И политическое положение чешских земель в период с 1648 по 1780 г

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

Ян Амос Коменский

Комбнский родился 28 марта 1592 г. в Нивнице близ г. Угер-ски-Брод, получил образование в братских школах, а затем в кальвинистских университетах в Герборне и Гейдельберге, после чего преподавал в братских школах в Пржерове и Фульнеке. После белогорского поражения Коменский как священник ОбщинЫ Чешских братьев в 1628 г. эмигрировал в польский город Лешно-В соответствии с философией гуманизма и Ренессанса он мечтал

о совершенствовании общества через нравственное воспитание. В этом Коменский видел задачу педагогики и еще в добелогорский период выработал программу реформы школы. Свои соображения по этому поводу он изложил в нескольких сочинениях, прежде всего в знаменитой «Великой Дидактике» (издана в 1657 г.), подчеркивая и развивая положительный опыт современных ему школ. Многие положения Коменского, особенно требование принципа наглядности в обучении, учета умственного развития детей в зависимости от возраста, необходимости нравственного воспитания молодежи, обогатили современную педагогику и не утратили своей ценности до наших дней.

Коменский создал новую педагогическую систему и своими прогрессивными взглядами на воспитание достиг европейской известности. Его приглашали для устройства школ в Англию, Швецию, Венгрию. После пожара в Лешно в 1656 г., когда сгорела значительная часть его рукописей и уже подготовленных сочинений, Коменский поселился в Амстердаме. Европейской известности он достиг прежде всего благодаря своим учебникам по языкам — «Открытая дверь языков» (1631) и «Чувственный мир в картинках» (1658). Разрабатывал Коменский и проблемы перевоспитания общества и исправления общественных порядков. Он никогда не забывал о своей родине, стремился с помощью европейских политиков, особенно шведских, повлиять в 40-е годы XVII в. на решение чешского вопроса, не понимая, впрочем, что возрождение добелогорских порядков в создавшейся ситуации нереально. Свое разочарование результатами Вестфальского мира он выразил в «Завещании умирающей матери Братской общины» (1650). Одним из важнейших сочинений чешской литературы той эпохи является произведение Коменского «Лабиринт света и рай сердца» (1623). Здесь в аллегорической форме изображена картина современного мира и общества и предложен путь к исправлению, который автор видел в «соединении человека с Богом». Как и другие философские сочинения Коменского, «Лабиринт» проникнут глубокой религиозностью. Именно религиозные убеждения помешали Коменскому последовательно защищать сенсуализм и эмпиризм, так что его взгляды во многих отношениях отставали от прогрессивных течений современной ему европейской философии. Но его педагогическое творчество обогнало эпоху.

Коменский был выдающейся личностью. Своей деятельностью он внес огромный вклад не только в чешскую, но и в мировую культуру.

Умер мыслитель 15 ноября в Амстердаме, похоронен в На-аРДене.

После подавления сословного восстания 1618—1620 гг. в Чехии стал тормозиться относительно прогрессивный ход экономического развития страны, что обусловило ее отставание от западных государств. Несомненное влияние на положение Чехии имели и общие тенденции развития европейского общества, внутри которого в XVII в. обострились противоречия между нарождающимися элементами капитализма и прежними феодальными отношениями. Наиболее прогрессивным способом разрешения этих противоречий в Европе оказалась английская революция. До определенного момента развитию капиталистических отношений на континенте способствовала и политика Франции, Швеции, Дании. В странах же Центральной, Восточной и Южной Европы в XVII в. укрепляются феодальные отношения. Но региональные различия существовали и здесь. Так, в Польше шляхетское товарное хозяйство производило зерно для западноевропейского рынка, а в Центральной Европе крепостнические отношения переплетались с промышленным предпринимательством. В ряде стран имели место сословные восстания и мощные крестьянские движения. Обострялись и международные отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: