Рождение цивилизации в Междуречье. Глава IV. Цивилизации Передней Азии и Среднего Востока в древности

Глава IV. Цивилизации Передней Азии и Среднего Востока в древности

Дополнительная информация

3. Слава, запечатлённая в иероглифах. Об истории Древнего Египта, о победах фараонов мы знаем не только по многим сохранившимся сооружениям, пирамидам, храмам, городам, отвоёванным археологами у песков. Историю Египта помогают изучить древние рукописи мудрецов, записи писцов.

Более пяти тысяч лет тому назад египтяне изобрели иероглифы. Это произошло примерно тогда же, когда у древних шумеров возникла клинопись. Иероглиф по-гречески означает «священное письмо», «священный знак». Первоначально иероглиф представлял собой упрощённый рисунок, обозначающий определённое слово. Позднее иероглифы могли обозначать слоги или даже звуки, но только согласные. У древних египтян обозначений для гласных звуков не было.

Со временем значение иероглифов было забыто, люди стали считать их колдовскими знаками. Европейцы до конца XVIII века знали о Древнем Египте немного. Когда французская армия во главе с Наполеоном пришла в Египет, солдаты были поражены видом пирамид. Началось изучение памятников Древнего Египта. Был найден Розéттский камень, на котором сохранилась надпись на древнегреческом и древнеегипетском языках. Французский учёный Ж.-Ф. Шампольон сопоставил сначала имена царей, которые были заключены в специальную рамку – картýш. Таким образом он положил начало расшифровке древнеегипетских иероглифов.

Древние египтяне не только высекали надписи на камне. Гораздо чаще они писали на папирусе. Стебель тростника-папируса раскатывали, помещали под пресс и пропитывали специальным составом. Получались гладкие желтоватые листы для письма. Листы папируса склеивали, а затем сворачивали в свиток.

См.: Уколова В. И., Маринович Л. П. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2001. – Гл. 4. – § 13. Могущество Древнего Египта. – П. 3. – С. 67.

См.: Саплина Е. В., Ляпустин Б. С., Саплин А. И. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2001. – Гл. 3. Передняя Азия. – § 14. Шумер и Аккад. – С. 64–72.

1. Что такое «Междуречье»? В сказаниях многих народов и в Библии даётся описание потопа, посланного богами в наказание людям.

Долгое время описание потопа считали вымыслом. Однако при раскопках древнего города Ур учёные сделали потрясающее открытие. Раскапывая город, археологи слой за слоем снимали землю с древних жилищ и храмов и дошли до слоя, где не было никаких следов жизни человека. Дальше шёл чёрный ил. Каково же было изумление исследователей, когда они под слоем ила толщиной 2,5 метра обнаружили руины поселения, буквально смытого разбушевавшейся стихией. Какой же силы и продолжительности было наводнение, уничтожившее всё живое?! Учёные поняли, что это следы великого потопа, некогда бушевавшего в долинах рек Тигра и Евфрата.

Страна эта известна как Месопотáмия, что в переводе означает «Междуречье», или «Двуречье» – от двух рек – Евфрáта и Тигра. Обе эти реки берут своё начало в горах Малой Азии. Они текут с северо-запада на юго-восток и впадают в Персидский залив.

2. «История начинается в Шумере». Судя по археологическим находкам, первые люди появились в Месопотамии около седьмого тысячелетия до н. э. Климат здесь был сухим и жарким, осадки выпадали в основном зимой. Повсюду раскинулась плоская равнина: ни гор, ни камня, ни лесов. Первые поселения ютились на узкой полоске плодородной земли между пустыней и болотами вдоль течения рек. Только к четвёртому тысячелетию до н. э. была создана система каналов, превратившая безжизненные земли в плодородную равнину.

Примерно в четвёртом тысячелетии до н. э. в нижнем течении рек Тигра иЕвфрата появились поселенцы, основавшие здесь первые города. Откуда они пришли, до сих пор остаётся загадкой. Их язык не был похож ни на один язык в мире. Это были шумéры, заложившие основы цивилизации в Двуречье. Позднее с северо-запада в Двуречье пришёл и поселился другой народ – аккáдцы.

Реки давали жизнь, но в отличие от Египта их разливы были непредсказуемыми. Если же паводок по времени совпадал с морским приливом, то начиналось наводнение, одно из которых, видимо, и было описано в многочисленных мифах. Оно произошло приблизительно в середине четвёртого тысячелетия до н. э. Погибли многие поселения и бóльшая часть жителей. После потопа шумеры стали вести счёт времени с этого события.

3. Занятия. Древнее Двуречье состояло из южной части – Шумéр и северной – Аккáд, но у них были едиными история, культура, которую историки называют шумеро-аккадской.

Месопотамия – страна городов. Самые известные – это Ур, Урýк, Лагáш, Нипппýр, Аккад, Вавилóн, Нинéвия и др.

Город был центром небольшого царства. Он был окружён высокими стенами, защищавшими дворец правителя, дома горожан и зиккурáт – храм, возведённый на мощной многоступенчатой платформе. Именно он служил последним прибежищем во время наводнения. Здесь же хранились запасы продовольствия на случай опасности.

За стенами города находились система каналов, сады, поля, а также деревни. Только влажная земля под жарким солнцем давала большие урожаи, поэтому жизнь в Шумере – это ежедневная борьба за сохранение влаги. В стране было много плотин и водохранилищ, но каналы часто забивались глиной и солью, водохранилища заболачивались. Основные земляные работы по строительству и расчистке каналов выполняли в порядке повинности свободные общинники, которые проводили не менее двух месяцев в году на таких работах.

Природного сырья в Месопотамии не было. Почти всё приходилось привозить издалека.

Шумеры хорошо знали дороги Сирии, Ханаáна, Палестины[7]. Их караваны можно было встретить даже в Арáвии и Индии.

4. Счёт и письменность. В Шумере впервые в истории была изобретена система счёта. Это были значки-символы, которые помогали вести учёт скота, записывать количество собранного зерна. Вести записи начали на глиняных табличках, поскольку глина всегда была под рукой.

Учёные считают, что письменность в Шумере складывалась на протяжении многих веков. Сначала это было рисуночное письмо: каждый рисунок обозначал слово или понятие. Текст наносился на глиняные таблички концом заострённой палочки. После этого таблички обжигались или просто высушивались. Значков было несколько тысяч, затем количество их сократилось до сотен. Постепенно значки начинают обозначать не слова, а слоги. Рисунки на глиняных табличках имели форму клиньев, отсюда и название этой письменности – клинопись.

Шумерской клинописью пользовались многие народы, и прежде всего аккадцы.

Сохранилось большое количество глиняных табличек, так как глина не горит в огне, а лишь становится прочнее. Поэтому постоянный враг всех письменных источников древности – пожар – здесь был бессилен.

5. Боги Шумера и Аккада. В окружении природы, постоянно грозящей бедами и гибелью, жители Шумера и Аккада и богов представляли грозными и требовательными. И люди были созданы богами только для того, чтобы работать на них.

Мардук, услышав богов призывы,

В сердце своём задумал образ,

Уста открыл он и молвит Эа

О том, что в сердце решил и замыслил:

«Свяжу я кровью остов из глины,

Слеплю существо, назову Человеком.

Создам существо – Человек ему имя.

Пусть богам он служит, а те б отдохнули».

Поэтому богам следовало безропотно повиноваться и приносить дары, и делать это были обязаны все – от царя до простого ремесленника и земледельца. Когда же, по мнению богов, люди стали слишком самостоятельными, на них был ниспослан потоп, который должен был уничтожить людской род.

Вот «главные» боги Шумера и Аккада:

Áну – бог неба, владеющий всей мудростью;

Энлиль – владыка ветра и бог воздуха;

Энки – бог пресной воды, а также создатель людей. Он подарил людям плуг, мотыгу, научил делать кирпичи. Защищает людей перед богами;

Иштар [8] – богиня плодородия, любви, войны, дочь Энлиля, покровительница Урýка. Иштар получила от Энки все секреты мастерства, письменности, он подарил ей женственность, истину, справедливость, победу, мир, радость. Но в лодку, на которой Иштар приплыла, Энки положил жалобы, страх, спор, вражду, распри, ужас;

Шáмаш – бог солнца, утром выходил из-за гор, чтобы освещать землю, ночью путешествовал по подземному миру.

6. Поэма о Гильгамéше. Знаменитая «Поэма о Гильгамеше», правителе шумерского города Урука, появилась за три тысячи лет до н. э. В поэме Гильгамеш выступает то как полубог-получеловек, то как реальное историческое лицо.

Вот строчки из поэмы, реальность которых подтвердили находки археологов:

Стеною обнёс он Урук ограждённый…

Даже будущий царь не построит такого –

Поднимись и пройди по стенам Урука,

Обозри основанье, кирпичи ощупай:

Его кирпичи не обожжены ли

И заложены стены не семью ль мудрецами?..

Чтобы организовать большое строительство, Гильгамеш заставляет жителей круглые сутки трудиться. Недовольные этим жители просят богов образумить правителя. Боги посылают получеловека-полузверя Энкиду расправиться с Гильгамешем. Однако два богатыря, сойдясь в схватке, понимают, что не в силах победить друг друга. И они становятся друзьями. Но Энкиду смертен, и приходит час, когда он умирает. Гильгамеш решает достать «траву бессмертия». Он отправляется в путешествие и после долгих скитаний попадает на остров, где живёт прародитель всех людей на Земле, переживший Всемирный потоп, – Утнапишти. Он рассказывает Гильгамешу:

Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово,

И тайну цветка тебе расскажу я:

Этот цветок – как тёрн на дне моря,

Шипы его, как у розы, твою руку уколют.

Если этот цветок твоя рука достанет, –

Будешь всегда ты молод.

Гильгамеш торжествовал победу. Теперь он знает секрет бессмертия и сможет воскресить друга! Но боги не отдают своих секретов. На обратном пути цветок крадёт коварная змея…

7. Государство «Четырёх сторон света». История городов Шумера и Аккада полна вооружённых столкновений из-за господства над территорией. Но на протяжении долгих веков создать единое государство в Месопотамии не удавалось.

Около 2334 года до н. э. царём Аккада стал Саргóн I Древний, называвший себя «царь истинный». Он создал первую в истории постоянную армию из воинов-профессионалов. Их благополучие зависело только от милости царя и захваченной добычи. Правитель Аккада подчинил себе всю территорию от Средиземного моря до Персидского залива.

При Саргоне появились многочисленные чиновники. При их поддержке впервые в Месопотамии сложилась новая форма правления – деспотия [9].

После смерти Саргона большое государство стало слабеть и пало под ударами кочевников, явившихся с севера (примерно в 2200 году до н. э.). На завоёванной территории появилось большое количество маленьких городов-государств.

Прошло несколько веков, прежде чем вновь сложилось единое государство в Месопотамии. Центром его стал город Вавилон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: