Торжество католической Контрреформации

Культурная ситуация в чешских землях оказалась крайне неблагоприятной для развития национального элемента. Вскоре после Белогорской битвы в Чехию возвратились иезуиты. В 1623 г. возникла чешская провинция этого ордена, и по всей стране стали создаваться иезуитские учреждения — резиденции ордена и его школы («колейи»). До 1653 г. в чешской провинции действовали 23 иезуитские школы. Правительство поручило иезуитам цензуру всей издававшейся литературы и контроль над типографиями. В марте 1622 г. все магистры-некатолики должны были оставить Пражский университет, который в ноябре того же года был передан иезуитскому ордену. Иезуиты объединили

Пражский университет с Клементинской иезуитской коллегией ш полностью подчинили высшее образование своим целям. Другие монашеские ордена (премонстранты, капуцины и проч.) усилили свои позиции в чешских землях, они увеличили численный состав своих монастырей, стремились приобрести земельные владения.

Венское правительство, понимая, что рекатолизация Чехии и Моравии, где некатоликов было свыше 90%, потребует много времени, действовало постепенно. Первый удар был нанесен не католическим священникам, которых в течение 1621—1622 гг. изгнали из страны. В 1624 г. католичество было провозглашено единственной допустимой в стране религией, так что жителям городов и деревень Чехии и Моравии запрещалось исповедовать некатолическую веру. Во главе католической церкви встал новый архиепископ, избранный в августе 1623 г. воспитанник иезуитских школ Арношт, граф из Гарраха. Церковь заместила городские приходы католическими священниками. Королевские городские рихтаржи тщательно следили за тем, чтобы некатолики не проникали в состав городских и цеховых советов.

В 1627 г. правительство издало патент, предписывавший всем шляхтичам перейти в католическую веру или в течение шести месяцев продать свое имущество и покинуть Чехию. Большинство чешской и моравской шляхты отреклось от своей первоначальной веры и перешло в католичество, но десятки семей и некоторые лица решили эмигрировать. В целом в 1628 г. из Чехии ушло несколько сот человек — представителей шляхты. Вместе с тем покидали страну и многие мещане и евангелические проповедники, которые жили под охраной некатолической шляхты. Среди них был и Ян Амос Коменский. Многие крестьяне также тайно эмигрировали. Это обстоятельство вызвало протест части католической шляхты против насильственной рекатолизации, так как бегство подданных мещан и крестьян лишало феодалов рабочей силы и, следовательно, доходов. Поэтому в дальнейшем была взята линия на проведение идеологических форм рекатолизации. Создавалась сеть городских и сельских школ, проводилась миссионерская деятельность, основное внимание обращалось на воспитание молодежи. Так, в течение нескольких десятилетий удалось обратить в католическую веру шляхту, большинство горожан и часть крестьянства, особенно представителей молодого Поколения.

Рекатолизация Чехии нанесла большой урон национальной Культуре страны. В предбелогорский период культура Чехии вырастала из европейского гуманизма и Ренессанса, опираясь на Реформационную идеологию. Католическая церковь, завладевшая

в побелогорский период школой и типографиями, сделала невозможной публикацию сочинений, где выражались взгляды, отличные от официальной церковной идеологии. Непосредственный контакт с добелогорским культурным развитием поддерживала лишь часть интеллигенции и эмиграция творческого толка. Так чешская культура разделилась на две ветви: официальное направление, служившее католической идеологии и интересам господствующих кругов, и направление, продолжавшее добелогорские традиции. Эта последняя ветвь не имела перспектив и постепенно отмерла. В первые побелогорские годы (до 1628-го) в Чехии еще писал свои сочинения Ян Амос Коменский. В 1626 г. закончил свою хронику Микулаш Дачицкий из Геслова. Но наиболее важные сочинения, продолжавшие традиции добелогорской письменности, создавали эмигранты — Павел Скала из Згоры, Павел Странский и др. В Чехии же литературное творчество оказалось в руках иезуитов и превратилось в инструмент контрреформационной пропаганды. В нем преобладали религиозные сюжеты, и официальная литература, во многом ориентированная на тематику, близкую к городской и сельской народной массе, в значительной мере продолжала традицию средневекового церковного творчества. Оживился культ религиозной мистики — легенды о жизни и мучениях святых внушали читателям веру в чудеса. Идейный и художественный уровень такой литературы был весьма низок.

Более действенным средством воспитания народных масс являлось изобразительное искусство в духе патетического барокко, зародившегося в Италии. Церковные институции, приглашавшие художников строить и украшать храмы, побуждали творцов подчеркивать религиозное содержание произведений искусства и выражать идейные принципы церкви. Светские феодалы строили свои дворцы также в раннебарокковом стиле. Классический пример таких сооружений — сохранившийся до нашего времени замок Альбрехта Валленштейна. Этот обширный дворец на пражской Малой Стране с садом, манежем и другими элементами вырос в 1623 — 1630 гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: