double arrow

Формы государства.. Понятие и классификация функций государства

Понятие и классификация функций государства.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в характерных для данного государства формах и свойственными ему методами. Функции государства – это основные направления государственной деятельности, без которых существование государства невозможно.

В зависимости от продолжительности действия функции государства делятся на: -постоянные – осуществляются на всех этапах развития государства; -временные – прекращают свое действие с решением определенной задачи.

В зависимости от значения: на основные и неосновные.

В зависимости от направленности на: внутренние; внешние.

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутригосударственных задач. К ним можно отнести:

1) Охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;

2) Экономическая – обеспечение нормального функционирования и развития экономики;

3) Социальная – это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населения, поддержанию уровня жизни, условий труда, быта;

4) Идеологическая – поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание культуры;

5) Охрана правопорядка – соблюдение прав и свобод граждан.

Внешние функции государства– это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач по взаимоотношению с другими государствами:

1) оборона страны обеспечение достаточного уровня обороноспособности, защита суверенитета и территориальной целостности;

2) сотрудничество с другими государствами – направлено на установление и развитие экономических, политических, культурных и других отношений;

3) поддержание мира – это деятельность государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулировании межгосударственных конфликтов.

Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какими методами осуществляется власть. Форма государства складывается из 3-х элементов:

1) формы государственного правления;

2) формы государственного устройства;

3) политического режима.

I. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают 2 формы правления: монархию и республику.

Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. Власть передается по наследству, монарх не несет юридической ответственности за свои действия.

Существуют абсолютные и конституционные монархии.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, он выступает единственным носителем суверенитета.

Конституционная монархия – это государство, в котором власти монарха ограничена парламентом. Выделяют дуалистическую и парламентскую монархию. При дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Монарх назначает правительство, которое ответственно перед ним (Иордания, Кувейт, Марокко).

При парламентской монархии власть главы государства не распространяется на сферу законодательства и ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту (Великобритания, Швеция, Дания, Япония).

Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей.

В президентской республике президент является и главой государства и главой исполнительной власти, избирается большинством голосов граждан, сам формирует правительство. В президентской республике жесткое разделение властей (США, Республика Беларусь).

В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним. Глава государства избирается парламентом и осуществляет представительскую и церемониальную функции (Италия, Турция, ФРГ).

В полупрезидентской республике – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом (Франция, Польша).

II. Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей.

Основные формы:

Унитарное государство – это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство (Франция, Турция, Дания, Республика Беларусь, Польша, Украина).

Федерация – это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью. К ним относятся государства, территориальные части которых обладают суверенитетом, имеют признаки государственности. Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Полномочия между федерацией и входящими в нее государственными образованьями определяются единой конституцией. Члены федерации не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства (США, ФРГ, Российская Федерация).

Конфедерация – союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Союзы суверенных государств образуются для совместного решения определенных задач экономического, военного, социального и иного характера. Члены конфедерации сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза решение вопросов в области обороны, внешней политики, транспорта (СНГ, союз Беларуси и России, Европейский Союз (ЕС)).

Империи – это государственные образования, характерными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильно централизованная власть, разнородный этнический и культурный состав населения (Римская, Британская, Российская).

Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным (Великобритания оккупировала Египет в 1882г.).

Уния – общность государств, возглавляе­мых единым монархом. Уния возникает в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах.

III. Политический (государственный) режим это совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. Различают виды режима:

Демократический режим это правление народа, избранное народом и для народа (амер.президент Авраам Линкольн).

Чертами этого режима являются: наличие широкого диапазона гарантированных прав и свобод граждан; свободная деятельность правящей и оппозиционных политических партий; наличие общегосударственного представительного органа власти – парламента, который избирается и действует в обстановке легальной борьбы партий; формирование правительства партиями в соответствии с итогами их легальной борьбы на выборах; наличие источников информации. Эти системы основаны на праве участия масс в осуществлении политики.

Авторитарный режим характеризуются неограниченной властью одного лица или узкой группы лиц. Признаками режима является: ликвидация или ограничение демократических прав и свобод граждан; запрещение ряда или всех политических партий и общественных организаций; ограничение выборности органов государства и превращение парламента во второстепенный орган; сращивание правящей партии с государственным аппаратом; запрещение прессы; использование террористических методов борьбы с противниками режима. Участи масс в политической жизни носит ограниченный характер (страны Азии, Африки, Латинской Америки).

Тоталитарный политический режим – характеризуются полным контролем государства над обществом и личностью. Их отличительными особенностями являются: максимальное ущемление прав и свобод граждан; формирование власти на всех уровнях путем назначения сверху; фактическое упразднение принципа разделения властей; наличие лишь одной правящей партии во главе с вождем; государственно-организованный террор, основанный на насилии. Восприимчивость к этой идеологии возрастает в периоды острых социально-экономических кризисов, сопровождается обнищанием больших масс людей. Он порождает застой и регресс.

11. Государственный аппарат.

Государственный аппарат – это целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Выделяют следующиечерты государственного аппарата:

1.Государственный аппарат состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и профессионально занимается управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений);

2.Первичными элементами гос.аппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы иерархически соподчинены друг с другом.

3.Каждый государственный орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, он действует как орган государственного властвования.

4.Для обеспечения властных велений государственный орган имеет возможность использовать организационные и материальные орудия принуждения.

5.Государственный аппарат призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан.

При управлении обществом гос.аппаратом сначала происходит регуляция наиболее важных общественных отношений при помощи права: издаются нормативные акты, в которых содержатся нормы права. Все граждане, их организации, должностные лица и государственные органы должны подчиняться нормам права, реализовывать их в своем правовом поведении. Необходимо следить за тем, чтобы эти правила не нарушались. В этой связи выделяют 3 формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативных правовых актов; правоисполнительную – как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную – форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

Таким образом, с помощью гос.аппарата осуществляется государственная власть и выполняются задачи и функции государства.

12. Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество – это общество, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена. Гражданское общество возникает на индустриальной стадии развития производства. Его материальной основой является крупная машинная промышленность и развитая сфера научно-технического обеспечения производства. В гражданском обществе группы людей и их организации обладают реальной, гарантированной государством возможностью свободно объединяться для достижения общих хозяйственных, политических, научных, культурных и других целей. Становление гражданского общества означает утверждение демократических, правовых норм во всех сферах общественной жизни.

Правовое государство – это такой тип государства, в котором принята и действует демократическая конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом), действует принцип разделения и взаимодействия властей.

Отличительными признаками правового государства выступают: 1) верховенство закона; 2) разделение властей; 3) признание и соблюдение прав человека; 4) наличие эффективных средств защиты прав и свобод и др.

Указанные признаки правового государства в той или иной мере получили закрепление в Конституции Республики Беларусь: человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ст.2); государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6); Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст.8). Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Для правового государства характерно самоограничение власти правовыми нормами и одновременно повышенная защита прав и свобод граждан.

Гражданское общество и правовое государство составляют единое целое и выражают степень демократизма политической жизни и политической системы как ее институционально-правового механизма. Правовое государство является условием развития гражданского общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: