Посвящается памяти родителей 6 страница

Договор Игоря касается значения земщины на Руси. На первой странице договора встречается целый ряд имен послов, отправленных в Грецию для заключения этого договора. Здесь кроме послов от Игоря, от сына его Святослава, от княгини Ольги встречаются имена послов от Сфандры, жены Улеба, от какой-то славянки Предславы, от знаменитых дружинников и от купцов. Из этого видно, что в заключении договора участво­вало все общество, что в общественных делах власть князя была ограничена властью земщины.

Женщины в русском обществе имели не только семейное, но и гражданское общественное влияние. Общество признавало их не только как членов той или другой семьи, но и как членов целого общества, до некоторой степени равных мужчинам. В договоре Игоря упомянуто, что жена не только может иметь отдельное имущество, но и вправе распоряжаться им незави­симо от мужа (послы от Сфандры и от Предславы могли быть посланы не иначе как по торговым делам). Женщины римские и германские всю жизнь были под опекой: незамужняя под опекой родителей, замужняя под опекой мужа, а вдовы под опекой сыновей. Русские же женщины, напротив, находились под опекой только до выхода замуж, а вступив в замужество, они освобождались от всякой опеки.

Из договора видно, что купцы, так же как и бояре, уча­ствовали вместе с князем в договорах с греками и отправляли от себя послов. Это свидетельство указывает на купцов не толь­ко как на особое сословие, но и как на людей, имевших в то время большую силу в обществе.

Договор Игоря свидетельствует о веротерпимости, которой отличалось русское общество времен Игоря. В договоре русы разделяются на крещеных и некрещеных. «И иже помыслит от страны русския разрушити таку любовь и елико их крещение прияли суть, да примут месть от Бога Вседержителя... а елико их есть не хрещено, да не имут помощи от Бога, ни от Перуна». Утверждая договор клятвой, русские послы говорят: «Мы же, елико нас хрестилися есмы, кляхом церковью свфтаго Илии в сборней церкви и предлежащем честным крестом и харатьею сею... А не крещеная русь полагают щиты своя и мече свое ноги, обручь свое и прочья оружья, да кленутся о всем, яже суть написана на харатьи сей». Это служит доказательством того, что перед русским законом все были равны, к какой бы религии кто ни принадлежал.

В договоре говорится о проезжих грамотах, выдававшихся князем послам и купцам, отправлявшимся в Грецию: «Ныне же князь русский рассудил посылать грамоты, в которых про­писывалось бы, сколько кораблей послать, чтобы греки по этому знали с миром ли приходят корабли». Очевидно, это была совершенная новость в тогдашнем русском обществе, ибо при Игоре, как свидетельствует вторая статья договора, вместо грамот употреблялись печати для послов золотые, а для гостей серебряные.

Договор 945 г. содержал и уголовные нормы Игорева време­ни о разбойниках и ворах: «...ежели кто из русских покусится отнять что-либо силою у наших людей и ежели успеет в этом, то будет жестоко наказан, а что взял, за то заплатит вдвое, а также и грек примет ту же казнь, ежели то же сделает и рус­ским». Эта статья соответствует Русской Правде, где сказано: «...за разбойника людие не платят, но вдавят его и с женой и с детьми на поток и на разграбление». Хотя слова договора «будет жестоко наказан» не определяют, в чем собственно должна со­стоять казнь, слова же Русской Правды «вдадят на поток и на разграбление» более определенны, тем не менее смысл того и другого закона остается одним и тем же — строгое преследова­ние разбойников. Сама же неточность и неопределенность ста­тьи о разбойниках в договоре Игоря произошла от того, что наказания, определявшиеся разбойникам по законам Греции и Руси, были неодинаковы в частностях. В Греции в то время были в большом ходу пытки, которых мы не видим на Руси до XVI в. Но в общих чертах законы о разбойниках в Греции и Руси были одинаковы — и в Греции, и в Руси разбойники на­казывались жестоко. Поэтому обе договаривающиеся стороны и не нашли нужным определять подробно, какому наказанию следует подвергать разбойников, а условились только об од­ном, чтобы разбойники были жестоко наказываемы, так как того требовали законы Греции и Руси: «И то показнен будет по закону греческому, по уставу и закону русскому». Закон о ворах подвергся значительной перемене. Вместо римского quadrupli (вчетверо), которое положено было по договору Олега, по до­говору Игоря вор обязывался платить только вдвое, т. е. возвра­тить украденную вещь и отдать ее цену или же, если сама вещь не могла быть возвращена, — отдать ее двойную цену. Кроме того, назначалась особая вира (пеня) с разбойников, которая взималась в пользу князя на оружие и коней.

§ 5. Влияние варяго-русского элемента на развитие законодательства

Дошедшие до нас памятники законодательства охватывают в основных чертах государственное, гражданское и уголовное право. Конечно, эти положения немногочисленны и отрывочны, но уже по ним можно видеть юридический быт русского общества того времени.

Относительно государственного устройства Древней Руси законы времен Олега и Игоря свидетельствуют, что при пер­вых варяго-русских князьях до Владимира еще сохранялось старое устройство славянских племен в русской земле, т. е. ря­дом с князем участвовали в общественных делах лучшие люди, держащие землю, и вся земля или народное вече. Ста­рый порядок остался неприкосновенным, и только варяжские князья стали выше прежних племенных князей и обратили их в своих подручников, поставили их в ряд лучших мужей, дер­жащих землю.

С занятием Приднепровья Олегом киевский князь стал на­зываться великим князем, а князья древлянский, туровский, полоцкий и другие получили название светлых князей, состоя­щих под рукой великого князя русского. Таким образом, власть великого князя русского связала в одно целое разрозненные прежде славянские племена, образовалась Русская земля, включившая в себя и Киевскую, и Древлянскую, и Полоцкую, и Северянскую и другие земли славянских племен на Руси. Эта верховная власть была не племенная, а государственная, выте­кающая из осознанной необходимости племенные власти под­чинить власти высшей, не связанной с племенными началами, и вызываемая политической потребностью водворить мир и ти­шину, прекратить племенные раздоры, уничтожить старую рознь и создать новое единство. Этот период был временем только внешнего объединения славянских племен на Руси — в это время ни верховная власть великого князя, ни государственное устройство не имели иного смысла, кроме объедине­ния племен.

Изменения государственного устройства не повлекли за со­бой значительных изменений в законодательстве, ибо власть великого князя нисколько не касалась старых юридических обычаев, относящихся к частному праву. Конечно, князь был верховным судьей, но он обязан был судить по старым искон­ным обычаям; притом князь судил не один — на его суде все­гда были судьи, представленные тяжущимися сторонами, на­зывающиеся судными мужами, а они всегда были хранителями юридических преданий старины и врагами нововведений в деле суда. Нельзя также упускать из виду, что изменения в гражданском праве возможны и удобны только тогда, когда в общество входит новый, преобладающий элемент, разъедаю­щий или изменяющий внутренние основы юридического быта; в русское же общество с прибытием варяго-русских князей хоть и вошел новый элемент — дружина, но он не мог подчи­нить себе земщину. Оставаясь только на поверхности русского общества, он даже сам мало-помалу подчинялся влиянию зем­щины и изменял свой первоначальный облик, с которым всту­пил на русскую землю. В первый период русского законодатель­ства старые юридические обычаи частного гражданского права оставались неприкосновенными.

Но не так тверды и неприкосновенны были узаконения, от­носящиеся к уголовному праву. Первым изменением в этой об­ласти было ограничение кровной мести. По закону месть род­ственников допускалась только тогда, когда суд объявит кого-нибудь виновным в убийстве, когда убийство будет доказано на суде. Таким образом, первым же словом русского закона было прямое отрицание самоуправства. Далее, русский уголов­ный закон первого периода для ослабления мести указал путь, по которому можно было освободиться от нее, — бегство убийцы. При Игоре месть подверглась еще большему ограниче­нию: были узаконены виры в пользу княжеской казны на со­держание оружия и коней. Убийца, внесший виру, т. е. пеню за убийство, был свободен от мести родственников убитого и не имел надобности спасаться бегством.

Кровная месть за личное оскорбление была уничтожена и заменена денежной пеней «в 6 литр серебра».

В делах по нарушению прав собственности самоуправство также уже не имело места. Хозяин, заставший вора за кражей, должен был связать его и по утру вести в суд.

Самоуправство преследовалось до такой степени, что если бы хозяин вздумал насильно отыскивать в чужом дому свои ук­раденные вещи и при обыске взял что-либо насильно, то обя­зан был заплатить втрое.

В делах по нарушению прав собственности было установле­но различие между насильственным отнятием вещи и кражей; насильственное отнятие наказывалось с особенной строгостью.

Таким образом, по свидетельству договоров Олега и Игоря с греками, в продолжение первого периода истории русского законодательства преимущественному изменению подвергались законы, относящиеся к уголовному праву, законы государ­ственного права претерпели самое незначительное изменение, законы же, относящиеся к гражданскому праву, остались по­чти без изменений.

§ 6. Хазарский каганат

По соседству с Киевской державой в Восточной Европе в низовьях Волги зарождалось могучее государство — Хазарский каганат. История его заслуживает внимания. Хазары были од­ним из замечательных народов той эпохи. Первоначально их поселения сосредоточивались в низовьях Терека и по берегам Каспия.

Хазары — кавказское племя, жившее на территории совре­менного Дагестана. Следы обитания хазар у Каспия сейчас скрыты наступившим морем, и лишь дагестанский виноград, принесенный хазарами с Кавказа в дельту Волги, остался сви­детелем их миграции.

Врагами прикаспийских хазар были степняки-буртусы и булгары. И тех и других в VI в. подчинили себе тюрки. В начав­шейся у победителей династической распре одни тюрки опер­лись на булгар, другие на хазар. Хазары и их союзники степные булгары на средней Волге основали город Великий Булгар. Дру­гая часть булгарской орды во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай, где, смешавшись с южнославянскими племенами, по­ложила начало новому народу — болгарам.

У хазар не было государственной власти. Сейчас от языка этого племени сохранилось одно слово, служившее названием крепости, — Саркел, что значит «белый дом».

В VII—VIII вв. хазары подверглись натиску наступавших че­рез Кавказ арабов. В этой войне им помогли тюрки, которые первыми в Центральной Азии освоили мощное оружие конни­ка — саблю. Тюрки вели частые войны с Китаем, где правила династия Тан.

Династия Тан (618—907) управляла Китаем талантливо и успешно. Рис при танских правителях стоил дешевле, чем ког­да бы то ни было. Китайцы активно общались со своим «Запа­дом»: тюрками, согдийцами, тибетцами и даже арабами. Пред­ставители династии Тан мечтали о создании обширной азиат­ской империи, которая включала бы не только Срединную равнину (нынешний Китай), но и степи Монголии, леса Маньчжурии и оазисы Согдианы. Борьба Тан за имперскую власть над Азией началась победой над тюрками в середине VII в.

Представитель разбитой тюркской династии бежал к хаза­рам. Хазары приняли его и... сделали своим ханом. Хан-тюрк их очень устраивал. Он кочевал со своей ставкой в низовьях Вол­ги, между нынешним Волгоградом и Астраханью, весной отко­чевывал на Терек, лето проводил между Тереком, Кубанью и Доном, а с приходом холодов возвращался на Волгу. Хазарам не приходилось содержать своего хана. Он не требовал с них налогов, кормясь собственным кочевым хозяйством. Хан и пришедшая с ним военная знать, удовлетворяясь дарами под­данных, не вводили системы поборов и не занимались торгов­лей. Тюркские ханы и беки, возглавив хазар, организовали их защиту от арабов. Те наступали из Азербайджана через Дербент на Терек и Волгу. Тюрки — народ воинов — защищали хазар от врагов и совместно с ними образовали в Прикаспии неболь­шое государство.

Изучая историю, мы постоянно сталкиваемся с повторяю­щимися явлениями огромного значения — миграцией населе­ния. Иногда народ переселяется на чужую территорию и хоро­шо к ней приспосабливается. Именно так распространялись славяне с верховьев Вислы до берегов Балтийского, Адриати­ческого и Эгейского морей. Они сумели обосноваться везде: это был молодой, сильный и очень активный народ. Другие наро­ды, переселившиеся в районы с непривычными для них кли­матом и природными условиями, исчезали — или вымерли, или смешались с местным населением. Например, в Южной Франции, Испании, Северной Африке закончились истори­ческие судьбы вандалов, свенов, готов.

Была и еще одна форма миграции: группа купцов или отряд завоевателей создавали свою колонию на чужой территории.

Для хазар колонизаторами стали представители персидской и византийской ветвей еврейского народа.

В Иране евреи появились во II в., после поражения, нане­сенного им римлянами в иудейских войнах. Персы охотно при­няли евреев как врагов Рима и расселили их по своим городам. Так образовались еврейские колонии в городах Исфахане и Ширазе, а также в Армении и Азербайджане.

Но в V в. в Персии произошли события драматические и для персов, и для пришлых народов. При шахе Каваде его визирь Маздак возглавил движение, которое по его имени называется маздакитским. Во время очередного голода в стране Маздак выдвинул радикальную программу борьбы с кризисом: ему представлялось неразумным существование богатых и бедных, поэтому он предлагал казнить тех, у кого много имущества, а их добро и гаремы раздать бедным. Шах был арестован мазда-китами, но бежал к степнякам-эфталитам и вернулся с их вой­ском. Поднялись все, недовольные маздакитами. В 529 г. предво­дитель войска Хосров взял власть в свои руки, повесил Мазда-ка и расправился с его сторонниками.

Евреи принимали активное участие в этих событиях. Одни были сторонниками Хосрова, другие — маздакитов. После побе­ды Хосрова уцелевшие маздакиты, персы и евреи бежали в Азербайджан. Спасшиеся евреи поселились к северу от Дербента на широкой равнине между Тереком и Судаком. Тем временем в Византии освоились евреи, бывшие, противниками маздакитов и бежавшие из Ирана в период торжества Маздака.

Евреи, оказавшиеся на Кавказе, забыли и свою древнюю грамоту, и традиции иудаизма, и его обряды. Они пасли скот, возделывали землю и дружили с хазарами — своими северными соседями. Восстановил иудаизм среди своих со­племенников один из вождей по имени Булан. В 730 г. он принял имя Сабриэль и пригласил иудеев — учителей рели­гиозного закона.

Между тем Византия вела отчаянную борьбу с арабами. Ев­реи, нашедшие в Византии спасение, должны были бы помо­гать византийцам. Возникли противоречия среди этих групп на­селения. Решив не приобретать себе новых врагов, греки пред­ложили евреям уехать. Так в землях хазар появилась византийская группа евреев.

Страна к северу от Терека понравилась переселенцам. Луга, покрытые зеленой травой, были прекрасными пастбищами. В притоках Волги водились осетры и стерлядь. Здесь проходили торговые пути. Соседние племена были беззлобны и неагрес­сивны. Используя свою грамотность, евреи стали осваивать и развивать занятия, не свойственные местному населению: дип­ломатию, торговлю, образование.

Казалось бы, должно было произойти смешение хазар с ев­реями. Но согласно библейской мудрости, «никто не может обнаружить след птицы в воздухе, змеи на камне и мужчины в женщине», поэтому евреями считались все дети евреек, неза­висимо оттого, кто был их отцом. У хазар же, как у всех евра­зийских народов, родство определялось по отцу. Эти разные традиции не давали смешаться двум народам (этносам).

Евреи, в отличие от хазар, к IX в. активно включились в тогдашнюю систему международной торговли. Караваны, хо­дившие из Китая на Запад, принадлежали в основном евреям. А торговля с Китаем в VIII—IX вв. была самым выгодным заня­тием. Династия Тан, стремясь пополнить пустеющую из-за со­держания большой армии казну, разрешила вывозить из стра­ны шелк. За шелком и шли еврейские караваны в Китай. Путь проходил через степи уйгуров и дальше через Семиречье, мимо озера Балхаш, к Аралу, к городу Ургенч. Очень трудным был переход через плато Устюрт. Затем караваны пересекали реку Яик и выходили к Волге. Здесь усталых путников ждал от­дых, обильная пища и развлечения. Прекрасная волжская рыба и фрукты, молоко и вино, музыканты и красавицы услаждали караванщиков. И у заправлявших экономикой Поволжья еврей­ских торговцев скапливались сокровища, шелка, рабы. Потом караван уходил дальше, попадая в Западную Европу: Баварию, Лангедок, Прованс, и, перевалив через Пиренеи, оканчивал долгий путь у мусульманских султанов Кордовы и Андалузии.

Снаряжавшие караваны купцы — не только еврейские, но и согдийские — основывали в Китае свои колонии.

В начале IX в. еврейское население Хазарии к своему эконо­мическому и интеллектуальному могуществу добавило и поли­тическое. Мудрый Обадия, про которого древние документы говорят, что «он боялся Бога и любил закон», совершил госу­дарственный переворот и захватил власть. Он выгнал из страны тюрок, составлявших военное сословие Хазарии.

Правительство Хазарии пользовалось услугами войск из Гургана. Гурганцы были воинственны и очень храбры. Они сражались в интересах купцов Хазарии за очень высокую пла­ту. Провоевав положенный срок, оставшиеся в живых возвра­щались домой богатыми. Хазарские правители были истыми купцами: они покупали победы, и только победы. Если воины терпели поражение, что иногда случалось, их казнили. Бесстрашные гурганцы одержали для хазарских евреев победы над гузами на реке Яик, над булгарами на Каме, над буртаса-ми на Сакмаре, над савирами (сабирами) на Донце. Но эти победоносные гурганцы отказались воевать против единовер­цев — мусульман-дейлемитов. И тогда хазарские евреи, народ находчивый, пригласили для войны с мусульманами древних русов.

Русов наняли на тех же условиях, что и гурганцев: высокая плата и обязательные победы. Русы освоили корабельное дело и мореплавание еще на Балтике. Наемное войско русов шло по Волге, строило корабли на Каспии и затем совершало морские набеги на территории Персии. В первом походе они совершен­но разграбили остров Абескун. С дейлемитами русы столкну­лись во время второго похода в 913 г. Дейлемиты отбили атаку, и русы, чтобы не возвращаться с пустыми руками, напали на мусульманский город Гянджу в южном Азербайджане. Тогда ха­зарский правитель разрешил своей гвардии — гурганцам — отомстить за единоверцев. Несколько дней сопротивлялось ус­талое войско русов, но было разбито мусульманами. Немногие спасшиеся бегством были истреблены на Волге кочевниками-буртасами. Так закончился для русской дружины поход 913г.

Два последующих десятилетия истории Хазарии были на­полнены мелкими конфликтами со славянами и уже возник­шим Киевским княжеством.

Итак, благодаря обширной торговле рабами, мехами и шел­ком Хазарский каганат, население которого состояло из або­ригенов и пришлых евреев, в IX—X вв. превратился в одну из самых богатых стран Евразии того времени.

§ 7. Булгарское царство

Город Болгар[33] в X—XI вв. был столицей Волжской Болгарии и затем, в XIII—XIV вв., — центром болгарского улуса в соста­ве Золотой Орды. В его истории отразились исторические судь­бы болгар на Волге.

Расположенный на одном из самых важных в стратегичес­ком и торговом отношении мест в Восточной Европе, у слия­ния Камы и Волги, Болгар с самого начала своего существования играл огромную роль в истории народов Поволжья и су­щественную роль в истории всей Восточной Европы.

Когда в X в. создается государство волжских болгар, в его политическом центре, в городе Болгаре, чеканится монета — символ нового государства. На монетах помещают имена эми­ров, правивших в Болгаре, и время от времени — имя города.

Город привлекает внимание иностранцев. О нем пишут арабские и персидские хроникеры и географы. Это не только город нового мощного и влиятельного государства, это был также самый северный центр ислама.

Для окружавших Волжскую Болгарию племен и народов Болгар был таким центром, из которого исходило сильное культурное и техническое влияние. Болгарские изделия мы на­ходим на Средней и Верхней Каме, на Вятке, в марийских землях и у древней мордвы. Ремесленные навыки, накопленные мастерами Болгара и других болгарских городов, широко рас­пространены по всему Волго-Камью.

Особенно важна роль Болгара и всего государства Волжской Болгарии в транзитной торговле. Огромные потоки серебра в виде куфических дирхемов — старинных арабских монет — проходят этот район, с тем чтобы потом влиться в денежное обращение Руси, дойти до берегов Балтики, распространиться в Скандинавии. В этот поток серебра входили и собственные монеты Болгара: болгарские дирхемы находят далеко от места их чеканки, в самых разных местах Восточной Европы. Болгар занимал ключевые позиции в торговле Восточной Европы со Средней Азией. Через него шли на Восток важнейшие това­ры — продукты промыслов и охоты северных народов. Через него проходили и русские товары.

Болгар и Волжская Болгария на раннем этапе развития, в Х в., уже представляли существенную международную силу.

Археологическое изучение слоев XI — начала XIII в. свиде­тельствует о непрекращающемся росте экономики, ремесла, торговых связей города того времени, о расширении его терри­тории, о новых фортификационных линиях вокруг него.

В этот период возрастают связи Болгара с Русью. Известны находки русских вещей и следы жизни русских в домонгольском городе. В XII в. Волжская Болгария играет существенную роль в русской дипломатии. Дипломатические трения с Русью зачастую приводят к военным столкновениям.

Арабские писатели того времени подчеркивают значитель­ные размеры города. «Их (болгар) город называется Болгар. Это очень большой город», — писал Джавалики, путешественник XII в. Ему вторил ал-Гарнати: «А Болгар тоже огромный го­род... А вокруг него без конца (всяких) народов». Большой экономический и военный потенциал домонгольского Болгара и всей Волжской Болгарии позволил успешно отразить первые нападения монголов. Но все же в 1236 г. монголам удалось под­чинить Волжскую Болгарию. Болгар был разорен.

Следуя своей политике препятствования завоеванным горо­дам превратиться в сильные укрепленные пункты, монгольс­кие власти заставили срыть валы Болгара, насыпанные неза­долго до монгольского завоевания. Город вместе со всей стра­ной включается в систему улусов, подчиненных Джучидам, т. е. входит в состав Золотой Орды.

Завоевание Болгара монголо-татарами было связано с унич­тожением огромных масс людей и материальных ценностей, с упадком производительных сил. Для Болгара последствия этих событий были очень тяжелы. Но все же уже в середине XIII в. он возрождается и становится важнейшим городским пунктом нового государства, созданного монголами на западных окраи­нах их империи.

В XIII в. Болгар играл в Золотой Орде главенствующую роль. В этом сказались его ремесленные традиции, богатства оседлой земледельческой страны, торговое значение Болгара в Восточ­ной Европе. Около Болгара кочует орда первых золотоордынских ханов, здесь строится при Берке Соборная мечеть — первая постройка такого типа в улусе Джучи. Болгар — первый в Золо­той Орде город, который стал выпускать монеты от имени ве­ликих ханов — Менгу-Тимура и Ариг-Буги. Вскоре чеканка на­чинается в Крыму и значительно позднее, только в последней четверти XIII в., — в Сарае.

Характерно, что только в Болгаре мы находим раннезолото-ордынские культурные напластования XIII в., отсутствующие в нижневолжских золотоордынских городах — Сарае, Новом Са­рае, Бельджамене и др. Это говорит о том, что в XIII в. соб­ственно золотоордынские степные города были еще малораз­виты, а ремесло и торговля сосредоточивались в старых горо­дах, в традиционно земледельческо-городских районах, каким и была Волжская Болгария.

Если культура степных городов Золотой Орды явилась сме­шением традиций и навыков многих покоренных монголами народов, то культура Болгара XIII—XIV вв. была в целом про­должением и дальнейшим развитием собственной местной культуры. Об этом ярко свидетельствуют керамика, домострои­тельство и другие области материального производства.

Огромным и мощным городом стал Болгар в XIV в., не­смотря на то что политические центры Золотой Орды перемес­тились на юг, в Сарай. Археологические раскопки свидетель­ствуют о росте города и стремительном развитии его многоот­раслевого, дробно специализированного, работающего на рынок ремесла и оживленной внешней и внутренней торговли.

В Болгаре XIV в. находились большие гончарные мастерские, иногда объединявшие множество горнов и подсобных сооруже­ний, развивалось железоделательное производство, осваива­лось литье железа (на археологических материалах Болгара впервые изучены горны для производства чугуна и древний технологический процесс этого производства). Ювелиры и мед­ники изготовливали предметы и украшения в характерном для золотоордынской эпохи красочном и пышном стиле. Расширя­лось строительное дело, осваивались новые приемы домостро­ительства. Появились монументальные архитектурные сооруже­ния, была перестроена главная соборная мечеть.

В культуре Болгара золотоордынекого периода чувствуется влияние мастеров из Азербайджана и Армении, ремесленников Средней Азии и Руси, а также мастеров из южных степных зо­лотоорды неких городов.

Высокого уровня достигает благоустройство города. Откры­ты мостовые и водопроводные сооружения, дренажно-ряжевые системы, бани восточного типа, некоторые — с богатым парад­ным убранством,

В город приезжали купцы из разных стран. Наряду с огромным количеством золотоордынских монет Болгара, Сарая, Но­вого Сарая, Полистана, показывающим оживленность внут­реннего городского торга в Болгаре и связь его с Нижним По­волжьем, на городище найдены монеты из Ирана, Хорезма, Кавказа, Крыма, русские монеты XV в. Широкую активность проявляли в торговле с Болгаром армянские купцы. Рядом с городом была армянская колония с христианским храмом и армянским кладбищем. Товары привозились и сухопутным образом, и рекой на торговую пристань близ Болгара — совре­менное урочище Ага-Базар.

Значительным было воздействие 'Болгара на формирование культуры южных степных золотоордынских городов. Из Болгара исходил мощный импульс, приведший к распространению в Золотой Орде ислама. Некоторые могильники золотоордынских городов (например, на Водянском городище — предполагае­мом Бельджамене) похожи на кладбища болгар.

Упадок Болгара наступил в конце XIV в. Тяжело отразились на развитии города феодальная смута в Орде, одним из эпизодов которой был поход Булат-Тимура на Болгар в 1361 г., походы ушкуйников и русских князей в конце XIV — начале XV в. Город захирел, и имя Болгара было перенесено на другой центр, видимо, на Старую Казань.


Глава 3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XIII вв.)

§ 1. Общая характеристика развития Древнерусского государства

Древнерусское государство прошло в своем развитии не­сколько этапов. Важнейшим этапом истории Древнерусского государства была вторая половина IX—X вв. Этот период харак­терен дальнейшим углублением и развитием объединенного процесса среди восточнославянских племен, сливавшихся в едином государстве в древнерусскую народность. В основном этот процесс завершился во второй половине X в., когда к Древнерусскому государству были присоединены земли древ­лян, северян, уличей, тиверцев, вятичей, радимичей, хорва­тов.

Именно в этот период происходило формирование государ­ственного аппарата и военной организации.

В конце X — первой половине XI в. Киевская Русь вступила в период расцвета. Значительный рост феодального землевладе­ния, городских центров, численности торгово-ремесленного на­селения свидетельствует, что в этот период Древнерусское госу­дарство стало одним из крупных и могущественных в Европе.

Развитие феодальных отношений обусловило изменения в области идеологии, прежде всего в религии. Язычество с его многобожием отражало идеологию родоплеменного строя. С об­разованием единого государства такая религия уже не удовлет­воряла потребностям господствующего класса феодалов.

Принятие христианства. К религиям, оказавшим существен­ное влияние на ситуацию в Восточной Европе в X в., следует отнести православие, католичество и ислам. Русские «искатели веры» представляли себе различия основных религий. Принятие определенной веры автоматически приводило и к ориентации на вполне определенные группировки внутри страны. У этой проблемы был и международный аспект, обусловленный по­стоянными внешними контактами.

Враги русских и Византии — печенеги — в X в. были языч­никами. В дальнейшем часть кочевников крестилась, но боль­шинство, обратившись в ислам, стало враждовать с греками. Переход в ислам, войны с Византией и внутренние смуты сковали силы кочевников и к концу первой трети XI в. избави­ли Русь от печенежской угрозы.

Православная Церковь постепенно распространяла свое влияние, строила храмы и монастыри, учила людей грамоте и живописи. В Ростове (Мерянская земля) долгое время сохраня­лись две городские общины: христианская и языческая. В одном конце города стояла православная церковь, а в другом находи­лось капище бога мерян Керемета. При этом христиане и языч­ники сосуществовали довольно мирно.

Крещению Владимира (988 г.) и всей Руси предшествовало обращение в христианство бабки Владимира — княгини Оль­ги, которая, по словам летописца, «первой вниде в цесарство небесное от Руси». Несмотря на то что о крещении Ольги сооб­щают не только древнерусские, но и византийские («хроника Скилицы»), и немецкие («Продолжение хроники Региона Прюмского») источники, вокруг его обстоятельств не затихает дискуссия. Хотя все источники единогласно утверждают, что киевская княгиня приняла крещение в Константинополе, ряд исследователей до сих пор вслед за Г. А. Острогорским склонны думать, что это произошло в Киеве. Нет единства и относи­тельно даты поездки Ольги в Константинополь (здесь мнения разделились между 946 и 957 гг.; ясно лишь, что княгиня от­правилась в столицу Византийской империи после смерти мужа — киевского князя Игоря) и даже об их числе (одна или две поездки). Сохранилось подробное протокольное описание двух приемов Ольги имперским семейством Константи­на VII Багрянородного, но из этого описания одни заключают, что княгиня была к тому времени уже христианкой, а другие, напротив — что она оставалась еще язычницей. Добавляют про­блем сообщения современных событиям немецких источников о том, что в 959 г. киевская правительница отправила посоль­ство к германскому королю Отгону I (936—973 гг., император с 962 г.) с просьбой прислать на Русь епископа и священни­ков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: