double arrow

Основные разряды населения готической Руси


План ответа:

1. Население Киевской Руси

2. Несвободные

-холопы (+источники)

3. Свободные

-бояре(лучшие люди+ дружина)

-смерды (изорники, исполовники, чётники)

-закупы (ролейные/ дворовые)

-городские жители "чадь нарочитая"

-церковные служители

-гости

-иностранцы

-рядовичи

-изгои (+ 4 источника изгойства)

1.Население в Древнерусском государстве ещё не было разделено по твёрдым сословным принципам. Население делилось на 2 разряда: свободные и несвободные.

2. Несвободные («робы», или холопы).Холопство полное, потомственное, вечное. По своему положению холоп напоминал вещь. Холпы: Обельный холоп – полный; Челядь – домашняя прислуга

- существовала возможность выкупиться на свободу

- мог обладать определенным имущественным комплексом (об этом свидетельствует следующее положение РП «Аще холоп на волю выкупится»)

- не является субъектом права, является вещью – за убийство платился урок, а не вира

- нет самостоятельной ответственности

- лишен правоспособности

- не может быть свидетелем

- смерды имели рабов, рабство распространено

После введения христианства:

- отсутствие жесткой эксплуатации, рабство носило патриархальный характер, раб рассматривался как младший член семьи

- РП: если господин имел ребенка от рабыни, то после смерти господина они получали свободу

- Устав Владимира Святого: дети, освобожденные вместе с матерью, получали еще и часть имущества отца

- к. XIV: увечье, нанесенное холопу, являлось достаточным основанием для его освобождения .

Способы установления холопства:

продажа в рабство (за долги) – архаический способ (Обязательны свидетели!)

женитьба на рабыне без оговорки статуса – из византийского права.

ключничество или тиунство без оговорки статуса.

рождение от холопа

несостоятельность по обязательствам

военный плен.

бегство закупа у господина

преступление.

На Руси существовало 2 сферы, в которых использовался труд рабов: домохозяйство (такие рабы назывались челядью); с/х (труд на земле частного собственника).

3. Свободные.Среди свободного населения различают прежде всего людей (ср. герм. die Leute) – «людье», или «мужи». Однако уже на ранней стадии просто «люди» начинают противопоставляться «княжим мужамъ» (ср. двойную виру по РП за убийство последних). Изначально же жизнь каждого свободного человека ценилась одинаково.) Когда нужно было указать ту или иную группу населения, летописец говорит о «лутших», «старейших», «вятших», «нарочитых», «простых», «черных» людях. Была и более общая градация: жители пригородов – «мезиньи люди», горожане – «градские».

БОЯРСТВО – высший разряд свободного населения. В основном – представители старой родоплеменной аристократии. Это так называемые бояре земские, которые были крупными земле- и рабовладельцами. РП знает боярских тиунов, дружинников, холопов Бояре назывались тж. огнищанами (изначально огнищанин – хозяин, домовладыка. Но уже в южнославянских источниках это – раб). Класс бояр образуется из двух элементов: во-первых, из лучших людей среди жителей каждой земли, во-вторых, из высших чинов княжеского двора - дружинников.

Лучшие люди правильно (хотя и искусственно) называются земскими боярами (в противоположность боярам княжеским). Этот класс везде образуется из людей высших по родовому старшинству (происхождению, отчего члены его называются старейшинами), по власти в своём обществе и, наконец, по высшей экономической состоятельности (термин «лучшие люди» в следующем периоде означает людей более богатых).

Специально дружиной называется двор князя. Члены двора (слуги князя) лица не совсем полноправные, ибо служба только тогда не вела к холопству, когда это именно было оговорено в договоре, что в действительности совершалось редко. Но служба князю, который был не только частным лицом, но и правителем государства, давала возможность слуге получить сразу высокое положение в обществе. Кроме княжеской дружины, были дружины боярские, члены которых также вошли в состав высшего класса. Тем не менее, боярство Древней Руси не имело ни сословной корпоративности, ни сословных привилегий. Однако в сфере прав наследства боярам приписывают привилегию передавать наследство дочерям при неимении сыновей. В сфере личных прав огнищане (или княжьи мужи) ограждаются двойной вирой при убийстве и высшей продажей за муку (однако вознаграждение потерпевшему за муку – 1 рубль, как и у смердов). В сфере прав имущественных боярам приписывалось право владения селами.

Княжья дружина состоит из подручных князя: старшая дружина – бояре; младшая дружина – гридни, отроки, мечники и т.д.

Примечательно, что никаких особых моментов по поводу статуса бояр в корпусе русского права в тот период не было. НО: см. указание в РП на уплату двойной виры за убийство «княжа моужа»: 80 грн = 40 грн (урок – как за холопа) +40 грн (упущенная выгода).

Ср. древнерусская вира = 2 части: 40 грн (головничество – родственникам)+ 40 грн (вира – в пользу князя).

СМЕРДЫ (смьрдъ – др.-рус. ‘муж’, т.е. юридически свободный человек). В обширном смысле – все свободное население, исключая бояр и духовенство, в тесном смысле под смердами разумеются сельские жители. Свободные смерды, жившие на землях частновладельческих, назывались изорниками (занимал пахотные земли, платил ¼ урожая), исполовниками (занимал огород, платил 1/2 дохода), чётниками (занимали исад – «рыболовный участок»). Срок найма одногодичный. Наемщик обыкновенно брал у хозяина покруту (т.е. вспоможение деньгами, хлебом, орудиями производства), а при отказе обязан был ее возвратить.

РП: личные права (за мучение смерда без княжеского повеления полагается за обиду 3 гривны); права на вещи и права наследства (если после смерти наследодателя у него есть только дочери, имущество считается выморочным и переходит государству, дочерям выделяется только приданое); право иска.

Находится под защитой рода. За убийство взыскивается вира и головничество. В этом отличие смерда от тиуна и огнищанина, которые передаются родом под защиту князя, а двойная вира за их убийство складывается из собственно виры и головничества, которое всегда шло семье умершего. Убийство смерда князь рассматривает как упущенную выгоду от работы. Дань, уплачиваемая смердом символическая – «куница с дыму».

Основа с/х населения.

В некоторых случаях правоспособность ограничена (см. по РП положения о наследстве: если наследники – только дочери, то всё имущество переходило князю, хотя он и должен был при этом дать за дочерьми приданое). Др. норм, ограничивающих правоспособность смерда, НЕТ!Свободный человек, даже находящийся в услужении, защищён своей общиной-родом, положение о кровной мести остаётся в силе. Поэтому убийство смерда князь рассматривает как упущенную выгоду от работы, вернее, как потерю источника дани, т.к. смерд в данном случае выступает больше как налогоплательщик: потеря смерда=потеря княжьего имущества. Следовательно, право взыскивать виру оставляет за собой его род – семья.

Известно при этом, что вира слуг князя – тиунов, огнищан – платится в двойном размере, т.к. такие люди, перейдя на службу князю, став его привилегированными холопами, вышли из-под родовой защиты. Род передал право их защиты князю. Т.о., двойная вира складывается из виры в широком смысле (шла князю всегда) и головничества (=вире – сумма, которая всегда шла семье убитого).

В противовес тиуну и огнищанину смерд и закуп продолжают оставаться под защитой рода. Но князь, чтобы не терять своей выгоды, берёт с убийцы, перед тем как тот будет сам убит или заплатит виру и головничество, свой особый прибыток, возмещая таким образом ущерб себе.

ЗАКУПЫ – зависящее от князя население; зависимый смерд, изменивший свою природу. Обедневшие смерды нанимались в работу = шли в закупы. Закупы: ролейные (рало – ‘соха’), дворовые (жили на дворе хозяина)Бедные смерды нанимались в работу – шли в закупы. Закупы были ролейные (т.е. земледельческие, от слова «рало», т.е. соха) и дворовые (жили на земле хозяина). Закуп – человек, отрабатывающий долг собственным трудом. Юридически свободны, но зависимы в экономическом плане. Должен был отработать долг за 1 год, в течение или по истечении которого он обязан был возвратить долг, проценты.

При неуплате долга закупа отводили на торг и продавали.

- личные права: если господин бьет без дела, то ответственность как за избиение свободного

- свидетельство на суде по незначительным делам

- в крупных тяжбах от имени закупа выступал господин

- имущественные права

- имущественная ответственность – платит за погубленный плуг; однако, если украдет на стороне, то ответственен господин

- запрещалась передача, продажа закупа.

- владение имуществом (отарица), защита от посягательств

- при попытке бежать обращается в раба. Не считается побегом, если закуп отлучился явно, бежал к князю, судьям, не стерпев обиды.

ГОРОДСКИЕ ЖИТЕЛИ:

а) чёрный люд (простые жители);

б) городской патрициат (богатые).

Разницы в правах не было.

Разное материальное положение.

Свободное население (кроме бояр), проживающее преимущественно в городах. В этот класс входят гости (чужестранные торговцы) и купцы (право госслужбы и землевладения). Низший разряд городских обывателей именуется чёрными городскими людьми (молодшими). Представлял собой открытый класс для всех свободных лиц. Они не платят дани, чем и отличаются от сельских жителей.

РЯДОВИЧИ – наёмные работники князя, подрядившиеся к кому-либо на работу или службу. Ср. ст. 5 КРП: «А въ рядовници княжи 5 грн…» .

ЦЕРКОВНЫЕ СЛУЖИТЕЛИ. Обособленная группа населения. По сути, первое и единственное на тот момент сословие (самое древнее – с 988 по 1917 гг.). Полностью изъяты из-под юрисдикции светской власти.

ГОСТИ – иноземные купцы. Имели право на преимущественное получение долга.

ИНОСТРАНЦЫ – колбяги, варяги. Закон проявляет снисхождение к ним (ср. ст. 18 КРП: 2 послуха вместо 7; ст. 10 КРП: видоков не нужно, только рота). Варяги – иностранцы – военные наёмники.

Колбяг – 1) иноземец восточного происхождения, возможно араб;

2) некоторая проф. группа варягов;

3) северные славяне, переселившиеся в землю новгородских словен;

4) купцы, торговцы и ремесленники, происходящие из карело-финского окружения новгородской земли.

ИЗГОИ. (гоити) – жить; поменял среду обитания. Наличие такого разряда населения отражает менталитет эпохи варварства, когда не было понятия человеческой личности, человек являлся таковым постольку, поскольку относился к какому-либо коллективу. Выход, изгнание из коллектива оставляло его один на один с окружающим миром, теперь некому было оказывать помощь в суде, в уплате дикой виры. Изгои – это церковный слой людей под покровительством церкви.

За убийство изгоя назначается та же вира, что и за убийство свободного человека.

Находятся под опекой церкви (изгои суть род церковных людей).

Источники изгойства (содержатся в Уставе Всеволода Мстиславовича):

князь осиротеет;

попов сын грамоте не умеет;

купец одолжает;

холоп на волю выкупится;

изгнание из рода в порядке его самоочищения.

Викинг – скандинавский аналог изгоя (означает уклоняться)- чел, уклонившийся от основного своего жизненного предназначения, довлеющего над ним из-за того, что он родился в определенном роду. Изгоями могут быть лица только мужского пола.


Сейчас читают про: