СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
Ян Амос Коменский
Комбнский родился 28 марта 1592 г. в Нивнице близ г. Угер-ски-Брод, получил образование в братских школах, а затем в кальвинистских университетах в Герборне и Гейдельберге, после чего преподавал в братских школах в Пржерове и Фульнеке. После белогорского поражения Коменский как священник ОбщинЫ Чешских братьев в 1628 г. эмигрировал в польский город Лешно-В соответствии с философией гуманизма и Ренессанса он мечтал
о совершенствовании общества через нравственное воспитание. В этом Коменский видел задачу педагогики и еще в добелогорский период выработал программу реформы школы. Свои соображения по этому поводу он изложил в нескольких сочинениях, прежде всего в знаменитой «Великой Дидактике» (издана в 1657 г.), подчеркивая и развивая положительный опыт современных ему школ. Многие положения Коменского, особенно требование принципа наглядности в обучении, учета умственного развития детей в зависимости от возраста, необходимости нравственного воспитания молодежи, обогатили современную педагогику и не утратили своей ценности до наших дней.
|
|
Коменский создал новую педагогическую систему и своими прогрессивными взглядами на воспитание достиг европейской известности. Его приглашали для устройства школ в Англию, Швецию, Венгрию. После пожара в Лешно в 1656 г., когда сгорела значительная часть его рукописей и уже подготовленных сочинений, Коменский поселился в Амстердаме. Европейской известности он достиг прежде всего благодаря своим учебникам по языкам — «Открытая дверь языков» (1631) и «Чувственный мир в картинках» (1658). Разрабатывал Коменский и проблемы перевоспитания общества и исправления общественных порядков. Он никогда не забывал о своей родине, стремился с помощью европейских политиков, особенно шведских, повлиять в 40-е годы XVII в. на решение чешского вопроса, не понимая, впрочем, что возрождение добелогорских порядков в создавшейся ситуации нереально. Свое разочарование результатами Вестфальского мира он выразил в «Завещании умирающей матери Братской общины» (1650). Одним из важнейших сочинений чешской литературы той эпохи является произведение Коменского «Лабиринт света и рай сердца» (1623). Здесь в аллегорической форме изображена картина современного мира и общества и предложен путь к исправлению, который автор видел в «соединении человека с Богом». Как и другие философские сочинения Коменского, «Лабиринт» проникнут глубокой религиозностью. Именно религиозные убеждения помешали Коменскому последовательно защищать сенсуализм и эмпиризм, так что его взгляды во многих отношениях отставали от прогрессивных течений современной ему европейской философии. Но его педагогическое творчество обогнало эпоху.
|
|
Коменский был выдающейся личностью. Своей деятельностью он внес огромный вклад не только в чешскую, но и в мировую культуру.
Умер мыслитель 15 ноября в Амстердаме, похоронен в На-аРДене.
После подавления сословного восстания 1618—1620 гг. в Чехии стал тормозиться относительно прогрессивный ход экономического развития страны, что обусловило ее отставание от западных государств. Несомненное влияние на положение Чехии имели и общие тенденции развития европейского общества, внутри которого в XVII в. обострились противоречия между нарождающимися элементами капитализма и прежними феодальными отношениями. Наиболее прогрессивным способом разрешения этих противоречий в Европе оказалась английская революция. До определенного момента развитию капиталистических отношений на континенте способствовала и политика Франции, Швеции, Дании. В странах же Центральной, Восточной и Южной Европы в XVII в. укрепляются феодальные отношения. Но региональные различия существовали и здесь. Так, в Польше шляхетское товарное хозяйство производило зерно для западноевропейского рынка, а в Центральной Европе крепостнические отношения переплетались с промышленным предпринимательством. В ряде стран имели место сословные восстания и мощные крестьянские движения. Обострялись и международные отношения.