Расцвет Вавилона в Халдейский период. 1. От города Ашшур к могущественной державе. В глубокой древности в верховьях реки Тигр был основан город Ашшýр. Так он назывался по имени своего

Дополнительная информация

1. От города Ашшур к могущественной державе. В глубокой древности в верховьях реки Тигр был основан город Ашшýр. Так он назывался по имени своего небесного покровителя бога Ашшура – «владыки стран» и «отца богов». По именам бога и города небольшая страна на севере Месопотамии стала называться Ашшур или Ассирия. В течение многих веков она входила в состав различных государств. Её жители занимались охотой, скотоводством, выращивали пшеницу, ячмень и виноград.

Ашшур находился на скрещении торговых путей. Ассирийцы вели торговлю металлами, тканями, изделиями ремесла, продуктами питания. Ассирия многократно подвергалась иноземным завоеваниям. Это заставило её жителей совершенствоваться в военном искусстве. Со временем ассирийцы превратились в жестоких покорителей народов.

3. Цари-завоеватели. Ассирийские владыки считали себя царями царей, властелинами мира. Они уподобляли себя великим богам. Их изображали, подчёркивая физическую мощь, с тяжёлыми руками, вздутыми мышцами, в величественной застывшей позе.

Утверждению царского могущества служила и охота на львов – любимое развлечение ассирийских правителей. Царь царей осуществлял свою власть не только над людьми, но и над природой.

Войны приводили к тому, что в руках ассирийских царей сосредоточивались огромные богатства. Разрушая чужие города, ассирийцы стремились укрепить свои собственные. По специальным планам, нередко с прямоугольной планировкой улиц, строились и новые города.

Царские дворцы возводились на высоких платформах и снаружи были обнесены мощными стенами. Вход во дворец охраняли пятиметровые статуи фантастических крылатых быков с человеческими головами. Эти статуи имели пять ног, что при взгляде сбоку позволяло создать видимость шага животного. Крылатые быки олицетворяли добрых духов, охранявших покой царя.

См.: Уколова В. И., Маринович Л. П. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2001. – Гл. 6. Великие военные империи Ближнего Востока. – § 19. Ассирийская империя. – П. 1, 3. – С. 94, 97.

Крушение Ассирийской державы. Порабощённые народы не хотели мириться с рабской участью и разорительными поборами. Тогда, чтобы предотвратить восстания, ассирийцы начали переселять наиболее непокорных в другие области своего обширного государства. Их расселяли там среди чужих племён, говоривших на непонятном для пришельцев языке. Так произошло с евреями, которых выселили из родных мест и поселили на восточной границе Ассирийской державы.

В VII (7) веке до н. э. на Ассирию обрушились орды воинственных кочевников. Среди них были мидийцы и другие племена, обитавшие к северу от неё. Они нанесли непобедимым прежде ассирийцам несколько тяжёлых поражений. Воспользовавшись ослаблением противника, восстал Вавилон. Его правители вступили в союз с мидийцами. Совместными усилиями они разгромили войско ассирийского царя, подошли к его столице и осадили её.

Взять Ниневию союзникам сразу не удалось. Её окружали широкий ров и толстые неприступные стены. Эти стены были столь крепки, что разбить их не смогли даже мощные тараны. Тогда осаждавшие запрудили Тигр, на берегу которого стояла Ниневия. Его воды вышли из берегов и обрушились на город. Ниневия пала. Это произошло в 612 году до н. э. По легенде, последний царь Ассирии, чтобы не попасть в руки победителей, поджёг свой дворец и сам бросился в его пламя.

См.: Колпаков С. В., Селунская Н. А. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. – М.: Дрофа; Веди-принт, 2002. – Гл. 4. Древнейшие государства Передней Азии. – § 14. Ассирийское государство. – С. 89, 90.

См.: Уколова В. И., Маринович Л. П. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2001. – Гл. 6. Великие военные империи Ближнего Востока. – § 20. Нововавилонское царство. – С. 100–103.

1. Возникновение Нововавилонского царства. В 626 году до н. э. в Вавилонии началось восстание против ассирийцев. В нём участвовало местное население – халдéи. Возглавил восстание халдей Набопаласáр.

Под натиском вавилонян и их союзников Ассирия пала. В Вавилоне воцарилась нововавилонская халдейская династия. Вавилонские правители завоевали не только Ассирию, но и Сирию, и Палестину. Наследник престола Навуходонóсор взял Иерусалим, столицу Иудеи. Тысячи евреев были насильно переселены в Месопотамию. Началось вавилонское пленение иудеев, описанное в Библии. Во время пленения иудеи стали собираться группами для богослужения. Такие собрания назывались синагóгами, затем так стали называть и здания, специально построенные для религиозных собраний иудеев.

В Библии рассказывается, что, когда вавилонские войска угнали евреев в плен, среди тех нашлись три просвещённых отрока. Они были умны и сведущи в делах. И сделались они чиновниками в стране Вавилонской. По приказу вавилонского правителя был сооружён огромный золотой идол. И приказал царь всем ему поклоняться. Но отроки отказались поклоняться идолу. Об этом донесли царю. И велел царь покарать отроков. Их бросили в пылающую печь. Отроки же молились своему Богу. И спустился в печь ангел с небес. Он погасил огонь. А отроки остались живы и невредимы.

Наследник престола стал царём Навуходоносором II. При нём огромные богатства, стекавшиеся из покорённых стран в Вавилон, способствовали расцвету царства. В стране строились новые города и каналы. Вавилон превратился в центр международной торговли, он поражал современников своим великолепием.

2. Город Вавилон. Со времён царя Хаммурапи Вавилон был крупнейшим центром Ближнего Востока. Его жители безмерно гордились своим городом, не зря его название означало «Врата бога». Молва о Вавилоне, этом «царе городов», распространилась до самых отдалённых уголков Древнего мира. Вавилон стал символом могущества, власти и смешения народов. С Вавилоном связано библейское сказание о строительстве Вавилонской башнистолпотворении, когда разделились и смешались языки и люди перестали понимать друг друга.

Что такое Вавилонская башня? Речь идёт, по-видимому, о строительстве храма-зиккурата, который террасами поднимался к небу. Самым великолепным храмом Вавилона был «Дом основания неба и земли». Его семь ступеней-террас возвышались над царственным городом. Семёрка считалась у вавилонян священным числом. Семь планет управляли семью днями недели. Каждый день посвящался определённой планете, олицетворявшей бога или богиню. Вавилоняне верили, что движения планет и звёзд руководят жизнью людей и государств.

Зиккурат был посвящён главному богу Вавилона Мардуку. В святилище находились его статуя и золотой трон бога. Перед статуей совершались жертвоприношения, происходили религиозные церемонии. По мнению археологов, зиккурат мог достигать высоты 90 метров. На вершине зиккурата, облицованный голубыми глазурованными плитками и золотом, находился алтарь бога. Доступ к нему имели только жрецы.

К зиккурату вела широкая улица – дорога процессий, украшенная великолепными воротами богини Иштар. Эти ворота были облицованы глазурованным кирпичом с выразительными изображениями львов и драконов. Толщина стен Вавилона была такой, что по ним могли проехать одновременно шесть колесниц, выстроенных в ряд. На стенах возвышались башни с воротами, обитыми медью. В Вавилоне было несколько сотен площадей, окружённых домами и садами.

3. Висячие сады. Царь Навуходоносор II заботился о том, чтобы Вавилон был не только самым могущественным, но и самым красивым городом мира. При нём были созданы знаменитые висячие сады. На огромных искусственно насыпанных террасах были высажены самые прекрасные растения. Действовала система их постоянного полива. Сады образовывали живое море зелени с яркими вкраплениями цветущих растений.

Древние греки, которые ошибочно приписывали создание этих садов ассирийской царице Семирамиде, включили их в число семи чудес света наряду с египетскими пирамидами.

О том, каким был Вавилон, сообщают древние письменные источники. Но больше сведений о Вавилоне мы получили в результате археологических раскопок. В самом конце XIX века немецкий археолог Р. Кóльдевей начал раскопки огромного глиняного холма неподалёку от бедной арабской деревни. Из-под земли снова появился на свет Новый Вавилон – город царя Навуходоносора, зиккурата и великолепных висячих садов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: