Автохтонная» (славянская) теория возникновения государства на Руси

Норманнская теория” возникновения государства.

Изучение проблемы образования государства у восточных славян в течение длительного времени было неотделимо от рассказа “Повести временных лет”, обычно именуемого “легендой о призвании варягов”. Под 6370 г. (862 г по новому летоисчислению) в “Повести временных лет” сообщается: ”Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к Руси. Те варяги назывались Русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), и иные норманны и англы, а еще иные лотландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: ”Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собою всю Русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля”. Этот летописный рассказ послужил основанием “норманнской теории”. Согласно этой теории древнерусское государство было создано варягами. Начиная с 1615 г. ученые предлагали видеть в варягах норманнов, славян, финнов, литовцев, хазар, готов, иранцев, кельтов, представителей других народов. Зарождается норманизм в шведской историографии XVII в. (П. Петерей, О. Верелей, О. Рудбек), главной причиной зарождения норманизма исследователи считают антирусскую направленность внешней политики Швеции того времени, претендовавшей на политическое господство в Балтийском Поморье. Была разработана развернутая программа шведских территориальных завоваеваний за счет России, получившая в зарубежной историографии наименование “Великой восточной программы”. Идеологическим обоснованием этих великодержавных замыслов в отношении России и стала “норманнская теория” шведских историков. В отечественной традиции она была сформулирована в России немецкими учеными Байером, Миллером, Шлецером. Впервые на торжественном заседании Академии наук в правлении Елизаветы Петровны (1749) российский историограф и ректор университета профессор Миллер произнес речь, где сформулировал основные положения “норманнской теории” возникновения государства:

1. Варяги – это скандинавы;

2. Они являются основателями государства;

3. Понятие “варяги” и “Русь” тождественны.

Доклад вызывал бурную реакцию. С резкой критикой в адрес “норманнской теории” выступил М.В. Ломоносов в сочинении “Замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера” Происхождение имени и народа российского”. Миллер и Ломоносов положили начало полемики между “норманистами” и “антинорманистами”. Первый из них преувеличивал роль варягов в образовании Русского государства, другой вовсе ее отрицал. “Норманнская теория” за 200 лет своего существования обрела свою историю. В целом принимали концепцию норманистов ведущие русские историки – Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев. М.П. Погодин, В.О. Ключевский, и др. В XIX веке она станет частью государственной теории «официальной народности» (самодержавие, православие, народность), когда летописное придание о Рюрике станет использоваться как символ давней преданности русского народа самодержавию. Против выступили, кроме М.В. Ломоносова, Д.И. Иловайский, В.Г. Васильевский, С. Гедеонов и др. В советской исторической науке большая часть исследователей придерживалась антинорманизма.

В «Повести временных лет» в недатированной ее части существует другая версия происхождения государства у восточных славян, киевская по происхождению. В рассказе Нестора о доваряжском периоде приводятся сведения о трех братьях (Кие, Щеке и Хориве), родом из славян. Старший брат Кий, замечает летописец, не был перевозчиком через Днепр, а был князем и ходил в поход даже на Царьград. Кий был родоначальником славянской династии князей, а Киев являлся административным центром племенного объединения полян. Существует также легенда, которую можно отнести к этой же традиции. У новгородского князя Гостомысла было три дочери. Он все время сражался со скандинавами на Руси за данью, и в походах потерял всех сыновей. В старости надо было кому-то передать княжество. Уже на краю могилы он вспомнил, что одну из дочерей, Умилу, он отдал за варяга. У нее было три сына: Рюрик, Синеус, Трувор. И тогда Гостомысл решил позвать своих внуков, т.е. в предании речь идет о представителях славянского рода. В XVIII в. в ответ на доклад Г.Ф. Миллера «О норманнском происхождении русской государственности» М.В.Ломоносов пытался доказать, что Рюрик по происхождению являлся славянином, а славяне появились задолго до варягов и сыграли значительную роль в мировой истории. Тем самым он заложил начала антинорманнской версии происхождения государства у восточных славян. Необходимо подчеркнуть, что спор этот, возникшей во второй пол. XVIII в., имел не столько научный, конкретно-исторический, сколько политический характер, т.к. всегда освещался с учетом политических и династических факторов. В то же время, нельзя не отметить, что споры «норманистов» и «антинорманистов» оказались довольно плодотворными. Они заставили оппонентов для доказательства своей правоты привлечь максимальное количество аргументов: лингвистических, текстологических, источниковедческих, археологических и пр. В результате современная наука, как зарубежная, так и отечественная, располагает огромным историческим материалом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: