Культурно-просветительское движение

Активное участие болгар в русско-турецких войнах второй половины XVIII — первой половины XIX в. и их попытки выступить против угнетателей с оружием в руках привели к неутешительным результатам. Репрессии, к которым прибегали османы всякий раз после ухода с Балкан русских войск, ослабляли

болгарский народ, вынуждали массы людей эмигрировать в Валахию, Молдавию, Сербию и на юг России. Отчасти в силу этих обстоятельств, а также следуя общей логике развития славянского национального Возрождения, усилия болгар в 30—50-е гг. XIX в. сосредоточиваются прежде всего в сфере образования и просвещения. Главными идеологами и видными организаторами этого этапа культурно-просветительского движения болгар были Петр Берон и Васил Априлов.

Петр Берон (1800—1871) происходил из зажиточной семьи жителей города Котел — родины Софрония Врачанского — и был одним из первых болгар, получивших европейское образование вначале в Греции, а затем в германских княжествах, где в 1831 г. он получил степень доктора медицины. Еще в 1824 г. Берон составил и издал на новоболгарском языке в трансильванском городе Брашове — одном их традиционных центров болгарской эмиграции — так называемый «Рыбный букварь» (издание осуществлено на средства болгар — торговцев рыбой). Это был первый болгарский светский учебник, помимо традиционного букварного материала насыщенный сведениями по математике, физике, астрономии, биологии и другим предметам. Букварь предназначался для болгарской школы, зарождавшейся прежде всего в болгарской диаспоре, и включал методические советы для учителей, решившихся отказаться от традиционного «келийного» обучения.

Букварь Петра Берона и вышедшее в 1829 г. историческое сочинение российского слависта Юрия Венелина «Древние и нынешние болгары» подтолкнули к активной деятельности проживавшего в Одессе болгарского коммерсанта и общественного деятеля, врача по образованию В. Априлова (1789—1847). Характерно, что большую часть своей жизни, до 40-летнего возраста, Априлов был уверен в том, что культурное развитие болгар возможно только путем их эллинизации и интеграции в греческую культурную среду. После прочтения труда Венелина в 30-е гг. XIX в. он начинает прилагать большие усилия для организации системы новоболгарского образования. В 1835 г. при его активном участии была создана школа в г. Габрове — первое светское заведение в Болгарии, основанное на принципах взаимного обучения. Развернутая организация системы новоболгарского образования изложена Априловым в его вышедших в России книгах «Заря новоболгарского образования» (1841, дополнена в 1842) и «Мысли о современном болгарском образовании» (1847).

Большой вклад в развитие новоболгарского образования внес еще один уроженец г. Котел Неофит Возвели (1785—1848). В 1835 г. он в соавторстве с составителем и переводчиком с греческого

языка многих учебников для болгарской школы Э. Васкидови-чем издал в сербском г. Крагуеваце «Славяноболгарское дето-водство» — небольшую педагогическую энциклопедию в шести частях. В 40-е гг. XIX в. в Болгарии открываются первые школы для девочек, а в 1846 г. в г. Копривштице начинает работать классное училище — первое учебное заведение европейского типа, основанное выпускником одесского Ришельевского лицея Найденом Геровым. К 1856 г. такие школы уже существовали во многих болгарских городах — Пазарджике, Калофере, Пловдиве, Стара Загоре и др. Среди работавших здесь учителей становилось все больше выпускников российских учебных заведений — Ришельевского лицея, Нежинского института, духовных семинарий в Киеве, Одессе и Херсоне. В 50-е гг. XIX в. в Болгарию возвращаются первые питомцы российских университетов в Киеве и Москве, Московской духовной академии. Значительная их часть смогла получить образование благодаря финансовой поддержке русского правительства, болгарских благотворительных организаций в Одессе и Москве.

В 30—50-е гг. XIX в. активизируется выпуск книг и периодических изданий на болгарском языке. Приоритет среди книжной продукции принадлежал учебной литературе. Большая часть книг была переведена с греческого и издана в Сербии и Валахии, но многие учебные пособия (около 20 названий) были переведены с русского и опубликованы в Москве, Санкт-Петербурге и Одессе. В самой Османской империи до Крымской войны опубликовано более трехсот названий книг на болгарском языке, преимущественно нравоучительного и религиозного содержания. В 1842 г. в малоазиатском г. Смирне К. Фо-тинов стал издавать первый журнал на болгарском языке — «Любословие» (в 1842, 1844—1845 и 1846 гг. вышло 24 номера). Основателем первой болгарской газеты, появившейся в 1846 г. в Лейпциге, был Иван Богоров (всего вышло три номера). С 1848 г. Богоров начал выпускать в Стамбуле «Царьградский вестник», издание которого продолжалось до 1862 г.

Оживление духовной жизни болгарского общества привело к становлению новых культурных институтов — читалищ. Существовавшие в нескольких десятках болгарских городов и центров болгарской диаспоры читалища сочетали функции школ, библиотек, клубов, где ставились спектакли, читались лекции, проводились дискуссии. Все вышеупомянутые изменения в культурном облике Болгарии, происшедшие в 30-50-е гг., создали новую Духовную среду, в которой интенсивно продолжалось формирование болгарской нации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: