Договор Игоря касается значения земщины на Руси. На первой странице договора встречается целый ряд имен послов, отправленных в Грецию для заключения этого договора. Здесь кроме послов от Игоря, от сына его Святослава, от княгини Ольги встречаются имена послов от Сфандры, жены Улеба, от какой-то славянки Предславы, от знаменитых дружинников и от купцов. Из этого видно, что в заключении договора участвовало все общество, что в общественных делах власть князя была ограничена властью земщины.
Женщины в русском обществе имели не только семейное, но и гражданское общественное влияние. Общество признавало их не только как членов той или другой семьи, но и как членов целого общества, до некоторой степени равных мужчинам. В договоре Игоря упомянуто, что жена не только может иметь отдельное имущество, но и вправе распоряжаться им независимо от мужа (послы от Сфандры и от Предславы могли быть посланы не иначе как по торговым делам). Женщины римские и германские всю жизнь были под опекой: незамужняя под опекой родителей, замужняя под опекой мужа, а вдовы под опекой сыновей. Русские же женщины, напротив, находились под опекой только до выхода замуж, а вступив в замужество, они освобождались от всякой опеки.
|
|
Из договора видно, что купцы, так же как и бояре, участвовали вместе с князем в договорах с греками и отправляли от себя послов. Это свидетельство указывает на купцов не только как на особое сословие, но и как на людей, имевших в то время большую силу в обществе.
Договор Игоря свидетельствует о веротерпимости, которой отличалось русское общество времен Игоря. В договоре русы разделяются на крещеных и некрещеных. «И иже помыслит от страны русския разрушити таку любовь и елико их крещение прияли суть, да примут месть от Бога Вседержителя... а елико их есть не хрещено, да не имут помощи от Бога, ни от Перуна». Утверждая договор клятвой, русские послы говорят: «Мы же, елико нас хрестилися есмы, кляхом церковью свфтаго Илии в сборней церкви и предлежащем честным крестом и харатьею сею... А не крещеная русь полагают щиты своя и мече свое ноги, обручь свое и прочья оружья, да кленутся о всем, яже суть написана на харатьи сей». Это служит доказательством того, что перед русским законом все были равны, к какой бы религии кто ни принадлежал.
В договоре говорится о проезжих грамотах, выдававшихся князем послам и купцам, отправлявшимся в Грецию: «Ныне же князь русский рассудил посылать грамоты, в которых прописывалось бы, сколько кораблей послать, чтобы греки по этому знали с миром ли приходят корабли». Очевидно, это была совершенная новость в тогдашнем русском обществе, ибо при Игоре, как свидетельствует вторая статья договора, вместо грамот употреблялись печати для послов золотые, а для гостей серебряные.
|
|
Договор 945 г. содержал и уголовные нормы Игорева времени о разбойниках и ворах: «...ежели кто из русских покусится отнять что-либо силою у наших людей и ежели успеет в этом, то будет жестоко наказан, а что взял, за то заплатит вдвое, а также и грек примет ту же казнь, ежели то же сделает и русским». Эта статья соответствует Русской Правде, где сказано: «...за разбойника людие не платят, но вдавят его и с женой и с детьми на поток и на разграбление». Хотя слова договора «будет жестоко наказан» не определяют, в чем собственно должна состоять казнь, слова же Русской Правды «вдадят на поток и на разграбление» более определенны, тем не менее смысл того и другого закона остается одним и тем же — строгое преследование разбойников. Сама же неточность и неопределенность статьи о разбойниках в договоре Игоря произошла от того, что наказания, определявшиеся разбойникам по законам Греции и Руси, были неодинаковы в частностях. В Греции в то время были в большом ходу пытки, которых мы не видим на Руси до XVI в. Но в общих чертах законы о разбойниках в Греции и Руси были одинаковы — и в Греции, и в Руси разбойники наказывались жестоко. Поэтому обе договаривающиеся стороны и не нашли нужным определять подробно, какому наказанию следует подвергать разбойников, а условились только об одном, чтобы разбойники были жестоко наказываемы, так как того требовали законы Греции и Руси: «И то показнен будет по закону греческому, по уставу и закону русскому». Закон о ворах подвергся значительной перемене. Вместо римского quadrupli (вчетверо), которое положено было по договору Олега, по договору Игоря вор обязывался платить только вдвое, т. е. возвратить украденную вещь и отдать ее цену или же, если сама вещь не могла быть возвращена, — отдать ее двойную цену. Кроме того, назначалась особая вира (пеня) с разбойников, которая взималась в пользу князя на оружие и коней.
§ 5. Влияние варяго-русского элемента на развитие законодательства
Дошедшие до нас памятники законодательства охватывают в основных чертах государственное, гражданское и уголовное право. Конечно, эти положения немногочисленны и отрывочны, но уже по ним можно видеть юридический быт русского общества того времени.
Относительно государственного устройства Древней Руси законы времен Олега и Игоря свидетельствуют, что при первых варяго-русских князьях до Владимира еще сохранялось старое устройство славянских племен в русской земле, т. е. рядом с князем участвовали в общественных делах лучшие люди, держащие землю, и вся земля или народное вече. Старый порядок остался неприкосновенным, и только варяжские князья стали выше прежних племенных князей и обратили их в своих подручников, поставили их в ряд лучших мужей, держащих землю.
С занятием Приднепровья Олегом киевский князь стал называться великим князем, а князья древлянский, туровский, полоцкий и другие получили название светлых князей, состоящих под рукой великого князя русского. Таким образом, власть великого князя русского связала в одно целое разрозненные прежде славянские племена, образовалась Русская земля, включившая в себя и Киевскую, и Древлянскую, и Полоцкую, и Северянскую и другие земли славянских племен на Руси. Эта верховная власть была не племенная, а государственная, вытекающая из осознанной необходимости племенные власти подчинить власти высшей, не связанной с племенными началами, и вызываемая политической потребностью водворить мир и тишину, прекратить племенные раздоры, уничтожить старую рознь и создать новое единство. Этот период был временем только внешнего объединения славянских племен на Руси — в это время ни верховная власть великого князя, ни государственное устройство не имели иного смысла, кроме объединения племен.
|
|
Изменения государственного устройства не повлекли за собой значительных изменений в законодательстве, ибо власть великого князя нисколько не касалась старых юридических обычаев, относящихся к частному праву. Конечно, князь был верховным судьей, но он обязан был судить по старым исконным обычаям; притом князь судил не один — на его суде всегда были судьи, представленные тяжущимися сторонами, называющиеся судными мужами, а они всегда были хранителями юридических преданий старины и врагами нововведений в деле суда. Нельзя также упускать из виду, что изменения в гражданском праве возможны и удобны только тогда, когда в общество входит новый, преобладающий элемент, разъедающий или изменяющий внутренние основы юридического быта; в русское же общество с прибытием варяго-русских князей хоть и вошел новый элемент — дружина, но он не мог подчинить себе земщину. Оставаясь только на поверхности русского общества, он даже сам мало-помалу подчинялся влиянию земщины и изменял свой первоначальный облик, с которым вступил на русскую землю. В первый период русского законодательства старые юридические обычаи частного гражданского права оставались неприкосновенными.
Но не так тверды и неприкосновенны были узаконения, относящиеся к уголовному праву. Первым изменением в этой области было ограничение кровной мести. По закону месть родственников допускалась только тогда, когда суд объявит кого-нибудь виновным в убийстве, когда убийство будет доказано на суде. Таким образом, первым же словом русского закона было прямое отрицание самоуправства. Далее, русский уголовный закон первого периода для ослабления мести указал путь, по которому можно было освободиться от нее, — бегство убийцы. При Игоре месть подверглась еще большему ограничению: были узаконены виры в пользу княжеской казны на содержание оружия и коней. Убийца, внесший виру, т. е. пеню за убийство, был свободен от мести родственников убитого и не имел надобности спасаться бегством.
|
|
Кровная месть за личное оскорбление была уничтожена и заменена денежной пеней «в 6 литр серебра».
В делах по нарушению прав собственности самоуправство также уже не имело места. Хозяин, заставший вора за кражей, должен был связать его и по утру вести в суд.
Самоуправство преследовалось до такой степени, что если бы хозяин вздумал насильно отыскивать в чужом дому свои украденные вещи и при обыске взял что-либо насильно, то обязан был заплатить втрое.
В делах по нарушению прав собственности было установлено различие между насильственным отнятием вещи и кражей; насильственное отнятие наказывалось с особенной строгостью.
Таким образом, по свидетельству договоров Олега и Игоря с греками, в продолжение первого периода истории русского законодательства преимущественному изменению подвергались законы, относящиеся к уголовному праву, законы государственного права претерпели самое незначительное изменение, законы же, относящиеся к гражданскому праву, остались почти без изменений.
§ 6. Хазарский каганат
По соседству с Киевской державой в Восточной Европе в низовьях Волги зарождалось могучее государство — Хазарский каганат. История его заслуживает внимания. Хазары были одним из замечательных народов той эпохи. Первоначально их поселения сосредоточивались в низовьях Терека и по берегам Каспия.
Хазары — кавказское племя, жившее на территории современного Дагестана. Следы обитания хазар у Каспия сейчас скрыты наступившим морем, и лишь дагестанский виноград, принесенный хазарами с Кавказа в дельту Волги, остался свидетелем их миграции.
Врагами прикаспийских хазар были степняки-буртусы и булгары. И тех и других в VI в. подчинили себе тюрки. В начавшейся у победителей династической распре одни тюрки оперлись на булгар, другие на хазар. Хазары и их союзники степные булгары на средней Волге основали город Великий Булгар. Другая часть булгарской орды во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай, где, смешавшись с южнославянскими племенами, положила начало новому народу — болгарам.
У хазар не было государственной власти. Сейчас от языка этого племени сохранилось одно слово, служившее названием крепости, — Саркел, что значит «белый дом».
В VII—VIII вв. хазары подверглись натиску наступавших через Кавказ арабов. В этой войне им помогли тюрки, которые первыми в Центральной Азии освоили мощное оружие конника — саблю. Тюрки вели частые войны с Китаем, где правила династия Тан.
Династия Тан (618—907) управляла Китаем талантливо и успешно. Рис при танских правителях стоил дешевле, чем когда бы то ни было. Китайцы активно общались со своим «Западом»: тюрками, согдийцами, тибетцами и даже арабами. Представители династии Тан мечтали о создании обширной азиатской империи, которая включала бы не только Срединную равнину (нынешний Китай), но и степи Монголии, леса Маньчжурии и оазисы Согдианы. Борьба Тан за имперскую власть над Азией началась победой над тюрками в середине VII в.
Представитель разбитой тюркской династии бежал к хазарам. Хазары приняли его и... сделали своим ханом. Хан-тюрк их очень устраивал. Он кочевал со своей ставкой в низовьях Волги, между нынешним Волгоградом и Астраханью, весной откочевывал на Терек, лето проводил между Тереком, Кубанью и Доном, а с приходом холодов возвращался на Волгу. Хазарам не приходилось содержать своего хана. Он не требовал с них налогов, кормясь собственным кочевым хозяйством. Хан и пришедшая с ним военная знать, удовлетворяясь дарами подданных, не вводили системы поборов и не занимались торговлей. Тюркские ханы и беки, возглавив хазар, организовали их защиту от арабов. Те наступали из Азербайджана через Дербент на Терек и Волгу. Тюрки — народ воинов — защищали хазар от врагов и совместно с ними образовали в Прикаспии небольшое государство.
Изучая историю, мы постоянно сталкиваемся с повторяющимися явлениями огромного значения — миграцией населения. Иногда народ переселяется на чужую территорию и хорошо к ней приспосабливается. Именно так распространялись славяне с верховьев Вислы до берегов Балтийского, Адриатического и Эгейского морей. Они сумели обосноваться везде: это был молодой, сильный и очень активный народ. Другие народы, переселившиеся в районы с непривычными для них климатом и природными условиями, исчезали — или вымерли, или смешались с местным населением. Например, в Южной Франции, Испании, Северной Африке закончились исторические судьбы вандалов, свенов, готов.
Была и еще одна форма миграции: группа купцов или отряд завоевателей создавали свою колонию на чужой территории.
Для хазар колонизаторами стали представители персидской и византийской ветвей еврейского народа.
В Иране евреи появились во II в., после поражения, нанесенного им римлянами в иудейских войнах. Персы охотно приняли евреев как врагов Рима и расселили их по своим городам. Так образовались еврейские колонии в городах Исфахане и Ширазе, а также в Армении и Азербайджане.
Но в V в. в Персии произошли события драматические и для персов, и для пришлых народов. При шахе Каваде его визирь Маздак возглавил движение, которое по его имени называется маздакитским. Во время очередного голода в стране Маздак выдвинул радикальную программу борьбы с кризисом: ему представлялось неразумным существование богатых и бедных, поэтому он предлагал казнить тех, у кого много имущества, а их добро и гаремы раздать бедным. Шах был арестован мазда-китами, но бежал к степнякам-эфталитам и вернулся с их войском. Поднялись все, недовольные маздакитами. В 529 г. предводитель войска Хосров взял власть в свои руки, повесил Мазда-ка и расправился с его сторонниками.
Евреи принимали активное участие в этих событиях. Одни были сторонниками Хосрова, другие — маздакитов. После победы Хосрова уцелевшие маздакиты, персы и евреи бежали в Азербайджан. Спасшиеся евреи поселились к северу от Дербента на широкой равнине между Тереком и Судаком. Тем временем в Византии освоились евреи, бывшие, противниками маздакитов и бежавшие из Ирана в период торжества Маздака.
Евреи, оказавшиеся на Кавказе, забыли и свою древнюю грамоту, и традиции иудаизма, и его обряды. Они пасли скот, возделывали землю и дружили с хазарами — своими северными соседями. Восстановил иудаизм среди своих соплеменников один из вождей по имени Булан. В 730 г. он принял имя Сабриэль и пригласил иудеев — учителей религиозного закона.
Между тем Византия вела отчаянную борьбу с арабами. Евреи, нашедшие в Византии спасение, должны были бы помогать византийцам. Возникли противоречия среди этих групп населения. Решив не приобретать себе новых врагов, греки предложили евреям уехать. Так в землях хазар появилась византийская группа евреев.
Страна к северу от Терека понравилась переселенцам. Луга, покрытые зеленой травой, были прекрасными пастбищами. В притоках Волги водились осетры и стерлядь. Здесь проходили торговые пути. Соседние племена были беззлобны и неагрессивны. Используя свою грамотность, евреи стали осваивать и развивать занятия, не свойственные местному населению: дипломатию, торговлю, образование.
Казалось бы, должно было произойти смешение хазар с евреями. Но согласно библейской мудрости, «никто не может обнаружить след птицы в воздухе, змеи на камне и мужчины в женщине», поэтому евреями считались все дети евреек, независимо оттого, кто был их отцом. У хазар же, как у всех евразийских народов, родство определялось по отцу. Эти разные традиции не давали смешаться двум народам (этносам).
Евреи, в отличие от хазар, к IX в. активно включились в тогдашнюю систему международной торговли. Караваны, ходившие из Китая на Запад, принадлежали в основном евреям. А торговля с Китаем в VIII—IX вв. была самым выгодным занятием. Династия Тан, стремясь пополнить пустеющую из-за содержания большой армии казну, разрешила вывозить из страны шелк. За шелком и шли еврейские караваны в Китай. Путь проходил через степи уйгуров и дальше через Семиречье, мимо озера Балхаш, к Аралу, к городу Ургенч. Очень трудным был переход через плато Устюрт. Затем караваны пересекали реку Яик и выходили к Волге. Здесь усталых путников ждал отдых, обильная пища и развлечения. Прекрасная волжская рыба и фрукты, молоко и вино, музыканты и красавицы услаждали караванщиков. И у заправлявших экономикой Поволжья еврейских торговцев скапливались сокровища, шелка, рабы. Потом караван уходил дальше, попадая в Западную Европу: Баварию, Лангедок, Прованс, и, перевалив через Пиренеи, оканчивал долгий путь у мусульманских султанов Кордовы и Андалузии.
Снаряжавшие караваны купцы — не только еврейские, но и согдийские — основывали в Китае свои колонии.
В начале IX в. еврейское население Хазарии к своему экономическому и интеллектуальному могуществу добавило и политическое. Мудрый Обадия, про которого древние документы говорят, что «он боялся Бога и любил закон», совершил государственный переворот и захватил власть. Он выгнал из страны тюрок, составлявших военное сословие Хазарии.
Правительство Хазарии пользовалось услугами войск из Гургана. Гурганцы были воинственны и очень храбры. Они сражались в интересах купцов Хазарии за очень высокую плату. Провоевав положенный срок, оставшиеся в живых возвращались домой богатыми. Хазарские правители были истыми купцами: они покупали победы, и только победы. Если воины терпели поражение, что иногда случалось, их казнили. Бесстрашные гурганцы одержали для хазарских евреев победы над гузами на реке Яик, над булгарами на Каме, над буртаса-ми на Сакмаре, над савирами (сабирами) на Донце. Но эти победоносные гурганцы отказались воевать против единоверцев — мусульман-дейлемитов. И тогда хазарские евреи, народ находчивый, пригласили для войны с мусульманами древних русов.
Русов наняли на тех же условиях, что и гурганцев: высокая плата и обязательные победы. Русы освоили корабельное дело и мореплавание еще на Балтике. Наемное войско русов шло по Волге, строило корабли на Каспии и затем совершало морские набеги на территории Персии. В первом походе они совершенно разграбили остров Абескун. С дейлемитами русы столкнулись во время второго похода в 913 г. Дейлемиты отбили атаку, и русы, чтобы не возвращаться с пустыми руками, напали на мусульманский город Гянджу в южном Азербайджане. Тогда хазарский правитель разрешил своей гвардии — гурганцам — отомстить за единоверцев. Несколько дней сопротивлялось усталое войско русов, но было разбито мусульманами. Немногие спасшиеся бегством были истреблены на Волге кочевниками-буртасами. Так закончился для русской дружины поход 913г.
Два последующих десятилетия истории Хазарии были наполнены мелкими конфликтами со славянами и уже возникшим Киевским княжеством.
Итак, благодаря обширной торговле рабами, мехами и шелком Хазарский каганат, население которого состояло из аборигенов и пришлых евреев, в IX—X вв. превратился в одну из самых богатых стран Евразии того времени.
§ 7. Булгарское царство
Город Болгар[33] в X—XI вв. был столицей Волжской Болгарии и затем, в XIII—XIV вв., — центром болгарского улуса в составе Золотой Орды. В его истории отразились исторические судьбы болгар на Волге.
Расположенный на одном из самых важных в стратегическом и торговом отношении мест в Восточной Европе, у слияния Камы и Волги, Болгар с самого начала своего существования играл огромную роль в истории народов Поволжья и существенную роль в истории всей Восточной Европы.
Когда в X в. создается государство волжских болгар, в его политическом центре, в городе Болгаре, чеканится монета — символ нового государства. На монетах помещают имена эмиров, правивших в Болгаре, и время от времени — имя города.
Город привлекает внимание иностранцев. О нем пишут арабские и персидские хроникеры и географы. Это не только город нового мощного и влиятельного государства, это был также самый северный центр ислама.
Для окружавших Волжскую Болгарию племен и народов Болгар был таким центром, из которого исходило сильное культурное и техническое влияние. Болгарские изделия мы находим на Средней и Верхней Каме, на Вятке, в марийских землях и у древней мордвы. Ремесленные навыки, накопленные мастерами Болгара и других болгарских городов, широко распространены по всему Волго-Камью.
Особенно важна роль Болгара и всего государства Волжской Болгарии в транзитной торговле. Огромные потоки серебра в виде куфических дирхемов — старинных арабских монет — проходят этот район, с тем чтобы потом влиться в денежное обращение Руси, дойти до берегов Балтики, распространиться в Скандинавии. В этот поток серебра входили и собственные монеты Болгара: болгарские дирхемы находят далеко от места их чеканки, в самых разных местах Восточной Европы. Болгар занимал ключевые позиции в торговле Восточной Европы со Средней Азией. Через него шли на Восток важнейшие товары — продукты промыслов и охоты северных народов. Через него проходили и русские товары.
Болгар и Волжская Болгария на раннем этапе развития, в Х в., уже представляли существенную международную силу.
Археологическое изучение слоев XI — начала XIII в. свидетельствует о непрекращающемся росте экономики, ремесла, торговых связей города того времени, о расширении его территории, о новых фортификационных линиях вокруг него.
В этот период возрастают связи Болгара с Русью. Известны находки русских вещей и следы жизни русских в домонгольском городе. В XII в. Волжская Болгария играет существенную роль в русской дипломатии. Дипломатические трения с Русью зачастую приводят к военным столкновениям.
Арабские писатели того времени подчеркивают значительные размеры города. «Их (болгар) город называется Болгар. Это очень большой город», — писал Джавалики, путешественник XII в. Ему вторил ал-Гарнати: «А Болгар тоже огромный город... А вокруг него без конца (всяких) народов». Большой экономический и военный потенциал домонгольского Болгара и всей Волжской Болгарии позволил успешно отразить первые нападения монголов. Но все же в 1236 г. монголам удалось подчинить Волжскую Болгарию. Болгар был разорен.
Следуя своей политике препятствования завоеванным городам превратиться в сильные укрепленные пункты, монгольские власти заставили срыть валы Болгара, насыпанные незадолго до монгольского завоевания. Город вместе со всей страной включается в систему улусов, подчиненных Джучидам, т. е. входит в состав Золотой Орды.
Завоевание Болгара монголо-татарами было связано с уничтожением огромных масс людей и материальных ценностей, с упадком производительных сил. Для Болгара последствия этих событий были очень тяжелы. Но все же уже в середине XIII в. он возрождается и становится важнейшим городским пунктом нового государства, созданного монголами на западных окраинах их империи.
В XIII в. Болгар играл в Золотой Орде главенствующую роль. В этом сказались его ремесленные традиции, богатства оседлой земледельческой страны, торговое значение Болгара в Восточной Европе. Около Болгара кочует орда первых золотоордынских ханов, здесь строится при Берке Соборная мечеть — первая постройка такого типа в улусе Джучи. Болгар — первый в Золотой Орде город, который стал выпускать монеты от имени великих ханов — Менгу-Тимура и Ариг-Буги. Вскоре чеканка начинается в Крыму и значительно позднее, только в последней четверти XIII в., — в Сарае.
Характерно, что только в Болгаре мы находим раннезолото-ордынские культурные напластования XIII в., отсутствующие в нижневолжских золотоордынских городах — Сарае, Новом Сарае, Бельджамене и др. Это говорит о том, что в XIII в. собственно золотоордынские степные города были еще малоразвиты, а ремесло и торговля сосредоточивались в старых городах, в традиционно земледельческо-городских районах, каким и была Волжская Болгария.
Если культура степных городов Золотой Орды явилась смешением традиций и навыков многих покоренных монголами народов, то культура Болгара XIII—XIV вв. была в целом продолжением и дальнейшим развитием собственной местной культуры. Об этом ярко свидетельствуют керамика, домостроительство и другие области материального производства.
Огромным и мощным городом стал Болгар в XIV в., несмотря на то что политические центры Золотой Орды переместились на юг, в Сарай. Археологические раскопки свидетельствуют о росте города и стремительном развитии его многоотраслевого, дробно специализированного, работающего на рынок ремесла и оживленной внешней и внутренней торговли.
В Болгаре XIV в. находились большие гончарные мастерские, иногда объединявшие множество горнов и подсобных сооружений, развивалось железоделательное производство, осваивалось литье железа (на археологических материалах Болгара впервые изучены горны для производства чугуна и древний технологический процесс этого производства). Ювелиры и медники изготовливали предметы и украшения в характерном для золотоордынской эпохи красочном и пышном стиле. Расширялось строительное дело, осваивались новые приемы домостроительства. Появились монументальные архитектурные сооружения, была перестроена главная соборная мечеть.
В культуре Болгара золотоордынекого периода чувствуется влияние мастеров из Азербайджана и Армении, ремесленников Средней Азии и Руси, а также мастеров из южных степных золотоорды неких городов.
Высокого уровня достигает благоустройство города. Открыты мостовые и водопроводные сооружения, дренажно-ряжевые системы, бани восточного типа, некоторые — с богатым парадным убранством,
В город приезжали купцы из разных стран. Наряду с огромным количеством золотоордынских монет Болгара, Сарая, Нового Сарая, Полистана, показывающим оживленность внутреннего городского торга в Болгаре и связь его с Нижним Поволжьем, на городище найдены монеты из Ирана, Хорезма, Кавказа, Крыма, русские монеты XV в. Широкую активность проявляли в торговле с Болгаром армянские купцы. Рядом с городом была армянская колония с христианским храмом и армянским кладбищем. Товары привозились и сухопутным образом, и рекой на торговую пристань близ Болгара — современное урочище Ага-Базар.
Значительным было воздействие 'Болгара на формирование культуры южных степных золотоордынских городов. Из Болгара исходил мощный импульс, приведший к распространению в Золотой Орде ислама. Некоторые могильники золотоордынских городов (например, на Водянском городище — предполагаемом Бельджамене) похожи на кладбища болгар.
Упадок Болгара наступил в конце XIV в. Тяжело отразились на развитии города феодальная смута в Орде, одним из эпизодов которой был поход Булат-Тимура на Болгар в 1361 г., походы ушкуйников и русских князей в конце XIV — начале XV в. Город захирел, и имя Болгара было перенесено на другой центр, видимо, на Старую Казань.
Глава 3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XIII вв.)
§ 1. Общая характеристика развития Древнерусского государства
Древнерусское государство прошло в своем развитии несколько этапов. Важнейшим этапом истории Древнерусского государства была вторая половина IX—X вв. Этот период характерен дальнейшим углублением и развитием объединенного процесса среди восточнославянских племен, сливавшихся в едином государстве в древнерусскую народность. В основном этот процесс завершился во второй половине X в., когда к Древнерусскому государству были присоединены земли древлян, северян, уличей, тиверцев, вятичей, радимичей, хорватов.
Именно в этот период происходило формирование государственного аппарата и военной организации.
В конце X — первой половине XI в. Киевская Русь вступила в период расцвета. Значительный рост феодального землевладения, городских центров, численности торгово-ремесленного населения свидетельствует, что в этот период Древнерусское государство стало одним из крупных и могущественных в Европе.
Развитие феодальных отношений обусловило изменения в области идеологии, прежде всего в религии. Язычество с его многобожием отражало идеологию родоплеменного строя. С образованием единого государства такая религия уже не удовлетворяла потребностям господствующего класса феодалов.
Принятие христианства. К религиям, оказавшим существенное влияние на ситуацию в Восточной Европе в X в., следует отнести православие, католичество и ислам. Русские «искатели веры» представляли себе различия основных религий. Принятие определенной веры автоматически приводило и к ориентации на вполне определенные группировки внутри страны. У этой проблемы был и международный аспект, обусловленный постоянными внешними контактами.
Враги русских и Византии — печенеги — в X в. были язычниками. В дальнейшем часть кочевников крестилась, но большинство, обратившись в ислам, стало враждовать с греками. Переход в ислам, войны с Византией и внутренние смуты сковали силы кочевников и к концу первой трети XI в. избавили Русь от печенежской угрозы.
Православная Церковь постепенно распространяла свое влияние, строила храмы и монастыри, учила людей грамоте и живописи. В Ростове (Мерянская земля) долгое время сохранялись две городские общины: христианская и языческая. В одном конце города стояла православная церковь, а в другом находилось капище бога мерян Керемета. При этом христиане и язычники сосуществовали довольно мирно.
Крещению Владимира (988 г.) и всей Руси предшествовало обращение в христианство бабки Владимира — княгини Ольги, которая, по словам летописца, «первой вниде в цесарство небесное от Руси». Несмотря на то что о крещении Ольги сообщают не только древнерусские, но и византийские («хроника Скилицы»), и немецкие («Продолжение хроники Региона Прюмского») источники, вокруг его обстоятельств не затихает дискуссия. Хотя все источники единогласно утверждают, что киевская княгиня приняла крещение в Константинополе, ряд исследователей до сих пор вслед за Г. А. Острогорским склонны думать, что это произошло в Киеве. Нет единства и относительно даты поездки Ольги в Константинополь (здесь мнения разделились между 946 и 957 гг.; ясно лишь, что княгиня отправилась в столицу Византийской империи после смерти мужа — киевского князя Игоря) и даже об их числе (одна или две поездки). Сохранилось подробное протокольное описание двух приемов Ольги имперским семейством Константина VII Багрянородного, но из этого описания одни заключают, что княгиня была к тому времени уже христианкой, а другие, напротив — что она оставалась еще язычницей. Добавляют проблем сообщения современных событиям немецких источников о том, что в 959 г. киевская правительница отправила посольство к германскому королю Отгону I (936—973 гг., император с 962 г.) с просьбой прислать на Русь епископа и священников.