Окончание Второй мировой и Великой Отечественной войн поставило перед системой государственной власти и управления новые задачи.
Самая разрушительная из войн задержала, ослабила на длительное время цивилизационное развитие воевавших стран. Острое послевоенное противостояние бывших союзников, двух враждебных лагерей, «холодная война» определили во многом состояние советского государственного управления, жесткое своеобразие его перестройки на мирный лад. Сказалось кризисное ослабление социально-экономического потенциала страны, которая потеряла 10% населения, 30% национального богатства, лучшие управленческие кадры. Положение усугублялось отсутствием и нехваткой самого необходимого для жизни, эпидемией тифа в 1945 г., засухой 1946 г., трагедией голода 1946—1947 гг., охватившего многие регионы и большое количество населения, сопровождавшегося высокой смертностью, случаями людоедства[385].
Государственное управление перестраивалось на основе и в соответствии с пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945—1950 гг., в котором были определены основные задачи, направления, методы работы властных и управленческих структур. Основными содержательными направлениями этого процесса являлись:
|
|
- демилитаризация, отказ от законов, задач, функций военного времени, переход на мирное государственное управление, обновление личного состава управленческого аппарата за счет квалифицированных специалистов, в том числе демобилизованных военнослужащих;
- упразднение чрезвычайных органов внеконституционного характера и отказ от чрезвычайных методов управления;
- частичные децентрализация и демократизация управления;
- восстановление и развитие конституционных основ государственного управления как по вертикали, так и по горизонтали всей его системы;
- изучение уроков довоенного и военного опыта государственного управления, творческое применение их с учетом послевоенных условий и задач;
- сохранение партийного начала в государственном управлении, усиление партийно-советского руководства.
Государственное управление перестраивалось в условиях конституционных всенародных выборов союзного (1946, 1950 гг.) и республиканских Верховных Советов (1947, 1951 гг.), областных, краевых, окружных, городских, районных, поселковых, сельских советов депутатов трудящихся (1947—1948, 1952 гг.). В результате выборов была существенно обновлена вся система органов законодательной власти, незначительно увеличен возрастной ценз депутатов, сокращен состав президиумов союзного и республиканских Верховных Советов, расширена их компетенция, упорядочена работа постоянных комиссий местных советов, законодательная база на основе принятых союзными республиками положений о местных советах, их исполнительных органах[386].
|
|
С воссозданием системы представительных органов[387] обновился состав и несколько изменились высшие союзные и республиканские органы управления. 15 марта 1946 г. совнаркомы были преобразованы в СМ, было увеличено количество ведомств[388], определен статус министров, возросла роль председателей и президиумов союзного и республиканских Советов Министров, усилено административно-бюрократическое начало в работе органов управления, изменен статус и возросла роль плановых органов, их ответственность за качество и реализацию государственных планов, существенно увеличено значение государственного контроля, прокуратуры.
Демократизирована судебная система, отменены военные трибуналы на транспорте, в 1948—1949 гг. впервые в истории советского государства население избрало народных судей, заседателей, что повысило роль судов в обеспечении законности органов государственного управления. Усилена дисциплинарная ответственность судей, взыскания на которых стали налагаться дисциплинарными коллегиями областных, краевых, республиканских судов.
В годы войны и после ее окончания на работу в суды и органы юстиции пришли люди, не имеющие юридического образования, из числа партийного, советского актива и демобилизованных из Советской армии. В письме в Совнарком на имя Молотова Министерство юстиции СССР сообщало, что 867 народных судей не имеют никакой юридической подготовки, многие окончили лишь краткосрочные юридические курсы, а в 1946 г. в Белоруссии и республиках Прибалтики предполагалось организовать дополнительно около 700 судебных участков.
К началу 1945 г. в народных судах страны работало 6868 человек, из них общее высшее образование имели — 2,7%, среднее — 33%, неполное среднее и начальное — 58,3%; специальное юридическое образование имели высшее - 10,7%, среднее — 24,1%, юридические курсы — 46,7%; не имели никакого юридического образования — 18,5%. Юридического образования не имели 40% адвокатов.
По стажу работы в органах юстиции в РСФСР работающих первый год было 49,4%, до трех лет — 11,7%, до пяти -- 15%, более пяти лет — 23,8%.
Не намного отличались по уровню образования те, кто по долгу службы «судил» судей, осуществляя контроль за деятельностью судебных органов.
По данным на конец 1944 г., в РСФСР из 347 ревизоров, предусмотренных по штатному расписанию, работали 285, из них высшее образование имели только 63 человека, 98 — окончили юридическую школу, 55 не имели юридического образования, окончив трехмесячные курсы. Наркомюст СССР в своем письме «Об улучшении организации работы органов юстиции» (1945 г.) рекомендовал наркомам юстиции союзных и автономных республик, начальникам управлений НКЮ укрепить личный состав ревизоров квалифицированными работниками. К этой работе можно было допускать лиц, имеющих среднее и высшее юридическое образование и практический стаж работы не менее 3 лет.
К этому времени в системе Наркомата юстиции действовало 27 юридических школ с общим числом в 5800 обучающихся. В связи с большой нехваткой кадров, имеющих профессиональную подготовку, нужно было расширить сеть учебных заведений. 12 декабря 1945 г. НКЮ СССР обратился в Совнарком с просьбой разрешить организовать в следующем году при Московском юридическом институте:
а) шестимесячные юридические курсы переподготовки начальников краевых, областных управлений НКЮ и председателей краевых, областных судов (50 человек);
б) трехмесячные юридические курсы переподготовки заместителей председателей краевых, областных судов по гражданским делам (50 человек);
|
|
в) двухмесячные курсы — для ревизоров НКЮ союзных республик (30 человек). Была также высказана просьба разрешить организовать при юридических институтах и школах на периферии трехмесячные курсы переподготовки народных судей. 5 октября 1946 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О расширении и улучшении юридического образования в стране». В постановлении признавалось необходимым в ближайшие 4—5 лет обеспечить органы юстиции и суды кадрами с высшим и частично средним юридическим образованием. Постановление обязывало Накомюст СССР и наркоматы юстиции союзных республик серьезно улучшить подготовку и переподготовку работников юстиции в юридических школах и на специальных курсах.
В том же году высшие юридические учебные заведения были переданы в ведение Министерства высшего образования СССР. В области подготовки кадров за Минюстом осталось руководство юридическими школами и курсами. Большое значение придавалось правильному распределению молодых специалистов.
В 1947 г. в суды было направлено более тысячи молодых специалистов с высшим и средним юридическим образованием. Начальники областных и краевых управлений юстиции в связи с этим обязывались в трехмесячный срок (к августу 1947 г.) представить в министерства юстиции союзных республик краткие характеристики на всех прибывающих специалистов для рассмотрения коллегией.
В целом в 1947 г. органы Министерства юстиции и суды приняли на работу 2250 молодых специалистов. Из них на судебную работу было направлено 1012 человек, на оперативную работу в аппарат Наркомата юстиции союзных и автономных республик и в областные, краевые управления — около 100 человек, 590 — в адвокатуру и 300 — в нотариальные конторы.
Министерством юстиции были составлены планы подготовки и переподготовки кадров на 1947—1950 гг., согласно которым за эти годы в органы юстиции и суда должны были прийти 15 тысяч специалистов. Таким образом, начиная с 1947 г. каждый год был должен давать прирост специалистов на 3950 человек (из них 2050 с высшим и 1900 со средним юридическим образованием). За четыре года предстояло подготовить юридических кадров больше, чем за предшествующие 10—15 лет. Но задача пополнения органов юстиции и суда профессионально подготовленными кадрами осложнялась тем, что за предшествующие пять лет (т. е. с 1943 по 1947 г.) из этих органов уволились почти половина специалистов, окончивших вузы и юридические школы.
|
|
В 1947—1950 гг. юридическими школами для органов Министерства юстиции и судов было подготовлено 8748 работников. К 1951 г. в стране насчитывалось 27 таких школ, в них обучалось 5560 слушателей. Предполагалось, что в 1951 г. юридические школы выпустят 2735 человек, в 1952 — 2825, в 1953 г. - 2770.
Постановление ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. на несколько лет определило общую направленность Министерства юстиции в подготовке квалифицированных кадров. В соответствии с ним Управлениями учебными заведениями в 1949 г. был переработан учебный план и программы для юридических школ и курсов. Улучшилось методическое руководство по большинству дисциплин учебного плана, были разработаны методические письма для преподавателей и учащихся. Подготовка специалистов в юридических вузах в послевоенные годы существенно изменила кадровые показатели. В 1913 г. в царской России на юридических факультетах обучалось около 7000 студентов, в юридических вузах СССР (стационарных и заочных) в 1941 -16400 студентов, в 1947 22400 и в 1950 г. около 35 тыс. студентов, в том числе только на стационаре — свыше 10 тыс. студентов.
Без отрыва от производства подготовку юристов осуществляли отделения и факультеты 18 университетов и 3 юридических институтов, 13 филиалов и 5 учебно-консультационных пунктов Всесоюзного юридического заочного института. В системе заочного и вечернего обучения занималось свыше 26 тыс. студентов.
Уже в первые послевоенные годы в области уголовного права проведена работа по изменению видов наказаний, круга субъектов этого права, отмене чрезвычайных положений закона. В мае 1947 г. отменена смертная казнь (с 1950 г. восстановлена в исключительных случаях).
Авторам учебника доводилось встречаться с армейскими политработниками военных лет, и они вспоминали эпизод, который предшествовал, а может быть, и способствовал принятию решения об отмене смертной казни. В самом конце войны, когда Красная Армия уже воевала на территории Германии, в Москве состоялось довольно широкое совещание армейских политработников. Обсуждались проблемы пребывания военнослужащих в стране противника. Выступил на совещании и председатель Президиума ВС СССР М. И. Калинин. В частности, он говорил о том, как тяжело принимать решения по просьбам о помиловании, поступающим от солдат и офицеров, приговоренных военными трибуналами к расстрелу за изнасилование немецких девушек и женщин. Вдумайтесь, говорил он, освободившие свою страну от врага молодые люди, которых судьба берегла от вражеской пули на фронте, иных все четыре года, теперь перед самой Победой вместо славы победителей должны принять позорную смерть по приговору именем Родины от своих соотечественников. К тому же нельзя безоговорочно назвать торжеством справедливости казнь за насилие, мотивом которого часто была месть за жен, подруг, сестер, над которыми надругались фашистские оккупанты. Поверьте, неимоверно трудно поставить решающую запятую в резолюции «Казнить нельзя помиловать». И еще он вроде бы добавил: передайте солдатам и офицерам мой стариковский совет — женщины всегда, а после нескольких лет войны в особенности, хотят слышать слова любви. Пусть на этом языке говорят победители в Германии. Уверен, что им ответят взаимностью.
Через 30 лет после Победы бывший офицер, окончивший войну в Германии и ставший популярным писателем, Юрий Бондарев в своем романе «Берег» рассказал о том, как свет и язык любви помогли юной немке и юному русскому лейтенанту в апрельские дни в Германии 1945 г. найти друг друга и как, расставшись в те же дни их внезапного и короткого счастья, они все последующие годы жили с горьким ощущением несовершенства человеческих законов, согласно которым они вынуждены были расстаться.
Послевоенная действительность поставила перед Минюстом задачу более тщательного и глубокого анализа состояния преступности, ее причин и действенности применяемых наказаний, ведь два предшествующих десятилетия наука советского уголовного права этими вопросами почти не занималась. Роль уголовного законодательства как одного из средств борьбы за укрепление социалистического правопорядка многими юристами явно преувеличивалась, хотя в теории отмечалось, что принуждение играет лишь вспомогательную роль в проводимой советским государством работе по созданию социалистической дисциплины.
В процессе решения задачи правового обеспечения послевоенных пятилетних планов восстановления и развития народного хозяйства при некоторой либерализации правовой ответственности в трудовых отношениях в стране вместе с тем проводился курс на усиление ответственности за хищение государственного и общественного имущества. В июне 1947 г. за эти виды преступлений были увеличены сроки наказаний до 10—25 лет, к лишению свободы приговаривались также лица, виновные в недоносительстве за эти преступления. В Уголовном кодексе РСФСР были отменены статьи, предусматривающие дифференцированные виды наказания за хищение общественной собственности. Уголовная ответственность была усилена также по ряду других преступлений. При обсуждении законодательных предположений на ближайшие годы на заседании комиссии ВС РСФСР республиканский министр юстиции Ф. А. Беляев выступил с предложением ввести все-таки некоторую дифференциацию сроков наказания, мотивируя это тем, что в связи с окончанием войны следовало бы учесть недостатки в практике применения УК РСФСР, но депутаты не поддержали ходатайство министра юстиции о смягчении наказания, в том числе и для несовершеннолетних.
Заботу об укреплении общенародного достояния проявляла Конституция РСФСР, она обязывала граждан беречь общественную собственность и преумножать ее как основу развития государства, как источник богатства и силы страны. И органы юстиции должны были законодательно обеспечить охрану государственного и общественного имущества. Кроме хищений, серьезный вред общественной собственности наносили всевозможные хозяйственные преступления: злоупотребление властью руководителей предприятий, учреждений, разбазаривание имущества, утечка товаров в общественной торговле и т. д. С преступлениями этого рода проводилась борьба посредством экономических, организационных и правоохранительных мер, при этом предпочтение отдавалось репрессивным мерам. В юридических кругах тоже существовало мнение, что мягкая уголовная ответственность ведет к разгулу преступных элементов, подталкивает морально неустойчивых людей, любителей легкой наживы на путь воровства, других преступлений и ослабляет волю честных людей в их борьбе за общественное достояние и социалистическую законность. Такая точка зрения находила отражение в постановлениях коллегии Министерства юстиции РСФСР, которые прямо ориентировали суды на ужесточение мер наказания. В порядке аргументации приводились соображения о том, что во многих случаях применяемые меры противоречат общественному правосознанию, которое требовало вынесения более строгих приговоров, особенно по делам о преступлениях, нарушающих экономические основы и интересы государства.
В те времена очень часто народный судья представлял такую судебную власть, которая принимала решение, не прислушиваясь к голосу закона, а руководствуясь «телефонным правом». А источников такого права было немало на всех уровнях — от районного до союзного. Наверное, потому на судебных заседаниях, пленумах областных судов, коллегиях и совещаниях, на заседаниях правительства и ВС РСФСР никто из руководителей «не посягал» на закон, не требовал смягчения предусмотренных им карательных мер. Как правило, звучало одно требование: усилить наказание.
Призывая к решению новых задач народного хозяйства, партия на своих съездах и пленумах неизменно подчеркивала важность укрепления законности и правопорядка как надежного оружия охраны советского строя и мощи государства. Ученые, специалисты-практики, народные судьи, адвокаты, нотариусы, другие работники органов юстиции привлекались к подготовке нового законодательства в целях правового обеспечения государственного планирования, устранения чрезмерной централизации управления народным хозяйством, повышения роли союзных республик в экономическом и хозяйственном строительстве. Конечной целью провозглашалось наиболее полное и активное участие населения в хозяйственной и культурной жизни страны, в управлении государством. Все государственные и правоохранительные органы в своей деятельности обязаны были следовать только закону, а такие структуры, как. НКВД, были в значительной мере лишены полномочий и привилегий, позволяющих им стоять над законом. Следить же за исполнением законов, как и в большинстве стран, предписывалось Министерству юстиции.
В то же время юристы не упускали из поля зрения и меры общественного воздействия. В частности, широко возрождались товарищеские суды, на необходимость активизации их деятельности указывали решения партии. Минюст в соответствии с этими указаниями добивался организации разветвленной сети общественных и товарищеских судов на производстве, в сельской местности, при домоуправлениях. В их деятельности принимали активное участие сотни тысяч людей; эти суды применяли к лицам, нарушающим нормы и правила социалистического общежития, меры воспитательного характера.
На одном из первых послевоенных совещаний работников юстиции, где обсуждались вопросы правового содействия выполнению народнохозяйственных планов, много говорили о проблемах семьи и брака. Высокопоставленный докладчик выдвинул тезис: «в первую очередь мы, юристы, должны положить начало прочной советской семье». А инициативные подчиненные в информации о совещании писали, что «участники совещания выразили единодушное пожелание сделать каждую женщину счастливой матерью». Это, конечно, всего лишь лингвистический «ляп», или, как еще говорят, «пенка», какие нередко допускают чиновники, игнорируя предостережение «осторожно, русский язык», напоминающее о том, что законы языка тоже надо соблюдать.
По сути же на совещании шла речь о правовом обеспечении социально-демографической политики, и в ее повседневной реализации принимались конкретные и, как свидетельствуют результаты, действительно эффективные меры. Об этом говорят следующие статистические данные по стране (количество на 1 тыс. человек):
Год | Родилось | Умерло | Естественный прирост |
47,0 | 30,2 | 16,8 | |
31,3 | 18,3 | 13,2 | |
26,7 | 9,7 | 17,0 | |
24,9 | 7,1 | 17,8 |
Не повторяясь о социальной политике государства в послевоенные годы, направленной на улучшение жизни населения, что прежде всего создавало условия, необходимые для естественного прироста населения, укажем лишь ряд специальных мер, осуществленных за довольно короткий период по линии законодательной власти, органов здравоохранения, профсоюзов. В 1945 г. был принят закон о помощи демобилизованным в трудоустройстве и налаживании домашнего хозяйства, в 1947 г. — запрет сверхурочных работ для беременных женщин и кормящих матерей и подростков, в 1948 г. — предоставление гражданам прав на покупку и строительство индивидуальных жилых домов с выделением кредита, в 1949 г. — сохранение для женщин с детьми до года непрерывного трудового стажа при переходе на другую работу, введение обязательных медосмотров на предприятиях с вредными условиями труда. Определенную положительную роль сыграл и факт учреждения правительственных наград — орденов и медалей материнства. Нелишне вспомнить и такой для современного российского общества анахронизм: непримиримая позиция «общественных треугольников» (партком, профком, комитет комсомола) по отношению к «любовным треугольникам» формировала определенное нравственное табу на любые попытки разрушения семьи, даже по мотивам и чистой любви. Эта заимствованная из религиозной этики позиция почти всегда находила поддержку у атеистической власти любого уровня, т. е. у любой администрации. В случае судебных разбирательств по расторжению брака главная цель была та же — помирить супругов, сохранить семью.
Естественное для послевоенного периода оживление самых разных сфер мирной жизни потребовало расширения деятельности таких институтов, как адвокатура и нотариат, призванных оказывать необходимую юридическую помощь гражданам и организациям, юридически оформлять, закреплять и защищать их права. Организация и руководство деятельностью адвокатских структур со стороны Минюста осуществлялись в определенных формах, предусмотренных Положением об адвокатуре.
Важнейшим направлением стала ликвидация чрезвычайных органов и методов управления. Упразднены ГКО, СВГК, другие, вызванные войной, органы гражданского и военного управления и сужены прерогативы многих органов. С января 1946 г. началось преобразование наркоматов (министерств) в связи с конверсией военного производства. На основе упраздненного Наркомата боеприпасов был создан Наркомат сельхозмашиностроения, Наркомат минометного вооружения преобразован в Наркомат машиностроения и приборостроения, вместо Наркомата танковой промышленности появился Наркомат транспортного машиностроения.
Выявились сторонники более или менее радикальных преобразований органов управления. Дискуссия между ними развернулась при рассмотрении в 1945—1946 гг. проекта четвертого пятилетнего плана и в 1947 г. — проекта новой программы партии.
Сторонниками отхода от волюнтаристских методов управления были: Жданов — секретарь ЦК ВКП(б), Вознесенский — председатель Госплана, Доронин — первый секретарь Курского обкома, Родионов — председатель Совмина РСФСР и др. Они исходили из нетрадиционной оценки перспектив мирового развития и считали, что с возвращением к миру должен наступить жестокий экономический и политический кризис в капиталистических странах, последует обострение «межимпериалистических противоречий», а все это воспрепятствует созданию единого фронта западных держав против СССР. Отсутствие военной угрозы и некоторое смягчение международной обстановки воспринимались частью руководства как условия, позволяющие ослабить централизованные методы управления страной, не продолжать политику ускоренного развития тяжелой промышленности[389].
Относительно либеральные идеи встретили сопротивление сторонников прежних жестких методов управления, сформированных в 30-е гг., — Берии, Маленкова и др.
Победа линии Маленкова была предопределена рядом обстоятельств: прежняя система органов управления выдержала проверку войной, привела страну к победе и отнюдь не исчерпала свой ресурс после войны; отказываться от привычных методов управления не было резона в условиях обострившейся международной обстановки, начавшейся «холодной войны», чрезвычайных обстоятельств, вызванных засухой и низким урожаем 1946 г. (лишь в 1947 г. отменены карточки, хотя и раньше, чем в других воевавших странах). Смерть Жданова в августе 1948 г. ослабила позиции его сторонников, которых окончательно разгромили в ходе так называемого «ленинградского дела».
Внутренняя борьба в руководстве страны, поражение носителей реформаторских тенденций рассматриваются в литературе в контексте усиления партийного влияния на государственный аппарат[390]. В 1946—1947 гг. был также усилен жесткий государственный контроль над промышленностью и сельским хозяйством. Причем контроль над отдельными отраслями экономики становился все более придирчивым и со стороны партийных органов. Отдел кадров ЦК ВКП(б) был признан чрезмерно централизованным и поэтому неэффективным и упразднен. Его функции переданы созданным отраслевым отделам кадров, призванным формировать руководящий слой в промышленности, финансах, плановых органах, сельском хозяйстве, транспорте и торговле. Речь шла о более рациональном кадровом обеспечении каждой конкретной отрасли. В этом просматривается восстановление довоенной практики жесткого партийного контроля над производством. Усиливалось совмещение партийного руководства и государственного управления, при котором партийные структуры присваивали властные и управленческие функции, подчиняли себе всю политическую систему.
Современная литература много внимания уделяет взаимоотношениям партийной, гражданской и военной властей в послевоенный период. Обращает на себя внимание, что усиление партийного руководства гражданскими и военными органами управления проходило в русле сформировавшейся в годы войны тенденции опираться на национально-патриотические мотивы, а не коммунистические догмы.
В условиях «холодной войны» двух мировых систем применялись чрезвычайные методы управления для выполнения напряженных государственных планов, процветала компанейщина в решении сложных социально-экономических, политических, духовных проблем, под лозунгом борьбы утверждался директивный стиль, проявлялись и другие качества, характерные для авторитарной системы управления. Считалось, что в сложных послевоенных условиях только такие средства целесообразны и способны обеспечить эффективность власти и управления, политическую стабильность и форсированное экономическое развитие.
В связи с возросшими потребностями в сельскохозяйственной продукции перед органами управления была поставлена задача в максимально короткие сроки восстановить и превзойти довоенный уровень производства. Произошло дальнейшее огосударствление управления колхозами. Созданная в сентябре 1946 г. Комиссия по делам колхозов во главе с заместителем предсовмина Андреевым занималась возвращением в общественный массив колхозов земель, незаконно захваченных колхозниками, организациями, учреждениями для приусадебных и подсобных хозяйств. Государственные органы управления ужесточили контроль за соблюдением Примерного устава сельскохозяйственной артели, за сохранностью колхозного имущества. С октября 1946 по 1953 г. при союзном правительстве действовал Совет по делам колхозов, имевший в республиках, краях и областях своих контролеров от центра, независимых от местных властей. Увеличилась зависимость колхозов от государственных МТС благодаря утверждению СМ СССР 27 января 1948 г. типового договора МТС с колхозами. Государство изменяло нормы колхозного права вплоть до утверждения примерных норм выработки, единых расценок в трудоднях, регулирования землепользования, землеустройства, финансирования, межколхозных производственных связей. Государством же устанавливались детальные планы развития колхозного и совхозного производства, применялись жесткие меры по выполнению сельскохозяйственных поставок в соответствии с основной заповедью — в первую очередь государству, остаток себе. Действовала, строгая система государственных штрафов, была установлена высокая натуроплата за работы МТС, практиковалась конфискация имущества колхозников на неуплату налогов (недоимки), усилилось бремя налогового обложения, сохранялась практика выкачивания средств и сил из деревни, ее ограбления.
Усилилась мелочная опека со стороны государственных органов. Курировавший сельское хозяйство Хрущев вынашивал грандиозные планы создания «агрогородов», перевода села на городские формы быта в порядке реализации идеи стирания граней между городом и деревней и пролетаризации всего населения. Соответственно упразднялись семейные звенья, организовывались крупные бригады, укрупнялись колхозы, ограничивалось приусадебное хозяйство. Ввиду продовольственных трудностей сохранилась практика «чрезвычайщины», посылки на места уполномоченных, комиссий для «усиления темпов» хлебозаготовок.
В сжатые сроки была проведена коллективизация в прибалтийских республиках, в Западных Белоруссии и Украине, в Молдавии, которая осуществлялась с применением административных мер при нарушении принципа добровольности, что обострило социальную обстановку в этих регионах.
В то же время постепенное восстановление сельского хозяйства и всего народного хозяйства в целом позволило провести в декабре 1947 г. денежную реформу, отменить централизованное нормированное распределение продовольствия по карточкам и реализовывать ежегодное снижение цен в течение пяти лет подряд.
Послевоенная система государственного управления пополнялась новыми кадрами специалистов. Действовала сеть учебных заведений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников партийных, государственных и общественных организаций. Рос оборонный потенциал СССР, который обеспечивался в том числе и за счет системы государственного управления, доказавшей свою эффективность не только в военные, но и в последующие годы, когда СССР превратился в одну из сверхдержав, оказывавших огромное влияние на судьбы мира.
Но на рубеже 40—50-х гг. обозначились и кризисные явления в управлении и в самом обществе. Снижалась эффективность государственного управления, обнажались его изъяны, становилось все более очевидным, что командная система, действенная в чрезвычайных условиях, мало соответствует требованиям периода стабильного развития. Не только в обществе, но и в верхах настоятельно ощущалась потребность радикальной реорганизации на демократической основе всей системы сверху донизу. Нарастало нетерпение инициативных управленцев, стремившихся разрешить сложившиеся противоречия. В этой обстановке рубежа 40—50-х гг. зарождались предпосылки и достаточно радикального демократического реформирования государственного управления, и новых чисток, ведущих к кадровому обновлению в рамках существовавшей системы.