И объединения мероприятий по обороне государства

Положение об Особом совещании для обсуждения

(1915 г., августа 17)

(Извлечение)

1. Для обсуждения и объединения мероприятий по обо­роне государства и для обеспечения армии и флота пред­метами боевого и прочего материального снабжения, уч­реждается под председательством военного министра, Особое совещание. К предметам ведения Особого совещания, в частности, относятся:

1) высший надзор за деятельностью всех правитель­ственных заводов, арсеналов и мастерских, а также част­ных заводов и иного рода промышленных предприятий, изготовляющих предметы боевого и прочего материального снабжения армии и флота;

2) содействие образованию новых заводов и иного рода промышленных предприятий, изготавливающих указанные в предыдущем (1) пункте предметы, а равно переустройству, расширению и правильному ходу деятельности суще­ствующих;

3) распределение необходимых, в видах снабжения ар­мии, заказов между русскими и иностранными заводами и иного рода промышленными предприятиями, и

4) надзор за исполнением означенных в предыдущем (3) пункте заказов.

3. В состав Особого совещания входят: 1) Председатель Государственного Совета, 2) Председатель Государствен­ной Думы, 3) девять членов Государственного Совета и девять членов Государственной Думы... 4) представители от министерств: Морского, Финансов, Путей сообщения и Торговли и Промышленности и от Государственного контроля, по одному от каждого ведомства, назначаемые глав­ными начальниками подлежащих ведомств, по соглаше­нию с военным министром; 5) пять представителей от Во­енного министерства, по назначению военного министра; 6) представители Всероссийских земского и городского союзов, по одному от каждого, по избиранию их комитетов и 7 ) четыре представителя Центрального военно-про­мышленного комитета, по его избранию[247].

Положение о военно-промышленных комитетах (1915 г., августа 27 )

(Извлечение)

1. Для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота всеми необходимыми пред­метами снаряжения и довольствия учреждаются, на время текущей войны, центральный, областные и местные воен­но-промышленные комитеты.

2. Военно-промышленные комитеты являются обще­ственными организациями, не предусматривающими ком­мерческих целей...

4. Взаимоотношения правительственных учреждений с военно-промышленными комитетами, содействующими им в деле снабжения армии и флота предметами снаряже­ния и снабжения, определяются по ближайшему соглаше­нию комитетов с подлежащими военными и гражданскими властями.

5. Центральный военно-промышленный комитет имеет право приобретать всякого рода движимое и недвижимое имущество, входить в договоры как с частными лицами, так равно и с казенными и общественными учреждениями, принимать на себя всякого рода обязательства, в частности же поставки и подряды по заказам казны, организовывать, по соглашению с военным и морским ведомствами, прием­ку и сдачу нужных для армии и флота предметов и т. д., а равно искать и отвечать на суде. Одинаковыми правами пользуются областные комитеты, образуемые с утвержде­ния Центрального военно-промышленного комитета, а рав­но местные комитеты, образуемые с утверждения подлежа­щих областных военно-промышленных комитетов[248].


Об учреждении военно-полевых судов (1906 г., августа 19)

(Извлечение)

Совет министров полагал:

1. На основании статьи 87 Свода Основных Государ­ственных Законов, издания 1906 года: в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, генерал-губернаторам, главнона-чальствующим или облеченным их властью лицам предос­тавляется в тех случаях, когда учинение лицом граждан­ского ведомства преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, пе­редавать обвиняемого военно-полевому суду с применением в подлежащих случаях наказания в порядке, установ­ленном нижеследующими правилами:

1) Военно-полевой суд учреждается по требованию ге­нерал-губернаторов, главноначальствующих или лиц, об­леченных их властью, в месте по их указанию начальника­ми гарнизонов или отрядов и главными командирами пор­тов, по принадлежности, в составе председателя и четырех членов их офицеров от войска или флота.

2) Распоряжение генерал-губернаторов, главноначаль­ствующих или лиц, облеченных их властью, должно следо­вать безотлагательно за совершением преступного деяния и по возможности в течение суток. В распоряжении этом ука­зываются лицо, предаваемое суду, и предмет предъявляе­мого обвинения.

3) Суд немедленно приступает к разбору дела и окан­чивает рассмотрение оного не далее, как в течение двух су­ток.

4) Разбирательство дела производится при закрытых дверях...

5) Приговор, по объявлении на суде, немедленно всту­пает в законную силу и безотлагательно, и во всяком слу­чае не позже суток, приводится в исполнение по распоря­жению, военных начальников, указанных в статье первой настоящих правил...[249]

§ 5. Эволюция формы монархии в России

В начале XX в. идеи конституционализма воплотились в ряде документов, заложивших в России основы для развития буржу­азно-демократического государства, которые были показаны выше. Проблему модернизации абсолютизма в направлении правового государства поставила на повестку дня первая рус­ская революция 1905—1907 гг. Первый этап революции (9 янва­ря — декабрь 1905 г.) характеризовался мощным стихийным народным движением. В процессе революционной борьбы воз­никают первые Советы рабочих депутатов — органы власти, создаваемые народными массами в качестве альтернативы го­сударственному аппарату самодержавия. На втором этапе (1906— июнь 1907 г.) происходит спад революционного дви­жения, политическая борьба принимает легальные формы парламентской деятельности. Окончание революции связывают с разгоном II Государственной думы 3 июня 1907 г., после ко­торого самодержавие отказывается от своих обещаний периода революции и осуществляет политику «бонапартизма» (лавиро­вания между основными политическими силами при сохране­нии в неприкосновенности государственного строя).

Под давлением революционных событий в начале 1905 г. са­модержавие попыталось воплотить концепцию «правитель­ственного конституционализма», предполагавшую дополнение абсолютизма совещательными учреждениями квазипредстави­тельного характера. Этот проект воплотился в ряде документов, подготовленных под руководством министра внутренних дел А. Г. Булыгина (Манифест 6 августа 1905 г. «Учреждение Госу­дарственной Думы», Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г.).

Манифест провозглашал принцип неприкосновенности су­щества самодержавной власти. Булыгинская дума носила сове­щательный характер. После обсуждения в Думе законопроекты направлялись в Государственный совет, а постановления Сове­та для окончательного утверждения поступали монарху. В конф­ликтной ситуации исполнительная власть имела право внести вопрос непосредственно в Государственный совет, который обладал правом рассматривать дело без заключения Думы. От­ветственность высшей администрации перед Думой не предус­матривалась. Положение о выборах устанавливало многосту­пенчатые выборы, разделение избирателей по сословным ку­риям и высокий имущественный ценз.

Всеобщая политическая забастовка в октябре 1905 г. вынуди­ла монархию принять программу политических реформ, пред­ложенную С. Ю. Витте (Манифест 17 октября 1905 г., Закон об изменении положения о выборах в Государственную думу от 11 декабря 1905 г., Манифест об изменении учреждения Госу­дарственного совета и о пересмотре «Учреждения Государ­ственной думы» от 20 февраля 1906 г.).

Роль Думы и Государственного совета в законодательном процессе уравнивалась: равное право законодательной инициа­тивы, отклонения законопроектов. Спорные ситуации должны были решаться созданной на паритетных началах особой ко­миссией Думы и Совета.

Произошли изменения в статусе Государственного совета. Акт «О переустройстве Учреждения Государственного Совета» фактически превратил его в верхнюю палату парламента. Из административного он трансформировался в представительный орган: часть членов назначалась монархом, часть избиралась обществом. Путем косвенных выборов в Государственный совет избиралось определенное число представителей православного духовенства, губернских земских собраний, дворянских об­ществ, университетов, Совета торговли и мануфактур и его местных комитетов, биржевых комитетов и купеческих управ. Устанавливался 9-летний срок полномочий Государственного совета с обновлением трети состава каждые 3 года.

Следующим этапом конституционных реформ стало внесе­ние соответствующих изменений в Свод основных государ­ственных законов. Их новая редакция была утверждена Никола­ем II 23 апреля 1906 г. (за несколько дней до открытия I Госу­дарственной думы). Поражение декабрьского вооруженного восстания 1905 г. предоставило власти возможность отступить от положений Манифеста 17 октября 1905 г. Поэтому проведен­ная инкорпорация новых конституционных законов в право­вую систему самодержавного государства существенно ослаби­ла законодательную силу представительных учреждений.

Положения главы 1 «О существе верховной самодержавной власти» смещали реальный центр власти в пользу императора. Ему принадлежала вся полнота власти, он назначал и уволь­нял председателя, членов правительства, главноуправляющих; обладал правом чеканки монеты; осуществлял в полном объе­ме внешнюю политику России; являлся главнокомандующим над вооруженными силами.

Некоторые отступления от самодержавия были связаны с законодательной властью, которая отныне осуществлялась им­ператором совместно с Государственным советом и Государ­ственной думой. При этом император сохранял право законо­дательной инициативы и абсолютного вето. Кроме того, право императора на издание указов в порядке верховного управле­ния создавало возможности для широкой интерпретации при­нятых законов. Право императора объявлять военное или ис­ключительное положение позволяло выводить целые местности из-под действия обычного законодательства.

На этом фоне принцип контрасигнатуры, в конституцион­ной монархии служивший отстранению монарха от реальной власти, не противоречил формуле самодержавия. Аналогично Конституции Германской империи 1871 г. данный принцип по­зволял переложить ответственность за выполнение принятого решения на соответствующего министра, не лишая при этом монарха реального влияния и властных полномочий.

В конечном итоге, законодательные учреждения лишались возможности контролировать исполнительную власть. Дума и Госсовет наделялись лишь правом обращаться с запросами в Совет министров и с жалобами на неправомерность действий правительства к Сенату и монарху. При этом министры не обя­заны были давать отчет Думе и Госсовету, хотя министры име­ли право принимать участие в их работе (гл. 11).

Достаточно противоречивой была глава 9 «О законах». Уста­навливалась невозможность принятия новых законов без одоб­рения Госсовета, Государственной думы и без утверждения. В то же время в период прекращения заседаний Думы предус­матривалась возможность принятия правительством с согласия императора актов, имеющих силу закона. После возобновления заседаний надлежащий законопроект должен был вноситься на рассмотрение Думы в течение первых двух месяцев. В против­ном случае он прекращал свое действие.

Законы вступали в действие после обнародования их Сенатом. Законы не имели обратной силы, за исключением случаев, когда в самом законе содержались положения о его обратной силе.

Учреждение двухпалатного парламента оформила глава 10 «О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий». В новой политической системе закреплялась ре­шающая роль императора. Созыв парламента, продолжитель­ность сессий, перерыв заседаний в течение года определялись указами монарха. Кроме того, императорским указом до исте­чения срока полномочий Государственная дума могла быть распущена, а выборный состав членов Госсовета заменен но­вым с назначением новых выборов.

Обычно наиболее заметными правами парламента являются его финансовые полномочия (право утверждать бюджет госу­дарства). В этой сфере Основные законы фактически наделили парламент законосовещательными полномочиями. Госсовет и Дума вправе были обсуждать и утверждать бюджет, но отклонение бюджета не влекло за собой значительных правовых по­следствий. В этом случае в силе оставался последний утвержден­ный в установленном порядке бюджет, а министерства получа-, ли кредиты в «размерах действительной потребности». Кроме того, парламентскому обсуждению и контролю не подлежали важные статьи бюджетных расходов: расходы Министерства императорского двора, чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности военного времени и предвоенные приготовления. Государственные займы для покрытия расходов также устанав­ливались императором.

Столь же призрачным оставался и контроль парламента над вооруженными силами. Если Дума не утверждала к 1 мая закон о ежегодном наборе в армию и флот, то набор производился на основании указа императора.

Таким образом, монарх и администрация оказывались вне системы общественного и правового контроля. Это позволяет рассматривать российский вариант конституционной монархии как особый тип, близкий к монархическому конституциона­лизму в Германии. Мнимый конституционализм в России представлял собой временную уступку самодержавия и всецело сохранял его авторитарную природу.

§ 6. Государственная дума — предпарламент России

В первых в истории России выборах в Государственную думу (26 марта — 20 апреля 1906 г.) приняла участие полови­на избирателей. Социалистические партии объявили бойкот выборам. Поэтому самую большую фракцию в Думе составили кадеты — 1/3 депутатских мест (169 мандатов). Второй по чис­ленности стала фракция трудовиков (близкие к эсерам пред­ставители крестьянских кругов) — 140 мандатов. Октябристы получили 37 депутатских мест, более 140 депутатов заявили о себе как о беспартийных. Председателем Думы стал кадет С. А. Муромцев.

I Государственная дума (27 апреля — 7 июля 1906 г.) про­демонстрировала свое стремление бороться за дальнейшее ре­формирование государственного строя России. Дума приняла обращение к правительству с требованием создания ответ­ственного перед Думой министерства, разработки аграрной реформы, реального осуществления политических прав, упразд­нения Государственного совета. Правительство во главе с И. Л. Горемыкиным отвергло требования Думы. В ответ на это Дума выразила полное недоверие правительству и потребовала его отставки. Правительство проигнорировало решение Думы и в дальнейшем представляло на ее рассмотрение лишь незначи­тельные законопроекты. Около 400 думских запросов в адрес правительства остались без ответа.

Основанием для роспуска I Государственной думы послу­жило обсуждение аграрного вопроса. Для Российской империи, в которой крестьяне составляли 75% населения, эта проблема была первоочередной.

Обсуждение I Государственной думой проектов решения аг­рарной проблемы было расценено самодержавием как выход за пределы ее компетенции. Указом царя Дума была распущена.

II Государственная дума (20 февраля — 3 июня 1907 г.) по своему составу оказалась еще более левой с четким партийным размежеванием (левые партии получили более 40% мест). Втрое сократилось число беспартийных депутатов. Кадеты получили 98 мест, трудовики — 104, социал-демократы — 65, эсеры — 37. Председателем Думы стал кадет Ф. А. Головин.

После роспуска I Государственной думы новый премьер-министр П. А. Столыпин предпринимал меры для подавления революционных выступлений и крестьянских бунтов. Были уч­реждены военно-полевые суды, в деревнях действовали кара­тельные отряды, деятельность сотен периодических изданий была приостановлена. Правительство потребовало от Думы осу­дить революционный терроризм. Государственная дума высту­пила против незаконных действий полиции, обсудила возмож­ность отмены военно-полевых судов и смертной казни.

3 июня 1907 г. Николай II объявил о роспуске II Государ­ственной думы. Поводом для роспуска послужили требования П. А. Столыпина лишить депутатов от социал-демократической партии депутатской неприкосновенности в связи с обвинения­ми в подготовке военного переворота. Одновременно с роспус­ком Думы было объявлено об изменении закона о выборах.

Государственный переворот 3 июня 1907 г. перечеркнул все правовые акты периода конституционных реформ. Вновь при­нятый избирательный закон ограничил избирательные права граждан посредством введения многостепенных, сословных выборов, установления различных цензов и проч. В итоге избирательные права получили лишь 13% взрослого населения страны. Народы Средней Азии и Сибири лишились своего представительства, в 3 раза сократилось представительство от Польши и Северного Кавказа.

В результате принятия нового закона в III Государственную думу было избрано 45% от дворян, 10% от духовенства, 12% от купцов и почетных граждан, 22% от крестьян и лишь 11% от рабочих.

Выборы в III Государственную думу (осень 1907 г.) суще­ственно изменили соотношение политических сил. На первое место вышли октябристы — 154 депутата, кадеты получили 54 депутатских мандата, монархисты — 50, трудовики — 13, социал-демократы — 20. В Думе председательствовали октябри­сты Н. А. Хомяков, А. И. Гучков, М. В. Родзянко. Фактически в Думе сложились два неустойчивых блока — правооктябристс-кий и центристский (или октябристско-кадетский). Неустойчи­вость блоков объяснялась существовавшими между помещика­ми и крупной буржуазией противоречиями. Правое крыло Думы стремилось восстановить пошатнувшееся в ходе капита­листической эволюции положение дворянства, укрепить само­державную власть. «Союз русского народа» не признавал кон­ституционные реформы. В этой ситуации октябристы — сторон­ники конституционализма — вынуждены были лавировать между правыми и кадетами. Существование неустойчивого большинства в Думе, решающая роль «центра» в лице октябри­стов позволяли правительству использовать Думу в качестве покорного инструмента для решения задач буржуазного рефор­мирования России.

III Государственная дума (осень 1907 — июнь 1912 г.) по замыслу П. А. Столыпина должна была принять серию законов, обеспечивающих проведение аграрной, военной, судебной ре­форм, реорганизацию местного управления, народного обра­зования, изменение положения национальных меньшинств и рабочего класса. Однако равновесие «третьеиюньской систе­мы» было нарушено. Поражение революции активизировало крайне правых. Помещики и бюрократия стали оказывать ак­тивное сопротивление политике реформ. Государственный со­вет провалил ряд законопроектов (о вероисповедании, о мест­ном и волостном суде, о введении волостных земств). Одновременно правительственный курс подвергся критике как справа, так и слева. Споры вызывала аграрная реформа Столы­пина. В этой ситуации Столыпин использовал ст. 87 Основных законов, которая позволяла в чрезвычайных обстоятельствах издавать временные положения без участия Думы. Так, в 1911 г. во время думских каникул был принят закон о введении земств в западных губерниях. Это нарушило сложившийся в «третьеиюньской монархии» баланс сил. Отказ Столыпина от сотрудничества с Думой лишил правительство общественной поддержки.

Парламентаризм в России переживал сильнейший кризис. Надежды либералов добиться от царя принятия конституции рухнули. Николай II все больше сближался с реакционными, кругами. III Дума — единственная из всех — действовала пол­ный срок.

IV Государственная дума (15 ноября 1912 — 25 февраля 1917г.) была последней Думой.

Расстановка сил в IV Государственной думе была следую­щей: правительственный лагерь — 283 места (крайне правые и националисты — 185, октябристы — 98), кадеты и близкие к ним группы — 128, трудовики — 10, социал-демократы — 14 (большевикам принадлежало 6 мест, а меньшевикам — 8). Председателем Думы вновь стал Родзянко.

IV Государственная дума мало чем отличалась от предыду­щей. Однако она была несколько более оппозиционной, чем III Дума. Правда, оппозиционность носила часто внешний ха­рактер. Положение депутатов обязывало их произносить либе­ральные фразы, делать в некоторых случаях Жесты неодобрения отдельным мерам правительства. Однако это не мешало прави­тельству проводить прежнюю политику. В дни Февральской ре­волюции с 27 февраля по 2 марта 1917 г. действовал Времен­ный комитет Государственной думы, после чего было создано Временное правительство, при котором роль Думы свелась к проведению частных совещаний ее членов. 6 октября 1917 г. Дума была распущена в связи с началом выборов в Учреди­тельное собрание.

В 1993 г. в России по Конституции РФ вновь появилась Госу­дарственная Дума как нижняя палата парламента (Федерально­го Собрания РФ). В этой связи некоторые юристы и правоведы склонны рассматривать это явление как возобновление пре­жней Государственной думы[250].

Характеризуя Государственную думу в целом как государ­ственный орган в политической системе Российской империи, необходимо отметить следующее. Государственная дума — не парламент, а особое учреждение самодержавно-политического строя России. Ее создание было вынужденной мерой царизма, который уже не мог опираться только на помещиков. Для со­хранения своей власти правительству пришлось допустить бур­жуазию к государственному управлению. Участие в Государ­ственной думе дало буржуазии возможность постепенно про­никать в государственный аппарат, что в определенной степени подрывало позиции самодержавия и помещиков. С по­явлением на политической арене Государственной думы бур­жуазия стала ближе к власти, а российская абсолютная монар­хия сделала шаг по пути превращения в конституционную мо­нархию.


Глава 14. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (ФЕВРАЛЬ-ОКТЯБРь 1917 г.)

§ 1. Падение монархии

Мировая война, экономический кризис, хозяйственная раз­руха в стране, беспомощность самодержавия, глубокий кризис государственного аппарата ускорили начало буржуазно-демок­ратической революции. 9 января 1917 г. в Петрограде произош­ла стачка (148 тыс. человек со 132 предприятий). 23 февраля за­бастовали 130 тыс. человек и пошли массовые политические демонстрации под антивоенными, антимонархическими и эко­номическими лозунгами. Всеобщая политическая стачка пере­росла в восстание. Полиция стреляла по демонстрантам, народ громил полицейские участки. К восставшим присоединились солдаты.

Несмотря на репрессивные меры царского правительства, революционное движение народных масс в тылу и на фронте не только не прекратилось, но к началу 1917 г. достигло наивысше­го подъема. Закономерным результатом развития этого движения стала победа буржуазно-демократической революции.

Важнейшей причиной, ускорившей революцию, было про­должавшееся участие России в несправедливой империалисти­ческой войне, до крайности обострившей все противоречия капиталистической системы.

Война привела к колоссальной разрухе в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве. Положение трудящихся стало еще более тяжелым. Они испытывали голод, холод, ни­щету и несли все увеличивающееся тяжкое бремя налогов. В это время их родные и близкие терпели невыносимые страдания и бессмысленно умирали на фронте, отстаивая интересы бога­тевших на войне буржуазно-помещичьих кругов.

Государственный аппарат царизма разлагался с катастрофи­ческой быстротой. Находившийся под влиянием авантюриста Распутина царский двор сам расшатывал сложившуюся систе­му государственного управления. Устои самодержавия подрыва­ла также оппозиционная буржуазия, которая подготавливала дворцовый переворот, стремясь к продолжению войны «до по­бедного конца». Ее не устраивал больше прогнивший механизм царской государственной власти. Оппозиционная борьба бур­жуазии вливалась в общий поток антицаристского движения.

Правительство оказалось беспомощным.перед надвигаю­щейся революцией. Полицейский режим, репрессии и прочие старые методы были бесполезны.

Хотя Февральская революция 1917 г. была буржуазно-демок­ратической по своему характеру, ее главной движущей силой был пролетариат, руководимый партией большевиков. Фев­ральская революция смела прогнивший царский строй относи­тельно быстро и легко потому, что в ней слились воедино борьба революционных рабочих и солдат за хлеб, мир и свобо­ду с борьбой империалистической буржуазии против мешав­шего ей и ее победе в войне царизма.

Наиболее активную борьбу с самодержавием вел пролета­риат Петрограда, который к началу 1917 г. насчитывал около 400 тыс. человек. Мобилизация рабочих в армию не оказала су­щественного влияния на численность кадрового пролетариата. В Петрограде находились наиболее крупные предприятия воен­ной промышленности. Царское правительство вынуждено было освобождать от службы в армии наиболее квалифицированных рабочих. Особенно много кадровых рабочих насчитывали пред­приятия Выборгской стороны.

Могучая волна стачек и политических демонстраций прока­тилась по стране в январе 1917 г. Только в Петрограде бастова­ли 177 тыс. рабочих. Рабочее движение развертывалось на фоне роста выступлений солдатских масс, которые требовали пре­кращения войны.

Меньшевики и эсеры, стоявшие на шовинистических пози­циях, не могли возглавить движение народных масс. Они толь­ко мешали развитию революции, дезориентируя трудящихся своей непоследовательной и соглашательской политикой. Под­линным руководителем народного восстания против самодер­жавия стала партия большевиков, в которой к началу 1917 г. насчитывалось 24 тыс. человек. Наиболее крупной в это время была петроградская партийная организация (около 2 тыс. чле­нов) Несмотря на преследования царизма, большевикам уда­лось восстановить всероссийскую организацию в лице Русского бюро ЦК РСДРП-

Выступления пролетариата в конце 1916 - начале 1917 г. имели характерную особенность. Эта особенность состояла в сочетании забастовок экономического характера с политичес­кими демонстрап,пяМИ'

В конце 1916г. РУсское оюро ЦК. Совместно с руководящими органами ПетрограДской и Московской партийных организа­ций выработали план перехода от Разрозненных стачек и де­монстраций к массовой политической борьбе в форме уличных действий народных масс, в январе 1917 г. этот план был реали­зован 9 января 1917 г во многих городах произошли выступле­ния пролетариата: распространялись листовки, организовыва­лись митинги, выдвигались политические требования. Питер­ский пролетариат отметил этот день крупной политической гтячкой Особенно мощный характер носила она на Выборгской стороне районе и Невском районе.

События января 1917 г. напугали самодержавие и буржуазию. Министерство внутренних дел совместно с военными властя­ми выработало план борьбы с народными волнениями. Соглас­но этому плану в городе организовались 6 специальных отделе­ний во главе с полицмейстерами. Каждое отделение контроли­ровало определенную территорию города, на которой должны были действовать полицейские вооруженные пулеметами, и войска столичного гарнизона. Командующему военным окру­гом генералу Хабалову предоставили широкие полномочия.

Буржуазия тоже пыталась остановить размах революционно­го движения Лидеры либеральной буржуазии (их поддерживали меньшевики и эсеры) предложили рабочим направиться с де­монстрацией к Таврическому дворцу и поддержать требования буржуазной оппозиции о продлении полномочий Государ­ственной думы и изменениях в составе правительства.

Большевики привали рабочих продолжать борьбу под ло­зунгами социал-демократической фракции IV Государственной думы.

23 Февраля 1917 г. считается первым днем Февральской бур-жуазно-демократической революции. В этот день массы народа вышли на демонстрацию с лозунгами «Долой вону!», «Да здравствует революция!». На Невском проспекте произошли столкновения народа с полицией, во многих районах прошли митинги, на которых ораторы смело и открыто произносили революционные речи.

24 февраля бастовали уже свыше 200 тыс. рабочих Петрограда. Полиция ничего не могла сделать с демонстрантами, солдаты и казаки вели себя пассивно, сохраняя нейтралитет. 25 февраля движение вылилось во всеобщую политическую забастовку. охватившую свыше 300 тыс. рабочих.

26 февраля 1917 г. всеобщая политическая стачка переросла в вооруженную войну. В этот день правительство против безоружных рабочих применило винтовки, револьверы, пулеметы. Особенно свирепствовали полицейские и жандармы, которые с крыш и чердаков высоких зданий на Знаменской площади, Невском проспекте расстреливали демонстрантов.

Пролетариат героически сражался с полицией и солдатами, пуская в ход камни, палки и другие средства. Среди рабочих были убитые и раненые. В этот же день наметился перелом в настроении солдат. Рота павловского полка перешла на сторону рабочих и открыла огонь по отряду конных городовых. Это был первый случай перехода воинского подразделения на сторону революции.

Большевики усилили агитационную работу в войсках, и уже 27 февраля на сторону восставших перешли 66 700 солдат, а к концу 28 февраля 127 тыс. солдат Петроградского гарнизона находились в распоряжении революции.

27 февраля 1917 г. большевики в виде листовки издали манифест ЦК РСДРП «Ко всем гражданам России!». В этом важном политическом документе формулировались требования демократической республики, 8-часового рабочего дня, конфискации помещичьих земель, немедленного прекращения Россией несправедливой империалистической войны.

К исходу 27 февраля революция в Петрограде победила. Министры царского правительства были арестованы восставшим народом и водворены в Петропавловскую крепость.

На такое развитие событий отреагировала IV Государственная дума. 27 февраля депутаты приняли решение о создании Временного комитета Государственной думы во главе с М. В. Род-зянко. В тот же день состоялось совещание представителей левых фракций Думы (меньшевики, трудовики). Они образовали Вре­менный правительственный комитет Совета рабочих (позже — и солдатских) депутатов. 1 марта руководство Совета предложило Временному комитету Государственной думы проект соглаше­ния о формировании правительства. 2 марта было создано Вре­менное правительство.

2 марта 1917 г. в 15 часов 5 минут Николай II подписал отре­чение от престола за себя и за сына в пользу брата Михаила Александровича. Утром 3 марта от престола отказался Михаил. Россия перестала быть монархией.

§ 2. Временное правительство

Массовые революционные выступления середины февраля 1917 г. в Петрограде привели к тому, что столица оказалась в руках восставшего народа. Причины новой революции в России состояли в том, что реформы начала XX в. не решили основные вопросы (аграрный, рабочий, национальный). Первая мировая война усилила противоречия между обществом и властью, по­ставила экономику на грань катастрофы.

В связи с тем, что существовавший политический режим ока­зался беспомощным перед лицом революции, в Петрограде сти­хийно возникают новые органы власти: Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, Временный комитет Государ­ственной думы. Февральская революция воспринималась широ­кими общественными кругами как общенациональная демокра­тическая. Поэтому в выступлениях общественных деятелей нео­днократно звучали призывы забыть разногласия и объединить все «живые силы» страны во имя новой свободной России. Сим­волом гражданского единства стало Временное правительство, созданное 2 марта 1917 г. в результате компромисса между двумя источниками легитимности: Временным комитетом Государ­ственной думы, обеспечившим преемственность власти, и Пет­роградским Советом, олицетворявшим революционную закон­ность.

Временное правительство — орган центральной власти в России со 2 марта по 25 октября 1917 г., в состав которого вошли 11 человек. В разное время в нем были представлены ка­деты и октябристы, прогрессисты и трудовики, центристы и народные социалисты, меньшевики и эсеры. Его председателем и министром внутренних дел стал крупный помещик князь Г. Е. Львов, близкий к кадетам. Наиболее влиятельной фигурой в правительстве был министр иностранных дел кадет П. Н. Ми­люков. Видную роль играл военный и морской министр, лидер «Союза 17 октября» А. И. Гучков. Остальные портфели были распределены следующим образом: кадет Н. В. Некрасов занял пост министра путей сообщения; прогрессист А. И. Коновалов, текстильный фабрикант — пост министра торговли и промыш­ленности; крупнейший сахарозаводчик и землевладелец М. И. Те­рещенко — пост министра финансов; кадет А. А. Мануйлов — пост министра просвещения; кадет А. И. Шингарев — пост ми­нистра земледелия; трудовик (с марта 1917 г. — эсер) А. Ф. Ке­ренский — пост министра юстиции. В состав правительства вошли также центрист В. Н. Львов, назначенный обер-прокуро­ром Святейшего синода, и октябрист И. В. Годнев, исполняв­ший обязанности государственного контролера.

Название «Временное» указывало на то, что правительство осуществляет свои функции до созыва Учредительного собра­ния. Оно являлось как высшим исполнительно-распорядитель­ным, так и законодательным органом.

Лидеры социалистических партий сознательно отказались войти в правительство. Лишь эсер А. Ф. Керенский по личной инициативе принял пост министра юстиции. Причины отказа умеренных социалистов (эсеров и меньшевиков) были связаны с невозможностью немедленного проведения в России социали­стических преобразований. В то время как присутствие в прави­тельстве социалистов могло пробудить в массах неосуществимые надежды. В годы войны представители социалистических партий сотрудничали с прогрессивными предпринимателями, либера­лами в рамках военно-промышленных комитетов, в Государ­ственной думе. Поэтому социалисты были убеждены в возмож­ности их дальнейшего сотрудничества для реализации надклас­совых общенациональных целей демократического развития России. Так возникла концепция «двоевластия». Ее суть состоя­ла в том, что формально государственная власть находилась в руках либерального Временного правительства. Однако фактически авторитет правительства в стране зависел от поддержки Петроградского Совета, сохранявшего политическую независимость. Руководители Петросовета ставили перед собой двоякую задачу. С одной стороны, способствовать установлению в стране «социального мира», сдерживать экстремизм народных масс, препятствовать выдвижению с их стороны завышенных требований, обеспечивать нормальную работу правительства. С другой стороны, подталкивать правительство к проведению прогрессивных реформ, отстаивать интересы рабочих и крестьян перед имущими классами, добиваться у них экономических уступок, ориентировать рабочих на переговоры с предпринимателями.

Петроградский Совет сыграл важную роль в восстановле­нии порядка в столице. 1 марта 1917 г. был издан Приказ № 1, согласно которому в воинских частях Петроградского гарни­зона учреждались выборные комитеты. В политическом отно­шении воинские части подчинялись Совету. 6 марта 1917 г. он принял постановление о возобновлении работ на промыш­ленных предприятиях. До 10 марта рабочие 100 петроградских заводов возобновили работу. 10 марта 1917 г. Петросовет под­писал соглашение с Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении 8-часового рабочего дня на частных промышленных предприятиях. По этому соглашению на пред­приятиях учреждались фабрично-заводские комитеты, избран­ные из числа рабочих предприятия. В их задачи входило пред­ставительство рабочих данного предприятия в отношениях с правительственными и общественными учреждениями, адми­нистрацией предприятий, разрешение проблем во взаимоотно­шениях самих рабочих. Предусматривалось также создание при­мирительных камер из равного числа выборных представителей от рабочих и администрации предприятий для разрешения тру­довых конфликтов. В Петроградском Совете был создан отдел труда, который взял на себя ответственность за сохранение гражданского мира в промышленных центрах, т. е. занимался всеми аспектами трудовых отношений на государственном уровне до создания Министерства труда. Отделу труда принад­лежит заслуга разрешения трудовых конфликтов и предотвра­щения остановки производства на важнейших для экономики страны предприятиях.

В апреле 1917 г. Временное правительство пережило первый политический кризис. Проблема войны выявила существовав­шие разногласия между либеральной буржуазией и революци­онной демократией. Нота министра иностранных дел П. Н. Ми­люкова союзным державам, подтвердившая взятые царским правительством на себя обязательства в войне, противоречила стремлению революционной демократии к миру «без аннексий и контрибуций». Апрельский кризис завершился отставкой Милюкова, военного министра Гучкова и созданием первого коалиционного правительства.

Во Временное правительство второго состава (5 мая — 2 июля) вошли 10 представителей буржуазных партий и 6 со­циалистов. Петроградский Совет согласился направить своих представителей в правительство при условии проведения про­граммы широких социальных реформ, принятия прогрессивно­го трудового законодательства и политической ответственности министров-социалистов перед Советом. По соглашению о коа­лиции было сформировано два новых министерства — Мини­стерство продовольствия и Министерство труда.

В июне—июле разразился новый политический кризис. С од­ной стороны, к нему привели разногласия между участниками коалиции. Стремление социалистов немедленно провозгласить республику, предлагавшееся решение национального и аграр­ного вопросов было расценено буржуазными участниками коа­лиции как уклонение от внепартийного характера в деятельно­сти правительства в сторону осуществления партийных социа­листических целей.

С другой стороны, на I Всероссийском съезде Советов (3— 24 июня) стал очевидным кризис между лидерами Советов и их сторонниками. Проводимая умеренными социалистами по­литика сдерживания рабочего класса вызывала неприятие у масс. Демонстрации в крупнейших городах России показали, что народные массы разочаровались в коалиции и склоняются к большевистским лозунгам, 2 июля заявили об отставке мини­стры-кадеты и председатель Совета министров Г. Львов. 3— 4 июля вооруженные демонстранты во главе с балтийскими моряками потребовали, чтобы Петросовет взял власть в свои руки. Лидеры Советов остались верны концепции «двоевлас­тия» и вновь поддержали Временное правительство.

В третьем составе правительства (24 июля — 30 августа) со­циалисты получили незначительный перевес (8 социалисти­ческих и 7 буржуазных министров). Возглавил правительство эсер А. Ф. Керенский. Период «двоевластия» завершился, так как умеренные социалисты получили возможность определять политику правительства. Экономическая и политическая неста­бильность заставила искать пути легитимности нового полити­ческого режима.

Созыв Учредительного собрания откладывался из-за техни-ческих трудностей, связанных с отсутствием механизма всеоб­щих выборов. Назначенные сроки (17 сентября — выборы, 30 сентября — созыв Учредительного собрания) представля­лись нереальными. Поэтому для консолидации демократичес­ких сил и возврата на путь социального сотрудничества 12— 15 августа в Москве правительство созывает Государственное совещание. В нем приняли участие делегаты от торгово-про­мышленных организаций, Советов, земств, армии, коопера­ции, депутаты Государственной думы. Большевики бойкотиро­вали совещание. Делегаты высказались за укрепление власти правительства и продолжение демократических реформ. В то же время прозвучали настоятельные призывы к принятию жестких мер по наведению порядка.

Совещание подтолкнуло «государственников» к заговору, це­лью которого было установление диктатуры «правых». Возглави­ли заговор А. Ф. Керенский и главнокомандующий Л. Г. Корни­лов. Попытка Корнилова установить военную диктатуру объе­динила все социалистические партии (включая большевиков) вокруг Советов. Корнилов был обвинен в измене и 1 сентября арестован. Разгром мятежа изменил соотношение политических сил в стране. Началась стремительная большевизация Советов. Кадеты, поддержавшие Корнилова, покинули правительство. В целях преодоления очередного правительственного кризиса 1 сентября была создана Директория из пяти членов прави­тельства во главе с Керенским (Совет пяти). Россия была объявлена республикой.

Для решения вопроса о власти в Петрограде было созвано Демократическое совещание (14—22 сентября). В его составе находились представители Советов, кооперативов, земств, ар­мейских организаций. В поддержку коалиции с буржуазией выс­казались 766 делегатов против 688. Совещание согласилось на участие в правительстве представителей кадетской партии в индивидуальном порядке. Совещание приняло решение о со­здании Временного Совета Республики («Предпарламента»). Этот представительный орган должен был осуществлять конт­роль за правительством до созыва Учредительного собрания. Согласно опубликованному 3 октября Положению о Времен­ном Совете Республики он состоял из 475 человек, назначен­ных Временным правительством по представлению обществен­ных организаций. Предпарламент носил характер совещательного органа. Он должен был давать заключения по делам, выносимым на его обсуждение Временным правительством. Правительству предоставлялось право отвергать заключения большинства Пред­парламента. Члены Совета могли обращаться к министрам за разъяснениями, но последние имели право отказаться их давать «по соображениям государственного порядка».

Крайне напряженная обстановка в стране, выступление ге­нерала Корнилова вынудили Керенского фактически распустить правительство. 25 сентября Керенский сформировал четвертый состав Временного правительства, в которое вошли 6 кадетов, 2 эсера, 4 меньшевика, 6 беспартийных. Именно они и были арестованы большевиками в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. во время Октябрьской революции. До июля 1917 г. правительство делило власть с Советами, и прежде всего Петросоветом как ре­альной политической силой. На местах Временное правительство представляли губернские и уездные комиссары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: