В. Г. Белинский, А. И. Герцен, петрашевцы

НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО

В конце 40-х - начале 50-х гг. XIX в. складывается революционно-демократическое направление русской общественной мысли, представителями которого являются В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, "левое" крыло петрашевцев (по имени его основателя М.В. Буташевича-Петрашевского).

О В. Г. Белинском писали самые значительные деятели русской литературы и общественно-политической мысли: Герцен, Тургенев, Гончаров, и др. В ряде очерков, написанных со свойственным этим писателям мастерством, перед читателем встает, как живой, облик "неистового Виссариона", бесстрашного и глубокого мыслителя, пламенного борца за Россию будущего.

Н. Г. Чернышевский в своих "Очерках гоголевского периода" дал блестящую характеристику деятельности Белинского и раскрыл актуальное значение его критики на новом этапе революционного движения в России. В воспоминаниях Герцена, Гончарова, Тургенева, Анненкова, Кавелина много говорится о великой страстности Белинского, о его неподкупной честности. Однако, за исключением, может быть Герцена, ближе других подходившего к правильному пониманию идейных исканий великого критика, эти черты натуры Белинского получили у мемуаристов весьма поверхностное либеральное истолкование. Ведь Белинский был не просто энтузиастом, рыцарем абстрактных "идеалов добра и чести". "Революционер жил в Белинском"... - говорил А. В. Луначарский. В Белинском подчеркивали преимущественно подвижность, страстность, "неистовость" его натуры. Между тем в Белинском, больше чем в ком-либо из людей 40-х годов, проявились главные качества подлинного бойца: стойкость, бесстрашие и принципиальность.

Так же необходимо отметить, что в воспоминаниях много внимания уделяется статьям Белинского эпохи примирения с "российской действительностью". И, наоборот, последний, материалистический период развития Белинского, деятельность его в качестве просветителя-демократа, могучее влияние его идей на современников и огромный общественный резонанс его знаменитого "письма к Гоголю" - все это освещено в мемуарах недостаточно. Подлинный, исторический Белинский ускользал от внимания его ближайших друзей, которые ещё не располагали необходимой исторической перспективой для правильной оценки такого гиганта мысли, каким был Белинский.

Анализируя борьбу Белинского за передовые идеалы революционной демократии, его духовную драму, исследователи стремились нарисовать живой образ человека, чья личность неразрывно связана с эпохой, чьё мировоззрение и литературно-критическая деятельность являлись живым отзывом на современность, на требования времени. Ю. Г. Оксман в своей статье "Белинский и политические традиции декабристов" рассмотрел воздействие декабристского восстания на общественно - политические взгляды Белинского и политические концепции Белинского 2-ой половины 30х годов. В статье "Письмо В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю как исторический документ" исследователь Ю. Г. Оксман подробнейшим образом проследил историю создания письма, расспространение его в России, проанализировал содержание и то общественно-политическое значение, которое имело оно в России.

В результате исследования различных источников, наглядно раскрывается литературное окружение Белинского, его связь с предшественниками и современниками, отношения с петрашевцами и, наконец, отношение Белинского к традициям классической философии Запада и России. Важнейшими источниками являются: "Литературные мечтания", которые вышли в свет в 1838 году в одном из номеров журнала "Молва"; взгляд на русскую литературу 1845 - 1847 годов, являвшиеся выражением взглядов на литературу, политическую и общественную жизнь в России; "Петербург и Москва"; Письмо к Гоголю - величайшее произведение русской демократической печати, кульминация всей общественно - политической деятельности В.Г. Белинского.

Поражение революций 1848-1849гг. в Западной Европе произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверии в европейский социализм, разочарование в нём. Герцен мучительно искал выход из идейного тупика. Сопоставляя судьбы Росси и Запада, он пришёл к выводу, что в будущем в начале социализм должен утвердиться в России и основной "ячейкой" его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явится, по Герцену, главными условиями построения социалистического общества в России. Так возник русский (общинный) социализм Герцена. Он исходил из идеи "самобытного" пути развития России, которая, минуя капитализм, через крестьянскую общину придёт к социализму. По существу, это были утопические мечтания о социализме, ибо осуществление на практике целей "русского социализма" привело бы не к социализму, а к наиболее последовательному решению задач буржуазно-демократического преобразования страны. Реальное значение "русского социализма"-решение жизненных для страны задач в переходный период от феодализма к капитализму. "Русский социализм" ориентирован на крестьянство, как свою социальную базу, его главные цели в освобождении крестьян без всякого выкупа, ликвидации помещичьей власти и помещичьего землевладения, введение крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. Вместе с тем "русский социализм" боролся, как бы "на два фронта": не только против старого, феодально-крепостнического строя, но и против капитализма, противопоставляя капитализму специфически русский, "социалистический" путь развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: