§ 3. Духовно-культурные факторы становления Московского государства и права в конце XIV — начале XVI в.
Политическая междоусобица древнерусских удельных княжеств и феодально-хозяйственная раздробленность на землях бывшей Киевской Руси стали главными внутренними причинами, предопределяющими в XIII—XIV вв. неспособность русских людей оказать сопротивление ни на востоке (против нашествия татаро-монгольских орд), ни на западе (против литовско-польской экспансии).
Ситуация меняется в конце XIV в., когда начинает складываться новый политический порядок в северо-восточных славянских землях, некогда враждовавших между собой. Образуется единое монархическое государство во главе с великим князем московским и со своим государственным правом. Начинается второй период развития русского права — московский, продолжавшийся приблизительно с конца XIV до второй половины XVII в.
В современной литературе в качестве объяснений окончательного появления на политической карте XV в. Московского государства выдвигаются следующие основные версии.
|
|
1. Согласно советско-марксистской точке зрения, политический союз удельных князей во главе с московским князем сложился на основе:
— внешнеполитической целесообразности, т. е. понимания реальной опасности, исходящей как со стороны Востока, так и Запада, и вытекающего отсюда вывода, что этим угрозам следует противопоставить адекватный ответ («отпор»);
— необходимости содействия при помощи государственного объединения оживлению внутренней экономической жизни в северо-восточных славянских землях.
2. По мнению дореволюционных историков, основная причина возникновения нового русского государства — это политическая способность московских князей навязать свою волю удельным властителям с тем, чтобы сконцентрировать всю полноту власти в Москве, в руках самодержавного правителя.
Не вступая в глубокую дискуссию (по нашему мнению, она носит в значительной мере философско-методологический характер), хотелось бы сослаться на некоторые дополнительные обстоятельства, которые, несомненно, содействовали процессу объединения русских земель под властью московского князя. Среди таких факторов:
— «оседлость» московских князей и его родственников, бояр, дворовых; это позволяло им — в отличие от их более воинствующих князей-соседей — больше времени заниматься хозяйственными вопросами и получать больше денег с подвластного населения;
— обнищание многих удельных князей и их «вольных» дружин;
— единая церковность, т. е. непрекращающиеся религиозно-культурные связи между отдельными княжествами и регионами бывшего Древнерусского государства;
|
|
— стремление большинства русских людей воссоздать утраченные в ходе «лихолетья» и национального унижения порядки славной и героической жизни Киевской Руси.
Два последних обстоятельства можно рассматривать в качестве реальных духовно-культурных факторов, которые придавали в то время русским людям дополнительные силы, направленные на государственное строительство и на объединение разрозненных восточнославянских народностей в единый этнос (русский народ).
Учитывая эти настроения в русском обществе, внутреннюю логику развития русского права (по крайней мере, с конца XIV до 30-х гг. XVI в.) можно охарактеризовать как своеобразное возрождение древнерусского права — прежде всего на основе сохранившей свое влияние православной религии и вновь складывающейся в русском обществе «исторической идеологии».
Некоторые историки ставят под сомнение самобытный характер развития российского права в московский период с конца XIV по XVII в. Например, М. Ф. Владимирский-Буданов предполагал, что в области права имело место «прямое заимствование письменных законов татарских». Эту точку зрения отчасти поддерживают В. О. Ключевский, Л. Н. Гумилев и некоторые другие историки, которые рассматривают первоначальное образование московского союза русских князей (впервые — под руководством Ивана Калиты) как веление и поручение ордынского хана — собирать дань и быть судьей своим «подручным» князьям. Но как отмечено ранее, отдельные рецепции зарубежных законов уже в Киевской Руси часто имели вполне зрелые предпосылки (прежде всего — в виде осознанных потребностей), которые существовали в самой среде древних славян. Кроме того, такое заимствование уже тогда сопровождалось значительной переработкой «внешних» законов — в духе русских обычаев и «русских законов», что в конечном счете приводило их в соответствие со специфическими социально-экономическими и политическими условиями Руси.
В своем анализе российского права XIV—XVII вв. мы будем пользоваться методом «логической реконструкции». Это означает, что из рассмотрения будут исключены такие этапы и события московской истории, которые по сути своей были внешними, чужеродными, случайными или малозначительными по отношению к развивающемуся праву, а по своим результатам оказывали негативное или сдерживающее (тормозящее) воздействие на него. Такими явлениями можно считать в первую очередь монголо-татарские набеги на русские земли, немецкие интервенции, основные формы правления в Пскове и Новгороде, бегство крестьян и казацкие «гулянья», психологию Ивана Грозного (особенно в последние годы его царствования), боярскую «смуту», польское нашествие начала XVII в. и т. д.
Вопрос о развитии русского права в этот период невозможно рассматривать в отрыве от вопроса о природе государственной власти в Московском государстве. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Напомним, что московский период — был периодом фактического становления и укрепления единого Московского царства. При этом формой правления в нем стала сословно-представительная монархия. К началу XVI в. сословно-представительная форма власти на Руси сложилась в виде таких политических и правовых институтов, как:
— Боярская дума (прообразом которой были, по-видимому, дружеские советы киевских князей со своими ближайшими дружинниками, боярами и окольничими), которая действовала по принципу «Царь указал и бояре приговорили» и была высшим административно-распорядительным и судебным органом власти при великом князе московском;
— наместничество, т. е. определенные властные полномочия (суд и т. д.), исходящие от московского князя и исполняемые по его поручению, как правило, крупными феодальными собственниками на местах;
— приказы, т. е. система отраслевых органов государственной власти и административного управления, которые со временем превратились в стройную, централизованную систему «правительственных мест» по всей стране;
— общинные собрания, старосты в городах и посадах;