Скульптура эпохи Архаики

Переодизация:

- XI-IX вв. Гомеровский период

- IX-VIII вв. Геометрический период

- VII-VI вв. Архаика

- 490-450 гг. Ранняя классика. Пифагор Регийский, Критий и Несиот, Мирон

- 450-410 гг. Высокая классика. Эпоха Перикла. Фидий и Поликлет

- 404-325 гг. Поздняя классика. Скопас, Пракситель, Лиссипп, Леохар

- Кон. IV – до I в. до н.э. Эллинизм

СКУЛЬПТУРА ЭПОХИ АРХАИКИ

В начальном периоде архаики процесс сложения нового изобразительного искусства шел медленно. Ни скульптура, ни живопись геометрического стиля не накопили значительного художественного опыта. Поэтому скульптура и монументальная живопись, но существу, находились в состоянии становления.

В 7 в. до н. э. продолжали существовать еще очень древние формы скульптуры. Древние эллины продолжали, например, поклоняться дельфийскому фетишу — большому камню в священной ограде Дельф, обозначавшему пуп земли. Объектом поклонения служили и сохранившиеся кое-где до 5 в. до н. э. каменные или деревянные идолы — ксоаны. Примером влияния поздних ксоанов на монументальную культовую пластику может служить группа памятников 7 в. до н. э., в частности известная статуя из святилища Артемиды Делосской. Все же скульптуры такого типа свидетельствуют о появлении интереса к передаче пластической весомости объемов.

Пуп земли - камень-фетиш (байтил) находился около дельфийского храма Аполлона и назывался Омфал

ШКОЛЫ (КРИТСКАЯ, ИОНИЙСКАЯ, АРГОССКАЯ, АТТИЧЕСКАЯ)

Критская школа: принципы деревянной скульптуры – призматический блок, сходство с идолом-ксоаном; четырехфасадная форма, плотно прижатые руки.

Ионийская школа: не конструкция, а обработка поверхности, излюбленная тема – одетая женская фигура с «орнаментальными» складками тонкой ткани.

Аргосская (Дорийская) школа: основная тема – архаический Аполлон-курос, приземистые прямоугольные пропорции, шарнирные движения, подчеркнутый стык форм. Египетское влияние: выдвинутая нога, опущенные руки. Греческая особенность: совершенно обнаженная, свободно стоящая фигура. Функция куросов: наиболее часто встречаются в качестве надгробий (идеал зрелой молодости как символ вечности), могли быть вотивными статуями (посвящаться божеству).

Аттическая школа: совмещение конструктивизма дорийской и «живописной» декоративности ионийской школ. В древности надгробными памятниками служили колоссальные амфоры, близкие по размерам человеческому росту (Дипилонская амфора геометрического стиля). Позднее в архаическую эпоху над погребениями чаще можно видеть образы куросов.

Архаическая улыбка — особенный тип улыбки, использовавшийся скульпторами греческой архаики, в особенности во второй четверти VI в. до н. э., возможно, для того, чтобы продемонстрировать, что предмет изображения — живой. Эта улыбка плоская, и выглядящая достаточно ненатурально, хотя при этом она является признаком эволюции скульптурного искусства к реализму и его поисков.

Б. Р. Виппер: «Почти у всех архаических статуй лицо озаряет улыбка, совершенно не зависящая от ситуации, которую изображает статуя, а иногда и наперекор всякой логике блуждающая на лице смертельно раненного, глубоко огорченного или озлобленного. Происходит это вследствие некоторого несоответствия между содержанием, которое стремится воплотить художник, и средствами выражения, которыми он располагает.

Художник ставит своей задачей индивидуализировать образ, оживить, одухотворить его, но метод обработки лица как плоскости, находящейся под прямым углом к двум другим плоскостям головы, приводит к тому, что черты лица (рот, вырез глаз, брови) закругляются не в глубину, а вверх, и это придает лицам греческих архаических статуй выражение улыбки или удивления».

Критская школа Ионийская школа Аргосская (Дорийская) школа Аттическая школа
Артемида Делосская, посвященная Артемиде Никандрой. Наксос. VII в. до н.э. Гера с о. Самос, 560 г. до н.э. Полимед Аргосский, Клеобис и Битон Аттический курос Курос из Анависоса

КУРОСЫ

Функциональное назначение статуй куросов, особенности канона исполнения

Куросов иногда называют архаическими «Аполлонами», но они не были культовыми статуями и не изображали конкретное божество. Чаще всего, это были приношения в храм мужского божества, заменяющие кровавые жертвы. Большинство из них происходят из святилищ Аполлона, очень редко – Посейдона (святилище на мысе Сунион). Встречаются даже, но крайне редко куросы из женских святилищ Афины и Геры. Известно назначение куросов как надгробных памятников, которые вытеснили древнейшие антропоморфные глыбы, устанавливаемые на могилах раньше. Изваяния не имели портретного сходства с умершим, но они должны были напомнить родственникам и друзьям о красоте молодости. Именно поэтому возрастные характеристики куросов колеблются весьма незначительно, представляя во всех случаях отрочество или зрелую юность.

Внешний вид подобных статуй сложился еще в VII в. Прямая постановка в пространстве, прижатые к телу и слегка согнутые в локтях руки со сжатыми кулаками, левая нога выдвинута вперед с тем, чтобы передать динамику шага. Куросы изображались обнаженными, если не считать пояса – которые по виду напоминает критские женские пояса – ожерелья и ремешка на голове. В некоторых редких случаях изображалась обувь. Бронзовые воины имели шлем и пояс. Конечно, куросы не были воинами, только пояс позволяет вспомнить о традициях критской борьбы с захватом за пояс, и в этой связи гипотетически приписать куросам спортивно-атлетический статус.

Детали фигуры моделированы достаточно убедительно, но нереалистично. Статуя предполагает строго фронтальную точку обозрения. Ее монументальность достигается не столько единством всех элементов, сколько позой и размером. Видно, что художник не вполне освободился от ощущения границ каменного блока, о чем свидетельствуют плоские широкие скулы юноши. Зато графическая проработка верхней части лица очень удачна.

ФРОНТОННАЯ ГРУППА ХРАМА АРТЕМИДЫ НА О. КОРФУ

Самая ранняя скульптура в архитектуре канонических ордеров была из глины. Это были, прежде всего, головы животных, изготовленные методом формовки и украшавшие водостоки и кровлю. Подобное скульптурное убранство было известно в Коринфе. Остров Корфу (Керкира) находился в сфере коринфского культурного влияния. Именно здесь была обнаружена самая ранняя мраморная фронтонная группа, представляющая в центральной зоне Горгону и двух леопардов.

Единства масштабов для фигур центра и периферии здесь нет. Малые фигуры исполнены более объемно, чем крупные. Важную роль играла раскраска, которая не только подчеркивала контуры фигур, но усиливала низкий орнаментальный рельеф на одежде, покрытой меандром. Особенно интересна фигура Хрисаора – она сделана мастерски для такой ранней даты. Его отталкивающая гримаса имеет более приятный вид снизу, что свидетельствует об умении художника учитывать угол зрения, что так важно для архитектурной пластики.

Особенности композиции архаического фронтона: геральдическая осевая композиция с повышенным центром, значительный перепад масштабов фигур от центра к периферии, одноплановость.

Храм Артемиды на о. Керкира (Корфу), 585 г. до н.э.

СКУЛЬПТУРЫ ХРАМА АФИНЫ НА АКРОПОЛЕ ПРИ ПЕЙСИСТРАТЕ

Большинство древней пластики, обнаруженной на Акрополе, было исполнено из известняка, оштукатурено и расписано. Основная масса скульптур датируется концом тирании Пейсистратидов, то есть около 510 г. Однако самые ранние статуи, обнаруженные на Акрополе, все же мраморные. Они не могут быть датированы временем позже 580-70 гг. Мраморные фрагменты представляют собой фигуру Горгоны для акротерия, превосходящую по качеству дипилонскую голову, а также, вероятно, образ Персея и рельефные изображения леопардов, показывающими прогресс в сравнении с изваяниями в Корфу.

Около 520 г. убранство из известняка было заменено на мраморное. Здесь особенно выделяется сцена гигантомахии, где движение передано сильно и убедительно и соблюдено единство масштаба. Именно это произведение ближе всего соотносится с раннеклассическими фронтонными группами храма Зевса в Олимпии.

Коры – женские вотивные (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) статуи могли быть выполнены для Афинского Акрополя периода Архаики ионийскими мастерами, приехавшими в Аттику.

Кора в пеплосе, 540 г.; Кора с Афинского Акрополя, 510 г.

Трехглавый Тифон, фрагмент восточного фронтона первого Гекатомпедона на Афинском акрополе, ок. 560 г. до н.э.

 

Группа животных: львица, когтящая быка; лежащий лев - могут относиться к фронтонной группе древнего храма Афины к югу от Эрехтейона

Мосхофор (человек, несущий теленка) с Афинского акрополя. Мрамор. Около 570 г. до н. э.

Сцена гигантомахии

СОКРОВИЩНИЦА СИФНИЙЦЕВ В ДЕЛЬФАХ

Самой ранней сокровищницей в Дельфах является сокровищница Сикионцев, относящаяся к 560 году. Сооружение представляет собой периптер. Специфика композиции состоит в том, что иногда один и тот же объект переходит с одной метопы на другую (корабль Арго), или одна сцена изображена на двух метопах (Каледонская охота). Моделировка рельефов отличается тонкостью и мастерством.

Группа заднего фронтона интересна тем, что фигуры второго плана были выполнены вместе с фоном; причем в нижней части рельеф более низкий, а в верхней – приближается к круглой скульптуре. Фигуры выдержаны в едином масштабе с небольшим увеличением образа Зевса, помещенного в центре и сокращением в изображении других действующих лиц и коней по сторонам.

Восточная сторона фриза сокровищницы разделена на три части, объединенных единой темой Олимпа. На фризе также присутствовали эпизоды Троянской войны. На щите одного из воинов с северной стороны фриза сохранилась авторская надпись, которая может быть расшифрована как «Эндойс» или «Аристион Паросский». Известно, что эти художники работали вместе. Скорее всего, Эндойсу принадлежали наиболее ответственные участки заказа с востока и севера. Его коренастые большеголовые фигуры исполнены объемно, несмотря на низкий рельеф. В целом его образы напоминают афинские краснофигурные росписи на вазах. Второму мастеру, работающему в ионическом стиле можно приписать южную и западную части фриза, а также кариатид.

Северный фриз сокровищницы сифнийцев. Мрамор. Около 525 до н. э.

АВТОРЫ АРХАИЧЕСКИХ СТАТУЙ

Антенор (Тираноборцы)

Антенор известен как автор группы тираноборцев Гармодия и Аристогитона, низвергнувших тирана Гиппарха в 514 году. Группа была создана вскоре после изгнания семьи тирана в 510 г. Затем увезена Ксерксом в Персию. Важно отметить, что тираноборцы Антенора – первый гражданский памятник, отражающий недавние события и изображающий конкретных исторических деятелей, не являясь, конечно, при этом портретом.

Подпись Антенора присутствует на базе из Афинского Акрополя, на которой в свое время находилась статуя коры, превосходящая натуральную величину. Это изваяние отличается монументальностью. Ионические одежды коры характеризует мужественная элегантность, отличающая эту статую от других подобных изображений этого времени. Похожая трактовка тела и драпировок присутствует в женских фигурах храма Аполлона в Дельфах.

Тираноборцы Гармодий и Аристогитон 510 г. до н.э.

Позднеархаическая «Кора Антенора», скульптор Антенор, ок. 520 до н.э.

Архерм Хиосский (Делос, Афины)

работа, представляющая первое, изображение крылатой Ники. Ника представлена в позе коленопреклоненного бега и датируется 550 годом. Надпись на базе указывает, что автором был Архерм, а посвятителем – Миккиад. Французские археологи обнаружили недостающий фрагмент статуи, который свидетельствует, что под пеплосом Ники находился ярко раскрашенный хитон. Статуя показывает, что в северной Ионии (Хиос, Клазомены, Смирна) не было принято изображать в скульптуре сферические головы. Здесь более характерно изображение волнистых прядей на лбу.

Ника Архерма, 550 г. до н.э.

Аристион из Пароса, Паросский (Фрасиклея)

Этот мастер работал в соавторстве с Файдимосом и Аристоклом, что предположительно может показывать их принадлежность к одной и той же мастерской. Видимо, первые навыки скульптурной работы Аристион получил на Паросе, где издревле находились мраморные разработки, а потом применил свое умение в работе над статуями в Аттике. Ему приписывают монумент в виде стелы, две статуи куросов и знаменитую фигуру коры Фрасиклеи из Меренды. Лишенная складок одежда, под которой угадывается совсем юное тело девушки, была расписана. Где бы ни учился мастер, но его художественный почерк следует признать совершенно аттическим. Юная Фрасиклея, умершая, едва достигши возраста замужества, кажется современному зрителю самой прекрасной из аттических кор.

Стела Аристиона, Кора Фрасиклея из Меренды

Файдимос (Мосхофор)

Мы имеет три подписи мастера Файдимоса: на базе стелы с могилы Хайредемоса (Chairedemos), которой также приписывают рельеф с копьеносцем; на базе для статуи коры от погребения Филы (Phile) (Фила – либо имя собственное, либо прилагательное «дорогая, любимая»); на основании стелы Архиаса и его сестры. Базы датируются 560-540 г.г. Стилистика исполнения фрагмента ноги Филы (характерный квадратный ноготь на большом пальце) позволяет расширить круг произведений, приписываемых мастеру.

Это не только стела с Горгоной и одна из кор Акрополя, но также знаменитый Мосхофор. Это – ранняя работа мастера 60-х годов. Тяжелые руки и трактовка волос напоминает ранних аттических куросов. Сопоставление головы быка и юноши – интересная композиционная находка, которая вместе с общим совершенством резьбы оправдывает горделивый псевдоним художника.

Мосхофор (человек, несущий теленка) с Афинского акрополя. Мрамор. Около 570 г. до н. э.

Эндойс – «ученик Дедала» (голова Райе, сидящая Афина из Афинского Акрополя)

Этот мастер считается легендарным учеником Дедала, работавшим в Афинах. Согласно Павсанию, им были выполнены сидящие статуи Афины для Афин и Эритры (в Ионии; из дерева) и для Тегеи (из слоновой кости). Плиний добавляет, что он исполнил также статую Артемиды для Эфеса (из дерева или кости). Считается, что сидящая Афина, обнаруженная на Акрополе и есть работа Эндойоса.

Степень ее сохранности говорит о том, что она была пощажена персами, и ее, вероятно, мог видеть Павсаний. Контраст между этой фигурой и ионийскими сидящими статуями разителен. Здесь Афина представлена с напряженно согнутыми руками. Вся ее поза передает мгновенное движение, словно богиня готова встать. Мастеру принадлежат также рельефы: знаменитый рельеф с игроком в мяч с базы от надгробного куроса, обнаруженной у Пирейских ворот в Афинах, и рельеф с изображением керамиста, держащего два сосуда, относящийся к одному из посвятительных даров Акрополя.

У Пирейских ворот были также обнаружены пописанные базы Эндойса и его соавтора Филергоса от надгробных памятников, один из которых представлял собой сидящую раскрашенную фигуру погребения Нилонида, а другой – в виде фрагментов большого куроса – является статуей, которой некогда принадлежала знаменитая «голова Райе». Последняя скульптура была надгробным монументом самосца Леанакса. Изысканная трактовка подстриженных и тщательно уложенных волос Райе напоминает прическу керамиста с рельефа Акрополя. Есть стилистические совпадения и с игроком в мяч.

Стилистика мастера, представленная описанными произведениями, прочитывается также в архитектурной скульптуре. В частности, северный и восточный фризы сокровищницы Сифнийцев могли быть исполнены с его участием.

Голова Райе. Около 520 г. до н.э.

Многогрудая Артемида Эфесская

Рельеф с игроком в мяч с базы от надгробного куроса, обнаруженной у Пирейских ворот в Афинах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: