double arrow

Особенности организации финансов государственных и частных предприятий

1Каждую отрасль отличают определенные технологические особенности ,оказывающие воздействие на денежные потоки предприятий отрасли (непрерывность или цикличность, объем денежных средств, полнота и размеры денежных потоков).

Сейчас в рыночных условиях отнесение к отраслям размыто, т.к. предприятие может заниматься помимо основного, побочным видом деятельности.

Особенности в большой степени отражаются на формирование затрат и организации оборотных средств предприятия. Отрасли отличаются характером произведенного продукта, длительностью производственного цикла, характером накопления затрат. В отрасли с длительным производственным циклом (больше года) заказчик участвует в финансировании производства.

Особенности рынка товаров:

─ Количество потенциальных потребителей (объем продаж);

─ Динамичность рынка (соответствие НТП);

─ Ограниченность потребителей товара.

─ Технологическая сложность производства.

─ Взаимоотношения предприятий (большая степень риска,если продукция технологически сложна).

─ Трудоемкость, материалоемкость и т.д.

─ Географическое положение (привязанность к сырью).

─ Исторически сложившаяся рентабельность в отрасли.

─ С/Х

1. Почвенно-климатические особенности (сказываются на урожайности и доходе).

─ Зональная специфика.

─ Длительность рабочего периода.

─ Объем культурно-технологических работ.

2. Погода-определяет результативность с/х работ.

3. Биологический фактор.

4. Социально-экономические особенности с/х производства.

5. Рискованность с/х, следовательно дополнительное страхование и создание резервов (денежных и натуральных).

Строительство

1. Подвижность производственной базы.

2. Расчеты заказчика и подрядчика.

Транспорт.

1. Специфика готовой продукции.

2. Высокая доля подвижного состава.

3. Высокая доля централизации доходов и ресурсов.

2Финансовая деятельность — осуществление государством функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Финансовая деятельность — деятельность государства в лице уполномоченных государственных органов по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих динамическое развитие и эффективное функционирование этого государства.
Финансовая деятельность (организационно-правовой аспект) протекает как деятельность органов государственной власти и управления.
В процессе финансовой деятельности государствами решаются следующие задачи:
1)мобилизации денежных средств:

а)учет возможности получения средств;

б) увеличение денежных средств, поступающих в бюджет;

в) учет и возможности налогоплательщиков;

г) установление особого порядка взимания налогов и сборов;

д) изыскание иных средств мобилизации денег;

2) распределение и использование денежных средств:

а) учет объектов использования денежных средств и их нужд;

б) определение размера каждой потребности;

в) определение размеров и сроков использования денежных средств;

г) определение правового положения распределителей бюджетных средств;

д) строгий учет и отчетность в использовании денежных средств;

е) обеспечение сохранности денежных средств;

ж) выявление резервов расходования денежных средств.

Финансовая деятельность как управляющая система проявляется в различных методах (конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение и использование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы).
Методы мобилизации включают в себя:

1) обязательные платежи (налоги, сборы (пошлины), платежи по обязательному страхованию).

Данный метод тесно связан с институтом государственного принуждения; посредством данного метода государство осуществляет концентрацию денежных средств в обязательном и установленном законом порядке, в установленный срок, в бюджет соответствующего уровня;

2) добровольные платежи (лотереи, вклады в банк, государственный заем (покупка и продажа государственных ценных бумаг), пожертвования юридических и физических лиц).

Методы распределения и использования включают:

1) финансирование (выделение государством денежных средств из бюджета для выполнения юридическими лицами своих задач на условиях безвозмездности, безвозвратности и целевого использования);

2) кредитование (отпуск банками и банковскими организациями денежных средств юридическим и физическим лицам на условиях возвратности, возмездности, срочности и целевого назначения).

В настоящее время бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности, т. е. бюджетный заем.

Государственные организации получают денежные средства путем финансирования и кредитования, а коммерческие — путем кредитования;

3) производство расчетов с вкладчиками банковских учреждений;

4) выплата страхового возмещения;

5) осуществление валютных операций.

Мобилизация, распределение и использование денежных средств осуществляется в безналичном порядке либо наличными денежными средствами.

Необходимо обратить внимание на субъекты, которые принимают участие в мобилизации денежных средств в доход государства, к которым относятся:

1) высшие представительные и исполнительные органы государственной власти (руководят финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют государственное страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию).
Президент Республики Беларусь издает декреты и указы по вопросам налогообложения, валютных операций и по другим вопросам, связанным с мобилизацией денежных средств.

Национальное собрание принимает республиканский бюджет, законы, связанные с мобилизацией денег в доход государства.
Правительство Республики Беларусь обеспечивает исполнение республиканского бюджета по доходам, принимает решения по вопросам налогообложения, занимается другими вопросами в области организации доходов;

2) органы местного самоуправления (обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами в соответствующих административно-территориальных образованиях).

Поскольку финансовая система страны едина, то все местные органы выполняют на своей территории обязанности в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Так, помимо того что они утверждают местные бюджеты, они обязаны обеспечивать на своей территории поступления доходов в вышестоящие бюджеты, образования кредитных ресурсов банков, государственных страховых фондов;

3) государственные органы специальной компетенции.

Министерство финансов принимает участие в расходовании денежных средств. Однако следует иметь в виду, что Министерство финансов Республики Беларусь организует составление проекта республиканского и консолидированного бюджетов. Оно принимает деятельное участие вместе с Министерством по налогам и сборам по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы в Республике Беларусь, осуществляет государственное кредитование и др.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь следит за соблюдением норм налогообложения и обеспечения, прежде всего поступлений денежных средств в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Национальный банк Республики Беларусь выступает кредитором Правительства, организует денежное обращение и валютные операции. На него возложены такие важные полномочия, как эмиссия денег;

4) все организации, занимающиеся хозяйственной и коммерческой деятельностью. Они выступают плательщиками налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, также могут быть заемщиками по государственному кредиту;

5) граждане как налогоплательщики; также они могут быть кредиторами государства путем хранения денег в отделениях Сбербанка Республики Беларусь, как покупатели ценных бумаг государства.


Сейчас читают про: