Глава 10. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 50-х - СЕРЕДИНЕ 60-х гг. XX в.
5 марта 1953 г. страна узнала о смерти И. В. Сталина.
В личности этого человека, более 30 лет возглавлявшего крупнейшую мировую державу, в его характере, в государственной деятельности соединяются весьма противоречивые черты, отразившие эпоху и одновременно повлиявшие на нее. Не случайно отношение к этому государственному деятелю было и остается неоднозначным. С одной стороны, И. В. Сталин — «один из самых великих и страшных диктаторов в истории человечества»[391]. С другой стороны, под его руководством государство совершило гигантский скачок от полуфеодальной страны к супердержаве.
Как выразился Черчилль, он принял Россию с сохой и оставил с ядерным оружием. Была совершена культурная революция, выдвинувшая Советский Союз на первое место в мире по образовательному и интеллектуальному уровню народа. Осуществлена индустриализация, за 13 лет предвоенных пятилеток переместившая Советский Союз на первое место в Европе и второе в мире по промышленному развитию. Проведено социалистическое переустройство сельского хозяйства, заложившее основы для его развития как высокотоварного. Страна постоянно расширяла свою территорию. Советский Союз в кровопролитнейшей войне отразил гитлеровское нашествие и, сыграв решающую роль в разгроме Германии и Японии, спас человечество от фашизма, которому не могло противостоять ни одно государство Европы. Но нельзя забывать при этом, что Сталин создал жестокую карательно-репрессивную систему, которая полностью расходилась с идеалами социализма. Поэтому, естественно, сразу после смерти вождя начался давно назревший процесс постепенного ослабления тоталитарного сталинского режима. Реформирование сверхцентрализованной системы государственной власти и управления, а также подсистем страха, внеэкономического принуждения, идеологического стимулирования и перманентной классовой борьбы растянулось на долгие годы и десятилетия, так и не завершившись созданием подлинно социалистической системы народовластия.
|
|
Первоначально этот процесс шел в форме верхушечной политической борьбы. Практически весь 1953 г. длилась внутриэлитная междоусобица групп Маленкова, Хрущева и Берии, пытавшихся обрести полноту власти. Все они разыгрывали реформистскую карту, так как было очевидно, что сталинский режим себя изжил. Весьма радикальный вариант предложил Берия. Он писал в июне 1953 г., что необходимо ликвидировать сложившуюся систему принудительного труда ввиду его экономической неэффективности и бесперспективности. Более того, Берия проявил инициативу в проведении всеобщей амнистии заключенных, срок изоляции которых не превышал пяти лет. Органы безопасности признали ошибочными некоторые из последних политико-уголовных дел, в том числе преследование «врачей-вредителей» и ряд других сталинских акций последнего времени. В области внешней политики Берия выступил за прекращение «холодной войны», восстановление отношений с Югославией, объединение Германии.
|
|
Маленков предложил более умеренный вариант реформ. В основе его платформы было заложено технократическое стремление ослабить жесткий бюрократический централизм и на этой базе повысить эффективность управления, разбудить инициативность управленческого аппарата. Одновременно Маленков, почти два года возглавляя правительство страны, пытался проводить политику поощрения легкой промышленности и снижения цен на товары широкого потребления. В руководстве была также группа известных соратников Сталина, приверженцев консервативного курса, в которую входили Молотов, Каганович, Ворошилов и другие деятели, не помышлявшие ни о каких серьезных реформах и стремившиеся к сохранению традиционной системы управления с ограничением произвола высшей власти в отношении своей номенклатуры. Косность и инертность этих деятелей были очевидны даже Сталину, который незадолго до своей смерти планировал их смещение с высших постов и замену новыми выдвиженцами — Чесноковым, Брежневым и др.
Победу во внутриполитической борьбе неожиданно одержал Хрущев, как и все причастный к репрессиям, но имевший личные мотивы ненавидеть Сталина. Он не обладал ни полноценным образованием, ни солидной теоретической подготовкой, у него не было ни программы действий, ни сколько-нибудь законченного представления о политике десталинизации и ее пределах. Характерной чертой Хрущева как политика было повышенное внимание к сельскому хозяйству, что отчетливо проявилось в период его руководства. Он в течение десяти лет проводил политику десталинизации импульсивно и непоследовательно с колебаниями и отступлениями.
В июле 1953 г. в высшей партийно-государственной элите произошел своеобразный переворот, когда Хрущеву удалось отстранить главу карательных ведомств Берию от власти. Постановка органов безопасности под контроль монопольной, но все-таки гражданской партии позволила объективно заложить основу для демократизации политического режима и десталинизации общества. Любопытно, что в этом эпизоде принял участие и будущий преемник Хрущева — Брежнев. Это был, безусловно, достаточно мужественный поступок, так как никто не мог знать, чем закончится попытка ареста всесильного хозяина ГУЛАГа. Но заместитель начальника Главного политического управления Советской армии и Военно-морского флота генерал Брежнев не прогадал. Хрущев, придя к единоличному руководству в партии и стране в 1953 г., не забыл своего верного украинского крестника и стал постепенно его выдвигать на первые позиции.
Возглавив партийную, а позднее и государственную власть, Хрущев реализовывал на практике сталинский авторитарно-командный стиль управления, что впоследствии было, в принципе, справедливо названо волюнтаризмом. Первоначально Хрущев заступался за аппаратных работников в пику Маленкову, требовавшему реорганизации госаппарата, но впоследствии подверг их еще более резкой критике и сокращению. Такая позиция была связана с тем, что часть коммунистической номенклатуры приветствовала разоблачение культа личности Сталина только в определенных пределах, так как нуждалась в личной безопасности.
С 1953 г. началась радикальная реорганизация системы карательных органов. Сталинский ГУЛАГ был ликвидирован навсегда. Вслед за этим были уничтожены особые совещания, «тройки», и началась реабилитация заключенных. Силовые министерства, кратковременно объединенные в 1953 г. под началом Берии, были вновь разъединены на министерство внутренних дел, занимавшееся охраной общественного порядка, и органы госбезопасности, которые образовали в марте 1954 г. КГБ при СМ СССР. Это ведомство было юридически подконтрольно Генеральному прокурору СССР, а фактически — ЦК КПСС и его Политбюро. С этого времени КГБ стал послушным орудием коммунистической элиты.
|
|
Решающим событием, сделавшим необратимым процесс десталинизации общества, всей системы управления, стал XX съезд КПСС, на котором Хрущев сделал свой знаменитый доклад «О культе личности и его последствиях». Этот неопубликованный доклад был официально доведен до всех низовых парторганизаций многомиллионной партии и, следовательно, стал в принципиальных сюжетах известен всему советскому обществу.
Важнейшим направлением реформ стали совершенствование системы хозяйственного управления и ее децентрализация. В 1957 г. был осуществлен переход от управления экономикой через отраслевые министерства к руководству через региональные центры — Советы народного хозяйства (совнархозы). Для обоснования этой акции использовался опыт деятельности ВСНХ в первые годы советской власти при Ленине. В центре было ликвидировано 141 общесоюзное и республиканское министерство и сформированы небольшие государственные отраслевые комитеты с координирующими функциями. Совнархозы были региональными коллегиальными органами, в состав которых вошли помимо главных руководителей также и руководители крупнейших предприятий. Для решения проблемных вопросов создавались технико-экономические советы из научных, инженерных работников и администраторов. Созданные 105 совнархозов подчинялись правительству своей республики и были в значительной степени автономны в руководстве трестами, предприятиями, стройками и учреждениями регионов.
|
|
Республики получили большие административно-хозяйственные полномочия, в частности, в ведение республик было передано из союзного подчинения более 11 тыс. предприятий, судебное законодательство и органы внутренних дел.
Параллельно с децентрализацией управления экономикой Хрущев принял решение приблизить партийные комитеты и советы к конкретному управлению производством. С этой целью парткомы и советы были разделены на промышленные (городские) и сельские. Все комитеты должны были специализироваться на конкретном руководстве определенными отраслями экономики.
Предпринятые меры на первых порах способствовали развязыванию инициативы специалистов и местных органов, повышению уровня специализации регионов и их определенной кооперации, развитию местного производства, улучшению снабжения населения товарами широкого потребления. Объем производства в 1957—1960 гг. увеличился в 1,5 раза, однако властям не удалось найти правильное сочетание централизованного государственного руководства и местной самостоятельности. Возникли затруднения в управлении предприятиями отраслей крупной промышленности общегосударственного значения, развивался местный бюрократизм и корпоративизм, нарушение пропорций развития регионов и их внешних связей друг с другом в рамках всего народнохозяйственного комплекса. Резко ослабло использование достижений научно-технического прогресса, так как местные совнархозы не испытывали потребности внедрения новых дорогостоящих технологий. Пытаясь преодолеть эти недостатки, хрущевское правительство попыталось усилить централизацию в планировании и сократило число местных совнархозов до 43, одновременно создав в начале 1960-х гг. республиканские совнархозы и Высший совет народного хозяйства СССР. Существование этих органов наряду с правительством и госкомитетами привело к многоступенчатости управленческой системы и пересечению функций ее отдельных звеньев.
В это же время в сельском хозяйстве проходило укрупнение колхозов, совхозов, управляемых через территориально-производственные органы. Развитие сельского хозяйства было приоритетным в системе первоочередных мер Хрущева, начиная с его утверждения на посту Первого секретаря ЦК КПСС. На сентябрьском 1953 г. Пленуме ЦК КПСС Хрущев продемонстрировал иное понимание значения колхозно-кооперативной собственности, нежели завещанная Сталиным концепция, согласно которой колхозная собственность начинает тормозить развитие производительных сил страны и поэтому должна быть превращена в общенародную. В постановлении пленума было указано, что артельная форма колхозов является ведущей формой коллективного хозяйства на весь период строительства социализма. В течение трех лет по настоянию Хрущева были приняты постановления ЦК КПСС и Совмина СССР об отмене излишней централизации планирования, праве колхозов дополнять и даже изменять положения Примерного устава сельхозартели -с учетом местных условий. Все это способствовало развитию инициативы и самостоятельности коллективных производителей сельскохозяйственной продукции, однако сразу не могло сказаться на снабжении населения продовольственными товарами.
В этот период остро встала зерновая проблема, которая была ложно объявлена Маленковым на XIX съезде КПСС в 1952 г. решенной окончательно и бесповоротно. Чтобы наконец решить эту проблему и одновременно продемонстрировать стране и народу свою политическую компетентность и перспективность, Хрущев предпринимает в феврале 1954 г. одну из самых крупных своих акций — подъем целинных и залежных земель.
Вклад высшего руководства во главе с Хрущевым в решение зерновой проблемы несомненен. Активное участие в организации освоения целины принял Брежнев, который становится первым секретарем ЦК Компартии Казахстана. Энергичный и в то же время уравновешенный, спокойный, не высказывающий особых претензий и амбиций партполитработник после XX съезда КПСС вновь становится секретарем ЦК[392], где отвечает за развитие ракетной техники и космонавтики. Полет в космос первого космонавта планеты Юрия Гагарина стал триумфом не только науки, но всей советской социально-политической системы, включая административно-командную систему управления, которая до определенного времени безусловно отвечала национальным интересам страны.
В своей основе эта система бесспорно несла черты сталинского тоталитарного режима, но с заметными демократическими подвижками, связанными прежде всего с резким сокращением карательно-репрессивной функции, усилением коллегиальных форм руководства. Сняв с наименования должности титул «генеральный», Хрущев теперь именовался Первым секретарем ЦК КПСС, что также не было чисто формальной акцией. Новый руководитель в первый период своего правления попытался внедрить в практику идею сменяемости кадров высшего руководства и устранить милитаризованный характер власти. Политбюро ЦК КПСС еще в 1952 г. было переименовано в Президиум и стало более представительным органом, включая в себя, помимо ведущих секретарей ЦК КПСС, также руководителей компартий союзных республик, Москвы и Ленинграда, Председателя Президиума ВС СССР, Председателя СМ, Председателя ВЦСПС, Председателя КГБ, министров обороны, иностранных дел и др. Однако наряду с Президиумом сохранился Секретариат ЦК КПСС, возглавлявший высший партийный аппарат. Значение этого органа определялось тем, что секретари ЦК руководили специализированными отделами, которые во многом дублировали соответствующие министерства и ведомства либо группы министерств и осуществляли политическое руководство ими. Через Секретариат ЦК лидер партии фактически контролировал деятельность всего государственного аппарата и определял руководящий состав всех законодательных и исполнительных органов. В системе партийно-государственной власти по-прежнему сохранял свое значение ЦК КПСС, состоявший в те годы из 225 членов и кандидатов, избираемых на съезде КПСС. Этот орган на всех этапах советской власти был своего рода парламентом страны. В период правления Н. С. Хрущева значение ЦК значительно возросло по сравнению со сталинским периодом, когда он выполнял в основном функцию передаточного звена исполнительной партийной вертикали. В его систему входили нижестоящие краевые, областные, районные, городские комитеты партии, осуществлявшие плохо скрываемые фактически распорядительные функции в отношении советских и хозяйственных учреждений. В конце 50-х — начале 60-х гг. пленумы ЦК поднимались иной раз над всей партийной иерархией и в ходе дискуссий принимали принципиальные решения. Так, например, именно благодаря ЦК Хрущеву удалось в 1957 г. справиться с большинством Президиума, требовавшим его отставки.
В этот период фактически возродилась коммунистическая элита, которая в сталинский период влачила жалкое существование, будучи ограниченной сталинской диктатурой. Теперь номенклатурная элита заняла ведущие позиции. Поскольку общество базировалось на принципах эгалитаризма и предполагало принципиальное отрицание элитарности руководства, то коммунистическая элита стремилась создавать впечатление сменяемости кадров и регулярного обновления своего состава, сохраняя в основном в своих руках рычаги власти. В этот период усилились технократизация управленческого аппарата, прагматизация хозяйственной политики и в целом слияние управленческих обязанностей политических и хозяйственных руководителей. Однако наряду с этим процессом в начале 60-х гг. стала прослеживаться противоположная тенденция разрушения основ функционирования элиты. Хрущев стал нарушать сложившееся привычное взаимодействие основных уровней власти: высшего, или центрального, и регионального, или местного. Первый секретарь стал зачастую выходить на местный уровень, минуя центральное руководство с целью получения обратной связи и усиления личного авторитета как демократического лидера, действующего в «ленинском стиле» руководства. Одновременно стал пропагандироваться совершенно утопический прожект строительства коммунизма к 1980 г., закрепленный XXII съездом партии в третьей Программе КПСС (1961 г.). Вместе с тем, исходя из положения Программы о повышении уровня общественного, демократического коммунистического самоуправления, Хрущев нанес удар по номенклатурной партийно-государственной элите — в Устав КПСС было внесено положение о регулярном обновлении кадров аппарата. Был объявлен запрет избираться в одни и те же органы более трех сроков с исключением для кандидатов, которых поддерживало не менее 75% голосов. Одновременно учреждались различные общественные комиссии для повышения уровня гласности и качества принимаемых органами власти решений. Все эти радикальные реформы отвечали требованиям провозглашенного курса движения к коммунистическому народовластию.
Однако, несомненно, демократические, прогрессивные преобразования Хрущева не вызвали энтузиазма в обществе, так как сопровождались ухудшением экономической ситуации. Неурожай 1963 г. и целый ряд внешнеполитических авантюр, непродуманных рывков под лозунгом «Догнать и перегнать Америку по уровню потребления молока и мясопродуктов» привели к повышенной нагрузке на экономику страны. Пытаясь выйти из кризисного положения, правительство заморозило заработную плату, задержало объявленную отмену подоходного налога, повысило нормы выработки на единицу оплаты труда, провело кампанию слишком жестокого преследования спекулянтов, повысило цены на продукты питания. Эта своеобразная либерализация цен в условиях социалистического государства вызвала немедленный протест трудового населения, который привел к несанкционированным забастовкам и демонстрациям и даже к трагическому подавлению выступления рабочих в Новочеркасске. Грубые публичные нападки Хрущева на творчество молодых представителей раскрепощенной интеллигенции, стремившихся к самовыражению, например, на художников-абстракционистов, отдельных писателей и поэтов, придерживавшихся нетрадиционных направлений в искусстве, вызвали протест этой части общества. Непродуманные кадровые сокращения в армии, особенно в ВВС, странная отставка министра обороны маршала Г. К. Жукова предопределили рост недовольства в офицерской среде. Сокращение размеров приусадебных участков у крестьян не могло порадовать сельских тружеников. В этих условиях произошло определенное отторжение политики Хрущева не только политической элитой, но и большинством населения - рабочими, крестьянами, интеллигенцией, кадрами армии. Это был безусловный крах Хрущева как политика, взявшего на себя весь груз ответственности назревших реформ, но не сумевшего обеспечить их проведение в рамках научной обоснованности и здравого смысла. Политическая смерть Хрущева была во многом закономерной, но не обязательной.
Учитывая весь комплекс факторов, номенклатурная элита добилась на октябрьском Пленуме 1964 г. ЦК КПСС смещения Хрущева с занимаемых постов. Следует подчеркнуть, что отстранение Хрущева было результатом вполне нормального политического акта, организованного в рамках существовавшей законности. Более того, сам Хрущев видел в осуществившейся возможности бескровной смены лидера именно свою заслугу как реформатора. Новым генсеком стал один из наиболее типичных представителей номенклатурной коммунистической элиты - Брежнев, занимавший посты секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума ВС СССР.
На первых порах он не посмел свернуть реформы, задуманные Хрущевым и подготовленные Косыгиным, однако вскоре отказался их активно поддерживать. Правящая элита была чрезмерно уверена в потенциале советского строя и не собиралась более его либерализировать, ограничившись частичной десталинизацией. Более того, в скором времени реформы 60-х гг. по повышению самостоятельности предприятий и усилению рыночных механизмов были дезавуированы, несмотря на то что они дали неплохие результаты.
Немедленно после снятия Хрущева было ликвидировано разделение Советов на промышленные и сельские, улучшена регламентация деятельности единых советов, к их работе были привлечены различные самодеятельные организации граждан. В управленческих преобразованиях особое место занимали решения мартовского 1965 г. Пленума ЦК КПСС, положившего начало более или менее научной аграрной политике. Хотя решения готовились еще при Хрущеве, они при Брежневе парадоксально получили дополнительный импульс как антихрущевские меры. Как бы то ни было, но крестьяне получили отрезанные ранее у них приусадебные участки, колхозники получили право на пенсию и гарантированную минимальную заработную плату в колхозах, увеличились закупки сельхозпродуктов по более высоким ценам, снизилась норма обязательных поставок. Кукурузной эпопее был положен конец, а псевдоученый В. Д. Лысенко наконец был снят с руководящих научных постов Сельхозакадемии. В целом можно считать, что была предпринята интересная и продуктивная попытка применить на практике идею ленинского продналога к колхозно-совхозному производству.
В ноябре 1965 г. состоялся второй знаменитый Пленум ЦК КПСС, на котором Косыгин сделал доклад с обоснованием экономической реформы в промышленности. Эта реформа также готовилась при Хрущеве на основе идей экономистов В. Немчинова, В. Новожилова, Л. Канторовича, Е. Либермана. Вдохновленный положительными результатами эксперимента на заводе «Маяк» в Горьком и на фабрике «Большевичка» в Москве, Косыгин предложил новые меры по совершенствованию управления, к числу которых относилось резкое снижение количества плановых заданий, ограничение централизованного планирования.
Восьмая пятилетка (1966—1970 гг.) оказалась последней выполненной и перевыполненной по большинству показателей, в чем, безусловно, сказался импульс управленческих реформ. Однако уже к концу пятилетки началось явное замедление в реализации намеченных преобразований, т. е. свертывание реформ. Период относительно радикального реформирования и модернизации системы управления заканчивался, и наступил очередной этап функционирования советской обновленной централизованно-бюрократической системы управления.