Начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви

Подъем национального самосознания болгар в 20—50-е гг. XIX в. поставил на повестку дня национального движения вопросы политической организации формирующейся болгарской нации. Наряду с безуспешными попытками обрести автономный статус под протекторатом России актуальной становится задача создания самостоятельной болгарской церкви. После ликвидации Тырновской патриархии в конце XIV в. болгарские епархии были переподчинены Константинопольской патриархии, имевшей в Османской империи статус представительницы интересов православного населения перед султаном. Это положение соответствовало как системе этнополитической организации Турции, население которой было разделено на конфессиональные общности — миллеты, так и интересам балканских православных народов, вместе переносивших тяготы османского ига и противостоявших идейно-культурному натиску со стороны исламского государства.

При этом в силу традиции, подкрепленной политическими привилегиями, греческое духовенство занимало ведущее положение в церковной иерархии болгарских земель, а культурное влияние греков на болгар постоянно росло. После завоевания Грецией независимости в 1830 г. греческое население Османской империи, и не в последнюю очередь духовенство, испытывало большой подъем национального духа. В это время была сформулирована в качестве официальной так называемая «Великая идея» — концепция, отражавшая грандиозные планы греческой национальной элиты о восстановлении Византийской империи в границах XI—XII вв. Центральное место в этих планах занимала Константинопольская патриархия, резко усилившая духовный натиск на болгарское население через греческих епископов.

Отдельные конфликты болгарского населения с греческим духовенством имели место еще в начале XIX в. В 1824 г. жители г. Враца во главе с Д. Хаджитошевым изгнали из города греческого владыку Мефодия, в 1829 г. аналогичный случай произошел в г. Самокове. Наиболее острым и масштабным стал конфликт между тырновчанами и греческим митрополитом Панаре-том в 1838 г., получивший значительный отклик в болгарских землях. Годом позже возникают и легальные возможности для борьбы за самостоятельную болгарскую церковь. В 1839 г. османское правительство издает так называемый «Гюльханейский хатт-и-шериф» — султанский указ о равноправии всех подданных империи, ставший одним из центральных актов торжественно

провозглашенной эпохи реформ — Танзимата. Хотя провозглашенные в нем права по большей части оставались фикцией, хатт-и-щериф дал болгарам законное основание подать правительству петицию о решении некоторых назревших проблем, в том числе о замене Панарета болгарским митрополитом Неофитом Возвели — видным деятелем национального Возрождения. Однако власти приняли сторону греков и отказали тырновчанам. Отказ еще более всколыхнул болгар уже не только в Тырновской епархии, но и в других болгарских землях, а также в крупных центрах диаспоры.

Во главе движения за равные права болгар и греков в конфессиональной сфере встали видные представители болгарского духовенства, игравшие большую роль в деле национального Возрождения, — Неофит Возвели и Илларион Макариопольский. Их главными противниками были так называемые «фанариоты» (букв, «выходцы из стамбульского квартала Фанар» — влиятельные в Османской империи столичные греки, из среды которых столетиями формировались и иерархия Константинопольской патриархии, и немногочисленная православная знать османского государства). По ложному обвинению последних Возвели был отправлен в ссылку в Хилендарский монастырь на Афоне и провел там четыре года.

В 1844—1845 гг. центр борьбы за самостоятельную болгарскую церковь перемещается в османскую столицу, многочисленное и влиятельное болгарское население которой становится главной опорой движения. Его программа была сформулирована в прошениях, которые направили в это время султану Н. Возвели и И. Макариопольский, и сводилась к следующему: церковная иерархия в болгарских землях должна формироваться из болгар и получать строго определенное вознаграждение за службу; богослужение необходимо отправлять на болгарском языке; болгарам следует иметь в Стамбуле своих церковных представителей при султане, храм, школы и газету. Хотя авторы программы оказались вновь сосланными на Афон, где Н. Возвели и умер в 1848 г., отдельные ее требования были удовлетворены османским правительством, заинтересованным в разжигании болгаро-греческого конфликта.

С 1848 г. в турецкой столице стала выходить болгарская газета, а в 1849 г. в доме знатного болгарина Стефана Богориди, занимавшего высокий пост при султанском дворе, была открыта Церковь св. Стефана. При ней были организованы школа и типография. За болгарской общиной в Стамбуле признавались права отдельной епархии во главе с епископом. Первые успехи в борьбе за самостоятельную церковь, достигнутые несмотря на ожесточенное сопротивление фанариотов, вызвали живой отклик в болгарских землях. С 1851 г., когда 24 мая в Пловдиве известный

деятель болгарского Возрождения Н. Геров организовал торжественное чествование свв. Кирилла и Мефодия, болгарский народ стал отмечать первый национальный праздник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: