Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 г. на СССР потребовало качественно изменить государственное управление, условия и цели его функционирования, содержание, назначение, структуру, методы, взаимоотношения высших, центральных, местных органов, их кадровый состав.
В директиве 29 июня 1941 г. партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков правительством и ЦК ВКП(б) указывалось «быстро и решительно перестроить всю свою работу на военный лад»[373].
Государственное управление в военных условиях приобрело экстремальность, чрезвычайность и другие специфические черты. В зависимости от периодов Великой Отечественной войны менялись его основные задачи, направления, организационная структура, формы и средства функционирования, которые подчинены единой цели — разгромить фашизм, освободить страну от оккупантов-агрессоров, отстоять ее свободу, независимость, обеспечить ее послевоенную безопасность.
Современные исследователи единодушно утверждают, что в основу внутренней политики, перестройки управления был «положен принцип максимальной централизации политического, хозяйственного и военного руководства»[374].
Произошла тотальная милитаризация конституционных органов государственного управления, что было обусловлено войной и отражено в задачах, организации и методах их деятельности, которые приобрели чрезвычайный характер. Помимо милитаризованных, максимально централизованных органов управления была создана целая система чрезвычайных, внеконституционных органов с особыми полномочиями, функционировавших на чрезвычайной нормативно-правовой основе.
На анализе широкой документальной базы доказательно мотивирован вывод, согласно которому «в какой-то мере идею правомерности и необходимости создания чрезвычайных органов подпитывало то обстоятельство, что во время Великой Отечественной войны чрезвычайные органы работали действительно весьма результативно»[375].
Основными чрезвычайными органами являлись Ставка Главного Командования (СГК), замененная Ставкой Верховного Командования (СВК), Государственный Комитет Обороны (ГКО), городские комитеты обороны, Совет по эвакуации, Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности, Управление по делам эвакуации при СНК СССР и местные республиканские, краевые, областные управления, эвакопункты на железных дорогах, речных портах, Комитет по продовольственному и вещевому снабжению Красной Армии, Комитет по разгрузке транзитных грузов, Транспортный комитет и др. Они создавались в связи с чрезвычайной необходимостью, действовали, видоизменялись в меру осознанной потребности, без какого-либо предварительного довоенного плана, но по итогам оперативного обсуждения тогда же разработанных проектов, оформлялись соответствующим законодательным порядком без изменения Конституции СССР. Учреждались соответствующие должности, аппараты, вырабатывалась технология чрезвычайного управления.
С особыми функциями образована 2 ноября 1942 г. Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, деятельность которой высоко оценена нюрнбергским Международным военным трибуналом[376].
Ряд авторов отмечает экспромтный характер управленческих новаций первых недель войны[377]. Результатом импровизации называют создание СГК 23 июня 1941 г. Это был первый внеконституционный чрезвычайный орган управления, созданный в военное время. При Ставке существовал институт постоянных советников из 13 человек.
Особенности состава и структуры Ставки породили ряд проблем в ее деятельности. Громоздкость (20 чел.) не позволила Ставке ни разу собраться в полном составе, тем более что часть военачальников сразу отбыла на фронт. Требовалось привести состав и структуру Ставки в соответствие с реалиями властных отношений того времени.
10 июля 1941 г. СГК упразднена и создана СВК под председательством Сталина, который 8 августа стал именоваться Верховным Главнокомандующим. К тому времени стал ясен беспрецедентный масштаб бедствия, обрушившегося на страну, и официально оформленная концентрация властных полномочий в руках ее фактического руководителя была оправдана. Членами высшего органа стратегического руководства стали Молотов, Жуков, Буденный, Ворошилов, Тимошенко и Шапошников. Институт постоянных советников упразднялся.
Очевидно, что 10 июля 1941 г. внесены серьезные изменения в управление вооруженными силами, которые являлись главным звеном государственного аппарата в решении основной задачи военного времени — разгромить врага.
В военное время продолжилась наметившаяся ранее тенденция наполнять номинальные государственные структуры (в том числе вновь создаваемые) реальными властными полномочиями, которыми располагало руководство правящей партии. Еще 6 мая 1941 г. секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин занял пост председателя Совета народных комиссаров СССР, соединив традиционно разделенные партийную и государственную власть.'19 июля он назначен и наркомом обороны.
В чрезвычайных военных условиях становилось неразумным придерживаться ритуального разделения партийных и государственных, военных и гражданских органов управления. Показательно в этом отношении создание 30 июня 1941 г. ГКО, сосредоточившего всю полноту власти в стране.
Первая неделя войны показала, что остановить врага не удается. 28 июня пал Минск, серьезно ухудшилась военно-стратегическая обстановка, нависла угроза военного поражения. Вечером 29 июня члены Политбюро во главе со Сталиным второй раз за день посетили наркомат обороны. Произошедший там обмен упреками и оскорблениями между гражданскими и военными руководителями историки квалифицируют как «острый конфликт между высшей государственной властью и руководством вооруженных сил». Этот конфликт ускорил принятие серьезных мер по перестройке управления страной на военный лад.
Инициаторы создания ГКО — Молотов, Берия, Ворошилов и Маленков — 30 июня убедили Сталина в реальности расширения военного производства, укреплении армии и разгрома врага. Для реализации этой программы и был создан чрезвычайный орган управления с неограниченными полномочиями во главе со Сталиным.
Анализ состава ГКО показывает, что все его члены входили в состав высшего партийно-государственного руководства, олицетворяли его. Ими был представлен узкий состав Политбюро ЦК ВКП(б) - негласный, неуставный орган, решавший все важнейшие вопросы государственной жизни. Фактически образование ГКО придало легитимность этой группе приближенных к Сталину лиц.
Особенностью состава ГКО было и то, что в него входили первые лица важнейших в условиях войны органов партийно-государственного управления: ЦК ВКП(б), СНК СССР, Госплана, Отдела кадров ЦК ВКП(б), транспортного, внешнеполитического и силовых ведомств.
В результате каждый член ГКО курировал привычную для себя сферу политики, экономики, военного строительства: Маленков — производство самолетов и моторов, формирование авиационных частей, Молотов -- производство танков, Ворошилов — формирование воинских частей, Вознесенский — металлургию, нефть и химическую промышленность, Берия - производство вооружения и боеприпасов (с февраля 1942 г.).
ГКО не имел регламента работы, собирался нерегулярно и не всегда в полном составе. Решения принимали председатель либо его заместитель — Молотов (с 16 мая 1944 г. — Берия) после консультаций с теми членами ГКО, которые курировали соответствующие ведомства. Наркомы и военачальники в своих воспоминаниях отмечают, что процедурные вопросы были упрощены до предела, поощрялась инициатива ответственных лиц, обеспечивался деловой характер работы ГКО. Поскольку высшие руководители страны одновременно входили в состав ГКО, Политбюро, Ставки, Совнаркома, то их решения оформлялись как директивы и постановления того или иного органа управления в зависимости от характера вопроса. Всего за время войны ГКО принял около 10 тыс. решений и постановлений военного и хозяйственного характера.
Особенностью деятельности ГКО было отсутствие собственного разветвленного аппарата. Руководство осуществлялось через имевшиеся партийные и советские структуры власти. В важнейших отраслях народного хозяйства действовал институт уполномоченных ГКО, которые сплошь и рядом являлись одновременно представителями ЦК ВКП(б), что обеспечивало им неограниченные права. Уполномоченные были также во всех союзных и автономных республиках.
На местах формировались, действовали областные и городские комитеты обороны в наиболее стратегически важных регионах, в том числе в Ростове-на-Дону и Ростовской области[378] (всего примерно в 60 городах). В их состав входили первые должностные лица партийных, государственных органов управления, военные комиссары, коменданты гарнизонов, начальники управлений НКВД, тесно связанные с военным командованием. Представители их одновременно были членами соответствующих военных советов. Не имея своего штатного аппарата, как и ГКО в центре, городские комитеты обороны опирались на местные партийные, советские, хозяйственные, общественные органы. При них существовал институт уполномоченных, создавались оперативные группы для срочного решения вопросов, широко привлекался общественный актив. Вся деятельность комитетов была подчинена интересам обороны. Они вели также общественно-воспитательную работу среди населения, руководили мобилизацией людских и материальных ресурсов, формированием добровольческих подразделений, противопожарных и санитарных дружин, организацией МПВО, налаживали мирную жизнь в освобожденных от оккупации городах и прекращали свою деятельность после ликвидации непосредственной угрозы городу[379].
Были созданы также вспомогательные чрезвычайные органы. 24 июня 1941 г. создан Совет по эвакуации в составе Шверника и его заместителя — Косыгина. Наличие в Совете уполномоченных ГКО дает основание исследователям утверждать, что он действовал при ГКО. Дополнительно в октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В конце декабря 1941 г. вместо обоих названных органов создано Управление по делам эвакуации при СНК СССР, соответствующие управления в республиках, краях и областях, эвакопункты на железных дорогах.
Подобными чрезвычайными органами стали также Комитет по продовольственному и вещевому снабжению Красной Армии, Комитет по разгрузке транзитных грузов, Транспортный комитет. Об эффективности руководства транспортной системой свидетельствовал начальник Управления военных сообщений, а с декабря 1944 г. — нарком путей сообщения И. В. Ковалев: в годы войны не было ни одного крушения поездов по вине железнодорожников и ни один воинский эшелон не был уничтожен вражеской авиацией в пути следования[380].
Транспортный комитет работал до 11 мая 1944 г., когда его функции были переданы реорганизованному Оперативному бюро (ОБ) ГКО, существовавшему с 8 декабря 1942 г. в составе Молотова, Берии, Маленкова, Микояна. Бюро контролировало все наркоматы оборонного комплекса, составляло квартальные и месячные планы производства, готовило для председателя ГКО проекты соответствующих решений. Создание и деятельность ОБ связаны с тем, что в ходе войны, особенно в ее критические моменты, Госкомитету Обороны приходилось решать и локальные задачи, например, непосредственно руководить обороной Москвы и Ленинграда.
Централизация управления сочеталась с расширением прав его структур и должностных лиц. Постановлением правительства от 1 июля 1941 г. «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» наркомы, директора предприятий, начальники строек получили очень широкие права в использовании материальных, денежных ресурсов, перераспределении капитальных вложений и др., что способствовало инициативному, оперативному решению возложенных на них задач, воплотило тенденцию децентрализации отдельных звеньев государственного управления.
В начале войны Президиум ВС СССР образовал ряд новых наркоматов и других управленческих структур. В июне 1941 г. создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, проводивший мобилизацию трудоспособного населения. При областных и краевых исполкомах создавались бюро по учету и распределению рабочей силы. Создание этих органов окончательно оформило сложившуюся еще до войны систему централизованного обеспечения промышленности кадрами, находившуюся в введении Главного управления государственными трудовыми резервами.
Для обеспечения вооруженных сил новейшими видами военной техники в сентябре 1941 г. создан Наркомат танковой промышленности, а в ноябре 1941 г. — Наркомат минометного вооружения (на базе упраздненного Наркомата общего машиностроения). Образование новых управленческих структур продолжалось и в последующие годы войны. В 1942 г. при СНК создано Главное управление по снабжению углем, а в 1943 г. - главные управления по снабжению нефтью, лесом, искусственным топливом и газом.
Управленческий аппарат вынужден был функционировать в условиях эвакуации ряда властных структур. Из 41 наркомата и других органов центрального звена управления в первые же месяцы войны 18 покинули Москву, а 23 были эвакуированы частично.
Особенно интенсивно проходило строительство органов военного управления. На 15 месяцев (16 июля 1941 г. — 9 октября 1942 г.) в Красной Армии и на несколько дней меньше на кораблях ВМФ был вновь введен институт военных комиссаров, а также ротных политруков.
В связи с ростом партизанского движения 30 мая 1942 г. при Ставке был образован Центральный штаб партизанского движения, который возглавил первый секретарь ЦК компартии Белоруссии П. К. Пономаренко.
Неоднократно реорганизовывались карательные органы. 20 июля 1941 г. воссоздан единый НКВД, куда влились органы госбезопасности и военной контрразведки. Руководство сосредоточилось в руках наркома Берии. Эта мощная структура просуществовала до 14 апреля 1943 г., когда разведка и контрразведка вновь выделились в самостоятельный Наркомат госбезопасности, а Главное управление военной контрразведки (СМЕРШ) во главе с Абакумовым передано в состав Наркомата обороны под личный контроль Сталина.
Милитаризация системы правоохранительных органов привела к появлению в июле 1941 г. указа «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий». В этих местностях также часть территориальных судов и прокуратур преобразовывались в военные. В 1943 г. в состав трибуналов в дополнение к трем постоянным членам введены заседатели. Трибуналы рассматривали широкий круг дел вплоть до спекуляции и хулиганства. В прифронтовой зоне военные власти имели право расстреливать преступников без судебного разбирательства.
Наряду с командно-административными методами использовалась управляемая общественная инициатива. В СССР созданы и действовали антифашистские комитеты: славянский, еврейский, женский, молодежный. Они налаживали и укрепляли связи с общественными кругами союзных держав[381]. Изменилась и политика властей в отношении Русской Православной Церкви (РПЦ). Были закрыты антирелигиозные периодические издания, распущен «Союз воинствующих безбожников», учреждены новые ордена, связанные не с революционной традицией, а с русской историей. Среди этих орденов были ордена, носящие имена наиболее чтимых церковью канонизированных святых Александра Невского и Дмитрия Донского. В сентябре 1943 г. было восстановлено патриаршество, а из лагерей и ссылок возвращены многие архиереи и священники. Для обеспечения контроля над деятельностью РПЦ 8 октября 1943 г. при Совнаркоме создан Совет по делам Русской Православной Церкви, который возглавил бывший начальник 4-го отдела III управления НКВД по борьбе с церковно-сектантской контрреволюцией полковник Карпов. Аналогичная политика проводилась и в отношении исламского духовенства, что позволило сорвать планы немцев в Крыму и на Кавказе. Для контроля за деятельностью других конфессий в 1944 г. был создан Совет по делам религиозных культов.
Война ускорила появление новых тенденций в национально-государственном устройстве. 1 февраля 1944 г. ВС СССР принял закон «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата иностранных дел в союзно-республиканский народный комиссариат». В 1944 г. образованы наркоматы иностранных дел союзных республик. Украина и Белоруссия стали одними из первоначальных членов ООН.
Тогда же 1 февраля 1944 г. принят закон «О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат.
Органы государственного управления работали по законам военного времени, перестроились в соответствии с указом Президиума ВС СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время».
Война обусловила новое качество государственного планирования народного хозяйства страны. Как известно, нападением фашистской Германии было сорвано выполнение третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1938—1942 гг.), рассчитанного на мирное строительство. Коренной перелом в ходе войны позволил восстановить годовое планирование. Новым элементом стали и реализованные меры по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации, предусмотренные специальным совместным постановлением союзного правительства и ЦК партии (21 августа 1943 г.). Наряду с текущим планированием началась разработка для восточных районов перспективных планов.
В современной литературе высказаны следующие суждения обобщающего характера. «В целом все изменения системы управления страной в годы войны были продиктованы чрезвычайными обстоятельствами и, как показал опыт, были вполне адекватными тем условиям и задачам, которые приходилось решать руководству»[382]. «Созданная еще в 1930-е гг. административно-хозяйственная система продемонстрировала свои преимущества в чрезвычайных условиях войны»[383]. Ряд авторов связывает изменения во всех звеньях управленческого механизма, обновление и психологическую перестройку руководящих кадров с поражениями Красной Армии в 1941 — 1942 гг.[384]
Советская система государственной власти и управления не только успешно конкурировала с западной между двумя мировыми войнами, но и помогла обеспечить победу в Великой Отечественной войне. В то же время в политическом, военном, хозяйственном и других аспектах государственного управления были допущены отдельные, порой трагические просчеты и ошибки, которые увеличили, несомненно, цену этой победы.
Уроки уникального исторического опыта не теряют своей актуальности, способствуют осмыслению теории государственного управления, учат всестороннему учету всей совокупности объективных и субъективных факторов конкретно-исторической ситуации при обеспечении эффективности управления с наименьшими для народа издержками.