Другие подходы

Минусы подхода

Плюсы подхода

Культурологический

Минусы подхода

Плюсы подхода

Авторы теории

Суть

Человечество не развивается по единым всемирно-историческим законам. В разное время в разных климатических зонах появляются, развиваются, исчезают отдельные человеческие общества. Они имеют свои закономерности развития.

1 путь для России: возврат к авторитарной системе 2 путь: объединение народа и государства 3 путь: исчезновение русской цивилизации.

Данилевский, Тойнби, Гумилев, Шпенглер, Сорокин. Арнольд Тойнби выделяет 2 типа чел общ-в:

1. примитивное общество

2. цивилизация

Примитивные общества:

§ короткий срок существования

§ небольшая территория и небольшое кол- во населения

§ существуют в стационарном состоянии

§ характерно сходство обычаев и традиций

§ небольшое разделение труда

§ примитивные языческие верования

§ отсутствие классов и государства.

Цивилизация: это единые организмы, все части которого взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии.

Признаки цивилизации:

1. Существование системы ценностей (достижения культуры, науки, религия, идея).

2. Цивилизация как-то географически очерчена.

Существует 2 теории подхода:

1. Стадиальная. Изучение истории как единого процесса, разделённого на стадии (цивилизации).

2. Локальная. Каждая цивилизация ограничена территорией.

Он акцентирует внимание на личности. Тем выше считается уровень цивилизации, чем больше может себя реализовать личность в рамках этой цивилизации.

1. Цив.подход позволяет рассмотреть исторический процесс во всем многообразии

2. открывает народу возможность не подгонять свою судьбу под заданные схемы

3. позволяет оценить вклад разных народов в развитие мирового сообщества

4. учитываются роль чел-ка, духовн, нравств, интеллект фактор общества

Цивилизация плохо систематизирует.

1. расплывчатость выделения критериев

2. трудно определить ментальность и дух развития чел-ка

3.

Цивилизация (по цив. подходу) - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-полит организации, культуре, эк-ке, и психолог чувство принадлежности к данному сообществу.

Культура - часть духовной жизни общества.
Данный подход основан на том, что некоторые разделяют (противопоставляют) цивилизацию и культуру.

1. Цивилизация может иметь врага и быть разрушена, а культура не может иметь такого непосредственного врага.

2. Культура не имеет географически очерченных и временных границ.

Н: Изобрели колесо в эпоху неолита, и человек до сих пор им пользуется.

1. Культурные ценности только совершенствуются.

Он рассматривает культуру как отдельные достижения.

§ Деполитизация (существует много партий)

§ Деидеологизация (много идеологий: коммунистическая, религиозная, либеральная и т.д.)

§ Исторический (явление нужно рассматривать в развитии, в контексте с другими явлениями, применительно к данному времени, когда явление происходит)

§ Гуманизм

В последние 10-15 лет мысль отечественных историков всё больше обращается к цивилизационному методу. Он даёт возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные её грани и пояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Кроме того, этот подход даёт возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории. Всемирная история предстаёт перед нами как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остаётся много спорных, нерешённых вопросов.
Формационный подход, как известно, берёт за основу объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Цивилизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, привносит человеческое измерение, т.е. важнейшей задачей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых разных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подходы - взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социально экономических отношений - важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из прямой зависимости “надстройки “ от “базиса “.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: