Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ В СССР
Непосредственным источником, указывающим на круг репрессируемых лиц, являются нормативные и ведомственные акты, которыми руководствовались карательные органы. Но к этому надо добавить следующее. Практика политической юстиции — во всяком случае, в нашей стране — значительно расширяла, а подчас и дополняла контингент лиц, формально подпадавших под нормы об ответственности за политические преступления. Главное же состоит в том, что весь этот контингент — нормативно обозначенный или преследуемый фактически - исходно определялся вовсе не самими юридическими органами, а высшей политической властью. Политическая юстиция в СССР действовала по директивам партии. Политика партии и решала, кого, за что и как преследовать. Этим политическая юстиция существенно отличалась и отличается от других юридических систем.
Изучение практики политической юстиции не только в СССР, но и в других странах, отмечают В. Кудрявцев и А. Трусов, указывает на то, что есть по крайней мере четыре группы (категории) лиц, являющихся объектами политического преследования[304].
|
|
Первая группа - те, кто борется за государственную или партийную власть. Это силы, прямо противостоящие существующему режиму, как правило, не скрывающие своих претензий на руководящую роль в государстве.
Вторая группа — это идейные или своекорыстные противники данного политического режима, ведущие борьбу против власти, но не претендующие на ее захват. В современном мире они представлены различными экстремистскими организациями левого или правого толка, в том числе националистическими и религиозными. Их оружие — террор, диверсионные акты, убийства, антиправительственная пропаганда.
Третья группа — инакомыслящие, т. е. несогласные с политикой властей, но ничего не предпринимающие для борьбы с ними, за исключением высказывания своих взглядов. Это люди, имеющие иное мировоззрение, разделяющие иные ценности, думающие иначе, чем это предписано руководством.
Наконец, четвертая группа — это всего лишь потенциальные противники режима. Они предполагаются опасными для режима в силу различных причин: социального происхождения, прежнего места службы, расы или национальности, даже возраста. Эти люди могут даже разделять господствующую идеологию, но на них уже стоит клеймо неблагонадежности.
Исторический опыт показывает, что первые две группы политических противников, — те, кто борется за власть или против власти, — как правило, везде преследуются на основе закона, в особенности, если их деятельность связана с применением насилия. Конституции и уголовные кодексы всех, в том числе и демократических, государств предусматривают ответственность за насильственные посягательства на государственный строй, политических и общественных деятелей, установленный правопорядок. Рамки этой ответственности могут быть шире или уже, но в принципе отвергать ее обоснованность или даже необходимость нет оснований, если, конечно, исходить из того, что охраняемый законом конституционный строй был установлен легитимным путем.
|
|
Третья группа — это инакомыслящие. В демократическом обществе они не должны подвергаться гонениям. Плюрализм мнений, в том числе и по политическим вопросам, признается во всех демократических странах. Это нашло свое закрепление и в Конституции РФ, ст. 13 которой гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Преследование инакомыслящих — характерная черта авторитарных и тоталитарных режимов, одна из основных функций политической юстиции, будь то инквизиция, гестапо или НКВД.
Еще более одиозным является преследование четвертой группы — потенциальных противников, даже не в персональном качестве, а «скопом» — в виде категорий нежелательных или несовместимых с режимом лиц, будь то «расово неполноценные» или «эксплуатирующие чужой труд». Появление такой категории политических противников однозначно характеризует режим как антинародный, подлежащий осуждению демократическим сообществом.
В истории деятельности советской политической юстиции фигурировали все четыре группы политических противников, и борьба с ними распадается на несколько этапов. Можно условно выделить следующие основные периоды:
- с конца 1917 до конца 1922 г. — неорганизованные террор и насилие, направленные против сторонников старого режима и лиц, потенциально являющихся противниками новой власти, а также против буржуазных партий, сопротивляющихся репрессивной политике;
- кратковременный спад с 1923 по 1927 г., во время которого сократилась численность органов политической юстиции и были изданы кодифицированные законодательные акты (УК, УПК и др.);
- широкое наступление на крестьянство, начавшееся в 1928 г. и закончившееся уничтожением или депортацией зажиточной его части и закрепощением его основной массы, что в итоге привело к голоду 1932—1933 гг.;
- новая кажущаяся передышка (1934—1935 гг.), сопровождавшаяся принятием чрезвычайных законов, подготовкой к массовым репрессиям, последовавшим после убийства Кирова и созданием системы ГУЛАГ;
- 1936—1938 гг. — период планомерного террора и расправ с «бывшими людьми», а также с «антипартийными течениями»; фактическое истребление всех представителей прежних эксплуататорских классов, старой интеллигенции и былой «большевистской гвардии», делавшей революцию;
- 1939—1940 гг. — еще одна, предвоенная передышка, имевшая целью успокоение общественного мнения и сопровождавшаяся сменой руководства в органах политической юстиции, а также освобождением некоторого числа ранее осужденных;
- новая волна репрессий накануне и в ходе войны 1941 — 1945 гг., затронувшая как сотни тысяч бывших военнопленных, так и ряд национальных меньшинств (депортация 11 народов);
- борьба с диссидентством после смерти Сталина.
В ходе исторических событий менялись основные направления внутренней политики, менялась и репрессивная политика власти. Революция смела весь прежний правопорядок, развязала стихийные, большей частью неуправляемые силы общества и, конечно, сопровождалась неконтролируемым насилием. «Отличительная черта всех революций, — констатируют французские исследователи, — это подчинение законов и правосудия грубой силе. Против злоупотреблений свергнутого режима возмущенный народ выводит на сцену открытое насилие, и нелегкое, даже и в мирные времена, уравновешение всеобщих прав становится вовсе невозможным в моменты народной смуты»[305].
|
|
Но вот завершился военный этап революции, подошла к своему окончанию Гражданская война, а разгул насилия не только не прекратился, но был институциализирован - официально признан и закреплен в документах. При этом очевидна историческая необоснованность применения в течение последующих десятилетий чрезвычайных, по существу военных, мер принуждения в то время, когда это отнюдь не вызывалось политической ситуацией. К тому же, как мы увидим далее, они применялись к тем людям, которые объективно в той обстановке никакой опасности для государства уже не представляли. В первую очередь это относилось к классам, слоям и группам, составлявшим значительную часть населения дореволюционной России.
В результате репрессий Сталину удалось закрепить свое положение в партии, подавить недовольство ходом экономических преобразований. Были ослаблены определенные сепаратистские тенденции в союзных республиках, автономия которых носила теперь формальный характер. Террор также позволил совершить своеобразную бюрократическую революцию - октябрьское поколение большевиков из руководства страны сменили сталинские выдвиженцы. Террор закрепил положение в обществе социальных групп, выдвинувшихся в ходе индустриализации, коллективизации и культурной революции: нового директорского корпуса (руководители предприятий, совхозов и колхозов), партийной и государственной бюрократии, советской интеллигенции. Сталинский террор знаменовал становление тоталитарного строя в СССР с полным контролем государства над экономикой, огосударствлением политической системы, включая общественные организации, и всепроникающим идеологическим контролем.