Посвящается памяти родителей 15 страница

Помимо духовенства, изъятия от действия крепостного устава давались врачам и юристам. Техники и ремесленники, будучи изъяты от действия общего устава, подлежали трудовой повинности по их специальности.

Воинский устав. Ввиду исторических обстоятельств возникновения Монгольской империи естественно, что вопросам во­инского устройства должно было быть отведено значительное место в законодательстве Чингисхана. Военное управление являлось основою монгольского управления вообще.

Воинский устав, таким образом, являлся одним из основ­ных разделов Великой Ясы. У Джувейни можно найти о нем более подробные сведения, чем у кого-либо из других авторов. Джувейни высокого мнения о боеспособности монгольской ар­мии, считая основою ее то обстоятельство, что и до, и во время похода солдаты держались впроголодь и в постоянном труде. Поэтому они, по словам Джувейни, бросались на врага как голодные львы или охотничьи псы на добычу.

Основными положениями Воинского устава Ясы были сле­дующие:

¨ военная подготовка: упражнение в бое саблями и копья­ми и стрельбе из лука;

¨ организация армии: ее строгое единообразие. Армия со­ставляется из десятков, сотен, тысяч и тем. Начальник каждого отряда ответствен за своих подчиненных;

¨ мобилизация: воины должны являться в полном снаряже­нии, с комплектом оружия и рабочих инструментов. За каждое упущение положено взыскание. Если мужчина уклоняется от повинности, его заменяет жена или другая женщина из его юрта. Перед началом похода Хан лично осматривает войско и наказывает начальников, в отряде которых найден беспорядок;

¨ строгое поддержание дисциплины; каждый военачальник должен беспрекословно подчиниться приказу Хана, будь то приказ о смертной казни его самого;

¨ справедливое распределение работы между людьми;

¨ категорическое запрещение самовольно переходить из одной воинской части в другую.

Вероятно, Воинский устав Ясы заключал в себе также пра­вила распределения военной добычи, но в дошедших до нас фрагментах об этом не говорится, за исключением компиля­ции Пети де ла Круа. В ней сказано следующее: «Запрещается, под страхом смерти, грабить врага, пока военачальник не дал на то приказа. Приказывается также, чтобы последний воин, как и военачальник, имел в добыче свою долю и владел добы­чей под условием, чтобы он уплатил в ханскую казну часть, определенную законом».

Сообщение Джувейни о том, что войско должно представ­лять наиболее прекрасных девиц военачальникам и хану, веро­ятно, также относится к распределению военной добычи.

Устав лова (охоты). «Когда нет войны с врагами, пусть пре­даются делу лова — учат сыновей, как гнать диких животных, чтобы они навыкали к бою и обретали силу и выносливость и затем бросались на врага, как на диких животных, не щадя (себя)».

Чингисхан рассматривал охоту как лучшую школу военного обучения. Большая зимняя облава занимала серьезное место в монгольской общественной жизни. Облава эта являлась одним из важных факторов в экономической, социальной и государ­ственной жизни монголов.

Большая облава требовала участия целых корпусов монголь­ской армии, чтобы окружать и загонять стада диких живот­ных — хищных зверей, диких ослов, антилоп и т. д. Облава иг­рала в подготовке армии приблизительно ту же роль, что боль­шие маневры в настоящее время.

Яса содержала подобные наставления касательно охвата и загона дичи. Воины располагались на широком пространстве военным строем — большой полк, правая и левая рука — и все эти части должны были постепенно сближаться, загоняя дичь в заранее условленное место так, чтобы в конце концов дичь очутилась в тесном кольце.

Вся кампания иногда растягивалась на два-три месяца. Каж­дая небрежность или нарушение приказа со стороны начальни­ков и рядовых подлежали строгому наказанию. Как только дичь была загнана во внутреннее кольцо, хан имел право первен­ства в стрельбе; затем выступали сановники и военачальники и, наконец, рядовые воины. Попавшая в облаву дичь не унич­тожалась целиком: часть отпускалась на разводку.

Управление и административные распоряжения. Общая за­дача управления, согласно Ясе, — поддержание мира и по­рядка.

«Когда монгольские племена подчинялись Чингисхану, он осудил некоторые их обычаи, как, например, воровство и пре­любодеяние, и решил уничтожить их, чтобы украсить свои го­сударства порядком и справедливостью. Города и большие до­роги стали свободны и открыты купцам всякого рода. Он хотел обеспечить их такой безопасностью и спокойствием, чтобы каждый в пределах его господства мог нести на голове своей золото без всякой опасности (быть ограбленным) так, как люди носят простые горшки».

Согласно этому одной из важнейших задач управления сде­лалось устройство почтовых станций (ямов) по всем импер­ским путям. Устройство ямов было распределено между населе­нием страны так, что на каждые две тьмы возлагалось попече­ние об определенном участке дороги.

Каждый ям должен был быть снабжен лошадьми, фуражом, кормом и питьем для проезжающих. Пользование ямской служ­бой было бесплатно для послов и ханских гонцов, но чрезмер­ные претензии с их стороны не должны были приниматься во внимание.

По некоторым вопросам узкого значения издавались особые указы, иные из которых включены были в Ясу. В некоторых до­шедших до нас фрагментах Ясы упомянуты три вида таких ука­зов:

указ, предписывающий каждому под страхом смерти воз­вращать беглого раба законному собственнику;

указы, предписывающие соблюдение известных правил убоя скота в соответствии с монгольскими обычаями;

указы, предписывающие соблюдение известных правил для вхождения в воду и мытья одежды в воде или, в некоторых случаях, запрещение этих действий. (Запрещение входить в воду и мыть одежду в воде первоначально имело силу лишь во время грозы[68].)

Финансово-податное управление. Благодаря преобладанию натурального хозяйства задачи финансового управления в первоначальном монгольском государстве не могли быть особенно сложными. Начальники и воины должны были сами заботиться о конях, фураже и съестных припасах для похода. Во время похода монгольское войско продовольствовалось за счет врага и военной добычи.

Однако по мере расширения монгольской империи содержание и ханского двора, и административных учреждений потребовало установления более постоянной системы обложения. По всей вероятности, Яса содержала в себе довольно разработанный Податной устав.

Податное устройство приспособлено было, таким образом, к войсковым частям. Следует заметить, что именно так и было организовано податное управление на Руси после монгольского завоевания.

Установлены были подати двоякого рода — натурой и деньгами. В расчет должна быть принята и трудовая повинность на­селения. «Он обязал войска по возвращении их из похода некоторыми повинностями на службу султана, которые они должны были исполнять»[69].

Важным источником дохода должна была являться и военная добыча, особенно в первое время расширения империи.

Уголовное право. Для сведений об уголовном праве Ясы важнейшим источником являются фрагменты Макризи.

Основной задачей уголовного права Ясы является обеспече­ние мира и порядка в обществе и государстве. Яса предписывала «во-первых, любить друг друга; во-вторых, не прелюбодейство­вать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем; почитать старших и нищих, и если найдется между ними кто-либо нарушающий эти заповеди, таковых предавать смерти».

Таким образом, достичь основной своей задачи уголовное право Ясы стремилось на практике путем самых жестоких санкций.

Яса считает преступлением, подлежащим наказанию, сле­дующие виды проступков: а) преступления против религии, нравственности и установленных обычаев; б) преступления против хана и государства; в) преступления против жизни и интересов частных лиц.

Преступлениями против религии, нравственности и уста­новленных обычаев, согласно Ясе, признаются: притеснение любой из существующих церквей или духовенства; намеренная ложь (вероятно, имеется в виду главным образом лжесвидетельство); оскорбление ритуалистического характера: осквернение воды и пепла; убой скота в нарушение установленного монгольского обычая; прелюбодеяние; содомия.

Преступлениями против хана и государства признавались нарушение Крепостного устава, в особенности со стороны высших начальников, несоблюдение указа, воспрещающего употреблять свободного монгола в качестве подневольного слу­ги. На первый взгляд, эту норму кажется естественным отнести к разделу о преступлениях против свободы лица. На самом деле, однако, истинным мотивом этого указа было намерение не давать людям ускользнуть в частную зависимость от крепост­ной служебной повинности государства. Другими злоупотребле­ниями того же вида были: злоупотребление властью со сторо­ны военных и гражданских начальников, в особенности со стороны областных наместников; нарушение воинской дисципли­ны; нарушение Ясы.

Лишь один из дошедших фрагментов Ясы посвящен убий­ству, и в нем говорилось об убийстве по отношению к специ­альным категориям лиц — мусульман и китайцев. Все другие случаи нарушения интересов частных лиц относятся к преступ­лениям против собственности. Главнейшие виды их следующие: увод или принятие чужого раба или пленника; конокрадство и увод скота; злостное банкротство.

Типы наказаний. Основной целью наказания в понятии Ясы является физическое уничтожение преступников. Вследствие этого смертная казнь и играет такую большую роль в уголовном праве Ясы.

В качестве дополнительных, второстепенного значения, це­лей наказания Яса признавала: временное устранение преступ­ника от общества путем тюремного заключения, ссылки или разжалования по службе и устрашение преступника путем те­лесного наказания или денежного штрафа (пени).

Следует при этом иметь в виду, что преступник отвечал за совершенное им деяние не только лично, но в известных слу­чаях и члены его семьи (жена и дети) признавались ответственными.

Смертная казнь налагалась за большинство преступлений: за оскорбление религии, нравственности или установленных обычаев; за большинство преступлений государственных; за некоторые преступления против собственности; за третье банкротство; за конокрадство, в случае если виновный не в состо­янии уплатить пени.

За нарушение Ясы лицами ханской крови назначалось нака­зание заключением и ссылкой.

Каждый военачальник подлежал наказанию разжалованием за упущения в его части.

Телесному наказанию подлежали воины и охотники за мел­кие нарушения воинского или охотничьего устава.

Пеня налагалась за убийство. Полагалось платить. 40 золотых монет за убийство мусульманина. За убийство китайца преступ­ник платил цену осла.

Пеня и возмещение убытков назначались также за коно­крадство. Несостоятельный преступник подвергался смерти.

Сведения о частном праве Ясы весьма скудны. Это, вероят­но, объяснялось тем, что вопросы частного права регулирова­лись главным образом обычным правом, и потому Яса их каса­лась лишь отчасти.

Семейное право. В компиляции Пети де ла Круа находим из­вестие, что Чингисхан издал закон о браке, в котором сказано было, «что мужчина должен покупать себе жену и что никто не должен жениться на девушке, с которой он в родстве первой или второй степени, но во всех других степенях брак разрешал­ся... Многоженство было позволено, также и употребление ра­бынь в качестве наложниц».

«По смерти отца сын распоряжается судьбой его жен, за ис­ключением своей матери, мог жениться на них или выдать их за другого».

По сообщению Пети де ла Круа, среди татар «управление имуществом семьи принадлежит женщинам. Они покупают и продают что и как найдут нужным. Мужчины занимаются охо­тою и войною и более ни во что не входят».

С этим может быть сопоставлен 14-й фрагмент Рашида, со­гласно которому жена была ответственна за содержание дома в порядке.

Относительно детей Пети сообщает: «Дети, рожденные от рабынь, считаются столь же законными, как и рожденные от жен; но дети жен и в особенности дети первой жены пользуют­ся особым почетом отца».

Наследственное право. В вопросах наследственного права Яса, по-видимому, подтверждала нормы обычного права. Пос­ле смерти главы семьи имущество разделялось между сыновья­ми так, что доля старшего сына была больше других. Юрт (дом) отходил младшему сыну.

Старшинство сыновей устанавливалось в соответствии с ран­гом матерей в семье отца. Дети, рожденные от наложниц (ра­бынь), считались законными и получали по распоряжению отца долю в наследстве. В ссылке на распоряжение отца можно видеть уже начало наследования по завещанию, выдвигающегося на место простого распределения имущества согласно нормам обычного права.

Хан не должен был вмешиваться в наследственные отноше­ния даже в случае, если у умершего не было родственников.

«Из имущества умершего, у коего нет наследника, хан ничего да не возьмет, но его имущество все дается тому, кто за ним ходил перед смертью».

Торговое право. Чингисхан придавал большое значение раз­витию торговли. Одной из главных задач его управления было обеспечение безопасности торговых путей. Очевидно, Яса со­держала в себе более или менее разработанный Торговый устав. В существующих фрагментах сохранился, однако, только его отрывок: «Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, потом опять возьмет то­вар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза».

Судебное право. Надо думать, что устройство суда и судо­производства было оставлено Чингисханом на усмотрение ро­довых старейшин, религиозных общин, торговых и городских братств (где таковые существовали) и областных наместников.

Люди ханской крови подлежали верховному суду ханского рода, составленному из родовых старейшин. Если человек хан­ской крови нарушал Ясу в третий раз, то подлежал ссылке в отдаленные места. Если он и после этого не раскаивался, его заключали в тюрьму и держали там, пока он не раскается. Если он оставался неукротим, собрание всего рода должно было ре­шать, что с ним делать.

В отношении общего судопроизводства сохранился лишь один фрагмент Ясы. По этому фрагменту, для силы словесного утверждения требовалось три свидетеля. При наличии письмен­ных документов правила были, вероятно, другие.

Укрепление закона. Вспомогательное законодательство. По мысли Чингисхана, одобренный им свод законов должен был быть закреплен навек. Всякое изменение Ясы, по его мнению, могло бы привести лишь к гибели государства. Хранителем Ясы Чингис назначил своего старшего сына Джагатая. Впослед­ствии именно Джагатай, согласно воле отца, формально воз­вел на престол своего брата Угедея.

Каждый новый хан, правил ли он всей империей или толь­ко своим улусом, должен был начинать свое царствование под­тверждением Ясы. Потомки Чингисхана должны были ежегод­но собираться вместе с высшими сановниками каждого улуса для того, чтобы удостовериться, что ни один хан или князь Чингисовой крови за то время не нарушил Ясы. Виновный в ее нарушении должен был быть низложен. «Кто нарушит Ясу, ли­шится головы» — таков был указ первого хана Золотой Орды.

Наличие Ясы как твердого свода законов не исключало, од­нако, возможности законотворчества Чингисовых преемников. Но это законодательство имело лишь вспомогательное значе­ние для удовлетворения местных нужд каждого улуса на незыб­лемой основе Ясы. В этом порядке ханы Золотой Орды издали довольно большое количество указов и распоряжений, извест­ных частью под именем ярлыков. Ярлыки эти прямо ссылались на Великую Ясу как основной источник указной правоспособ­ности ханов.

После распада Монгольской империи Великая Яса долго признавалась в качестве высшего свода во всех улусах и облас­тях, некогда входивших в состав этой Империи, несмотря на наличие местных яс (судебников) улусного значения.

В заключение попытаемся дать общую характеристику Вели­кой Ясы как памятника права. Ее суть выходит далеко за рамки кодификации норм обычного права монгольских племен. Зада­чей Ясы было не кодифицировать нормы обычного права, а создать новые нормы права в соответствии с нуждами новой Империи, для постройки которой прежняя государственная организация была лишь исходным пунктом.

Большинства вопросов так называемого обычного права — родового и племенного — Яса даже не касается. В жизнь рода и семьи Яса почти не вмешивается и в этом отношении не коди­фицирует, а лишь подтверждает — большей частью молчали­во — существующие нормы. В ряде других случаев, например в отношении уголовного права, Яса, наоборот, отменяет дей­ствие прежних норм.

Наконец, в большинстве случаев Яса создает новые нормы права, что было необходимо для приспособления ханского за­конодательства к вновь возникшим запросам и нуждам расши­рявшейся империи.

Основной задачей Чингисхана при издании Ясы было та­ким образом создать новую систему права — право ханское или имперское, которое должно было утвердиться как надстройка над прежним обычным правом. В действительности новое хан­ское право во многих отношениях явилось результатом слияния новых понятий о хане-императоре с прежними понятиями о хане-вотчиннике и племенном старейшине. Государство и в Ясс продолжает до некоторой степени рассматриваться как ханский улус, вотчина.

С другой стороны, в Ясе отчетливо проявляется новая имперская идея. И сам Чингисхан, и его ближайшие преемники сознательно стремились к тому, чтобы превратить монгольское государство в мировую империю. Это устремление ясно видно во всем замысле Ясы.


Глава 6. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

§ 1. Предпосылки образования Русского централизованного государства

Если посмотреть карту Руси середины XV в., то первое, на что следует обратить внимание, это граница, отделяющая рус­ские земли от великого княжества Литовского и монголо-татарских ханств. Граница проходит недалеко от Москвы. Даже Киев, бывшая столица Древнерусского государства, входит в состав великого княжества Литовского. Русские земли раздроблены; главные из них — Московское, Тверское, Рязанское княжества.

В это время в Западной Европе идет процесс формирования единых государств: Англии, Франции, Испании. На Востоке укрепляется Османская империя. В 1453 г. турки захватили сто­лицу Византийской империи Константинополь и утвердились на Балканах. Для Руси было очень важно преодолеть раздроб­ленность. Это произошло в конце XV в. во время правления Ивана III (1462-1505 гг.).

Характеризуя процесс преодоления феодальной раздроб­ленности и складывания централизованного государства на Руси, Ф. Энгельс отмечал: «...в России покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига, что было окончательно закреплено Иваном III»[70].

Образование Русского централизованного государства было завершением длительного процесса, начало которого относит­ся еще к XIV в. Объединение стало возможным лишь тогда, когда для него созрели социально-экономические условия. Воз­никновение централизованных государств — закономерный этап в развитии феодализма, следующий за раннефеодальным периодом и феодальной раздробленностью.

Образование централизованных государств происходит на таком этапе развития феодализма, когда устанавливаются бо­лее или менее прочные экономические связи между отдельны­ми областями страны вследствие роста общественного разделе­ния труда, развития ремесла и товарного производства, роста городов. Наряду с общностью этого процесса в разных странах в России, по сравнению с Западной Европой, имелись свои особенности. В Западной Европе образование централизован­ных государств происходило в условиях начинающегося буржу­азного развития, а в России оно началось при господстве фео­дального строя.

Вместе с тем, несмотря на то что в целом экономика страны в XIV—XV вв. оставалась натуральной, хозяйственные связи между отдельными ее частями усилились. В этот период в дерев­не и особенно в городе быстро росли ремесла, повышался их технический уровень, развивались кузнечные, литейные, строи­тельные и гончарные производства, а также ювелирное дело. Большое развитие получило ремесленное производство в Моск­ве, Новгороде, Пскове и других городах. В XIV—XV вв. росли ста­рые города, возникали новые. Повышалась роль городов как тор­говых центров. Хотя в стране преобладали рынки местные, по­степенно шел процесс образования рынков областных.

В XIV—XV вв. в России развивается земледелие, восстановленное после монголо-татарского нашествия, подъем произво­дительных сил в сельском хозяйстве происходит, главным обра­зом, за счет расширения площади, засеваемой земледельческими культурами. В этот период крестьяне ведут интенсивную распашку пустошей — земель, заброшенных в результате вра­жеских набегов, феодальных войн и неурожаев. Пустоши осваи­вались, на них возникали жилые поселения, и так же как и вез­де, основной системой земледелия было трехполье. Подсечная система сохранилась только на севере. Из хлебных злаков крестьяне сеяли рожь, овес, пшеницу, ячмень, просо, гречу и чечеви­цу, а из технических культур — лен, коноплю, хмель и мак.

Земледелие развивалось также за счет расчистки лесных уча­стков под пашню. Такие новые земледельческие поселения на­зывались починками. Небольшие починки и деревни группиро­вались вокруг сел.

С увеличением роли земли как средства производства возра­стала ее ценность. В XIV—XV вв. усиливается борьба крестьян с феодалами за землю. Объектом захвата становятся главным об­разом черные земли общин; жившие на них крестьяне эксплуатировались непосредственно государством. Особенно преуспе­вали в этих захватах церкви и монастыри, которые были тогда крупнейшими феодалами. Главными собственниками земли по-прежнему оставались бояре. Владения бояр, переходившие по наследству от отца к сыну, назывались вотчинами. Кроме вот­чинного землевладения в XV в. быстро развивалось поместное землевладение. Поместных землевладельцев называли дворяна­ми. Дворянство стало важнейшей опорой великокняжеской власти в процессе объединения русских земель в централизо­ванное государство.

В XV в. углубление феодального гнета выражалось не только в закабалении ранее свободных крестьян, но и в усилении их личной зависимости, а также в росте барщины и оброка.

Таким образом, наряду с экономическим подъемом растет феодальная собственность на землю и усиливается угнетение крестьян. Ответом на это были крестьянские восстания. Для того чтобы подавить восстания крестьян, прекратить их бегство от владельцев, закрепить крестьян за феодалами, господствую­щему классу нужна была сильная государственная организация. Особенно заинтересованы в этом были мелкие и средние феодалы, которые не могли справиться с подавлением восстаний своих крестьян. Поэтому не случайно усиление крепостниче­ства идет одновременно с образованием единого государства. В Судебнике Ивана III (1497 г.) указывалось, что крестьяне могут уходить от феодала за неделю и в течение недели после Юрьева дня (26 ноября каждого года). Причем крестьянин был обязан прежде уплатить «пожилое» за пользование избой и служебными постройками. Этот год считается началом всеобщего закрепощения крестьян. Личная зависимость переходит в высшую форму — крепостное право.

Следовательно, в укреплении центральной власти были за­интересованы прежде всего феодалы — как светские, так и ду­ховные. Поддерживали московскую великокняжескую власть и горожане, надеясь, что она приведет к прекращению междо­усобиц, развитию торговли. Крестьяне тоже рассчитывали най­ти помощь у великого князя от притеснений местных феодалов.

Таким образом, все слои населения, хотя и по разным причи­нам, были заинтересованы в создании сильного централизо­ванного государства. Противниками объединения были круп­ные феодалы — князья, которые не желали терять всей власти. Необходимость объединения русских земель для освобождения от монголо-татарского ига ускорила процесс централизации.

«Собирательницей» русских земель стала Москва. Значение Москвы как центра формирующегося русского государства оп­ределилось во второй половине XIV в., чему способствовали следующие обстоятельства.

Территория Московского княжества занимала старый центр развитого землевладения и ремесла, поэтому здесь сложились благоприятные условия для восстановления и развития хозяйства.

Так как Москва была удалена от районов вражеских набе­гов, сюда усилился приток населения, а это привело к подъему экономики и культуры.

Москва расположена на пересечении торговых путей; это способствовало превращению ее в крупнейший центр Северо-Восточной Руси.

Москва находится в междуречье Оки и Волги, а этот район стал ядром складывания русской (великорусской) народности. Москва была в центре территории, где шло формирование русского народа.

В Москву при Иване Калите переехал митрополит (глава Русской Церкви), и это сделало ее религиозным центром Руси.

Московские князья проводили умелую внутреннюю и вне­шнюю политику, которая способствовала укреплению Мос­ковского княжества и расширению его территории.

Москва возглавила борьбу с монголо-татарами, и это при­вело к усилению ее авторитета среди других русских княжеств.

Объединительные процессы происходили и в других княже­ствах. Москва завоевала роль общегосударственного центра в борьбе против своих соперников, наиболее сильным из кото­рых была Тверь. Ббрьба между этими княжествами обострилась в период правления московского князя Ивана Калиты (1325— 1340 гг.). Подавив восстание в Твери против монголо-татар в 1327 г., Калита добился не только ослабления соперника, но и поднял свой авторитет в Золотой Орде. В 1328 г. Иван Калита получил звание великого князя владимирского, т. е. официаль­но был признан главой Северо-Восточной Руси. Деятельность Калиты способствовала тому, что была заложена основа могу­щества Москвы.

Сильным тормозом на пути развития Русского государства было монголо-татарское иго. При внуке Калиты Дмитрии Ива­новиче Донском (1359—1389 гг.) началась борьба с монголо-татарами.

После Куликовской битвы процесс собирания земель вок­руг Москвы ускорился.

В первой половине XV в. во время правления Василия II (1425—1462 гг.) объединительный процесс осложнился дли­тельной феодальной войной между сторонниками и противни­ками укрепления великокняжеской власти. Москва была вре­менно захвачена противниками Василия II, а сам он ослеплен (отсюда прозвище Темный). Но власть Василия II была восста­новлена, а при его сыне Иване III (1462—1505 гг.) продолжа­лось объединение русских земель. В 1463 г. было присоединено Ярославское княжество, в 1474 г. — Ростовское, в 1478 г. про­изошло окончательное присоединение Новгородской феодаль­ной республики, а в 1485 г. Тверское княжество потеряло само­стоятельность. Объединение русских земель позволило в 1480 г. свергнуть монголо-татарское иго. При сыне Ивана III Васи­лии III (1505—1533 гг.) были присоединены Псков (1510г.), Смоленск (1514 г.), Рязанское княжество (1521 г.).

Итак, в конце XV — начале XVI в. сложилось Русское центра­лизованное государство. Историческое значение этого события огромно. Объединение русских земель в составе единого государ­ства означало конец феодальной раздробленности, прекраще­ние разорительных усобиц, способствовало экономическому, политическому и культурному развитию страны. Объединив­шись, Русь смогла сбросить монголо-татарское иго. Возрос авто­ритет Русского государства. •

Созданное государство было многонациональным.

§ 2. Аппарат власти Русского централизованного государства в первой половине XVI в.

Русское централизованное государство, возникшее на фео­дальной основе, имело много пережитков периода феодальной раздробленности. В Московском царстве государство распадалось на отдельные земли, часто даже княжества, сохранявшие живые следы прежней автономии, особенности в управлении, иногда свои особые войска, особые таможенные границы и т. д.

Возглавлял государство великий князь. Иван III стал назы­вать себя «государем всея Руси», а его внук Иван IV Грозный (1530—1584) в 1547 г. короновался на царство. Таким образом, он стал первым русским царем.

Боярская дума — высший совет при великом князе, осуще­ствлявшем верховную власть, превращается в постоянный со­вещательный орган. Бывшие удельные князья стали боярами великого князя и подчинялись ему. В этот период возникали органы центрального управления — приказы. Каждый приказ ведал определенным кругом вопросов. Во главе приказов сто­яли бояре, а канцелярскую работу вели дьяки и подьячие. Дья­ки, как правило, были дворянами. Управление на местах было сосредоточено в руках наместников и волостелей. Наместники назначались великими князьями в города, а волостели — в сельскую местность. Власть их была универсальная: они были судьями, правителями, сборщиками налогов, военными на­чальниками города и уезда. Жалованья они не получали, а кор­мились за счет местного населения, собирая в свою пользу су­дебные и другие пошлины. Наместники или волостели имели военные отряды и административный аппарат, поэтому на эти должности назначались только крупные феодалы. Порядок на­значения на должность не по уму и способностям, а по знатно­сти происхождения назывался местничеством. Таким был аппа­рат власти Русского феодального государства в середине XVI в. В первой половине XVI в. в связи с усилением крепостничества обостряется классовая борьба. По всей стране происходят массо­вые волнения. Наиболее грозным народным выступлением было восстание в Москве в 1547 г. Обострение классовой борьбы зас­тавило различные группы феодалов сплотиться для проведения политики, укрепляющей государственную власть, экономичес­кое и политическое положение господствующего класса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: