Современные историки сообщают кровавые факты, которые полностью подтверждают оценку автора «Капитала». Приведем только один пример. Тверской князь Михаил донес хану Узбеку о том, что московский князь Юрий скрыл значительную часть дани, предназначавшейся татарам. В награду за это он получил титул великого князя и власть над всей Русью. Но то ли не располагая достаточными доказательствами вины Юрия, то ли по другим причинам он собственноручно убил соперника вместо того, чтобы доказать справедливость обвинения в открытом процессе. Суд хана приговорил его к смерти, однако ярлык на «великое княжение» получил не брат убитого, а брат убийцы — Александр Тверской. Этот факт можно толковать по-разному, но наиболее подходящее объяснение состоит в том, что титул великого князя стал наградой для доносчиков. Совершенно ясно, что в таких условиях формировались вполне определенные характеры людей, стремящихся к власти. Разумеется, были и другие характеры среди русских князей, однако они находились в худшем положении в борьбе за власть над Россией. Власть могли получить лишь самые изворотливые.
|
|
Начало политической карьеры «московской линии» было весьма знаменательным. В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание народа против татарских насилий и поборов, в ходе которого был убит ханский посол — баскак Чолхан. Но не Золотая Орда подавила восстание народных масс. Московский князь скачет в Орду и просит у хана права на подавление русского восстания московскими руками. Калита жестоко расправился с тверичами и подверг тверское княжество страшному погрому, надолго устранившему тверских князей от активной борьбы за политическое превосходство на Руси.
С 1328 г. московский князь Иван получает титул великого князя и право на сбор дани со всех русских княжеств в пользу монголов. Нетрудно понять, что с этого времени в его казне начала исчезать большая часть награбленных денег. Поэтому народ дал ему прозвище Калита. «Политика Ивана Калиты состояла попросту в следующем: играя роль гнусного орудия хана и заимствуя, таким образом, его власть, он обращал ее против своих соперников — князей и против своих собственных подданных. Для достижения этой цели ему надо было втереться в доверие к татарам, цинично угодничая, совершая частые поездки в Золотую Орду, униженно сватаясь к монгольским княжнам, прикидываясь всецело преданным интересам хана, любыми средствами выполняя его приказания. Подло клевеща на своих собственных сородичей, совмещая в себе роль татарского палача, льстеца и старшего раба, он не давал покоя хану, постоянно разоблачая тайные заговоры. Как только тверская линия начинала проявлять некоторое стремление к национальной независимости, он спешил в Орду, чтобы донести об этом. Как только он встречал сопротивление, он прибегал к помощи татар для его подавления...
|
|
Иван Калита превратил хана в орудие, посредством которого избавился от наиболее опасных соперников и устранил всякие препятствия со своего пути к узурпации власти. Он не завоевывал уделы, а незаметно обращал права татар-завоевателей исключительно в свою пользу. Он обеспечил наследование за своим сыном теми же средствами, какими добился возвышения Великого княжества Московского, в котором так странно сочетались княжеское достоинство с рабской приниженностью. За все время своего правления он ни разу не уклонился от намеченной им для себя политической линии, придерживаясь ее с непоколебимой твердостью и проводя ее методически и дерзко. Таким образом, он стал основателем московской державы, и характерно, что народ прозвал его Калитой, то есть денежным мешком, так как именно деньгами, а не мечом проложил он себе путь... Ни обольщение славой, ни угрызения совести, ни тяжесть унижения не могли отклонить его от пути к своей цели. Всю его систему можно выразить в нескольких словах: макиавеллизм раба, стремящегося к своей цели»[59].
Так писал об Иване Калите Карл Маркс. Но дело не в том, что Иван Калита был трусом, абсолютно лишенным человеческой совести. Люди, подобные ему, встречаются в человеческом обществе. Однако лишь в политической сфере — в данном случае при создании Московского государства, потребовавшего создания системы контроля над собственными властителями, — обладание такими свойствами характерно для людей, считающих государственную власть главной человеческой ценностью, и обеспечивает успех в политическом соперничестве. Кроме того, объективно создание системы контроля над собственным аппаратом власти обеспечило возможность «большого скачка» в развитии русского государства и общества — скачка от феодальной раздробленности к абсолютной монархии.
На Западе этот процесс шел значительно медленнее. Там эволюция системы власти была связана с необходимостью лавирования возникающей верховной светской власти между властью духовной, властью крупных земельных феодалов, военной властью сословия рыцарей, экономической властью купечества, городской властью средневековых корпораций и т. п. В этом процессе верховная власть обязана была учитывать совершенно различные интересы и конфликты между ними, завоевывать союзников в собственном обществе путем уступок, обещаний, предоставления привилегий отдельным сословиям и т. д. И характерно, что главное сочинение политической мысли Европы, в которой обосновывалась необходимость полного освобождения от христианской морали в борьбе за власть и создание сильного государства, — «Государь» Н. Макиавелли — появилось почти полтора столетия спустя, на рубеже XV—XVI вв.
§ 4. Влияние Золотой Орды на формирование политических отношений в Русском государстве
Во второй половине XIV в. Золотая Орда была погружена во внутренние конфликты. В этот период предпринимались попытки обрести независимость. Возглавил борьбу русского народа против монголо-татарского ига московский князь Дмитрий. В 1360 г. Орда вручила ярлык на великое княжение суздальскому князю Михаилу. По просьбе митрополита Алексия ярлык был возвращен князю Дмитрию. В 1370 г. Орда изменила решение и передала ярлык на великое княжение тверскому князю Михаилу. Однако во Владимир, находящийся на территории Московского княжества, Михаила просто не пустили, и он так и не смог взять в свои руки правление. За непослушание татары решили наказать князя Дмитрия и отправили Мамая в поход на русские земли. Монголо-татарские войска под началом Мамая потерпели поражение от князя Дмитрия в битвах на р. Воже (1378 г.) и на Дону (Куликовская битва, 1380 г.). За победу на Куликовом поле Дмитрий получил прозвище Донской.
|
|
Значение Куликовской битвы было и остается предметом споров. Академический учебник сообщает: «На Куликовом поле был нанесен решающий удар по монголо-татарскому владычеству над народами нашей страны, был развенчан миф о непобедимости «всей Орды». (...) Куликовская битва укрепила значение Москвы как национального и политического центра объединения русских земель в единое государство»[60]. Другие источники полагают, что независимо от значения для более позднего русского самосознания, великая победа над Доном осталась только эпизодом.
Два года спустя равновесие сил между русскими и татарами было восстановлено. В 1382 г. хан Тохтамыш подошел к Москве. Князь Дмитрий покинул город, оставив его жителей на произвол судьбы. Жители организовали оборону и открыли ворота татарам лишь в ответ на их обещание ограничиться сбором дани. Татары не выполнили обещания и устроили резню жителей. Дмитрий Донской признал власть Орды над Русью, отношения Москвы с Ордой нормализовались.
В последующие годы и десятилетия Москва уже не выступала с оружием в руках против татар, она пыталась освободиться при помощи хитрости и коварства. Принципиальный анализ процесса освобождения Руси от монголо-татарского ига осуществлен К. Марксом: «Иван освободил Московию от татарского ига не одним смелым ударом, а в результате почти двенадцатилетнего упорного труда. Он не сокрушил иго, а избавился от него исподтишка. Поэтому свержение этого ига казалось больше делом природы, чем рук человеческих. Когда татарское чудовище наконец испустило дух, Иван явился к его смертному одру скорее как врач, предсказавший смерть и использовавший ее в своих интересах, чем как воин, нанесший смертельный удар. С освобождением от иноземного ига дух каждого народа поднимается — у Московии же под властью Ивана наблюдается как будто упадок. Достаточно сравнить Испанию в ее борьбе против арабов с Московией в ее борьбе против татар.
|
|
Когда Иван вступил на престол, Золотая Орда уже давно была ослаблена: изнутри — жестокими междоусобицами, извне — отделением от нее ногайских татар, вторжениями Тимура (Тамерлана), появлением казачества и враждебными действиями крымских татар. Московия, напротив, неуклонно следуя политике, начертанной Иваном Калитой, стала необъятной громадой, стиснутой татарскими цепями, но вместе с тем крепко сплоченной ими. (...)
Чтобы восстать против Орды, московиту не требовалось изобретать ничего нового, а надо было только подражать самим татарам. Но Иван не восставал. Он смиренно признавал себя рабом Орды. Через подкупленную татарскую женщину он склонил хана к тому, чтобы тот приказал отозвать из Московии монгольских наместников. Подобными незаметными и скрытными действиями он хитростью выманил у хана одну за другой такие уступки, которые были гибельными для ханской власти. Таким образом, могущество было им не завоевано, а украдено. Он не выбил врага из его крепости, а хитростью заставил его уйти оттуда. Все еще продолжая падать ниц перед послами хана и называть себя его данником, он уклоняется от уплаты дани под вымышленными предлогами, пускаясь на все уловки беглого раба, который не осмеливается предстать перед лицом своего хозяина, а старается только улизнуть за пределы досягаемости. Наконец монголы пробудились от своего оцепенения и пробил час битвы. Иван, содрогаясь при одной мысли о вооруженном столкновении, пытался искать спасения в своей собственной трусости и обезоружить гнев врага, отводя от него объект, на который тот мог обрушить свою месть. Его спасло только вмешательство крымских татар, его союзников. Против второго нашествия Орды он для видимости собрал столь превосходящие силы, что одного слуха об их численности было достаточно, чтобы отразить нападение. Во время третьего нашествия он позорно дезертировал, покинув армию в 200 тыс. человек. Принужденный против воли вернуться, он сделал попытку сторговаться на унизительных условиях и в конце концов, заразив собственным рабским страхом свое войско, побудил его к всеобщему беспорядочному бегству. Московия тогда с тревогой ожидала своей неминуемой гибели, как вдруг до нее дошел слух, что Золотая Орда была вынуждена отступить вследствие нападения на ее столицу крымского хана. При отступлении она была разбита казаками и ногайскими татарами. Таким образом, поражение превратилось в успех. Иван победил Золотую Орду, не вступая сам в битву с нею. Бросив ей вызов и сделав вид, что желает битвы, он побудил Орду к наступлению, которое истощило последние остатки ее жизненных сил и поставило ее под смертные удары со стороны племен ее же собственной расы, которые ему удалось превратить в своих союзников. Одного татарина он перехитрил с помощью другого. (...) Действуя крайне осторожно, он не решился присоединить Казань к Московии, а передал ее правителям из рода Менгли-Гирея, своего крымского союзника. Чтобы они, так сказать, сохраняли ее для Московии. При помощи добычи, отнятой у побежденных татар, он опутал татар победивших. Но если этот обманщик был слишком благоразумен, чтобы перед свидетелями своего унижения принять вид завоевателя, то он вполне понимал, какое потрясающее впечатление должно произвести крушение татарской империи на расстоянии, каким ореолом славы он будет окружен и как это облегчит ему торжественное вступление в среду европейских держав. Поэтому перед иностранными государствами он принял театральную позу завоевателя, и ему действительно удавалось под маской гордой обидчивости и раздражительной надменности скрывать назойливость монгольского раба, который еще не забыл, как он целовал стремя у ничтожнейшего из ханских посланцев. Он подражал, только в более сдержанном тоне, голосу своих прежних господ, приводившему в трепет его душу. Некоторые постоянно употребляемые современной русской дипломатией выражения, такие как великодушие, уязвленное достоинство властелина, заимствованы из дипломатических инструкций Ивана III[61].
В приведенном тексте Маркса можно вычленить определенную структуру явления русской государственной власти. Прежде всего повторим факты, связанные со сложившимся положением вещей. Золотая Орда приходит в упадок, сила Москвы идет в гору. Кризис Орды продолжается уже почти полтора столетия. Последним ханом, у которого была хоть видимость прежней силы, был Джанибек (1342—1357 гг.). После него в Орде наступает длительный период хаоса и смуты. Властители и претенденты на власть наперегонки режут друг друга. Только на протяжении 20 лет (1360—1380 гг.) на троне сменилось четырнадцать ханов. В результате смуты от Золотой Орды отпадают и переходят в состав Литвы Киевское, Новгород-Северское, Черниговское княжества, а также Подолье, на которое до этого времени распространялась непосредственная юрисдикция Орды. В конце концов Орда распадается на Сибирское, Казанское, Крымское и Астраханское ханства (1420—1460 гг.).
В это же самое время территория Московского государства увеличивается с 10 до 430 тыс. кв. км. Поэтому казалось наиболее логичным для московского властителя стать во главе уже достаточно сильного народа и с оружием в руках освободиться от татарского господства. Однако московский князь петляет, как заяц, в своей политике, в решающий момент проявляет повторную трусость, а действительное соотношение сил показывают ему его союзники, побеждая без особого труда врага, приводящего Ивана III в ужас.
Следует заметить, что в этот период истории Московского государства князья неоднократно либо просто убегали не столько от реального врага, сколько от малейшей угрозы, либо наперегонки спешили к татарам выторговать наиболее удобные для себя условия подчинения. Защиту города организовывала «чернь», избирая из своей среды первых попавшихся вождей или приглашая их из соседних государств. (К слову сказать, этим народным вождям ни царская, ни советская, ни нынешняя Россия не удосужилась поставить памятники.)
Возникает вопрос, что было причиной такой политики Ивана III, и правы ли современники, назвав его «великим». С одной стороны, Иван III стоял во главе уже сильного к тому времени народа, ненавидящего монголов; у него были сильные союзники; противник был ослаблен длительными внутренними раздорами. С другой стороны, московские властители всегда соперничали между собой в грабеже своего же народа, по собственной инициативе приглашали монгольских чиновников для обоснования «чрезвычайных» методов сбора и количества дани. Они не останавливались перед отцеубийством, отравлением соперников и доносами друг на друга врагу. Иван III грабил свой народ больше, чем требовали монголы, и больше, чем платил им дани.
Поэтому, когда пробил час освобождения, Иван III убоялся не Орды (он был достаточно искушенным политиком, чтобы не знать слабости собственного господина), а устрашился ситуации неопределенности, которую создавало это освобождение. Он колебался между желанием самостоятельности и страхом остаться один на один со своими подданными.
Отсюда следует, что поведение Ивана III объяснялось не его характером, а содержанием власти, одним из представителей которой он был. Это содержание предопределялось отношением между властью и гражданами, которое сформировалось в специфических условиях России, контролируемой монголами на протяжении двух с половиной столетий (от первой трети XIII до конца XV в.).
Таким образом, особенности политического развития Русского государства в условиях монголо-татарского ига сводились к следующему.
1. Русь переживала период феодальной раздробленности (уже в конце XII в. на территории Киевской Руси существовало около 70 независимых уделов и княжеств).
2. Монголо-татарское нашествие и специфический характер навязанного господства создали совершенно новый механизм политической конкуренции, который опирался только на военную силу и стал основным. В этом механизме главной ставкой политической игры было обретение верховной власти над огромной страной, а цена состояла в максимальном подчинении другому государству.
3. Историческим результатом данного процесса была ликвидация феодальной раздробленности властью, основанной не на определенной социальной категории своего общества, а на чужом государстве и чужой власти. Русская власть не противостояла одной части общества, выступая представителем второй его части, а противостояла русскому обществу в целом, будучи представителем чужого и ненавистного государства.
После падения внешней опоры московская власть осталась один на один с собственными подданными и оказалась перед альтернативой: либо быть свергнутой, либо усилить власть до такой степени, чтобы лишить их даже малейшего стремления К сопротивлению. Далеко не случайно властитель, воплотивший в жизнь выбор власти, получил прозвище Грозный.
§ 5. Развитие монголо-татарского права
Яса, или иначе Великая Яса, представляла собой свод законов и уставов, составленных по распоряжению основателя Монгольской империи Чингисхана. Яса не дошла до нас в подлинном списке, она известна лишь в отрывках или в сокращенном виде[62].
Более того, далеко не все отрывки законоположений, известные под именем фрагментов Ясы, на самом деле принадлежали к составу свода. Чингисхан сам не был грамотен. Секретари его должны были записывать не только новые законы, но также различные его изречения или высказывания — билик (мудрость). Помимо официальных записей должны были сохраниться и частные записи законов и изречений Чингисхана, сделанные для памяти его приближенными.
Вопрос о Ясс представляется поэтому очень запутанным. Однако в самом факте существования Ясы как официального свода ханских законов сомнений быть не может[63]. Факт этот засвидетельствован целым рядом надежных источников. Персидский историк Джувейни (ум. в 1283 г.) рассказывает, что копии Ясы хранились в казне каждого из потомков Чингисхана. Другой персидский историк, знаменитый Рашидаддин (1247— 1318) также упоминает о Ясс совершенно определенно. Известный арабский путешественник Ибн Баттута (1304—1377), сведения которого обычно весьма точны, также сообщает, что Чингисхан издал свод законов, известный под названием эль-Ясак. Арабский же географ и историк Макризи (1364—1442) свидетельствует, что список Ясы имелся в его время в одном мусульманском монастыре близ Багдада.
По словам Рашидаддина, первый хан Золотой Орды Батый повелел всем своим подданным повиноваться постановлениям Ясы под страхом смертной казни. Преемники Батыя ссылались на великую Ясу в своих ярлыках, данных русской Церкви. Ссылки на Ясу имелись в Китайском уложении Юанской (Монгольской) Династии 1320 г., Яса известна была и в Египте.
Яса была утверждена великим курултаем в 1206 г. Курултай этот был собран после победы Темучина (как звали Чингисхана до принятия им императорского титула) над кереитами, найманами и меркитами. На этом курултае Темучин подвел итог всей своей государственной деятельности, заложил основы дальнейшего устройства монгольской державы и был провозглашен Чингисханом.
Монгольские походы на Китай (с 1211 г.) и Туркестан (с 1219 г.), увенчавшиеся рядом побед, привели к превращению провинциальной монгольской державы в мировую империю. Расширение государства потребовало основательного преобразования всей прежней административной системы. При этом были приняты во внимание навыки и традиции китайской, уйгурской и иранской государственности. Чингисхан сумел подобрать себе выдающихся помощников из уроженцев вновь завоеванных земель. В результате создавшихся новых условий потребовался пересмотр первоначального свода законов (Ясы).
Пересмотр и расширение Ясы, вероятно, имели место на курултае 1218 г., одобрившем план кампании против Туркестана. В 1225 г. Яса утверждена в окончательной редакции[64].
По сохранившимся фрагментам Ясы можно судить о размахе правовой мысли ее творцов — Чингисхана и его ближайших соратников[65]. Яса включала: международное право; государственное и административное право, в том числе: верховная власть (хан), народ, крепостной устав, тарханные привилегии (иммунитет), воинский устав, устав о лове, управление и административные распоряжения, податной устав; уголовное право; частное право; торговое право; судебное право; укрепление законов.
Международное право. Общей задачей международного права монголов являлось установление вселенского мира. Эта цель должна была быть достигнута путем или международных переговоров о подчинении других народов воле Хана, или при отказе их от подчинения — путем войны. В дошедших до нас фрагментах Ясы на эти общие цели международного права и международной политики монголов сохранились лишь намеки. Но задачи эти довольно ясно выражены в дипломатической переписке монгольских ханов с римским престолом и некоторыми европейскими государствами.
Изложенные Абуль Фараджем и Джувейни отрывки Ясы, посвященные дипломатической переписке, касаются непосредственно лишь формы объявления войны. «Когда (монголам) нужно писать к бунтовщикам или отправлять к ним послов, не надо угрожать надежностью и множеством своего войска, но
Макризи в своей передаче законов Ясы несамостоятелен. Писал он значительно позже Рашида и сам список Ясы не видел. Однако приятель его, некий Абу-Хашим, видел список Ясы в библиотеке Мостаюеровой школы в Багдаде. Так, по крайней мере, он говорил Макризи. Однако то, что с его слов записал Макризи, ни в коем случае не может считаться полным списком Ясы. Это лишь отрывки, касающиеся преимущественно норм уголовного права. Или Абу-Хашим изложил своему приятелю содержание Ясы в весьма сокращенном виде, или тот список Ясы, который он видел в Багдаде, сам представлял собою лишь сокращение свода.
Помимо сочинений Рашидаддина и Макризи следует обратить внимание на сведения о Ясе, имеющиеся в сочинениях двух армянских историков XIII в., Магакии и Вардана. Оба они обрисовали содержание Ясы лишь весьма общими чертами.
Значительно больше для представления о Ясе дают два других историка XIII в., сочинения которых хорошо известны всем востоковедам, но на сообщаемые ими сведения о Ясе до сих пор почти совершенно не было обращено внимания. Это «История Завоевателя мира» (Тарих-и-Джехан-Гуша) персидского историка Джувейни и сирийская «Летопись» Григория Абуль Фараджа, известного под именем Вар-Еврея (1225(6)-1286).
Из этого предписания Ясы видно, что Чингисхан верил, что сам он и его народ находятся под покровительством и руководством божественного Провидения. Нужно иметь в виду, что, хотя Чингисхан сам не принадлежал ни к одному из определенных вероисповеданий, он несомненно был проникнут глубоким религиозным чувством. Именно вера в свою божественную миссию давала Чингису уверенность во всех его предприятиях и войнах. Руководимый этой верой Чингис и требовал вселенского признания своей власти. Все враги его империи в его глазах лишь «бунтовщики».
Итак, одним из основных положений международного права Ясы была определенная форма объявления войны с гарантией безопасности населению враждебной страны в случае добровольного подчинения.
Другим важным началом международного права монголов нужно считать неприкосновенность послов, хотя в дошедших до нас фрагментах Ясы об этом ничего не говорится. Но вспомним, что поход на Туркестан в 1219 г. предпринят был Чингисханом для отметки за убийство его послов Хорезмшахом Мо-хаммедом. И русские князья в 1233 г. навлекли на себя гнев монголов именно избиением монгольских послов, результатом чего и была катастрофа на Калке. Об уважении, с которым Чингис относился к послам, можно судить, между прочим, по тому, что, согласно Ясе, послы имели право бесплатно пользоваться ямскою службою империи.
Государственное и административное право. Верховная власть. Верховная власть была сосредоточена в лице хана. Ханский титул — единственный атрибут верховной власти. Монголам воспрещалось «давать (царям и знати) многообразные цветистые титулы, как то делают другие народы, в особенности мусульмане. Тому, кто на троне сидит, один только титул приличествует — хан или каан»[66].
Народ. С точки зрения монгольского государственного права только монголы составляли государственно дееспособный народ в империи. И только в периоды междуцарствия народ монгольский мог осуществлять в полной мере свое право, принимая участие в избрании нового хана. Всякий новый хан должен был по рождению принадлежать к дому Чингиса. После смерти правящего хана члены его рода, высшие сановники, войска, племенные и родовые старейшины сходились вместе на курултай, на котором избирали нового хана. Избранным должен быть наиболее способный из потомков Чингисхана. Никто не мог быть ханом без утверждения на курултае.
С избранием хана политическая роль народа кончается. Курултаи, собираемые ханами по различным вопросам во время их царствований, были, в сущности, лишь совещаниями офицеров армии и родовых старейшин для принятия к сведению и исполнению решений хана по поводу предстоящего похода и других важных дел.
Общественный строй монголов был основан на племенном и родовом праве. В сохранившихся отрывках Великой Ясы находим мало указаний на внутренние социальные отношения монгольских племен и родов, и вероятно, и в подлинной Ясс об этом говорилось мало. Эти отношения направлялись не Ясой, а обычным правом.
Крепостной устав. Империя Чингисхана основана была на всеобщем прикреплении населения к службе государству. Каждый имел свое определенное место в войске или податном участке, и с этого места он не мог сойти. Этот принцип крепости лица государству позже сделался основанием Московского царства XVI-XVII вв.
Сокращенное изложение Крепостного устава Ясы находим и у Абуль Фараджа, и у Джувейни. «Никто да не уходит из своей тысячи, сотни или десятка, где он был сосчитан. Иначе да будет казнен он сам и начальник той (другой) части, который его принял».
В компиляции Пети де ла Круа мы находим такое постановление касательно обязательной службы: «Чтобы изгнать праздность из своих владений, он (Чингисхан) повелел своим подданным работать на общество так или иначе. Те, кто не шел на войну, должны были в известное время года работать определенное количество дней на общественных постройках или делать иную работу для государства, а один день каждую неделю работать на хана».
Рашидадцин и Макризи также сохранили некоторые из постановлений и изречений Чингисхана, относящихся к всеобщей служебной повинности и строгой ответственности начальников за подчиненных. Каждый начальник, будь он даже высшего ранга, должен беспрекословно подчиниться всякому приказу Хана, хотя бы переданному через гонца низшего служебного ранга. Женщины также обязаны были служебной повинностью, замещая мужчин юрта, не явившихся на призыв.
Прикрепление к службе соединяется с другим началом — равенства в несении служебных тягот. Строгая дисциплина утверждается во всех отраслях службы, но от каждого требуется равное напряжение и не позволяется ни на кого возлагать чрезмерных тягостей.
В этом отношении представляет большой интерес 17-й фрагмент Рашидаддина, хотя очевидно, что в нем излагается не какая-либо из статей Ясы, а лишь одно из изречений (би-лик) Чингисхана: «Еще сказал: нет героя, подобного Суетаю, нет в тысячах подобного ему человека. Однако так как он не знает усталости от похода, не чувствует ни жажды, ни голода, то и других людей из нукеров и воинов, находящихся при нем, всех считает подобными себе в перенесении тягостей, а они не имеют силы и твердости к перенесению. По этой причине не подобает ему начальствовать войском. Подобает начальствовать войском тому, кто сам чувствует жажду и голод и соразмеряет с этим положение других, идет в дороге с расчетом и не допускает войско терпеть голод и жажду, а четвероногих — отощать. На этот смысл указывает: идите шагом слабейшего из вас»[67].
Равенство в труде требует равенства в пище. Яса воспрещала крму бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. В общей трапезе ни один не должен есть более другого.
Тарханные привилегии (иммунитет). Некоторые группы населения могли быть изъяты из-под действия общего крепостного устава или освобождены от податной повинности. Такие изъятия делались иногда по религиозным соображениям (ханские ярлыки церквам), иногда же по соображениям особой ценности для государства изымаемых из общего крепостного устава групп (врачи, техники, ремесленники), ввиду того, что от них ожидалась служба специального характера, которая не могла быть согласована с общим уставом.
Абуль Фарадж излагает постановление Ясы об изъятиях в несколько туманной форме: «Должно возвеличивать и уважать чистых, невинных, правдивых, грамотеев и мудрецов, какого бы то ни было племени».
Джувейни говорит, что Чингисхан «ученых и отшельников всех толков уважал, любил и чтил, считая их заступниками перед господом Богом». Можно с этим сопоставить один из фрагментов Макризи: «Он (Чингисхан) установил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Все это он предписал как средство быть угодным Богу». По сообщению Вардана, Чингисхан приказал «так называемые дома Божий и Его служителей, кто бы ни был — щадить, оставлять свободными от налогов и почитать их».
О применении этого закона в действительной жизни лучше всего свидетельствуют ханские ярлыки в пользу русской Церкви. Ярлыки эти обеспечивали русскому духовенству свободу от военной службы и податей. Они были возобновляемы при каждой смене хана в Золотой Орде.