Помимо духовенства, изъятия от действия крепостного устава давались врачам и юристам. Техники и ремесленники, будучи изъяты от действия общего устава, подлежали трудовой повинности по их специальности.
Воинский устав. Ввиду исторических обстоятельств возникновения Монгольской империи естественно, что вопросам воинского устройства должно было быть отведено значительное место в законодательстве Чингисхана. Военное управление являлось основою монгольского управления вообще.
Воинский устав, таким образом, являлся одним из основных разделов Великой Ясы. У Джувейни можно найти о нем более подробные сведения, чем у кого-либо из других авторов. Джувейни высокого мнения о боеспособности монгольской армии, считая основою ее то обстоятельство, что и до, и во время похода солдаты держались впроголодь и в постоянном труде. Поэтому они, по словам Джувейни, бросались на врага как голодные львы или охотничьи псы на добычу.
Основными положениями Воинского устава Ясы были следующие:
|
|
¨ военная подготовка: упражнение в бое саблями и копьями и стрельбе из лука;
¨ организация армии: ее строгое единообразие. Армия составляется из десятков, сотен, тысяч и тем. Начальник каждого отряда ответствен за своих подчиненных;
¨ мобилизация: воины должны являться в полном снаряжении, с комплектом оружия и рабочих инструментов. За каждое упущение положено взыскание. Если мужчина уклоняется от повинности, его заменяет жена или другая женщина из его юрта. Перед началом похода Хан лично осматривает войско и наказывает начальников, в отряде которых найден беспорядок;
¨ строгое поддержание дисциплины; каждый военачальник должен беспрекословно подчиниться приказу Хана, будь то приказ о смертной казни его самого;
¨ справедливое распределение работы между людьми;
¨ категорическое запрещение самовольно переходить из одной воинской части в другую.
Вероятно, Воинский устав Ясы заключал в себе также правила распределения военной добычи, но в дошедших до нас фрагментах об этом не говорится, за исключением компиляции Пети де ла Круа. В ней сказано следующее: «Запрещается, под страхом смерти, грабить врага, пока военачальник не дал на то приказа. Приказывается также, чтобы последний воин, как и военачальник, имел в добыче свою долю и владел добычей под условием, чтобы он уплатил в ханскую казну часть, определенную законом».
Сообщение Джувейни о том, что войско должно представлять наиболее прекрасных девиц военачальникам и хану, вероятно, также относится к распределению военной добычи.
Устав лова (охоты). «Когда нет войны с врагами, пусть предаются делу лова — учат сыновей, как гнать диких животных, чтобы они навыкали к бою и обретали силу и выносливость и затем бросались на врага, как на диких животных, не щадя (себя)».
|
|
Чингисхан рассматривал охоту как лучшую школу военного обучения. Большая зимняя облава занимала серьезное место в монгольской общественной жизни. Облава эта являлась одним из важных факторов в экономической, социальной и государственной жизни монголов.
Большая облава требовала участия целых корпусов монгольской армии, чтобы окружать и загонять стада диких животных — хищных зверей, диких ослов, антилоп и т. д. Облава играла в подготовке армии приблизительно ту же роль, что большие маневры в настоящее время.
Яса содержала подобные наставления касательно охвата и загона дичи. Воины располагались на широком пространстве военным строем — большой полк, правая и левая рука — и все эти части должны были постепенно сближаться, загоняя дичь в заранее условленное место так, чтобы в конце концов дичь очутилась в тесном кольце.
Вся кампания иногда растягивалась на два-три месяца. Каждая небрежность или нарушение приказа со стороны начальников и рядовых подлежали строгому наказанию. Как только дичь была загнана во внутреннее кольцо, хан имел право первенства в стрельбе; затем выступали сановники и военачальники и, наконец, рядовые воины. Попавшая в облаву дичь не уничтожалась целиком: часть отпускалась на разводку.
Управление и административные распоряжения. Общая задача управления, согласно Ясе, — поддержание мира и порядка.
«Когда монгольские племена подчинялись Чингисхану, он осудил некоторые их обычаи, как, например, воровство и прелюбодеяние, и решил уничтожить их, чтобы украсить свои государства порядком и справедливостью. Города и большие дороги стали свободны и открыты купцам всякого рода. Он хотел обеспечить их такой безопасностью и спокойствием, чтобы каждый в пределах его господства мог нести на голове своей золото без всякой опасности (быть ограбленным) так, как люди носят простые горшки».
Согласно этому одной из важнейших задач управления сделалось устройство почтовых станций (ямов) по всем имперским путям. Устройство ямов было распределено между населением страны так, что на каждые две тьмы возлагалось попечение об определенном участке дороги.
Каждый ям должен был быть снабжен лошадьми, фуражом, кормом и питьем для проезжающих. Пользование ямской службой было бесплатно для послов и ханских гонцов, но чрезмерные претензии с их стороны не должны были приниматься во внимание.
По некоторым вопросам узкого значения издавались особые указы, иные из которых включены были в Ясу. В некоторых дошедших до нас фрагментах Ясы упомянуты три вида таких указов:
указ, предписывающий каждому под страхом смерти возвращать беглого раба законному собственнику;
указы, предписывающие соблюдение известных правил убоя скота в соответствии с монгольскими обычаями;
указы, предписывающие соблюдение известных правил для вхождения в воду и мытья одежды в воде или, в некоторых случаях, запрещение этих действий. (Запрещение входить в воду и мыть одежду в воде первоначально имело силу лишь во время грозы[68].)
Финансово-податное управление. Благодаря преобладанию натурального хозяйства задачи финансового управления в первоначальном монгольском государстве не могли быть особенно сложными. Начальники и воины должны были сами заботиться о конях, фураже и съестных припасах для похода. Во время похода монгольское войско продовольствовалось за счет врага и военной добычи.
Однако по мере расширения монгольской империи содержание и ханского двора, и административных учреждений потребовало установления более постоянной системы обложения. По всей вероятности, Яса содержала в себе довольно разработанный Податной устав.
|
|
Податное устройство приспособлено было, таким образом, к войсковым частям. Следует заметить, что именно так и было организовано податное управление на Руси после монгольского завоевания.
Установлены были подати двоякого рода — натурой и деньгами. В расчет должна быть принята и трудовая повинность населения. «Он обязал войска по возвращении их из похода некоторыми повинностями на службу султана, которые они должны были исполнять»[69].
Важным источником дохода должна была являться и военная добыча, особенно в первое время расширения империи.
Уголовное право. Для сведений об уголовном праве Ясы важнейшим источником являются фрагменты Макризи.
Основной задачей уголовного права Ясы является обеспечение мира и порядка в обществе и государстве. Яса предписывала «во-первых, любить друг друга; во-вторых, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем; почитать старших и нищих, и если найдется между ними кто-либо нарушающий эти заповеди, таковых предавать смерти».
Таким образом, достичь основной своей задачи уголовное право Ясы стремилось на практике путем самых жестоких санкций.
Яса считает преступлением, подлежащим наказанию, следующие виды проступков: а) преступления против религии, нравственности и установленных обычаев; б) преступления против хана и государства; в) преступления против жизни и интересов частных лиц.
Преступлениями против религии, нравственности и установленных обычаев, согласно Ясе, признаются: притеснение любой из существующих церквей или духовенства; намеренная ложь (вероятно, имеется в виду главным образом лжесвидетельство); оскорбление ритуалистического характера: осквернение воды и пепла; убой скота в нарушение установленного монгольского обычая; прелюбодеяние; содомия.
Преступлениями против хана и государства признавались нарушение Крепостного устава, в особенности со стороны высших начальников, несоблюдение указа, воспрещающего употреблять свободного монгола в качестве подневольного слуги. На первый взгляд, эту норму кажется естественным отнести к разделу о преступлениях против свободы лица. На самом деле, однако, истинным мотивом этого указа было намерение не давать людям ускользнуть в частную зависимость от крепостной служебной повинности государства. Другими злоупотреблениями того же вида были: злоупотребление властью со стороны военных и гражданских начальников, в особенности со стороны областных наместников; нарушение воинской дисциплины; нарушение Ясы.
|
|
Лишь один из дошедших фрагментов Ясы посвящен убийству, и в нем говорилось об убийстве по отношению к специальным категориям лиц — мусульман и китайцев. Все другие случаи нарушения интересов частных лиц относятся к преступлениям против собственности. Главнейшие виды их следующие: увод или принятие чужого раба или пленника; конокрадство и увод скота; злостное банкротство.
Типы наказаний. Основной целью наказания в понятии Ясы является физическое уничтожение преступников. Вследствие этого смертная казнь и играет такую большую роль в уголовном праве Ясы.
В качестве дополнительных, второстепенного значения, целей наказания Яса признавала: временное устранение преступника от общества путем тюремного заключения, ссылки или разжалования по службе и устрашение преступника путем телесного наказания или денежного штрафа (пени).
Следует при этом иметь в виду, что преступник отвечал за совершенное им деяние не только лично, но в известных случаях и члены его семьи (жена и дети) признавались ответственными.
Смертная казнь налагалась за большинство преступлений: за оскорбление религии, нравственности или установленных обычаев; за большинство преступлений государственных; за некоторые преступления против собственности; за третье банкротство; за конокрадство, в случае если виновный не в состоянии уплатить пени.
За нарушение Ясы лицами ханской крови назначалось наказание заключением и ссылкой.
Каждый военачальник подлежал наказанию разжалованием за упущения в его части.
Телесному наказанию подлежали воины и охотники за мелкие нарушения воинского или охотничьего устава.
Пеня налагалась за убийство. Полагалось платить. 40 золотых монет за убийство мусульманина. За убийство китайца преступник платил цену осла.
Пеня и возмещение убытков назначались также за конокрадство. Несостоятельный преступник подвергался смерти.
Сведения о частном праве Ясы весьма скудны. Это, вероятно, объяснялось тем, что вопросы частного права регулировались главным образом обычным правом, и потому Яса их касалась лишь отчасти.
Семейное право. В компиляции Пети де ла Круа находим известие, что Чингисхан издал закон о браке, в котором сказано было, «что мужчина должен покупать себе жену и что никто не должен жениться на девушке, с которой он в родстве первой или второй степени, но во всех других степенях брак разрешался... Многоженство было позволено, также и употребление рабынь в качестве наложниц».
«По смерти отца сын распоряжается судьбой его жен, за исключением своей матери, мог жениться на них или выдать их за другого».
По сообщению Пети де ла Круа, среди татар «управление имуществом семьи принадлежит женщинам. Они покупают и продают что и как найдут нужным. Мужчины занимаются охотою и войною и более ни во что не входят».
С этим может быть сопоставлен 14-й фрагмент Рашида, согласно которому жена была ответственна за содержание дома в порядке.
Относительно детей Пети сообщает: «Дети, рожденные от рабынь, считаются столь же законными, как и рожденные от жен; но дети жен и в особенности дети первой жены пользуются особым почетом отца».
Наследственное право. В вопросах наследственного права Яса, по-видимому, подтверждала нормы обычного права. После смерти главы семьи имущество разделялось между сыновьями так, что доля старшего сына была больше других. Юрт (дом) отходил младшему сыну.
Старшинство сыновей устанавливалось в соответствии с рангом матерей в семье отца. Дети, рожденные от наложниц (рабынь), считались законными и получали по распоряжению отца долю в наследстве. В ссылке на распоряжение отца можно видеть уже начало наследования по завещанию, выдвигающегося на место простого распределения имущества согласно нормам обычного права.
Хан не должен был вмешиваться в наследственные отношения даже в случае, если у умершего не было родственников.
«Из имущества умершего, у коего нет наследника, хан ничего да не возьмет, но его имущество все дается тому, кто за ним ходил перед смертью».
Торговое право. Чингисхан придавал большое значение развитию торговли. Одной из главных задач его управления было обеспечение безопасности торговых путей. Очевидно, Яса содержала в себе более или менее разработанный Торговый устав. В существующих фрагментах сохранился, однако, только его отрывок: «Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза».
Судебное право. Надо думать, что устройство суда и судопроизводства было оставлено Чингисханом на усмотрение родовых старейшин, религиозных общин, торговых и городских братств (где таковые существовали) и областных наместников.
Люди ханской крови подлежали верховному суду ханского рода, составленному из родовых старейшин. Если человек ханской крови нарушал Ясу в третий раз, то подлежал ссылке в отдаленные места. Если он и после этого не раскаивался, его заключали в тюрьму и держали там, пока он не раскается. Если он оставался неукротим, собрание всего рода должно было решать, что с ним делать.
В отношении общего судопроизводства сохранился лишь один фрагмент Ясы. По этому фрагменту, для силы словесного утверждения требовалось три свидетеля. При наличии письменных документов правила были, вероятно, другие.
Укрепление закона. Вспомогательное законодательство. По мысли Чингисхана, одобренный им свод законов должен был быть закреплен навек. Всякое изменение Ясы, по его мнению, могло бы привести лишь к гибели государства. Хранителем Ясы Чингис назначил своего старшего сына Джагатая. Впоследствии именно Джагатай, согласно воле отца, формально возвел на престол своего брата Угедея.
Каждый новый хан, правил ли он всей империей или только своим улусом, должен был начинать свое царствование подтверждением Ясы. Потомки Чингисхана должны были ежегодно собираться вместе с высшими сановниками каждого улуса для того, чтобы удостовериться, что ни один хан или князь Чингисовой крови за то время не нарушил Ясы. Виновный в ее нарушении должен был быть низложен. «Кто нарушит Ясу, лишится головы» — таков был указ первого хана Золотой Орды.
Наличие Ясы как твердого свода законов не исключало, однако, возможности законотворчества Чингисовых преемников. Но это законодательство имело лишь вспомогательное значение для удовлетворения местных нужд каждого улуса на незыблемой основе Ясы. В этом порядке ханы Золотой Орды издали довольно большое количество указов и распоряжений, известных частью под именем ярлыков. Ярлыки эти прямо ссылались на Великую Ясу как основной источник указной правоспособности ханов.
После распада Монгольской империи Великая Яса долго признавалась в качестве высшего свода во всех улусах и областях, некогда входивших в состав этой Империи, несмотря на наличие местных яс (судебников) улусного значения.
В заключение попытаемся дать общую характеристику Великой Ясы как памятника права. Ее суть выходит далеко за рамки кодификации норм обычного права монгольских племен. Задачей Ясы было не кодифицировать нормы обычного права, а создать новые нормы права в соответствии с нуждами новой Империи, для постройки которой прежняя государственная организация была лишь исходным пунктом.
Большинства вопросов так называемого обычного права — родового и племенного — Яса даже не касается. В жизнь рода и семьи Яса почти не вмешивается и в этом отношении не кодифицирует, а лишь подтверждает — большей частью молчаливо — существующие нормы. В ряде других случаев, например в отношении уголовного права, Яса, наоборот, отменяет действие прежних норм.
Наконец, в большинстве случаев Яса создает новые нормы права, что было необходимо для приспособления ханского законодательства к вновь возникшим запросам и нуждам расширявшейся империи.
Основной задачей Чингисхана при издании Ясы было таким образом создать новую систему права — право ханское или имперское, которое должно было утвердиться как надстройка над прежним обычным правом. В действительности новое ханское право во многих отношениях явилось результатом слияния новых понятий о хане-императоре с прежними понятиями о хане-вотчиннике и племенном старейшине. Государство и в Ясс продолжает до некоторой степени рассматриваться как ханский улус, вотчина.
С другой стороны, в Ясе отчетливо проявляется новая имперская идея. И сам Чингисхан, и его ближайшие преемники сознательно стремились к тому, чтобы превратить монгольское государство в мировую империю. Это устремление ясно видно во всем замысле Ясы.
Глава 6. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
§ 1. Предпосылки образования Русского централизованного государства
Если посмотреть карту Руси середины XV в., то первое, на что следует обратить внимание, это граница, отделяющая русские земли от великого княжества Литовского и монголо-татарских ханств. Граница проходит недалеко от Москвы. Даже Киев, бывшая столица Древнерусского государства, входит в состав великого княжества Литовского. Русские земли раздроблены; главные из них — Московское, Тверское, Рязанское княжества.
В это время в Западной Европе идет процесс формирования единых государств: Англии, Франции, Испании. На Востоке укрепляется Османская империя. В 1453 г. турки захватили столицу Византийской империи Константинополь и утвердились на Балканах. Для Руси было очень важно преодолеть раздробленность. Это произошло в конце XV в. во время правления Ивана III (1462-1505 гг.).
Характеризуя процесс преодоления феодальной раздробленности и складывания централизованного государства на Руси, Ф. Энгельс отмечал: «...в России покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига, что было окончательно закреплено Иваном III»[70].
Образование Русского централизованного государства было завершением длительного процесса, начало которого относится еще к XIV в. Объединение стало возможным лишь тогда, когда для него созрели социально-экономические условия. Возникновение централизованных государств — закономерный этап в развитии феодализма, следующий за раннефеодальным периодом и феодальной раздробленностью.
Образование централизованных государств происходит на таком этапе развития феодализма, когда устанавливаются более или менее прочные экономические связи между отдельными областями страны вследствие роста общественного разделения труда, развития ремесла и товарного производства, роста городов. Наряду с общностью этого процесса в разных странах в России, по сравнению с Западной Европой, имелись свои особенности. В Западной Европе образование централизованных государств происходило в условиях начинающегося буржуазного развития, а в России оно началось при господстве феодального строя.
Вместе с тем, несмотря на то что в целом экономика страны в XIV—XV вв. оставалась натуральной, хозяйственные связи между отдельными ее частями усилились. В этот период в деревне и особенно в городе быстро росли ремесла, повышался их технический уровень, развивались кузнечные, литейные, строительные и гончарные производства, а также ювелирное дело. Большое развитие получило ремесленное производство в Москве, Новгороде, Пскове и других городах. В XIV—XV вв. росли старые города, возникали новые. Повышалась роль городов как торговых центров. Хотя в стране преобладали рынки местные, постепенно шел процесс образования рынков областных.
В XIV—XV вв. в России развивается земледелие, восстановленное после монголо-татарского нашествия, подъем производительных сил в сельском хозяйстве происходит, главным образом, за счет расширения площади, засеваемой земледельческими культурами. В этот период крестьяне ведут интенсивную распашку пустошей — земель, заброшенных в результате вражеских набегов, феодальных войн и неурожаев. Пустоши осваивались, на них возникали жилые поселения, и так же как и везде, основной системой земледелия было трехполье. Подсечная система сохранилась только на севере. Из хлебных злаков крестьяне сеяли рожь, овес, пшеницу, ячмень, просо, гречу и чечевицу, а из технических культур — лен, коноплю, хмель и мак.
Земледелие развивалось также за счет расчистки лесных участков под пашню. Такие новые земледельческие поселения назывались починками. Небольшие починки и деревни группировались вокруг сел.
С увеличением роли земли как средства производства возрастала ее ценность. В XIV—XV вв. усиливается борьба крестьян с феодалами за землю. Объектом захвата становятся главным образом черные земли общин; жившие на них крестьяне эксплуатировались непосредственно государством. Особенно преуспевали в этих захватах церкви и монастыри, которые были тогда крупнейшими феодалами. Главными собственниками земли по-прежнему оставались бояре. Владения бояр, переходившие по наследству от отца к сыну, назывались вотчинами. Кроме вотчинного землевладения в XV в. быстро развивалось поместное землевладение. Поместных землевладельцев называли дворянами. Дворянство стало важнейшей опорой великокняжеской власти в процессе объединения русских земель в централизованное государство.
В XV в. углубление феодального гнета выражалось не только в закабалении ранее свободных крестьян, но и в усилении их личной зависимости, а также в росте барщины и оброка.
Таким образом, наряду с экономическим подъемом растет феодальная собственность на землю и усиливается угнетение крестьян. Ответом на это были крестьянские восстания. Для того чтобы подавить восстания крестьян, прекратить их бегство от владельцев, закрепить крестьян за феодалами, господствующему классу нужна была сильная государственная организация. Особенно заинтересованы в этом были мелкие и средние феодалы, которые не могли справиться с подавлением восстаний своих крестьян. Поэтому не случайно усиление крепостничества идет одновременно с образованием единого государства. В Судебнике Ивана III (1497 г.) указывалось, что крестьяне могут уходить от феодала за неделю и в течение недели после Юрьева дня (26 ноября каждого года). Причем крестьянин был обязан прежде уплатить «пожилое» за пользование избой и служебными постройками. Этот год считается началом всеобщего закрепощения крестьян. Личная зависимость переходит в высшую форму — крепостное право.
Следовательно, в укреплении центральной власти были заинтересованы прежде всего феодалы — как светские, так и духовные. Поддерживали московскую великокняжескую власть и горожане, надеясь, что она приведет к прекращению междоусобиц, развитию торговли. Крестьяне тоже рассчитывали найти помощь у великого князя от притеснений местных феодалов.
Таким образом, все слои населения, хотя и по разным причинам, были заинтересованы в создании сильного централизованного государства. Противниками объединения были крупные феодалы — князья, которые не желали терять всей власти. Необходимость объединения русских земель для освобождения от монголо-татарского ига ускорила процесс централизации.
«Собирательницей» русских земель стала Москва. Значение Москвы как центра формирующегося русского государства определилось во второй половине XIV в., чему способствовали следующие обстоятельства.
Территория Московского княжества занимала старый центр развитого землевладения и ремесла, поэтому здесь сложились благоприятные условия для восстановления и развития хозяйства.
Так как Москва была удалена от районов вражеских набегов, сюда усилился приток населения, а это привело к подъему экономики и культуры.
Москва расположена на пересечении торговых путей; это способствовало превращению ее в крупнейший центр Северо-Восточной Руси.
Москва находится в междуречье Оки и Волги, а этот район стал ядром складывания русской (великорусской) народности. Москва была в центре территории, где шло формирование русского народа.
В Москву при Иване Калите переехал митрополит (глава Русской Церкви), и это сделало ее религиозным центром Руси.
Московские князья проводили умелую внутреннюю и внешнюю политику, которая способствовала укреплению Московского княжества и расширению его территории.
Москва возглавила борьбу с монголо-татарами, и это привело к усилению ее авторитета среди других русских княжеств.
Объединительные процессы происходили и в других княжествах. Москва завоевала роль общегосударственного центра в борьбе против своих соперников, наиболее сильным из которых была Тверь. Ббрьба между этими княжествами обострилась в период правления московского князя Ивана Калиты (1325— 1340 гг.). Подавив восстание в Твери против монголо-татар в 1327 г., Калита добился не только ослабления соперника, но и поднял свой авторитет в Золотой Орде. В 1328 г. Иван Калита получил звание великого князя владимирского, т. е. официально был признан главой Северо-Восточной Руси. Деятельность Калиты способствовала тому, что была заложена основа могущества Москвы.
Сильным тормозом на пути развития Русского государства было монголо-татарское иго. При внуке Калиты Дмитрии Ивановиче Донском (1359—1389 гг.) началась борьба с монголо-татарами.
После Куликовской битвы процесс собирания земель вокруг Москвы ускорился.
В первой половине XV в. во время правления Василия II (1425—1462 гг.) объединительный процесс осложнился длительной феодальной войной между сторонниками и противниками укрепления великокняжеской власти. Москва была временно захвачена противниками Василия II, а сам он ослеплен (отсюда прозвище Темный). Но власть Василия II была восстановлена, а при его сыне Иване III (1462—1505 гг.) продолжалось объединение русских земель. В 1463 г. было присоединено Ярославское княжество, в 1474 г. — Ростовское, в 1478 г. произошло окончательное присоединение Новгородской феодальной республики, а в 1485 г. Тверское княжество потеряло самостоятельность. Объединение русских земель позволило в 1480 г. свергнуть монголо-татарское иго. При сыне Ивана III Василии III (1505—1533 гг.) были присоединены Псков (1510г.), Смоленск (1514 г.), Рязанское княжество (1521 г.).
Итак, в конце XV — начале XVI в. сложилось Русское централизованное государство. Историческое значение этого события огромно. Объединение русских земель в составе единого государства означало конец феодальной раздробленности, прекращение разорительных усобиц, способствовало экономическому, политическому и культурному развитию страны. Объединившись, Русь смогла сбросить монголо-татарское иго. Возрос авторитет Русского государства. •
Созданное государство было многонациональным.
§ 2. Аппарат власти Русского централизованного государства в первой половине XVI в.
Русское централизованное государство, возникшее на феодальной основе, имело много пережитков периода феодальной раздробленности. В Московском царстве государство распадалось на отдельные земли, часто даже княжества, сохранявшие живые следы прежней автономии, особенности в управлении, иногда свои особые войска, особые таможенные границы и т. д.
Возглавлял государство великий князь. Иван III стал называть себя «государем всея Руси», а его внук Иван IV Грозный (1530—1584) в 1547 г. короновался на царство. Таким образом, он стал первым русским царем.
Боярская дума — высший совет при великом князе, осуществлявшем верховную власть, превращается в постоянный совещательный орган. Бывшие удельные князья стали боярами великого князя и подчинялись ему. В этот период возникали органы центрального управления — приказы. Каждый приказ ведал определенным кругом вопросов. Во главе приказов стояли бояре, а канцелярскую работу вели дьяки и подьячие. Дьяки, как правило, были дворянами. Управление на местах было сосредоточено в руках наместников и волостелей. Наместники назначались великими князьями в города, а волостели — в сельскую местность. Власть их была универсальная: они были судьями, правителями, сборщиками налогов, военными начальниками города и уезда. Жалованья они не получали, а кормились за счет местного населения, собирая в свою пользу судебные и другие пошлины. Наместники или волостели имели военные отряды и административный аппарат, поэтому на эти должности назначались только крупные феодалы. Порядок назначения на должность не по уму и способностям, а по знатности происхождения назывался местничеством. Таким был аппарат власти Русского феодального государства в середине XVI в. В первой половине XVI в. в связи с усилением крепостничества обостряется классовая борьба. По всей стране происходят массовые волнения. Наиболее грозным народным выступлением было восстание в Москве в 1547 г. Обострение классовой борьбы заставило различные группы феодалов сплотиться для проведения политики, укрепляющей государственную власть, экономическое и политическое положение господствующего класса.