История Персидской «мировой» державы. 3. Возвышение Нововавилонской державы.Дорога процессий – это дорога, посвящённая великому богу Мардуку, которому поклонялись и служили в Вавилоне все

Дополнительная информация

3. Возвышение Нововавилонской державы. Дорога процессий – это дорога, посвящённая великому богу Мардуку, которому поклонялись и служили в Вавилоне все. Навуходоносор строил её в течение всех сорока трёх лет своего правления. Ширина улицы равнялась двадцати трём метрам. Она напоминала ущелье: слева и справа на всём её протяжении возвышались семиметровые крепостные стены. Великолепные жёлто-белые рельефы на тёмно-голубом или светло-голубом фоне, выложенные из глазурованного кирпича, украшали обе стороны улицы.

Ворота Иштар сохранились до наших дней. Это парадные въездные ворота, представлявшие собой огромную арку с мощными выдающимися вперёд башнями. Их также украшали рельефные изображения священных животных.

4. Вавилонская башня. Это знаменитое сооружение древности громадой возвышалось над всей округой. Основание башни было шириной девяносто метров; столько же метров она имела и в высоту. Тридцать три метра приходилось на первый этаж, восемнадцать – на второй и по шесть метров – на остальные четыре этажа. Самый верхний этаж высотой в пятнадцать метров был занят храмом бога Мардука. Покрытый золотом, облицованный голубым глазурованным кирпичом, он был виден издалека и как бы приветствовал путников.

Это была святыня, принадлежавшая всему народу, сюда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Перед статуей Мардука совершалось жертвоприношение. По словам Геродота, эта статуя, отлитая из чистого золота, весила вместе с троном, скамеечкой для ног и столом 800 талáнтов. В покоях храма находился своего рода эталон таланта: каменная утка, «истинный талант», как гласила начертанная на ней надпись. Её вес равнялся 29,68 килограмма. Таким образом, если верить Геродоту, статуя Мардука весила более 23 700 килограммов.

В 539 году году до н. э. Вавилония была захвачена персами и навсегда утратила свою независимость. Персидский царь Ксеркс оставил от неё только развалины, которые увидел на своём пути в Индию знаменитый Александр Македонский. Его поразили гигантские руины, он стоял перед ними заворожённый.

См.: Саплина Е. В., Ляпустин Б. С., Саплин А. И. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2001. – Гл. 3. Передняя Азия. – § 15. Вавилон. – П. 3, 4. – С. 77–79.

См.: Уколова В. И., Маринович Л. П. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2001. – Гл. 6. Великие военные империи Ближнего Востока. – § 21. Древняя Персия – «страна стран». – С. 106–110.

1. Возвышение Персии. Страна персов долгое время была отдалённой провинцией Ассирии. Она находилась на месте современного Ирана, занимала территорию между Каспийским морем и Персидским заливом. В середине VI века до н. э. начался стремительный подъём Персидского государства. В 558 году до н. э. царём Персии стал Кир II Великий. Он захватил соседнюю Мидию, затем разгромил Крéза – правителя богатейшего царства Лидия.

Историки предполагают, что первые в мире монеты из серебра и золота стали чеканить в Лидии в VII веке до н. э.

Богатство последнего лидийского царя Креза вошло в древности в поговорку. «Богат, как Крез», – так говорили и до сих пор говорят об очень богатом человеке.

Перед началом войны с Персией Крез обратился к предсказателям, желая получить ответ об исходе войны. Те дали двусмысленный ответ: «Перейдя реку, ты погубишь великое царство». Так и случилось. Крез решил, что речь идёт о Персидском царстве, но погубил своё собственное царство, потерпев сокрушительное поражение от Кира.

При царе Кире в состав Персидской державы вошли все земли, некогда принадлежавшие Ассирии и Нововавилонскому царству. В 539 году до н. э. под натиском персов пал Вавилон. Персидская держава по территории превзошла все ранее существовавшие государства Древнего мира и стала империей. Владения Персии в результате завоеваний Кира и его сына простирались от Египта до Индии. Завоёвывая страну, Кир не покушался на обычаи и религию её народов. К титулу персидского царя он присоединял титул правителя покорённой страны.

2. Гибель Кира Великого. В древности многие считали царя Кира Великого образцом правителя. От своих предков Кир унаследовал мудрость, твёрдость и умение властвовать над народами. Однако Киру, победившему многих царей и военачальников, судьба предначертала пасть от руки женщины-воительницы.

К северо-востоку от Персидского царства простирались земли, на которых обитали воинственные кочевые племена массагéтов. Ими правила царица Томирис. Кир сначала предложил ей вступить с ним в брак. Однако гордая царица отвергла предложение Кира. Тогда персидский царь двинул свою многотысячную армию в страну реки Сырдарьи, что в Средней Азии. В первой битве массагетам сопутствовал успех, но потом персы хитростью одолели часть массагетского войска. Среди погибших был и сын царицы. Тогда царица дала клятву напоить ненавистного завоевателя кровью. Лёгкая конница массагетов своими внезапными и стремительными нападениями измотала армию персов. В одном из сражений был убит и сам Кир. Томирис приказала наполнить кожаный мех кровью и засунуть в него голову погибшего врага. Так бесславно закончилось почти тридцатилетнее царствование казавшегося столь могущественным Кира Великого.

3. Величайшая восточная деспотия. В конце царствования сына Кира царя Кáмбиза в Персии началась смута. В результате борьбы за власть правителем Персидского государства стал Дарий I, дальний родственник Кира.

О событиях, последовавших после смерти Кира Великого, и о первых годах правления Дария известно из Бехистýнской надписи. Она была выбита на скале во времена правления Дария I. Высота надписи 7,8 метра. Она сделана на трёх языках – древнеперсидском, эламском и аккадском. Надпись обнаружил в 1835 году английский офицер Г. Рóулинсон. Она позволила расшифровать персидскую, а затем и аккадскую клинопись.

При Дарии Персидская империя ещё больше раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Она объединяла множество стран и народов. Персидскую империю называли « страна стран», а её правителя – «царь царей». Ему беспрекословно подчинялись все подданные – от знатных персов, занимавших самые высокие посты в государстве, до последнего раба. Персидская империя была настоящей восточной деспотией.

Для того чтобы лучше управлять огромной империей, Дарий разделил её территорию на двадцать сатрáпий. Сатрапия – это провинция, во главе которой стоял назначенный царём управляющий – сатрап. Поскольку эти управляющие часто злоупотребляли своей властью, слово «сатрап» впоследствии приобрело отрицательное значение. Оно стало обозначать чиновника, управляющего по произволу, правителя-самодура. Дарий не доверял многим сатрапам, поэтому при каждом из них были тайные доносчики. Этих доносчиков называли «глаза и уши» царя. Они были обязаны доносить царю всё о действиях, жизни и замыслах сатрапов.

По всей территории Персидской империи специальные чиновники собирали налоги в царскую казну. Всех уклоняющихся от уплаты налогов ждала суровая кара. Никто не мог укрыться от уплаты налогов.

Дороги не только были проложены между крупными городами, но и достигали самых удалённых уголков Персидской империи. Для того чтобы приказы царя быстрее и надёжнее доходили до провинции, Дарий учредил государственную почту. «Царская» дорога соединяла важнейшие города Персидской империи. На ней были установлены специальные посты. Здесь находились гонцы, готовые в любой момент на быстроногих лошадях отправиться в путь и доставить послание царя в любую точку империи.

Дарий обновил денежную систему. При нём стали чеканиться золотые монеты, которые назывались «дарики». В Персидской империи процветала торговля, велось грандиозное строительство, развивались ремёсла.

4. Столицы персов. Персидская империя имела несколько столиц: древний город Сýзы, бывшую столицу Мидии Экбатáны, построенный Киром город Пасаргáды. Персидские цари подолгу жили в Вавилоне. Но главной столицей был Персéполь, возведённый Дарием I. Здесь «царь царей» торжественно праздновал встречу персидского нового года, который отмечался в день зимнего солнцестояния. В Персеполе совершалась коронация. Сюда на несколько недель в году съезжались представители всех провинций, чтобы вручить царю богатые дары.

Персеполь был построен на искусственной платформе. В царском дворце находился огромный тронный зал, где царь принимал послов. На стенах, возвышающихся вдоль широких лестниц, изображена гвардия «бессмертных». Так называлось отборное царское войско, насчитывающее десять тысяч воинов. Когда один из них погибал, на его место немедленно заступал другой. «Бессмертные» были вооружены длинными копьями, массивными луками, тяжёлыми щитами. Они служили «вечной» охраной царя. Персеполь строила вся Азия. Об этом свидетельствует древняя надпись.

На стенах Персеполя увековечено «шествие народов», входивших в состав Персидской державы. Представители каждого из них несут богатые подарки – золото, драгоценные изделия, ведут коней, верблюдов, скот.

5. Религия персов. В глубокой древности персы поклонялись разным богам. Их жрецов называли магами. В конце первой половины первого тысячелетия до н. э. маг и пророк Зороáстр (Заратýстра)[12] преобразовал древнюю персидскую религию. Его учение получило название зороастризм. Священная книга зороастризма – «Авéста».

Зороастр учил, что создателем мира является бог добра и света Ахýра-Мáзда. Его враг – дух зла и тьмы Áнгра-Мáнью[13]. Они непрерывно борются между собой, но конечная победа будет за светом и добром. Человек должен поддерживать в этой борьбе бога света. Ахура-Мазда изображался в виде крылатого солнечного диска. Он считался покровителем персидских царей.

Персы не строили храмов и не воздвигали статуи богам. Они сооружали алтари на возвышении или на холмах и на них совершали жертвоприношения. Учение Зороастра о борьбе света и тьмы в мире оказало большое влияние на религиозные представления последующих эпох.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: