Польша в XIII-XV ВВ. : политическое развитие

Образование, просвещение, искусство

Распространение образования и книг теснейшим образом, как и повсюду в «варварской» Европе, было связано с утверждением христианства. Поэтому возникновение первых школ и библиотек, от которых не осталось документальных следов в источниках, следует относить ко второй половине X в., хотя вплоть до

конца XI в. польское духовенство получало образование в большинстве случаев вне Польши. Первая собственно польская школа для духовенства известна по источникам конца XI в. В XII в. школы были при всех кафедральных соборах Польши. Нет сомнения, что одна из школ существовала и прежде при княжеском дворе. Про Мешко II известно, что он знал не только греческий, но и латинский язык; его дочь Гертруда владела латынью. В краковском кафедральном соборе в начале XII в. имелась библиотека почти что из 50 томов; можно думать, что аналогичные библиотеки находились в Гнезно и Плоцке, где в конце XI — начале XII в. размещалась резиденция монарха.

Памятниками польской литературы были жития и хроники, создаваемые соответственно в монастырях и при княжеском дворе. Житийная литература представлена житием знаменитого миссионера св. Войцеха, созданным уже в X в., и повествованием о жизни и мученичестве пяти других монахов, принимавших участие в миссионерстве на территории Польши. Автором последнего произведения и одной из редакций жития св. Войцеха был Бруно из Кверфурта. С конца XII в. стала формироваться и рукописная традиция жития св. Станислава, краковского епископа, казненного Болеславом Смелым.

Светская литература этого времени представлена хроникой Галла Анонима, написанной в начале XII в. первыми рочника-ми, и так называемой «Песней Маура» XII в., воспевающей деяния воеводы польского короля Владислава Изгнанника, старшего сына Болеслава Кривоустого.

Разумеется, как и во всяком обществе, в Польше на протяжении всего Средневековья сохранялись богатейшие фольклорные традиции, отразившиеся и в ряде повествовательных источников XII и последующих веков.

Польская архитектура XI—XII вв. — это в основном церковные памятники романского стиля, хотя известны и следы первых княжеских замков, восходящие к рубежу X и XI вв. В романском стиле были построены или перестроены соборы в Гнезно, Познани, Кракове и Плоцке, монастырские храмы в Тынце, Крушвице, церковь св. Андрея в Кракове, храм в Стшельно. Самый приметный памятник искусства этой эпохи — бронзовые Двери Гнезненского кафедрального собора (вторая половина XII в.), украшенные 18 скульптурными сценами из жития св. Вой-Цеха. Известен и ряд других скульптурных памятников этих веков И многие произведения мелкой пластики и прикладного искусства. В XII в. в польской культуре начинают складываться и традиции книжной миниатюры.

Четыре основные тенденции определяли политическое развитие Польши в XIII—XV вв.: 1) преодоление феодальной раздробленности и складывание единого централизованного государства в течение XFV-XV вв., во второй половине XV в. начавшее приобретать черты «шляхетской демократии»; 2) становление институтов сословной монархии на протяжении XIV-XV вв.; 3) сближение Польского королевства с Великим княжеством Литовским, приведшее к политическому объединению двух государств; 4) возрастание политического значения и мощи Польско-Литовского государства, которое в XV в. стало доминирующей силой в Восточной Европе.

Две хронологические цезуры имеют особое значение для политической эволюции Польши в это время: 1300 год, когда процессы объединения явственно возобладали над центробежными тенденциями; 1385 год, когда была заключена Кревская уния, в результате которой династия литовских монархов Ягеллонов оказалась во главе как Польши, так и Великого княжества Литовского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: