Посвящается памяти родителей 3 страница

В опубликованных И. И. Срезневским «Материалах для сло­варя древнерусского языка» (1893, 1895, 1909), где использова­ны тексты X—XIV, отчасти XV и XVI вв., слово «степь» отсут­ствует — его заменяет слово «поле». В таком смысле оно неод­нократно употреблено в «Слове о полку Игореве»: «...трещать Konia харалужныя в поле незнаеме среди земли половецкыи...», «...Игорь мыслю поля мерит от Великого Дона до Малого Дон­ца.,.»[13].

Впервые государство на Руси возникло в эпоху феодализма. Славянский мир шел к феодализму, минуя рабство, которое здесь никогда не было доминирующим способом производства. В дофеодальный период главным способом производства была мелкая крестьянская собственность, а рабство не выходило за рамки патриархальной семьи. Класс богатых возникал посте­пенно, путем подчинения свободных крестьян, так что патри­архальное рабство было не столько основанием, сколько фак­тором феодального способа производства. Таким образом в сла­вянских землях формировался феодализм. Вплоть до X в. большинство общества пользовалось личной свободой, но эта особенность существенно не повлияла на структуру древнерус­ского феодализма.

Феодально-крепостнический строй существовал около ты­сячи лет. В начальных стадиях он был прогрессивным обще­ственным строем по сравнению с первобытно-общинным и рабовладельческим.

Характерными чертами сложившегося феодального хозяй­ства были:

— во-первых, господство натурального хозяйства в деревне, в усадьбе феодала. При натуральном хозяйстве общество состо­яло из массы однородных хозяйственных единиц (патриархаль­ных крестьянских семей, примитивных сельских общин, фео­дальных поместий), и каждая такая единица производила все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных ви­дов сырья и кончая подготовкой их к потреблению;

— во-вторых, для феодального хозяйства необходимо, что­бы непосредственный производитель был наделен средствами производства вообще и землей в частности. Поскольку основ­ной отраслью хозяйства при феодализме было земледелие, не­обходимо, следовательно, чтобы крестьянин, как непосред­ственный производитель, был прикреплен к земле и выполнял повинности в пользу помещика;

— в-третьих, условием такой системы хозяйства является личная зависимость крестьянина от помещика. Помещик не мог бы заставить работать на себя крестьянина, наделенного землей и ведущего свое хозяйство, если бы он не имел власти над личностью крестьянина. Вот почему феодалы, стремясь обеспечить себя рабочими руками, закрепощали крестьян. Фео­дализм основан на принудительном использовании труда крес­тьян, ведущих свое хозяйство и владеющих средствами произ­водства, кроме земли, принадлежащей феодалу;

— в-четвертых, весьма характерной чертой феодализма было наличие крайне отсталой техники как основы хозяйства, сосредоточенной в руках мелких крестьян.

При феодализме основой производства является собствен­ность господина на средства производства (в первую очередь на землю) и неполная собственность на работника производ­ства — крепостного крестьянина. Наряду с феодальной соб­ственностью существуют общинная собственность на земель­ные угодья и единоличная собственность крестьянина и ремес­ленника на орудия производства и на свое частное хозяйство, основанная на личном труде.

Феодальное землевладение на Руси имело две формы: вотчинно-наследственное владение с правом продажи земли и по­местье — владение, получаемое во временное пользование за службу и на время службы.

История феодализма в России знает различные формы фео­дальной зависимости. В одних случаях крестьянин мог быть со­вершенно бесправным человеком, крепостным. В других кресть­янин сохранял в отношениях с феодалом известную долю са­мостоятельности. Однако независимо от того, в какие формы выливалась феодальная зависимость, ее сущность состояла в том, что феодал всегда оставался угнетателем крестьян. Исто­рия феодализма в России свидетельствует о том, что основным направлением его развития была тенденция к полному закрепощению крестьян, прикреплению их к земле и помещику, запрещению права перехода крестьянина от одного феодала к другому.

Феодальная эксплуатация существовала в следующих видах: барщина, оброк натурой, денежный оброк. Эти формы, как правило, взаимно переплетались. Феодал сам устанавливал размер и сроки внесения оброка крестьянами, характер бар­щинной работы, устанавливал наказания не выполняющим повинности крестьянам. Отбывая барщину, крестьяне обраба­тывали господскую землю и свои небольшие наделы: на феода­ла работали в одни дни недели, на себя — в другие. В то же вре­мя крестьянская семья вносила феодалу оброк натурой, кото­рый со временем был заменен денежным оброком.

Тысячелетняя история феодализма в России свидетельству­ет об эксплуататорском характере этого общественного строя, а также соответствующего ему государства и права. Господству­ющий класс феодалов (мелкие, средние и крупные) пользо­вался большими привилегиями. На страже его интересов была вся сила и мощь феодального государства. Князь или царь, воз­главлявший государство, выражал преимущественно волю гос­подствующего класса. Феодальное государство было государ­ством крепостников-дворян. Феодальное государство верой и правдой служило помещикам, помогая им удерживать свое господство, сохранять свою власть. Законы и аппарат управле­ния феодального государства призваны были держать крестьян в повиновении, помогать феодалам грабить народ. Усиление феодального гнета было характерной чертой истории России периода феодализма. Однако государство и право обладают от­носительной самостоятельностью, т. е. вынуждены считаться с интересами и запросами всех классов и социальных групп. На­родные массы — крестьяне и горожане — неоднократно под­нимались на борьбу против феодалов. Эта борьба расшатывала устои феодального общества.

Феодализм в России прошел несколько этапов в своем раз­витии. С периодом становления феодальных отношений связана история Древнерусского государства (IX — вторая четверть XII в.). Укоренение феодализма, его укрепление, развитие фео­дальной собственности на землю привели к тому, что в 30-х гг. XII в. Древнерусское государство перестало существовать как единое целое, распавшись на независимые княжества-государства. XII—XIV вв. — период феодальной раздробленности. Дальнейшее развитие производства и обмена, а также интере­сы защиты русских земель от иноземных завоевателей обусло­вили необходимость образования Русского централизованного государства, явившегося главным итогом развития России в период со второй половины XIV до конца первой трети XVI в. Во второй половине XVI в. под влиянием ряда факторов соци­ально-экономического и политического характера в России сложилась сословно-представительная монархия, которая со второй половины XVII в. постепенно превратилась в монархию абсолютную.

Такова общая схема развития русской государственности в период феодализма. Обратимся теперь к рассмотрению первого периода в истории русской государственности — формирова­нию Древнерусского государства.

Образование Древнерусского государства. О существовании Руси в исторических документах упоминается со второй поло­вины I тысячелетия н. э. Современники называли Русью много­численный славянский народ, проживавший на огромных про­странствах от левых притоков Вислы до Кавказа и далеко на север по течению Днепра до Волхова и озера Ильмень включи­тельно.

Феодальная государственность на Руси складывается на ру­беже VIII—IX вв., заменяя собой органы родового строя. Про­цесс образования государственности на Руси необходимо рас­сматривать на фоне возникновения феодальных отношений.

В VI—VIII вв. восточные славяне переживали период разло­жения общинно-родового строя и становления феодализма.

В результате развития производительных сил наряду с феодальной деревней возникает городское хозяйство. Как в дерев­не, так и в городе развивается классовая борьба. В начале XII в. происходит серия крестьянских восстаний, в результате кото­рых право было модифицировано в пользу беднейших слоев населения. В городах зарождалось социальное движение. Так, в Новгороде до XV в. произошло около 80 восстаний городского населения[14]. В результате классовой борьбы раннефеодальная монархия распадается, наступает период феодальной раздробленности. До захвата России монголо-татарами в первой поло­вине XIII в. развитие русского общества является типично фео­дальным.

С точки зрения развития экономики и культуры Древняя Русь в X—XII вв. не только находилась на уровне развития За­пада, но и во многих отношениях опережала его. Киевская Русь была самым большим государством Европы раннего Средне­вековья. Ее земли простирались до Галицкой Руси на террито­рии около 1 млн. кв. км, а население составляло около 5 млн. человек. О высоком уровне экономического развития Киевс­кой Руси свидетельствует то, что в первоисточниках XII в. ее называли «страной градов», которых насчитывалось около 220. В городах существовали высокоразвитые и высокоспециализи­рованные ремесла. Оживленная торговля велась по пути «из ва­ряг в греки». На высоком уровне находилось городское строи­тельство, особенно церковное. До нападения монголов Русь не уступала другим странам Запада.

Древнерусское государство возникло и развивалось как эт­нически неоднородное. Кроме славянских, исторически в со­став Древнерусского государства входили и неславянские зем­ли — меря, весь, мурома, водь, ижора, лама, заволочская чудь и др.[15] Однако главным ядром государства была Древняя Русь с населяющими ее восточнославянскими племенами.

В VI—VIII вв. славяне расселились на севере, где их звали ве­неды (это слово поныне сохранилось в эстонском языке), на юге, где их звали склавины, и на востоке, где их звали анты. Украинским историком М. Ю. Брайчевским установлено, что греческое слово «анты» значит то же, что славянское «поляне». Сохранилось слово женского рода «поляница» в значении «богатырша».

В V—VI вв. славяне заняли Волынь (волыняне) и южные сте­пи вплоть до Черного моря (тиверцы и уличи). Славяне заняли и бассейн Припяти, где поселились древляне, и южную Бело­руссию, где осели дреговичи (дрягва — болото). В северной час­ти Белоруссии расселились венеды. В VII или VIII в. два других западнославянских племени — радимичи и вятичи — распрост­ранились на юг и восток до Сожа, притока Днепра, и до Оки, притока Волги, поселившись среди местных угрофинских пле­мен.

Для славян было бедствием соседство с древними русами — воинствующим племенем, сделавшим своим промыслом набе­ги на соседей. В свое время русы, побежденные готами, бежали частично на восток, частично на юг — в низовья Дуная, откуда они пришли в Австрию. Часть русов, ушедшая на восток, заня­ла три города, которые стали их опорными базами — Куяба (Киев), Арзания (Белоозеро) и Старая Руса. Русы грабили своих соседей, убивали их мужчин, а захваченных в плен детей и женщин продавали купцам-работорговцам.

Славяне селились небольшими группами в деревнях; оборо­няться от русов им было трудно.

Основой общественного строя славян были патриархальная семейная община и выросшая на ее основе территориальная соседская сельская община. К IX в. раскол славянского един­ства привел к созданию новых, ранее не существовавших на­родов. В результате смешения славян с иллирийцами появились сербы и хорваты, а во Фракии смешение с пришлыми кочев­никами положило начало болгарскому этносу. Славянские пле­мена проникли в Грецию и Македонию, дошли до Пелопонне­са, который они называли Мореей (от слова «море»), и разош­лись по всей Европе.

В VIII—IX вв. у восточных славян наблюдается развитие феодальной собственности на землю. Верхушка родоплеменной знати захватывала земли общин и передавала их в пользование крестьянам — обедневшим общинникам, кото­рые имели свой инвентарь, рабочий скот, самостоятельно вели хозяйство, но находились в личной зависимости от зем­левладельца. У восточных славян, таким образом, появилось классовое общество. Важной особенностью процесса классообразования у восточных славян было то, что они в своем историческом развитии миновали стадию рабовладения и от первобытно-общинного строя перешли к феодальному. Раб­ство у восточных славян хотя и существовало, но не стало господствующей формой, а имело лишь патриархальный, домашний характер. Труд раба был вспомогательным. Глав­ной производительной силой являлся сельский общинник. Рабство не стало основой производства. Это объясняется ря­дом причин.

Достигнутый восточными славянами уровень развития про­изводительных сил (повсеместное распространение пашенного земледелия, применение усовершенствованных для того време­ни сельскохозяйственных орудий) требовал, чтобы работник хотя бы отчасти имел какую-то заинтересованность в исполь­зовании этой техники и в ее дальнейшем росте.

Сравнительно высокий уровень ремесла также был несовме­стим с широким применением рабского труда.

Известную роль в развитии феодальных отношений сыграли и внешние факторы. В VIII — начале IX в. рабовладельческий строй стал уже давно пройденным этапом всемирной истории. При этом сами восточные славяне сыграли важную роль в лик­видации рабовладельческих отношений в Византии.

Разложение первобытного общества, распад связей и разви­тие обмена между отдельными землями, складывание классо­вого общества привели к слиянию восточнославянских племен (поляне, древляне, вятичи, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене и др.) в единую восточнославянскую или древнерусскую народность в пределах Среднего Приднестровья и Верхнего Дона. В конце VIII — начале IX в. все эти племена представляли собой, территориальные образования, имевшие свои княжения. Русская земля объединяла восточнославянские племена лесостепной полосы, т. е. на территории примерно от Киева до Воронежа.

Союзы славянских и неславянских племен в Северной Руси возникали и ранее. Их ядром были новгородская Словенская и полоцкая Кривичская земли. На основе союза славянских пле­мен сложились первые государственные образования славянс­ких племен. Так, в VIII в. существовали Куявия (объединяла земли славянского племени полян в Среднем Приднестровье), Славия (Новгородская земля племени словен), Артания (место расположения точно не установлено, возможно Приазовье или Причерноморье) — непосредственные предшественники Древ­нерусского государства. Причиной их возникновения послужи­ло появление имущественного неравенства, разделение обще­ства на богатую землевладельческую знать и рядовых крестьян-общинников, появление эксплуатации. Эти государственные объединения призваны были охранять имущественные интере­сы знати, принуждать население к повиновению этой знати, а также защищать территорию от нападения извне.

Образование Древнерусского государства, — итог всего предшествующего социально-экономического и политического развития восточных славян.

К IX в. образовалось крупное феодальное землевладение, наряду с этим развивалась общинная собственность на землю. Сельская община, пытаясь оказать сопротивление растущей феодальной знати, стремилась сохранить за собой еще не зах­ваченные земли. Сложились основные классы феодального об­щества — землевладельцев-феодалов и феодально-зависимого крестьянства. Глубокий антагонизм этих классов стал главным фактором, повлиявшим на образование Древнерусского госу­дарства.

Господствующий класс нуждался в создании такой государ­ственной машины, которая была бы способна защитить его интересы и обеспечить дальнейшее наступление на земли сво­бодных общинников, обеспечивать расширение его земельных владений и захват новых территорий.

Начало единому государству у восточных славян было поло­жено объединением в 882 г. двух крупнейших самостоятельных государств — Киевского и Новгородского. В конце IX в. единое Древнерусское государство охватывало территорию, протянув­шуюся узкой полосой с севера на юг вдоль водного пути по Волхову, Ловати и Днепру. Столицей его стал Киев.

Русское государство, объединившее почти половину восточ­нославянских племен, вело активную борьбу с кочевниками, Византией и варягами. Его образование явилось следствием внутреннего развития восточных славян и не было связано с какими-либо внешними событиями, например «приходом» ва­рягов. В IX в. норманны находились на более низкой стадии формирования классового общества. Они не могли принести славянам каких-либо новых форм социально-экономической и политической организации. Русское государство образовалось задолго до «прихода» варягов. Летописная легенда о «призва­нии» варягов на Русь является одним из литературных вариан­тов этого события.

Л. Гумилев дает своеобразную версию известной легенды о призвании варягов на Русь. Вот что он пишет: «Биография Рюрика непроста. По «профессии» он был варяг, то есть на­емный воин. По своему происхождению — рус. Кажется, у него были связи с южной Прибалтикой. Он якобы ездил в Данию, где встречался с франкским королем Карлом Лысым. После, в 862 г., он вернулся в Новгород, где захватил власть при помощи некоего старейшины Гостомысла. (Мы не знаем точно, означает ли слово «Гостомысл» собственное имя человека или нарицательное обозначение того, кто «мыслит», то есть сочувствует, «гостям» - пришельцам.) Вскоре в Новгороде вспыхнуло восстание против Рюрика, которое возглавил Вадим Храбрый. Но Рюрик убил Вадима и вновь подчинил себе Новгород и прилегающие области: Ладогу, Белоозеро и Изборск.

Существует легенда о двух братьях Рюрика, Синеусе и Тру-воре, возникшая в результате непонимания слов летописи: «Рюрик, его родственники (sinehus) и дружинники (thru voring). Дружинников Рюрик посадил в Изборске, родственни­ков отправил дальше, на Белоозеро, сам, Опираясь на Ладогу, где был варяжский поселок, сел в Новгороде. Так, путем под­чинения окрестных славян, финно-угров и балтов, он создал свою державу»[16].

Согласно летописи Рюрик умер в 879 г., оставив сына, ко­торого звали Игорь, по-скандинавски Ингвар, т. е. «младший». Поскольку Игорь, по словам летописца, был «детескъ вельми» («очень мал»), по смерти Рюрика власть принял воевода по имени Хельги, т. е. Олег (Хельги — это было даже не имя, а титул скандинавских вождей, означавший одновременно «колдун» и «военный вождь»), В 882 г. Олег с воинами двинул­ся по великому пути из «варяг в греки»: из Новгорода к югу по речке Ловать, где была переволока, и дальше по Днепру, попутно заняв Смоленск. Варяги Олега и малолетнего Игоря подошли к Киеву. Тогда там жили славяне и стояла небольшая русская дружина Аскольда. Олег выманил Аскольда и вождя славян Дира на берег Днепра и там предательски убил их. После этого киевляне без всякого сопротивления подчини­лись новым властителям. Олег занял Псков и в 883 г. обручил малолетнего Игоря с псковитянкой Ольгой (Ольга — это женский род имени Олег. Здесь мы, скорее всего, вновь стал­киваемся с титулом, не зная настоящего имени историческо­го лица. Вероятно, Ольга, как и Игорь, во время обручения была ребенком).


Образовавшееся русско-славянское государство с центром в Киеве быстро усилилось и сразу же начало расширяться к бере­гам Черного моря. В этом движении славяно-русы столкнулись с таким грозным противником, каким была в конце IX — на­чале X в. Византия.

Говоря об отношениях Киева и Византии в X в., Л. Н. Гуми­лев отмечает, что в X в. весьма изменились ландшафтно-климатические условия жизни народов Евразии, и в частности оби­тателей Северного Причерноморья. Наступила очередная веко­вая засуха, вследствие которой часть печенегов откочевала из Средней Азии в низовья Днепра. Печенеги в поисках союзни­ков вступили в контакт с Византией и стали для нее надежны­ми друзьями, а враги печенегов и Византии — мадьяры — выс­тупили союзниками славян и русов.

События войн славяно-русов с Византией переданы в ви­зантийских хрониках и русских летописях с очень сильными искажениями. Особенно характерна «историческая мифология» для русского летописания — знаменитой «Повести временных лет» Нестора. Инок Нестор жил и трудился в Киево-Печерской лавре — культурном центре Киева, где в XI—XII вв. были силь­ны антигреческие настроения. Отражением этих настроений служит, например, факт переноса Нестором даты похода русов под руководством Аскольда на Царьград на 47 лет (с 860 г. на 907 г.) и вообще приписание похода Олегу. Так, подвиги древ­него руса в войне с Византией оказались совершенными ва­ряжским конунгом. Более того, если внимательно прочесть по­вествование Нестора, можно заметить, что с 882 по 885 г. Олег одержал победы над всеми славянскими племенами, в том числе и над платившими дань хазарами. Однако ни о реакции хазар на победы Олега, ни о самих хазарах Нестор не пишет ни слова, причем летописная пауза в рассказе о хазарских делах занимает ни много ни мало 80 лет.

Византия вынуждена была бороться с коалицией мадьяр и славяно-русов. Первыми, кто воспользовался скованностью сил греков, были арабские пираты. Больше всего острота ситу­ации сказалась на владениях Византии в Восточном Средизем­номорье. Арабо-берберские пираты из Испании захватили ост­ров Крит и вырезали там все христианское население. Сирий­ские и египетские арабы захватили острова Эгейского моря: Лемнос, Родос, Наксос и др. Наконец, в 904 г. арабский корсар Лев Триполитанский напал на Фессалоники и разграбил окрест­ности первого по величине города империи. Этот пират поку­шался даже на Константинополь, но, не имея достаточно сил, обратился за помощью к русам-дромитам.

Прозвище «дромиты» (от греч. dromos — бег) свидетельство­вало о стремительности набегов этой днепровской вольницы. Первый набег русов на Константинополь состоялся еще в 860 г. Тогда греки встретили врага иконой Богоматери Одигитрии; стены города оказались неприступными. Русы отошли от столи­цы и предпочли заключить выгодный мир.

По призыву Льва Триполитанского с низовьев Днепра, Днестра и Южного Буга вновь потянулись ладьи дромитов. Их флот собрался у берегов Босфора, где русов встретила гречес­кая эскадра наварха Иоанна Радина. Большая часть русских ко­раблей была сожжена «греческим огнем». Спасся лишь один от­ряд, скрывшийся в устье Днепра. После такого успеха греки легко отразили атаку Льва Триполитанского.

Поход на Константинополь окончился разгромом. Вражда между русами и Византией усугубилась. Было очевидно, что воевать с мощным противником без поддержки нельзя, и русы стали искать союзников. Ими оказались хазары, которые были враждебны христианской Византии. Хазары использовали рус­ские войска в каспийских походах и в войнах против греков. В 941 г. князь киевский Игорь совершил поход на Византию, окончившийся неудачно — византийский флот сжег ладьи сла­вян и русов. Но хазарское правительство устраивало и такой исход, ведь силы Византии на Черном море были скованы этой борьбой. А поскольку в Малой Азии грекам приходилось бо­роться с мусульманами, то Хазарский каганат оказался гегемо­ном в Восточной Европе. Хазария смогла обложить данью сла­вян, мордву, мерю и камских булгар. Последние рассчитывали на помощь мусульман, и часть булгар приняла ислам (922 г.).

Попытка русов захватить хазарскую крепость Самкерц и ут­вердиться на берегах Азовского моря вызвала ответный поход полководца Песаха и поставила Киев в положение данника итильских купцов-рахдонитов. В 944 г. при сборе дани для хазар в Древлянской земле был убит Игорь, князь киевский и муж Ольги. Сопротивление хазарам стало главной проблемой для Киева. И потому княгиня киевская Ольга, правившая при малолетнем сыне Святославе, постаралась приобрести в лице гре­ков сильного союзника: она отправилась в Константинополь, где приняла крещение (ок. 957 г.), избрав своим крестным от­цом императора Константина Багрянородного.

Сын Игоря и Ольги Святослав продолжил завоевание соседних племен и летом 964 г. начал поход против хазар. Святос­лав не решился идти от Киева к Волге напрямую через степи. Это было очень опасно, ибо племя северян, обитавшее на этом пути, было сторонником хазар. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав и дошел до столицы Хазарии Итиля.

Союзниками Святослава в походе 964—965 гг. выступили пе­ченеги и гузы. Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь Святославу с запада. Их путь, скорее всего, пролег у нынешней станицы Калачинской, где Дон близко подходит к Волге. Гузы пришли от реки Яик, пе­рейдя покрытые барханами просторы Прикаспия. Союзники благополучно встретились у Итиля.

Столица Хазарии располагалась на огромном острове (18 км в ширину), который образовали две волжские протоки: соб­ственно Волга (с запада) и Ахтуба (с востока). Ахтуба в те вре­мена была такой же полноводной рекой, как и сама Волга.

Воины Святослава окружили Итиль.

Осажденные хазары были разбиты наголову. Уцелевшие бежали к Тереку и спрятались в Дагестане.

Святослав пришел и на Терек, где стоял второй по величи­не город хазар — Семендер, разгромил Семендер и, забрав у населения лошадей, волов, телеги, двинулся через Дон на Русь. По дороге домой он взял еще одну хазарскую крепость — Саркел (совр. станица Цимлянская). Святослав разрушил кре­пость, а город переименовал в Белую Вежу.

В результате похода Святослава 964—965 гг. из сферы влия­ния хазар были исключены Волга, среднее течение Терека и часть Среднего Дона. Святослав захватил огромную террито­рию — от Оки до Северного Кавказа. При этом Русь получила опаснейшего врага — печенегов.

Результаты похода 964—965 гг. не могли не поднять автори­тет Руси в глазах византийского союзника, который старался всеми силами привлечь внимание Святослава к решению внешнеполитических проблем империи. Византийскому правительству требовался человек для переговоров со Святославом. Выбор пал на византийского дипломата, сына стратига херсонесской фемы (области) Калокира.

Пока шли переговоры, ситуация изменилась. В Константино­поле созрел заговор. Константин Багрянородный был убит (959 г.). Кроме того, левобережные печенеги напали на Киев. Поэтому Святославу пришлось устремиться на Русь спасать соб­ственную столицу. Но когда он подоспел к Киеву, война уже за­вершилась не начавшись. Пришедшие с севера войска воеводы Претича остановили печенегов. Их хан обменялся с Претичем оружием и, заключив мир, ушел в приднестровские степи.

В 970 г. началась война с Македонией и Фракией. Она носи­ла тяжелый, затяжной характер и шла с переменным успехом. В 971 г. Святослав вынужден был просить мира.

Посреди Дуная встретились роскошная ладья императора ромеев и простой челнок, в котором одним из гребцов был князь Святослав. Русский вождь в белой рубахе до колен ничем по виду не отличался от простого воина. Бритая голова, длин­ный чуб, опущенные вниз усы и серьга в ухе делали его облик совсем восточным.

Грекам не нужна была жизнь Святослава и его дружины. Они согласились дать русам уйти. Святослав за это обещал отступиться от Болгарии. Пропущенные греческой эскадрой русские ладьи спустились по Дунаю в Черное море и добра­лись до острова Березань (в древности — остров Буян) в днестровском лимане. Здесь в войске Святослава произошел раскол. Русы-язычники обвинили в поражении русов-христиан, входивших в дружину. Неудачу похода язычники объяс­нили гневом своих богов. Были замучены и убиты все дру­жинники-христиане, среди погибших оказался и родствен­ник Святослава Улеб. В Киеве не могли не знать о кровавых событиях на Березани. Киевские христиане, составлявшие большую и влиятельную общину, поняли, что их ждет, ко­гда Святослав с ожесточенной дружиной войдет в собствен­ную столицу.

Летописи сообщают, что весной 972 г. русы с Березани дви­нулись к Киеву. Для возвращения они избрали Днепр, где у днепровских порогов русов ожидали левобережные печенеги. В короткой битве дружина Святослава была полностью истреб­лена, а печенежский хан Куря обзавелся чашей, сделанной из черепа князя Святослава.

Некоторые историки считают, что печенегов на Святослава направили византийцы. Но можно предположить, что в гибели князя и его войска были заинтересованы киевские христиане, во главе которых стоял старший сын Святослава Ярополк. Он знал, что происходило на Березани, и мог сговориться с пече­негами.

С гибелью князя-язычника Киевская Русь стала превращать­ся в тихую державу, где христианское учение приобретало все больше сторонников.

После смерти князя Святослава и княгини Ольги киевскую христианскую общину взял под защиту их сын Ярополк Святославич. На севере, в Новгороде, христианству противостоял балто-скандинавский культ Перуна (по-литовски Перкунас), бога обновленной языческой религии. И хотя Киев оставался языческим городом, культ Перуна киевлянам не был симпати­чен. Академик Б. А. Рыбаков справедливо считал, что Перун не является исконно славянским божеством[17]. Славяне верили в Хорса — бога солнца (персидский Хуршид), почитали женское божество Мокошь, небесного Дажбога, «скотьего бога» Волоса. Славянские боги требовали почитания, но не требовали чело­веческих жертв. Совсем другим был культ Перуна, бога войны и громовержца, с приходом которого земля обагрилась кровью жертв. Ненависть киевлян к культу и поклонникам Перуна обо­стрилась. Случаи человеческих жертв только подталкивали мно­гих к крещению.

Началась долгая и упорная борьба Ярополка со сторонника­ми Перуна, которых возглавлял единокровный брат Ярополка Владимир, сын наложницы Святослава ключницы Малуши.

Летопись описывает все последующие события как деяние князей. Но князья были очень молоды. Владимиру и третьему сыну Святослава Олегу было по 15—16 лет, Ярополк был чуть старше. Безусловно, за ними стояли опытные и влиятельные мужи.

Победа печенегов над Святославом, принесшая Ярополку власть, на какой-то период объединила Древнюю Русь. Почти все славяно-русские земли по Днепру и Новгород на севере подчинились Ярополку. Набег в 977 г. на Овруч избавил его от младшего брата Олега — князя древлян — и подчинил его зем­ли Киеву.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: