Отечественная история. История экономических учений

Задание для контрольных работ по дисциплине

Учебник

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Редактор Л.В.Бобылева

Корректор Е.А.Морозова

Компьютерная верстка С.М.Чернышев

Художник В.Н.Желтушко

ЛР №070824 от 21.01.93

Подписано в печать 25.10.99. Формат 60х88/16.

Усл.-печ. л. 15,68. Печать офсетная.

Доп. тираж 5000 экз. Цена договорная.

Заказ №940.

ООО «Издательский Дом ИНФРА-М»

127214, Москва, Дмитровское шоссе, 107

Тел.: (095) 485-74-00; 485-70-63. Факс: (095) 485-53-18.

Робофакс: (095) 485-54-44;

E-mail: books @ infra-m.ru

http:/www.infra-m.ru

Отпечатано в ОАО "Типография №9"

109033, Москва, ул. Волочаевская, д.40

(095) 362-89-59

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

Контрольные работы оформляются рукописным или машинописным способом, объемом 10-15 страниц (формат А4, шрифт 14, интервал 1,5). В работе излагается постановка проблемы, содержание исследования и его основные результаты.

Текст контрольной работы демонстрирует:

- знакомство автора с основной литературой по данной теме;

- умение выделить проблему и определить методы ее решения;

- умение последовательно изложить суть рассматриваемых вопросов;

- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

- приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем изложения.

Контрольная работа должна иметь следующую структуру:

­ титульный лист;

­ оглавление;

­ основная часть;

­ заключение;

­ список используемой литературы (преимущественно монографии, периодические издания за последние 5 лет);

­ при необходимости приложения.

Номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа, нумерация страниц проставляется со второй страницы.

Титульный лист контрольной работы должен содержать название факультета, кафедры, темы, фамилию, имя, отчество автора, фамилию, имя, отчество научного руководителя, год выполнения.

Оглавление представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.

Тему контрольной работы студент выбирает по последним цифрам номера зачетной книжки. Во избежание дублирования контрольных работ староста группы может назначить темы из второго и третьего десятка номеров предложенных тем.

Темы контрольных работ:

1. Раскройте сущность концепции Аристотеля об экономике и хрематистике. Чем, по Вашему мнению, определяются основные различия между товарами, деньгами в экономике и хрематистике.

2 Сравните трактовки основных экономических категорий (разделение труда, богатство, «справедливая цена», деньги, торговая прибыль и ростовщический процент) в периоды раннего и позднего канонизма.

3. Раскройте сущность концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.

4. Основываясь на положениях «Книги о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова, покажите, как, на Ваш взгляд, может выглядеть программа развития меркантилизма в России. Объясните причины более позднего развития меркантилизма в России по сравнению с Западной Европой.

5. Составьте сравнительную характеристику взглядов меркантилистов и физиократов на развитие экономики по схеме:

  Меркантилисты Физиократы
Где создается богатство?    
Кто создает богатство?    
Кому достается чистый доход?    
Отношение к торговцам    
Отношение к ремесленникам    
Отношение к деньгам    

6. Объясните причины расхождения во взглядах между меркантилистами и физиократами.

7. Определите, кому (меркантилисту или физиократу) принадлежит следующее высказывание: «Промышленность и торговля существуют только благодаря сельскому хозяйству. Сельское хозяйство доставляет сырье для промышленности и товары для торговли и оплачивает как ту, так и другую». Свой ответ обоснуйте.

8. В трудах А. Смита можно найти не одну, а несколько концепций стоимости. Охарактеризуйте эти концепции.

9. С именем Д. Рикардо связано создание теории ренты. Как обосновывает он процесс образования ренты?

10. Рассмотрите бедственное положение народов Африки в современных условиях на основе закона народонаселения Т. Р. Мальтуса.

11. Сформулируйте свои доводы в пользу утверждения, что К. Маркс является последователем Д. Рикардо.

12. Сравните аргументацию взглядов на предмет и метод экономической науки в творческом наследии классической и исторической школ экономической мысли.

13. Сформулируйте Вашу точку зрения на возможности формирования в нашей стране «духа капитализма», исходя из теории М. Вебера. Какие факторы, по Вашему мнению, наиболее ярко отражают специфику России?

14. Проанализируйте, что произойдет в модели Л. Вальраса, если изменятся цены на средства производства.

15. Сформулируйте основные условия достижения социального оптимума В. Парето. Как, на Ваш взгляд, эти условия могут выглядеть для современной России?

16. Определите признаки маржинализма и марксизма и внесите их в таблицу:

Маржинализм Марксизм
   

а) стоимость – категория объективная, в основе ее – затраты труда прошлого и живого;

б) стоимость - категория субъективная, зависит от оценки значимости блага для человека;

в) цена регулируется законом стоимости;

г) цена складывается как равновесная спроса и предложения;

д) цена определяется средними издержками производства;

е) цена определяется наименьшей полезностью в данном ряду благ.

Сформулируйте самостоятельно 2-3 признака и внесите их в таблицу.

17. В чем суть теоретико-методологических отличий первого и второго этапов «маржинальной революции».

18. Охарактеризуйте отрицательные эмоции, связанные с производством, у капиталиста и у рабочего, если исходить из понимания А. Маршаллом издержек производства как усилий и жертв.

19. Опишите две ситуации, когда, по теории Д.Б. Кларка:

а) предпринимательский доход – это премия (прибыль);

б) предпринимательский доход – это заработная плата предпринимателя.

20. Поясните смысл идеи, выдвинутой Т. Вебленом: «Институты - основа экономического поведения».

21. В чем, по Вашему мнению, состоят изменения в представлениях о монополии и конкуренции с начала XX века к 1933 году (момент выхода книг Э. Чемберлина и Дж. Робинсон), а в соответствии с этим, и представлений о перспективах развития капитализма.

22. В чем, на Ваш взгляд, в современной России проявляется действие основного психологического закона, выведенного Дж. М. Кейнсом?

23. На какой из элементов совокупного спроса, по Вашему мнению, следовало бы активнее воздействовать в условиях экономики современной России? Свою точку зрения аргументируйте.

24. Составьте сравнительную характеристику неоклассического синтеза П. Самуэльсона и теории Дж. М. Кейнса по следующей схеме:

  Кейнсианство Неоклассический синтез
Проблема полной занятости    
Бюджетная политика    
Кредитно-денежная политика    

В какой из этих теорий, по Вашему мнению, сильнее выражена роль государства в экономике? Свой ответ аргументируйте.

26. В чем, по Вашему мнению, М. Фридмен расходится Дж. М. Кейнсом в оценке кризиса 1929-1933гг. и путей выхода из депрессии?

25. Приведите сравнительный анализ монетаризма и кейнсианства по следующей схеме: а) отношение к безработице; б) отношение к инфляции; в) роль бюджетного дефицита; г) темпы роста денежной массы.

Какие методы, на Ваш взгляд, шире используются сейчас в России – кейнсианские или монетаристские? Свой ответ аргументируйте.

26. Обоснование и практическая значимость теории больших циклов Н. Кондратьева.

Методическое пособие

для студентов заочной формы обучения

Екатеринбург

 

Составители: Н.И. Дмитриев, Т.В. Дмитриева, И.В. Петухова, В.А. Флягин

Научный редактор: д.и.н., проф. В.В. Запарий

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ: Методическое пособие / Н.И. Дмитриев, Т.В. Дмитриева, И.В. Петухова, В.А. Флягин. Научный редактор В.В. Запарий. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ – УПИ, 2006. 45 с.

Методическое пособие предназначено студентам заочной формы обучения. В пособии представлены основные рекомендации и программа курса Отечественной истории. Предложена тематика контрольных работ с указанием литературы по каждой теме, приведены примерные экзаменационные вопросы, а также учебники и учебные пособия, рекомендуемые для изучения курса и подготовки к экзамену. Предлагаемые материалы призваны помочь при изучении дисциплины, освоение которой предусмотрено государственным стандартом высшего образования Российской Федерации.

Подготовлено кафедрой истории России УГТУ – УПИ

© ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет – УПИ, 2006

© Н.И. Дмитриев

© Т.В. Дмитриева

© И.В. Петухова

© В.А. Флягин

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: