Древнейшая цивилизация в долине Инда

1. Возникновение Индской (Хараппской) цивилизации. Литературные произведения, религиозные гимны, сборники законов, медицинские справочники и другие письменные свидетельства, созданные народом Древней Индии, относятся к тому времени, когда долины Инда и Ганга были завоёваны воинственными племенами индоáриев. Поэтому в прошлом учёные считали, что в период, предшествовавший арийскому завоеванию, коренное население полуострова Индостан жило первобытно-общинным строем, не зная письменности и государственности.

Ошибочность мнения об искусственной природе цивилизации в бассейне Инда, которая будто бы была внесена сюда ариями, стала очевидной после проведения широкомасштабных работ в Северо-Западной Индии. На площади, превышающей 770 тысяч квадратных километров, археологи XX века выявили более тысячи городских поселений с однотипной культурой, которая получила название Индской, или Харáппской, по наиболее крупному городскому центру – Харáппе, расположенному в бассейне реки Инд.

Как было выяснено в ходе исследований, Индская цивилизация – одна из древнейших на земле после Древнеегипетской и Шумерской. Временем её создания была первая половина третьего тысячелетия до н. э., эпохой расцвета – XXV–XVIII вв. до н. э., периодом гибели – середина второго тысячелетия до н. э. Индская цивилизация возникла на основе более ранних местных энеолитических культур, на аллювиальных плодородных почвах реки Инд, поэтому она может быть причислена, как Древнеегипетская и Месопотамская, к «цивилизациям великих рек».

При изучении Индской цивилизации в распоряжении специалистов имеются преимущественно материалы археологических раскопок. Памятники письменности (в частности, надписи на печатях), хотя и сохранились, но до сих пор полностью не дешифрованы. Это существенно затрудняет возможности интерпретации имеющихся материалов; в то же время полученные сведения позволяют констатировать, что в долине Инда в начале третьего тысячелетия до н. э. возникло общество, основанное на эффективной производящей экономике, социальной стратификации, институте государственной власти, самобытной культуре, включающей письменность. Все эти признаки культурно-исторического развития свидетельствуют о том, что задолго до появления на Индостане племён ариев в долине Инда уже существовала высокоразвитая цивилизация.

2. Основные институты Индской цивилизации. Один из признаков Индской цивилизации – обилие городов, хотя и небольших по размерам (до двух гектаров), но благоустроенных укреплённых поселений, в которых были сосредоточены органы власти, культурные и религиозные учреждения, ремесленные мастерские. Кроме Хараппы наиболее известен город Мохéнджо-Дáро (в переводе «холм мёртвых»). Возможно, в период наивысшего могущества Индской цивилизации эти два города были столицами двух древнейших царств, подчинивших себе отдельные карликовые государственные образования, создававшиеся на базе городских поселений.

Раскопки в главных центрах Индской цивилизации показали, что они строились по заранее разработанному плану: улицы шли параллельно друг другу, пересекаясь под прямым углом. Главные улицы имели ширину до десяти метров, что позволяет предположить активную деловую жизнь горожан, вступавших в торговые сделки с обитателями сельской округи на специально построенных для этой цели рынках.

Почти все крупные города состояли из двух частей: цитадели, которая возвышалась над городом, и жилых кварталов Нижнего города. В цитадели за укреплёнными стенами с башнями находились постройки общественного назначения: гигантские по размерам зернохранилища, бассейны для священных омовений, городская площадь, рынок. Видимо, здесь же располагались здания городских властей, стояли дома жрецов, потому что Нижний город предназначался исключительно для тех, кто не принадлежал к правящей элите. Общение между цитаделью и жилыми кварталами было, судя по раскопкам, ограниченным: существовали специальные ворота, которые могли закрываться перед лицами низкого социального статуса.

Города были густо заселены – численность населения в них могла доходить до ста тысяч человек. В распоряжении горожан были системы водоснабжения и очистных сооружений, которые, по мнению специалистов, не знали себе равных в Древнем мире. Обеспеченные горожане могли позволить себе организацию водоснабжения и канализации в собственном особняке, выполненном из красного обожжённого кирпича и состоявшего из двух, а то и трёх этажей с деревянным балконом.

В городах было налажено производство гончарных и ювелирных изделий; высоко ценился труд искусных резчиков по кости и металлу. Сосуды, выполненные на гончарном круге, покрывали геометрическим или зооморфным орнаментом, а затем подвергали обжигу. Только в долине Инда умели изготовливать красно-чёрные или зелёно-чёрные сосуды, а также керамику опалово-кремового цвета с пурпурным рисунком. Здесь обладали секретами изготовления фаянса и стеклянной пасты.

Жители городов были знакомы с металлургическим производством. В ходе археологических раскопок в большом количестве обнаружены предметы быта и вооружения, сделанные из бронзы и свинца.

В ювелирном деле использовали золото, которое привозили из южных районов Индии, а также серебро и медь, доставлявшиеся с территории современного Афганистана. Кольца, ожерелья и браслеты, выполненные из драгоценных металлов и инкрустированные полудрагоценными камнями, носили и женщины, и мужчины, серьги же являлись исключительно женским украшением.

Среди ремёсел особое место принадлежало кораблестроению и ткачеству. Почти в каждом доме сохранились пряслицы, предназначенные для изготовления одежды из хлопка и шерсти.

В экономике индских городов важную роль играла торговля, как внутренняя, так и внешняя. На это указывают многочисленные факты: развитое ремесленное производство, находки рыночных помещений и множества гирь различного веса, наличие единой системы мер и печатей с изображением парусных судов. Типичные для Индской цивилизации предметы экспорта и печати обнаружены в Южной Индии, Афганистане, Иране, на юге Средней Азии, а также острове Бахрейн, который был «перевалочным пунктом» в осуществлении торговых связей с далёкой Месопотамией. По всей видимости, главным предметом экспорта в Месопотамию были хлопчатобумажные ткани, обнаруженные в городах Шумера.

Преобладающая часть населения Индской цивилизации занималась земледелием, где были достигнуты внушительные результаты. Жители культивировали пшеницу, ячмень, горох, рис, хлопчатник, занимались садоводством. В речных долинах использовали ирригацию и дренажные системы, строили дамбы для защиты полей и посёлков от наводнений. Население собирало два урожая в год, при посадках используя удобрения.

Высокого уровня достигло и животноводство, где наряду с коровой, овцами и козами были приручены ослы, буйволы, делались попытки применения в хозяйстве слонов.

Растения и животные, олицетворявшие грозные и величественные силы природы, а также богини-матери, покровительствовавшие плодородию, были объектами организации религиозной жизни.

К середине второго тысячелетия до н. э. в Индской цивилизации стали наблюдаться первые признаки упадка, которые впоследствии и привели её к гибели.

3. Гибель Индской цивилизации. По мнению древнегреческого историка и географа Страбóна, опустение долины Инда и разрушение некогда процветавших городов были результатом изменения русла реки, которая резко повернула налево, лишив своих обитателей прежних источников существования. Для подтверждения этой версии начались геологические изыскания, в ходе которых было выяснено, что в начале второго тысячелетия до н. э. в ста километрах от Мохенджо-Даро находился эпицентр землетрясения, которое могло заставить Инд изменить своё прежнее русло. Геологи подсчитали, что воды Инда пять раз заливали Мохенджо-Даро, но каждый раз город возрождался к жизни. Однако топографические изменения XVII–XVI вв. до н. э. оказались для жителей городов столь разрушительными, что их преодоление оказалось невозможным: одни поселения были затоплены, другие, напротив, вовсе лишились воды. Население, ослабленное борьбой со стихией, стало лёгкой добычей для варварских племён Белуджистáна[91], вторгшихся в долину Инда. Не следует исключать и мнение антропологов, которые, применив новую методику анализа костных останков, пришли к выводу о том, что причиной гибели населения в долине Инда стала эпидемия малярии.

Какое бы из этих объяснений ни оказалось верным, надо иметь в виду, что нашествие ариев не являлось причиной гибели Индской цивилизации. Судя по историко-лингвистическим данным, это произошло на несколько веков позднее исчезновения городских центров в долине Инда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: