Посвящается памяти родителей 16 страница

§ 3. Духовно-культурные факторы становления Московского государства и права в конце XIV — начале XVI в.

Политическая междоусобица древнерусских удельных кня­жеств и феодально-хозяйственная раздробленность на землях бывшей Киевской Руси стали главными внутренними причинами, предопределяющими в XIII—XIV вв. неспособность рус­ских людей оказать сопротивление ни на востоке (против на­шествия татаро-монгольских орд), ни на западе (против литов­ско-польской экспансии).

Ситуация меняется в конце XIV в., когда начинает склады­ваться новый политический порядок в северо-восточных сла­вянских землях, некогда враждовавших между собой. Образует­ся единое монархическое государство во главе с великим кня­зем московским и со своим государственным правом. Начинается второй период развития русского права — москов­ский, продолжавшийся приблизительно с конца XIV до вто­рой половины XVII в.

В современной литературе в качестве объяснений оконча­тельного появления на политической карте XV в. Московского государства выдвигаются следующие основные версии.

1. Согласно советско-марксистской точке зрения, полити­ческий союз удельных князей во главе с московским князем сложился на основе:

— внешнеполитической целесообразности, т. е. понимания реальной опасности, исходящей как со стороны Востока, так и Запада, и вытекающего отсюда вывода, что этим угрозам сле­дует противопоставить адекватный ответ («отпор»);

— необходимости содействия при помощи государственного объединения оживлению внутренней экономической жизни в северо-восточных славянских землях.

2. По мнению дореволюционных историков, основная при­чина возникновения нового русского государства — это поли­тическая способность московских князей навязать свою волю удельным властителям с тем, чтобы сконцентрировать всю полноту власти в Москве, в руках самодержавного правителя.

Не вступая в глубокую дискуссию (по нашему мнению, она носит в значительной мере философско-методологический ха­рактер), хотелось бы сослаться на некоторые дополнительные обстоятельства, которые, несомненно, содействовали процес­су объединения русских земель под властью московского князя. Среди таких факторов:

— «оседлость» московских князей и его родственников, бояр, дворовых; это позволяло им — в отличие от их более во­инствующих князей-соседей — больше времени заниматься хо­зяйственными вопросами и получать больше денег с подвласт­ного населения;

— обнищание многих удельных князей и их «вольных» дру­жин;

— единая церковность, т. е. непрекращающиеся религиозно-культурные связи между отдельными княжествами и региона­ми бывшего Древнерусского государства;

— стремление большинства русских людей воссоздать утра­ченные в ходе «лихолетья» и национального унижения поряд­ки славной и героической жизни Киевской Руси.

Два последних обстоятельства можно рассматривать в каче­стве реальных духовно-культурных факторов, которые прида­вали в то время русским людям дополнительные силы, направ­ленные на государственное строительство и на объединение разрозненных восточнославянских народностей в единый эт­нос (русский народ).

Учитывая эти настроения в русском обществе, внутреннюю логику развития русского права (по крайней мере, с конца XIV до 30-х гг. XVI в.) можно охарактеризовать как своеобраз­ное возрождение древнерусского права — прежде всего на ос­нове сохранившей свое влияние православной религии и вновь складывающейся в русском обществе «исторической идеоло­гии».

Некоторые историки ставят под сомнение самобытный ха­рактер развития российского права в московский период с конца XIV по XVII в. Например, М. Ф. Владимирский-Буданов предполагал, что в области права имело место «прямое заим­ствование письменных законов татарских». Эту точку зрения отчасти поддерживают В. О. Ключевский, Л. Н. Гумилев и неко­торые другие историки, которые рассматривают первоначаль­ное образование московского союза русских князей (впер­вые — под руководством Ивана Калиты) как веление и пору­чение ордынского хана — собирать дань и быть судьей своим «подручным» князьям. Но как отмечено ранее, отдельные ре­цепции зарубежных законов уже в Киевской Руси часто имели вполне зрелые предпосылки (прежде всего — в виде осознан­ных потребностей), которые существовали в самой среде древ­них славян. Кроме того, такое заимствование уже тогда сопро­вождалось значительной переработкой «внешних» законов — в духе русских обычаев и «русских законов», что в конечном сче­те приводило их в соответствие со специфическими социаль­но-экономическими и политическими условиями Руси.

В своем анализе российского права XIV—XVII вв. мы будем пользоваться методом «логической реконструкции». Это означает, что из рассмотрения будут исключены такие этапы и события московской истории, которые по сути своей были внешними, чужеродными, случайными или малозначительными по отношению к развивающемуся праву, а по своим результатам оказывали негативное или сдерживающее (тормозящее) воздействие на него. Такими явлениями можно считать в первую очередь монголо-татарские набеги на русские земли, не­мецкие интервенции, основные формы правления в Пскове и Новгороде, бегство крестьян и казацкие «гулянья», психологию Ивана Грозного (особенно в последние годы его царствования), боярскую «смуту», польское нашествие начала XVII в. и т. д.

Вопрос о развитии русского права в этот период невозможно рассматривать в отрыве от вопроса о природе государственной власти в Московском государстве. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Напомним, что московский период — был периодом фактического становления и укрепления единого Московского царства. При этом формой правления в нем стала сословно-представительная монархия. К началу XVI в. сословно-представительная форма власти на Руси сложилась в виде таких политических и правовых институтов, как:

Боярская дума (прообразом которой были, по-видимому, дружеские советы киевских князей со своими ближайшими дружинниками, боярами и окольничими), которая действовала по принципу «Царь указал и бояре приговорили» и была высшим административно-распорядительным и судебным органом власти при великом князе московском;

— наместничество, т. е. определенные властные полномочия (суд и т. д.), исходящие от московского князя и исполняемые по его поручению, как правило, крупными феодальными собственниками на местах;

— приказы, т. е. система отраслевых органов государственной власти и административного управления, которые со временем превратились в стройную, централизованную систему «правительственных мест» по всей стране;

— общинные собрания, старосты в городах и посадах;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: