское слово – РС”», 2006. – Гл. 3. Цивилизации речных долин. – § 8. Страна двух рек. – П. 2. – С. 47.

См.: Колпаков С. В., Селунская Н. А. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. – М.: Дрофа; Веди-принт, 2002. – Гл. 4. Древнейшие государства Передней Азии. – § 14. Вавилонское царство. – С. 74–79.

Образование Вавилонского царства. Город Вавилон был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Его название означает «Врата бога». Город быстро рос и богател. Этому способствовало его выгодное положение на пересечении речных и караванных путей, ведущих из Южного Междуречья в Северное. Сюда со всей страны стекались разнообразные товары: финики, зерно, изделия ремесленников. Сюда же приплывали корабли иностранных купцов с грузами благовоний, красителей, тонкого полотна, олова, бронзы. Для удобства торговли вавилоняне одними из первых придумали деньги. Ими служили серебряные слитки. Самый маленький слиток (сикль) весил 8 граммов, побольше (мина) – 500, а самый большой (талант) – 30 килограммов. На один сикль можно было купить 250 килограммов зерна или 3 литра растительного масла.

Вавилон быстро богател и расцветал. Со временем он превратился в крупнейший город и главный торговый центр Междуречья. Его правители-цари покорили многие соседние города и земли, создав обширное царство.

Вавилон при царе Хаммурáпи. Наивысшего расцвета Вавилонское царство достигло в годы правления царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Это был мудрый правитель и талантливый полководец. О правлении Хаммурапи мы узнаём из законов, которые были начертаны на базальтовом столбе и дошли до нас почти полностью. Этот столб украшен изображением бога Солнца, вручающего Хаммурапи символы царской власти. Законы Хаммурапи были одними из первых записанных законов. Они пришли на смену древним устным обычаям, управлявшим жизнью людей в прошлом.

Из законов можно узнать о наличии в Вавилоне разветвлённой сети оросительных сооружений и чиновников, обязанных следить за их состоянием. Законы разрешали им привлекать к работе всё трудоспособное население – от свободных общинников до рабов. Предусматривалось и наказание, вплоть до продажи в рабство, того общинника, по вине которого оросительные сооружения приходили в негодность. Законы регулировали ремесло и торговлю, стояли на страже жизни, здоровья и имущества людей, предусматривали наказания за убийство, воровство и другие преступления. Они определяли обязанности людей (размер налогов и повинностей, служба в армии) и обязанности государства (защита жизни и имущества жителей государства).

Боги и храмы Вавилона. Жители Вавилона почитали множество богов. У каждого посёлка был свой покровитель. Но были у них и божества, почитавшиеся по всей стране: бог Солнца и справедливости Шамаш и покровитель Вавилона Мардук. Религиозные ритуалы вавилонян были сложны и многообразны, у них существовало разделение жрецов на «специальности». Среди них были ясновидящие, прорицатели, толкователи снов. В честь богов совершались жертвоприношения. Богослужения сопровождались игрой на флейтах, арфах и других инструментах.

Богам посвящали величественные храмы. Самый большой из них был возведён в честь Мардука[10].

Быт вавилонян. Главой вавилонской семьи был старший мужчина – отец или муж. При вступлении в брак он дарил будущей жене свадебный подарок. Невеста же должна была принести в дом мужа приданое. Жена была хранительницей домашнего очага. Она занималась хозяйством, воспитывала детей. В случае смерти мужа жена сохраняла права на приданое и полученные от мужа дары. Она распоряжалась всем семейным имуществом до совершеннолетия детей. Законы охраняли здоровье, честь и достоинство женщины, но в то же время карали её продажей в рабство за дурное обращение с мужем и за расточительство.

Вавилонский жилой дом был обращён на улицу глухой, белённой известью стеной. Внутрь его вела дверь, выкрашенная в красный цвет для защиты от злых духов. Пройдя через прихожую, человек попадал в открытый внутренний двор с небольшим тенистым садиком. Посреди него находился небольшой бассейн для дождевой воды. Окон в доме не было, и помещения освещались лишь через двери, выходящие во внутренний дворик. В доме имелась кухня с очагом без дымохода. Для хранения припасов служили большие, наполовину вкопанные в землю глиняные сосуды. Излишки дождевой воды отводились из дома по трубам в уличные водостоки.

Основным одеянием мужчин в Вавилоне были набедренная повязка и туника. Поверх туники часто надевали прямоугольный плащ с бахромой. Бедняки носили одежды из отбелённой на солнце шерсти, богатые – одеяния, окрашенные в красный, коричневый или светло-голубой цвета. Обувью служили сандалии – подошвы из толстой кожи, крепившиеся к ногам длинным шнуром. Женская одежда почти не отличалась от мужской.

Рабство в Вавилонии. Всё население Вавилонского царства делилось на свободных и рабов. Свободные находились под защитой законов, охранявших их жизнь и имущество, рабы же никаких прав не имели[11]. Рабами становились пленные, проданные за долги, преступники (неверные и расточительные жёны, дети, отказавшиеся от своих родителей, общинники, виновные в разрушении каналов).

Зажиточная вавилонская семья могла иметь от двух до пяти рабов, богатая – несколько десятков. Раб был имуществом, вещью своего хозяина. Если посторонний человек наносил ему вред или убивал, то возмещал хозяину раба ущерб или отдавал ему другого. Чтобы отличать рабов от свободных людей, им вешали на грудь таблички, стригли волосы особым образом, клеймили, протыкали уши. Раба можно было продать, купить, подарить, отдать внаём. В то же время раб владел кое-каким имуществом. Он мог вступить в брак со свободной женщиной, при этом она и её дети оставались свободными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: