И бюрократического реформаторства

НИКОЛАЙ I: ПОЛИТИКА РЕПРЕССИЙ

ПЛАН

КРИЗИСА ФЕОДАЛЬНО-КРЕПОСТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Тема 13. РОССИЯ ПРИ НИКОЛАЕ I. УГЛУБЛЕНИЕ

1. Николай I: политика репрессий и бюрократического реформаторства....... 2

2. Теория официальной народности. Славянофилы и западники..................... 12

3. Формирование революционно-демократического направления русской

общественной мысли. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, петрашевцы................ 16

 
 


Вторая четверть XIX в. в России связана с правлением Николая I (1825-1855).

Самые первые шаги Николая после коронации были весьма либеральными. Из ссылки был возвращен поэт А.С. Пушкин, главным учителем ("наставником") наследника был назначен В.А. Жуковский, либеральные взгляды которого не могли не быть известны императору. (Впрочем, Жуковский писал о событиях 14 декабря 1825 года: "Провидение сохранило Россию <…> По воле Промысла этот день был днем очищения <…> Провидение было со стороны нашего отечества и трона.")

Историк В.О. Ключевский дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I:

Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть еще сильнее, чем его предшественник.

Главную задачу Николай I видел в укреплении самодержавной формы правления. Решению этой задачи были подчинены следующие мероприятия:

1. Усиление роли Его Императорского Величества Канцелярии в политическом аппарате страны.

Императорская канцелярия, преобразованная при Николае I, была создана еще Павлом Петровичем и работала при Александре I, занималась рассмотрением документации на имя императора, различных прошений. При Николае прежняя канцелярия стала I Отделением. II Отделение отвечало за кодификацию законов, III Отделение стало органом службы внутренних дел, в частности полиции. После смерти Марии Федоровны, матери Николая I, было создано IV Отделение, которое занималось учебными, воспитательными и благотворительными заведениями. Отделения V и VI были созданы как временные (в 1836 и 1843 гг.) для подготовки реформы в государственной деревне и управления территориями Кавказа.

Особо влиятельным и важным стало III Отделение. В его ведомстве находились в различной степени практически все сферы общественной жизни. Доносительство и слежка, контроль над мыслями, печатью, общественными настроениями; контроль над положением в стране, религиозной деятельностью и повседневной жизнью "неблагонадежных" подданных - вот основные функции данного института. Кроме российских подданных - наблюдали за иностранцами. Также, Отделение ведало делами раскольников и тюрьмами, собирало статистические сведения и проверяло деятельность администрации, боролось с коррупцией на различных уровнях.

2. Создание комитетов под контролем царя для решения важнейших государственных дел.

Эти комитеты были созданы Николаем для облегчения контроля над государственными делами. Вскоре, личная канцелярия царя, комитеты и комиссии под его руководством подменяли деятельность Сената, Государственного совета и министерств, делали их ненужными в бюрократической машине управления.

3. Кодификация законов Российской империи.

Попытки кодификации законов в Российской империи были начаты еще в XVIII в. и продолжались при Александре I. Но только Николаю I, который привлек к кодификационной работе М.М. Сперанского, возглавившего Второе отделение Канцелярии, удалось осуществить это начинание.

Новые задачи кодификации формулировались следующим образом:

а) законы должны утверждаться на "непоколебимых основаниях права";

б) они должны определять все части государственного управления, пределы компетенции государственных органов, права и обязанности подданных в соответствии с "духом правления, политическим и естественным положением государства и народным характером";

в) они должны располагаться по строгой системе;

г) они должны содержать в себе правила для отправления правосудия.

Под руководством Сперанского была проведена огромная работа по розыску, сличению и упорядочению отдельных законодательных актов и правительственных распоряжений и подготовило два крупных издания. В 1830 г. вышло 46-е Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), которое вобрало в себя свыше 80 тысяч актов, начиная с Соборного Уложения, которым открывался 1 том, и заканчивая законами 1825 г. (концом царствования Александра I), помещенными в последнем томе. Законодательные акты располагались в нем в хронологическом порядке (то есть по мере выхода). В дальнейшем ПСЗ было продолжено и выпущено еще два издания. Третье издание обобщило законодательство, начиная с 1881 и заканчивая 1913 гг. Наряду с ПСЗ был подготовлен - Свод законов Российской империи. Государственный совет рассмотрел все подготовленные пятнадцать томов Свода и пятьдесят шесть томов Полного собрания законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской Империи с 1 января 1835 г. В нем увидели свет действующие законы, объединенные в 15 томов и расположенные в них уже не в хронологической последовательности, а по тематическому принципу. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.

В основу структуры Свода положено деление права на публичное и частное, Сперанский называл эти две группы законов государственными и гражданскими. В первой группе располагались Основные государственные законы, в которых характеризовалась организация публичной власти (высшие органы власти, учреждения центральные и местные, устав о государственной службе). Затем шли законы, характеризующие организацию управления и устройство казны (уставы казенного управления, о повинностях, таможенный, монетный, горный и др.). Третью группу составляли законы об организации сословного строя (о состояниях). В четвертую входили уставы государственного благоустройства (кредитный, торговый, промышленности, путей сообщения, сельскохозяйственный, почтовый, телеграфный и др.). В особую группу выделялись Уставы благочиния, объединявшие законы о народном продовольствии, общественном призрении, организации врачебной помощи и др. Сюда же относились помещенные в отдельном томе (14-м) уставы о паспортах, о цензуре, о ссыльных, о беглых и др., определявшие законодательное поле деятельности полиции.

Наконец, впервые в российском законодательстве были отделены друг от друга помещенные в разных томах законы гражданские и законы уголовные. Так, в первой половине XIX в. была оформлена система российского права, дожившая в своей основе до последних дней империи.

4. Ужесточение административного контроля за развитием просвещения и культуры.

Предметом особых забот Николая I были печать и образование. Именно здесь, по его мнению, укоренилась "революционная зараза". В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший у современников название "чугунного устава". Действительно своими жесткими нормами он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности своего "чугунного" предшественника. Тем не менее, мелочный и жесткий надзор за печатью сохранялся.

Столь же педантичному контролю подвергались и учебные заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание, в целях пресечения малейшего свободомыслия, вести в строгом православно-монархическом духе. Рескриптом, изданным в 1827 г., царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший средние и низшие звенья народного образования. Между существовавшими типами школ (одноклассное приходское училище, трехклассное уездное училище, семиклассная гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась, поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из соответствующих сословий. Так, гимназия предназначалась для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные учебные заведения находились под жестким надзором Министерства народного просвещения. Пристальное внимание правящие круги уделяли университетам, которые и высшая бюрократия, и сам царь не без оснований считали рассадником "своеволия и вольнодумства". Устав 1835 г. лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности. Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. министром народного просвещения С.С. Уваровым теория официальной народности, базировавшейся на трех принципах: православие, самодержавие и народность. В духе этой теории, обосновывавшей соответствие существующих порядков русской национальной традиции, строилось преподавание в учебных заведениях. Теория официальной народности активно пропагандировалась в прессе и литературе.

Для социальной политики Николая I было характерно укрепление социально-экономического и политического положения дворянского сословия.

В 1832 г. издается закон, ограничивающий проникновение в среду дворянства нарождающейся буржуазии. Для нее создавалась новая привилегированная сословная категория "почетных граждан". В 1845 г. был принят указ о порядке приобретения дворянского звания.

Николай I образовывал для обсуждения проектов различных преобразований, необходимость которых была осознана правительством под непосредственным воздействием восстания декабристов в 1825 и крестьянских волнений 20-30-х гг. Главным в работе Секретного комитета был крестьянский вопрос, и их цель состояла в упрочении путем частичных реформ феодально-самодержавного строя в условиях нарастающего кризиса всей крепостнической системы.

Первый Секретный комитет - "Комитет 6 декабря 1826 г." (существовал до 1832) под председательством В.П. Кочубея и при активном участии М.М. Сперанского, пытался выработать общий план государственных преобразований и, таким образом, имел программное значение для всех последующих С.к. В этом комитете рассматривались проекты личного освобождения крестьян, запрета отчуждать их без земли и др. На основе деятельности Секретного комитета 1826 были утверждены узаконения о дворянских обществах (1831) и почетных гражданах (1832).

Комитет 1835 г. Этот комитет разработал план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который не был реализован. Результат работы этого Секретного комитета - подготовка реформы государственных крестьян. В 1839-42 в С.к. обсуждался проект П.Д. Киселева о введении инвентарей. Следствием работы этого комитета явился закон 1842 об обязанных крестьянах. С.к. в 1840 и 1844 обсуждали вопрос о дворовых крестьянах. Указом 1844 было разрешено помещикам отпускать дворовых на волю без земли. Частные вопросы положения крестьян обсуждались в С.к. в 1846, 1847 и 1848.

Прочие секретные комитеты. Периодически создавались ведомственные и отраслевые Секретные комитеты. Так, в 1840-1843 гг. действовало 6 финансовых Секретных комитетов. В 1848 году было создано два С.к. по вопросам цензуры. Существовали С.к. карательного характера, действовавшие совместно с Синодом. Деятельность ряда Секретного комитета явилась своеобразной подготовкой самодержавия к отмене крепостного права.

2 апреля 1842 г. был издан указ об "обязанных крестьянах". Указ предусматривал предоставление крестьянину личной свободы по воле помещика, а надел земли не в собственность, а в пользование, за что крестьянин был обязан (отсюда и название "обязанный крестьянин") выполнять по соглашению с помещиком по сути дела те же барщину и оброк, какие он нес ранее.

Вместе с тем, историки - специалисты по русскому аграрному и крестьянскому вопросу: Н.А. Рожков, американский историк Д. Блюм и В.О. Ключевский указывали на три существенных изменения в данной области, произошедшие в царствование Николая I:

1. Впервые произошло резкое сокращение численности крепостных крестьян - их доля в населении России, по разным оценкам сократилась с 57-58 % в 1811-1817 годах до 35-45 % в 1857-1858 гг. и они перестали составлять большинство населения. Очевидно, немалую роль сыграло прекращение практики "раздачи" государственных крестьян помещикам вместе с землями, процветавшей при прежних царях, и начавшееся стихийное освобождение крестьян.

2. Сильно улучшилось положение государственных крестьян, численность которых ко второй половине 1850-х г. достигла около 50 % населения. Это улучшение произошло в основном благодаря мерам, предпринятым графом П.Д. Киселевым, отвечавшим за управление госимуществом. Так, всем государственным крестьянам были выделены собственные наделы земли и участки леса, а также повсеместно были учреждены вспомогательные кассы и хлебные магазины, которые оказывали крестьянам помощь денежными ссудами и зерном в случае неурожая. В результате этих мер не только выросло благосостояние госкрестьян, но и доходы казны с них увеличились на 15-20 %, безземельных батраков, влачивших нищенское и зависимое существование, к середине 1850-х годов практически не осталось, все получили землю от государств.

3. Значительно улучшилось положение крепостных крестьян. С одной стороны, был принят ряд законов, улучшавших их положение. Так, помещикам было строго запрещено продавать крестьян (без земли) и ссылать их на каторгу (что ранее было обычной практикой); крепостные получили право владеть землей, вести предпринимательскую деятельность и получили относительную свободу передвижения. Ранее, при Петре I, было введено правило, по которому любой крестьянин, оказавшийся на расстоянии более 30 верст от своей деревни без отпускного свидетельства от помещика, считался беглым и подлежал наказанию. Эти строгие ограничения: обязательность отпускного свидетельства (паспорта) при любом выезде из деревни, запрет на хозяйственные сделки и даже, например, запрет на выдачу дочери замуж в другую деревню (надо было платить "выкуп" помещику), - сохранились до XIX в. и были отменены в течение первых 10-15 лет царствования Николая I. С другой стороны, впервые государство стало систематически следить за тем, чтобы права крестьян не нарушались помещиками (это являлось одной из функций Третьего отделения), и наказывать помещиков за эти нарушения. В результате применения наказаний по отношению к помещикам к концу царствования Николая I под арестом находилось около 200 помещичьих имений, что сильно сказалось на положении крестьян и на помещичьей психологии. Как писал В. Ключевский, из законов, принятых при Николае I, вытекало два совершенно новых вывода: во-первых, что крестьяне являются не собственностью помещика, а, прежде всего, подданными государства, которое защищает их права; во-вторых, что личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца, что их связывают между собой отношения к помещичьей земле, с которой нельзя согнать крестьян. Таким образом, согласно выводам историков, крепостное право при Николае изменило свой характер - из института рабства оно фактически превратилось в институт натуральной ренты, который в какой-то мере защищал и права крестьян.

Указанные изменения в положении крестьян вызвали недовольство со стороны крупных помещиков и вельмож, которые увидели в них угрозу сложившемуся порядку. Особенное негодование вызвали предложения П.Д. Киселева в отношении крепостных крестьян, которые сводились к приближению их статуса к государственным крестьянам и усилению контроля над помещиками. Как заявлял в 1843 году крупный вельможа граф Нессельроде, планы Киселева в отношении крестьян приведут к гибели дворянства, сами же крестьяне будут все больше наглеть и бунтовать.

П.Д. Киселев возглавил Министерство государственных имуществ, он монархист по убеждению, но противник крепостного права. В 1837 - 1841 гг. им была проведена реформа в государственной деревне. Вводились крестьянское волостное и сельское самоуправление, волостной суд, рассматривавший мелкие проступки и имущественные тяжбы крестьян.

В 1838-1841 гг. в великорусских, западных и прибалтийских губерниях была создана четырехступенчатая система управления: губерния - округ - волость - сельское общество. В каждой губернии учреждалась Палата государственных имуществ. В состав округа, в зависимости от численности государственных крестьян, входили один или несколько уездов. Во главе округа стоял окружной начальник с двумя помощниками. Округа делились на волости (около 6 тыс. душ мужского пола в каждой). Волостной сход, на который посылали по одному представителю каждые 20 крестьян-домохозяев, избирал на 3 года волостное правление в составе главы и двух заседателей, а также волостного писаря. Волости состояли из сельских обществ (около 1,5 тыс. душ мужского пола в каждом). В состав сельского общества входили одно или несколько селений. В сельском сходе участвовало по одному представителю от каждых 5 домохозяев. Сход избирал на 3 года сельского старшину, а для надзора за порядком - сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов). Разбором мелких тяжб и проступков занимались избираемые крестьянами волостные и сельские суды ("расправы"). Они состояли из судьи и заседателей ("добросовестных"). Общинное землепользование с переделами земли сохранялось. Оброк назначался в зависимости от доходности крестьянского надела. Власти передали крестьянам часть земли из государственного резерва - всего около 2,5 млн. десятин. Крестьянские семьи начали переселять в малонаселенные губернии. Переселенцы (170 тыс. душ мужского пола) также получили 2,5 млн. десятин земли, государственные крестьяне западных губерний были освобождены от барщины. На селе появились врачи и ветеринары. Возникали "образцовые" фермы, где развивались передовые приемы земледелия. Предотвратить голод в случае неурожая должны были 3,3 тыс. хлебных запасных магазинов и выделенная из крестьянской надельной земли общественная запашка, значительная часть которой отводилась под посевы картофеля. Принудительная посадка картофеля привела к массовым бунтам на Урале, в Поволжье и др. местностях. В ноябре 1843 г. Киселев отменил обязательные посевы картофеля. Реформа улучшила положение государственной деревни, увеличила наделы крестьян и устранила земельную "тесноту".

В 1841-1848 гг. существовали указы, ограничивающие крепостное право. Суть крепостного права заключалась в том, что крестьянам запрещалось уходить со своих земельных наделов. Беглые подлежали принудительному возврату. При этом крестьяне подчинялись административной и судебной власти хозяина земли. Им было запрещено отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость.

До конца 16 века крепостная форма эксплуатации охватывала лишь отдельные категории сельского населения. Временное, а затем и бессрочное запрещение крестьянского выхода подтверждено указом 1597 г., но при этом устанавливался пятилетний срок сыска беглых (урочные лета). И лишь Соборное уложение 1649 г. определило бессрочность сыска, т.е. возврату подлежали все крестьяне, бежавшие от своих владельцев.

В первой половине XVII в. начинается фактическая, а в последней четверти XVII в. и юридически узаконенная продажа крестьян без земли. Со второй половины XVII в. вводятся телесные наказания для крестьян, не подчиняющихся воле землевладельца. С 1741 помещичьи крестьяне устраняются от присяги, происходит монополизация собственности на крепостных в руках дворянства. Во второй половине CVIII в. завершился этап развития государственного законодательства, направленного на усиление крепостного права в России: указы о праве помещиков ссылать неугодных дворовых людей и крестьян в Сибирь на поселение (1760) и каторжные работы (1765), а затем и заключать в тюрьмы (1775). Продажа и покупка крепостных без земли не была ограничена ничем, кроме запрещения торговать ими за 3 месяца до рекрутского набора (1766), но это не касалось старых и малолетних, при конфискации или продаже имений с аукциона разрешалось разлучать родителей и детей (1760). Закон предусматривал наказание только за смерть крепостного от помещичьих истязаний.

При вступлении на престол Александр I обнаружил желание облегчить положение крепостных крестьян. Самою важной мерой в этом отношении было решение не отдавать казенных крестьян в частную собственность. Кроме того, был поднят вопрос о запрещении продажи крестьян без земли. В ноябре 1802 г.
С.П. Румянцев представил государю проект "постепенного уничтожения рабства", который, с некоторыми изменениями, получил 20 февраля 1803 г. силу закона.

Содержание этого закона было следующее: разрешалось отпускать крестьян родовых и благоприобретенных имений на волю, как поодиночке, так и целым селением, но с обязательным наделением их землей. Условия, заключенные обеими сторонами, представляются на утверждение Государя. Крестьяне, не исполнившие своих обязательств, возвращаются на прежнем основании своим помещикам. Все получившие свободу на основании нового закона, если не пожелают приписаться к другим сословиям, могут оставаться на своих землях, образуя "состояние свободных хлебопашцев", платя в казну подушный оклад наравне с владельческими крестьянами и отбывая рекрутскую и земские повинности наравне с казенными. Свободные хлебопашцы могли продавать, оставлять в наследство полученную землю, с одним только условием - не раздроблять на участки менее 8 десятин. Они могли покупать землю, переселяться и т. д.

При утверждении договоров крестьян с помещиками министр внутренних дел должен был наблюдать, чтобы помещик не обезземеливал крестьян, оставшихся у него крепостными, и чтобы каждый свободный хлебопашец получал определенный участок в собственность.

Широкого применения указ не получил. За время царствования Александра I в свободных хлебопашцев было превращено только 47 тыс. человек мужского пола, то есть около 0,5% от всех крепостных крестьян.

Немногие помещики отпускали крестьян без всякой платы, большинство - за определенную, самую разнообразную (в среднем от 100 до 200 руб. с души мужского пола) плату, вносимую единовременно или с рассрочкой, или с обязанностью исполнять барщину. Были случаи, когда и казна помогала крестьянам выкупиться на свободу. Случаев неисполнения крестьянами принятых на себя обязанностей за все время действия закона о свободных хлебопашцах было всего три, то есть касалось всего 477 душ. В этих случаях крестьяне вновь возвращались в крепостное состояние.

Вторая попытка была предпринята через 39 лет. Согласно указу, 2 апреля 1842 г. был разрешен переход части крепостных крестьян на договорные отношения
с помещиками. Указ явился итогом работы секретного комитета, учрежденного 10 ноября 1839 для определения условий освобождения крестьян независимо от указа о вольных хлебопашцах. По соглашению помещиков с крестьянами, утверждавшемуся правительством, крестьяне приобретали личную свободу. Земля оставалась в собственности помещика, предоставлявшего крестьянам надел за "соразмерный" оброк или барщину. Ограничения власти помещиков не предусматривалось. Заключение подобных договоров не было обязательным для помещиков. По указу 1842 из 10 млн крепостных до 1855 в обязанных крестьян было переведено 24 708 душ мужского пола.

В XVI-XVIII вв. в Речи Посполитой проводились инвентари - опись владения феодалов на территории Литвы, Правобережной Украины и Белоруссии. Содержали сведения о границах, составе и состоянии имений, доходах населения.

В России - законодательные акты, которые определяли размеры наделов и повинностей крестьян девяти юго-западных губерний и Царства Польского. В 1844 "инвентари" были введены на Украине. Описывались помещичьи владения и фиксировались барщина и оброк, которые помещик не имел права превышать. Приняты для предотвращения обезземеливания крестьян, ослабления власти польских помещиков, притеснявших своих крестьян - православных русских, украинцев и белорусов. Первоначально сохраняли за крестьянами земельные участки, которыми они владели к моменту введения инвентарных правил. Позднее был установлен "нормальный" размер участка, а излишки отходили помещику. Введением инвентарных правил правительство стремилось ослабить влияние местных помещиков, преимущественно поляков, и одновременно прекратить крестьянское движение. Однако недовольство и волнения крестьян усилились, т.к. в ряде случаев новые правила не только не улучшили, но и ухудшили положение крестьян. В 1848 из 201 крестьянских волнения в России более половины произошло в западных губерниях. Инвентарные правила вызвали также недовольство помещиков, которым запрещалось произвольно уменьшать наделы и увеличивать повинности крестьян. Помещики часто нарушали правила или уклонялись от их введения, хотя по закону могли быть преданы суду.

На Правобережной Украине инвентарные правила были обязательны, в Литве и Белоруссии - нет. Правила сыграли отрицательную роль: консервировали крепостные порядки и тормозили развитие капитализма в России. Манифест 19 ФВ 1861 отмечал: "В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах".

Николай I понимал необходимость ускорения промышленного развития страны: без мощной индустрии Россия неизбежно потеряла бы статус великой державы и превратилась бы в удобный объект для экспансии западноевропейских стран. Мощная промышленность и развитая торговля способствовали укреплению армии и флота, а так же служили источником для пополнения казны. Поэтому правительство всячески покровительствовало развитию российской экономики, содействовало созданию новых предприятий, строительству железных дорог, основанию высших технических учебных заведений, поощряло деятельность сельскохозяйственных и промышленных обществ. С другой стороны, рост революционных выступлений рабочих в Европе порождал страх правящих кругов империи перед "язвой пролетариатства". В окружении Николая I сильны были позиции сторонников сохранения за Россией статуса земледельческой державы, выступавших против форсированного создания отечественной промышленности. Она, по их мнению, должна развиваться "естественным путем" в условиях конкуренции с иностранными производителями.

Долгое время творцом экономической политики николаевский России был министр финансов Егор Францевич Канкрин (1774-1845). Как и его отец, выходец из Германии, Е.Ф. Канкрин поступил на русскую службу. В 1813-1814 гг. он был генерал-интендантом русской действующей армии, а в 1823-1844 гг. возглавлял министерство финансов. Главными своими задачами на этом посту он считал поддержание равновесия государственного бюджета и нормализацию денежного обращения в стране. Поэтому Канкрин крайне негативно относился к субсидированию промышленных предприятий за счет средств казны, не допуская при этом и учреждения частных банков. Канкрин выступал и против железнодорожного строительства, полагая что оно приведет к большим затратам и нежелательным социально-политическим последствиям. Под давлением крупнопоместного дворянства, недовольного жестким протекционизмом Канкрина, Николай I поручил его преемнику на посту министра финансов Ф.П. Вронченко пересмотреть ставки таможенных пошлин. Новый тариф был утвержден в 1850 г. И хотя общее снижение пошлин оказалось незначительным, таможенный сбор за ввоз промышленного сырья уменьшился в среднем вдвое. Новая тарифная система вызвала раздражение отечественных фабрикантов, но зато стимулировала повышение конкурентоспособности русских товаров.

Для покрытия громадного бюджетного дефицита правительство вынуждено было периодически пересматривать ставки налогообпожения в сторону их повышения: в 1827 г. была восстановлена система винных откупов, с 1830 г. подушная подать стала взиматься и с инородцев, в 1846 г. был удвоен вспомогательный земский сбор, а в 1848 г. повышен налог на табак и установлен акциз со свекловичного сахара внутреннего производства.

При содействии министерства финансов в 30-е гг. были учреждены "Лесной журнал", "Земледельческая газета", "Мануфактурные и горнозаводские известия". За границу направлялись специальные агенты для сбора информации о новейших технических изобретениях и открытиях. В 1828 г. при министерстве был учрежден Мануфактурный, а в 1829 г. - Коммерческий советы. В их состав входили представители промышленников и купечества. Советы были призваны содействовать развитию торговли и промышленности. При поддержке властей в 1829 г. в Петербурге, а в 1831 г. в Москве были организованы первые промышленные выставки.

Потребности растущей промышленности подчас толкали правительство на принятие мер, непопулярных в глазах дворянства. Так, в 1835 г. был издан закон о договоре найма. Отныне помещикам запрещалось отзывать своих крепостных, ушедших в город на заработки, ранее окончания срока их договора с фабрикантом.

Постоянное обесценивание бумажных ассигнаций, которые без устали печатались правительством, дезорганизовало денежное обращение. К 30-м гг. существовали вексельный, податный, таможенный, биржевой и простонародный курсы бумажных денег. К тому же все они были крайне неустойчивыми, меняясь в зависимости от условий различных районов и времени года. Восстановить прежнюю стоимость обесцененного рубля не представлялось возможным. Повышение же цен на драгоценные металлы заставило правительство задуматься о переходе к серебряному монометаллизму. Е.Ф. Канкриным был разработан план реформы.

В 1839 г. специальным царским Манифестом главной платежной единицей объявлялся серебряный рубль, обмениваемый на ассигнации по строго фиксированному курсу - 3 руб. 50 коп. ассигнациями за 1 руб. серебром. Учрежденные тогда же депозитные кассы предназначались для хранения серебряной монеты. Они выдавали вкладчикам взамен серебра билеты депозитной кассы (в соотношении 1:1), которые использовались для платежей наравне с серебряной монетой. В итоге за сравнительно короткое время был создан значительный разменный металлический фонд. Это дало возможность приступить с 1841 г. к выпуску кредитных билетов, обеспеченных активами государственных кредитных учреждений и свободно размениваемых на серебро. С 1843 г. началась постепенная замена различных денежных знаков кредитными билетами. Выпуск билетов депозитных касс прекращался. К 1853 г. в стране остался только один вид ценных бумаг - государственные кредитные билеты, обменивавшиеся на серебряную монету в соотношении 1:1. Денежная реформа Канкрина, являясь по сути лишь технической мерой, все же придала большую устойчивость коммерческим сделкам.

Экономическая политика государства накануне отмены крепостного права явно не соответствовала потребностям капиталистического развития страны. Меры бюджетной экономии, усиление налогового пресса, контроль за денежным обращением в стране, поддержание покровительственных таможенных пошлин - вот и весь набор мер, которые могло предложить правительство. Подобный курс был рассчитан на поддержание состояния статус-кво в экономике, но не мог обеспечить форсированного промышленного рывка и вывести Россию на качественно новый уровень.

Социально-экономическое развитие России первой половины XIX века имело следующие особенности. Первая из них - неравномерность этого развития в различных регионах страны в силу разнообразия их природных, этнических и местных традиций. Вторая заключалась в том, что в России была велика роль государства в экономической жизни страны. Эта роль выражалась не только в многочисленных мерах регулирования, опеки, контроля и поощрения промышленности и торговли, в таможенной политике, защищавшей отечественных предпринимателей, в предоставлении им разных льгот и субсидий. Она выражалась также и в развитии самого государственного хозяйства. Вся кредитная система была исключительно государственной. Третья особенность заключалась в слабом развитии частной собственности, в первую очередь собственности на землю, и как следствие этого - слабое развитие "третьего сословия". В России оно было представлено узким слоем городской буржуазии и ремесленников, отчасти лицами умственного труда, при этом они были втиснуты в жесткие рамки феодальных сословных структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow