Мрак препятствует нам зрительно определить расстояние. Лишь появление света позволяет увидеть величину пространства.
Восприятие большого пространства возможно при условии сильного света. Поэтому естественно, что в изображении далеких перспектив художники обычно сосредоточивают наиболее яркий свет на дальних планах, этим уводя внимание зрителя в глубину и давая возможность ощутить большую удаленность главных планов картины от ее первого, более темного, плана. Если свет сосредоточить на переднем плане, то глубина пространства приобретает второстепенную роль в композиции картины и станет нейтральным фоном.
Освещение влияет и на выразительность архитектурной формы. В зависимости от освещения по-разному выявляется пластика, фактура, цвет, рисунок деталей сооружения. Так, например, нормальный свет (под углом 90°) плохо выявляет рельеф архитектурной формы. Сооружение выглядит плоским, детали не выступают, сливаются с фоном стены, фактура материала незаметна. При косом свете появляются полутона, блики, собственные, падающие и обратные тени, появляется богатство и многообразие светотени; архитектура выступает в полную силу своих пластических качеств. Ослепительно яркий свет, как мы уже знаем, делает краски светлыми и белесыми, формы орнаментов и фигур от ореола расплываются в одну сияющую массу. Слабый свет, мрак совсем поглощают цвет и рисунок деталей. При средней освещенности облачного дня мы хорошо чувствуем цвет, его композиционное значение, соотношение разноцветных поверхностей, рисунок орнамента и фигур выступает ясно, понятно; живопись фресок, мозаик приобретает максимальную силу красок.
Освещение сказывается и на характере архитектурного облика здания. При рассеянном свете, например, благодаря слабому выявлению рельефа сооружение приобретает легкость. Значение скульптурного декора ослабевает, усиливается роль цвета окраски. Восприятие композиции сооружения опирается преимущественно на цветовые членения и на силуэт. Видимый облик здания приобретает легкость, живописность, силуэтность. Прямой солнечный свет, придавая архитектуре материальность, объемность, рельефность, скульптурную пластичность, обнаруживает в облике здания иные черты архитектурного образа.
Когда возникает необходимость сделать выразительный эскиз перспективы, то первое, что следует решить, это вопрос, — каким светом и как осветить сооружение, какое освещение лучше всего выявит основные черты архитектурного образа. Поэтому наиболее важная часть работы в живописном отношении при составлении эскиза перспективы заключается в выделении типичных черт освещения и колорита, — типичных для данного места, для данного времени дня и года и для архитектуры сооружения.
Совокупность типичных черт освещения может быть самой разнообразной, ее нельзя предусмотреть, но метод решения этой задачи один. Нужно находить характерные, типические черты, их соединять, выделять главные, передавать их наиболее рельефно и ярко правильно подобранными приемами и подчинять им второстепенные и третьестепенные. Типичные обстоятельства создают типичную светотень, которая и придает перспективе правдивость конкретного архитектурного образа.
Насколько по-разному выявляется образ сооружения в различных условиях светотени, наглядно видно из приводимых здесь противоположных примеров.
Если для перспективы здания избирается такое освещение, при котором оно рассматривается по свету, то в таком случае здание воспринимается объемным, пластичным. Оно будет светлее своего фона. Детали его будут хорошо заметны и будут оживлять фасады здания. Такой прием очень часто применяется для перспектив больших многоэтажных жилых домов (рис. 120).
Если для перспективы сооружения будет избрано такое освещение, при котором оно рассматривается против света, то в этом случае здание будет темнее своего фона. Детали его будут малозаметными. Такой прием часто используется для перспектив общественных и промышленных зданий, которые имеют большую высоту и интересный по форме силуэт (рис. 121).
Различное освещение интерьера по-разному выявляет характер его архитектуры. Для перспективы интерьера может быть избрано и равномерное освещение, и сосредоточенное в одном месте; и одностороннее, и всестороннее; и естественное, и искусственное и т. д.
Можно привести бесконечное количество примеров различной светотени и заметить самое разнообразное влияние ее на архитектуру. Для того чтобы развить мастерство передачи правдивой светотени, нужно работать с натуры, делать акварельные архитектурные зарисовки. В процессе зарисовок надо вести тщательное наблюдение за тем, какие особенности светотени влияют на ту или иную степень выразительности архитектурного сооружения, подчеркнуть их в натурных рисунках, связывать их с образной стороной архитектуры. Тогда накапливается осознанный изобразительный опыт, который служит твердым основанием для творческой фантазии.